Формирование традиции вертикальной направленности погребального ритуала на территории евразийских степей в эпоху бронзы

  • С.В. Сотникова Тюменский государственный университет
Ключевые слова: евразийские степи, эпоха бронзы, памятники синташтинского, петровского типа, андроновская (федоровская) культура, карасукская культура, ирменская культура, погребальный обряд, колесница, кремация

Аннотация

Пути формирования и трансформации традиции вертикальной направленности погребального ритуала в среде андроновского населения, по-видимому, имели отношение к захоронению воинов. В синташтинских и петровских погребальных комплексах эта традиция была связана с захоронением воинов-колесничих. Образ погребальной колесницы передавался помещением частей реальной колесницы. Со временем образ колесницы становится все более символичным. Условно можно выделить два основных направления символизации. Первый вариант представлен материалами андроновского (федоровского) могильника Самара и карасукскими памятниками, где изображения лошади или колесниц наносились на плиты оградки или погребального сооружения. Второй вариант представлен андроновскими (федоровскими) погребениями с вертикально установленными деревянными столбами. Образ колесницы утрачивает сходство с реальным объектом и приобретает вид жертвенного столба, на вершине которого укреплялось колесо или его символ. Возможен и другой вариант толкования, учитывающий связь погребений с вертикально установленными столбами и обрядом кремации. Не исключено, что в ходе ритуала имела место антропоморфизация столба с помощью реальных вещей, что получило дальнейшее развитие в ирменских камнях-обелисках и оленных камнях

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Литература

Альбедиль М.Ф. Игровое начало в индуизме // Игра и игровое начало в культуре народов мира. СПб.: МАЭ РАН, 2005. С. 155–170.

Андроновская культура. Памятники западных районов // САИ. 1966. Вып. В 3–2. 144 с.

Блохин А.А. Некоторые особенности андроновского погребального обряда (по материалам могильника Фирсово XIV) // 275 лет сибирской археологии. Материалы XXXVII региональной археолого–этнографической студенческой конференции (РАЭСК). Красноярск: Универс, 1997. С. 51–53.

Бобров В.В. К проблеме вертикально установленных объектов в погребениях эпохи бронзы Сибири и Казахстана // Северная Евразия от древности до средневековья. Тез. конф. к 90-летию со дня рождения М. П. Грязнова. СПб.: ИИМК РАН, 1992. С. 54–57.

Бобров В.В. К проблеме историко-археологического развития в начале I тыс. до н.э. на территории Южной Сибири // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1999. С. 20–23.

Бобров В.В.Михайлов Ю.И. Памятники андроновской культуры Обь-Чулымского междуречья//Рукопись депонирована ИНИОН, № 38518 от 26.06.1989. Кемерово, 1989. 199 с.

Васильков Я.В. Ваджапея // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М.: Республика, 1996. С. 105.

Виноградов Н.Б. Кулевчи VI – новый алакульский могильник в лесостепях Южного Зауралья // Советская археология. 1984. № 3. С. 136–153.

Гей А.Н. О некоторых символических моментах погребальной обрядности степных скотоводов Предкавказья в эпоху бронзы // Погребальный обряд: реконструкция и интерпретация древних идеологических представлений. М.: Восточная литература, 1999. С. 78–113.

Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта: археологические памятники арийских племен Урало–Казахстанских степей. Челябинск: Южно-Урал. книж. изд-во, 1992. 408 с.

Грязнов М.П. К вопросу о сложении культур скифо-сибирского типа в связи с открытием кургана Аржан // КСИА. 1978. Вып. 154. С. 9–18.

Грязнов М.П. Аржан. Царский курган раннескифского времени. Л.: Наука, 1980. 64 с.

Грязнов М.П. О монументальном искусстве на заре скифо-сибирских культур в степной Азии // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Л.: Искусство, 1984. Вып. 25. С. 76–82.

Зданович Г.Б. Бронзовый век Урало-Казахстанских степей. Свердловск: Урал. ун-т, 1988. 184 с.

Зданович Д.Г. Куприянова Е.В. Лошади и близнецы: к «археологии ритуала» Центральной Евразии эпохи бронзы // Аркаим–Синташта: древнее население Южного Урала: к 70-летию Г.Б.Здановича. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2010. С. 130–161.

Кадырбаев М.К., Курманкулов Ж.К. Культура древних скотоводов и металлургов Сары–Арки (по материалам Северной Бетбак–Далы). Алма-Ата: Гылым, 1992. 247 с.

Килуновская М.Е., Семенов Вл.А. Оленные камни Тувы (часть I – новые находки, типология и вопросы культурной принадлежности) // Археологические вести. 1998. № 5. С. 143–154.

Килуновская М.Е., Семенов В.А. Оленные камни в погребальном обряде скифских культур Тувы // Древние и средневековые изваяния Центральной Азии. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2014. С. 36–40.

Ковалев А.А., Рукавишникова И.В., Эрдэнэбаатар Д. Оленные камни – это памятники–кенотафы (по материалам новейших исследований в Монголии и Туве) // Древние и средневековые изваяния Центральной Азии. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2014. С. 41–54.

Ковтун И.В. Андроновские погребения Урского могильника из раскопок Ф.И.Александрова (К открытию первого андроновского памятника в Кузнецкой котловине) // Методология и историография археологии Сибири. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. С. 122–133.

Ковтун И.В. Нонфигуративность андроновского искусства: идеи, факты, интерпретации // Известия Алтайского государственного университета. 2008. № 4 – 4 (60). С. 95–101.

Комарова М.Н. Памятники андроновской культуры близ улуса Орак // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Л: Гос. Эрмитаж, 1961. Вып. 3. С. 32–73.

Кузьмина Е.Е. Арии – путь на юг. М.: Летний сад, 2008. 558 с.

Кукушкин А.И. Курганы Центрального Казахстана с колесничной атрибутикой // Этнические взаимодействия на Южном Урале. Материалы III региональной научно-практической конференции. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2006а. С. 47–51.

Кукушкин А.И. Могильник Аяпберген – раннеандроновский памятник Центрального Казахстана // Изучение памятников археологии Павлодарского Прииртышья. Павлодар: НПФ «Эко», 2006б. Вып. 2. С. 50–69.

Кулланда С.В. Рец. на: E.E.Kuzmina. The Origin of the Indo-Iranians. Ed. by J.P.Mallory. Leiden Indo-European Etymological dictionary Series. Ed. By Lubotsky. Vol.3. Leiden–Boston: Brill, 2007. XVIII + 762 p. // ВДИ. 2010. № 3. С. 202–211.

Леонтьев С.Н. Новые изображения колесниц карасукской эпохи из Хакасско–Минусинской котловины // Вестник Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства (САИПИ). 2000. Вып. 2. С. 12–13.

Максименков Г.А. Андроновская культура на Енисее. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. 192 с.

Марсадолов Л.С. «Оленные» камни из поселка Аржан в Центре Азии // Древности Евразии: от ранней бронзы до раннего средневековья. М.: ИА РАН, 2005. С. 301-311.

Мелетинский Е.М. Вальхалла // Мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия, 1997. Т. 1. С. 212.

Огибенин Б.Л. Структура мифологических текстов «Ригведы» (ведийская космогония). М.: Наука, 1968. 115 с.

Оразбаев А.М. Северный Казахстан в эпоху бронзы // Труды ИИАЭ АН Каз ССР. Алма-Ата, 1958. Т. 5. С. 216–294.

Рахимов С.А. Андроновская стоянка и могильник на р. Сыде (Красноярский край) // КСИА. 1968. Вып. 114. С. 70–75.

Рукавишникова И.В. Архитектура и последовательность сооружения ритуально-погребального комплекса алдыбельской культуры // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2013. С. 217-221.

Савинов Д.Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. СПб: СПбГУ, 1994. 208 с.

Савинов Д.Г., Бобров В.В. Курганы андроновской культуры могильника Юрман I в Западной Сибири // Археологические вести. 1995. № 4. С. 83–90.

Савинов Д.Г. О «скрытой» стороне южносибирской археологии // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2013. С. 42–46.

Савинов Д.Г., Бобров В.В. Курганы андроновской культуры могильника Юрман I в Западной Сибири // Археологические вести. 1995. № 4. С. 83–90.

Сотникова С.В. О формировании традиции трупосожжения в алакульском погребальном обряде // Изучение памятников археологии Павлодарского Прииртышья. Павлодар: НПФ «Эко», 2006. Вып. 2. С. 81–87.

Сотникова С.В. Андроновский (федоровский) погребальный обряд: реконструкция способов обращения с кремированными останками // Северный регион: наука, образование, культура. Сургут: Изд-во СурГУ, 2007. № 2 (16). С. 7–15.

Стефанов В.И., Днепров С.А., Корочкова О.Н. Курганы могильника Урефты I // СА. 1983. № 1. С. 155–166.

Ткачев А.А. Центральный Казахстан в эпоху бронзы. Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. Ч. 1. 289 с.

Ткачев А.А. Центральный Казахстан в эпоху бронзы. Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. Ч. 2. 243 с.

Усманова Э.Р., Варфоломеев В.В. Уйтас–Айдос – могильник эпохи бронзы // Вопросы археологии Казахстана. Алматы; Москва: Гылым, 1998. Вып. 2. С. 46–60.

Филлипова Е.Е. Изображение ритуальной колесницы карасукской эпохи из могильника Хара хая // Северная Евразия от древности до средневековья. Тез. конф. к 90-летию со дня рождения М.П.Грязнова. СПб.: ИИМК РАН, 1992. С. 89–92.

Чугунов К.В. Оленные камни и стелы в контексте элитных комплексов Саяно–Алтая // Каменная скульптура и мелкая пластика древних и средневековых народов Евразии. Барнаул: Азбука, 2007. (Труды САИПИ. Вып. 3). С. 109–113.

Опубликован
2019-06-03
Как цитировать
1. Сотникова С. Формирование традиции вертикальной направленности погребального ритуала на территории евразийских степей в эпоху бронзы // Теория и практика археологических исследований, 2019. Т. 10. № 2. С. 79-95. URL: http://journal.asu.ru/tpai/article/view/%2810%29.-06.
Раздел
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ