ГРАВИРОВАННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ДИСКОВИДНЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В СВЕТЕ ОБСКО-УГОРСКИХ И ИНДО-ИРАНСКИХ ПАРАЛЛЕЛЕЙ (по материалам Урало-Сибирского региона)
Аннотация
Основное внимание уделено образу центрального воинственного персонажа, выгравированного на средневековых «восточных» серебряных блюдах в сопровождении мифической птицы. Автор приходит к выводу, что на гравировках мог быть передан образ Тахыт-Котл-Торума, который об-наруживает наибольшее сходство с древнеиндийским Тритой Аптья и древнеиранским Трайтаоной Атвья. Рассмотренный материал демонстрирует не единичное сходство, а целую серию похожих моментов. Эта цепочка соответствий позволяет полагать, что Тахыт-Котл-Торум вполне мог быть древним угорским богом войны и победы. Высказывается предположение, что истоки этого образа имели достаточно глубокие корни, уходящие в индоевропейское прошлое.Птица стреловидной формы, выгравированная на средневековых серебряных блюдах рядом с центральной воинственной фигурой, может быть сопоставлена с авестийской птицей-стрелой Варагн. В «Авесте» птица Варагн выступала как еще одна форма воплощения Хварно (Фарр, Фарн), а также как одна из инкарнаций божества войны и победы Вэртрагна. Таким образом, мифическую птицу-стрелу и воинственную фигуру, которые изображены на средневековых «восточных» серебряных блюдах, следует, по-видимому, рассматривать в определенной взаимосвязи, как единый образ
Скачивания
Metrics
Литература
Avesta v russkikh perevodakh (1861–1996) [Avesta in Russian translations]. St. Petersburg : “Zhurnal Neva” : “Letniy Sad”, 1998. 480 p. [In Russian]. Авеста в русских переводах (1861–1996). СПб. : «Журнал Нева» : «Летний Сад», 1998. 480 с.
Baulo A.V. Tagt-Kotil-Torum. Mifologiya mansi [Tagt-Kotil-Torum. Mansis Mythology]. Novosibirsk : Institut arkheologii i etnografii SO RAN, 2001. Pp. 136–137 [In Russian]. Бауло А.В. Тагт-Котиль-Торум // Мифология манси. Новосибирск : Институт археологии и этнографии СО РАН, 2001. С. 136–137.
Braginskiy I.S. Veretragna. Mify narodov mira [Myths of the World]. Moscow : Sovetskaya entsiklopediya, 1997. Vol. 1. 233 p. [In Russian]. Брагинский И.С. Веретрагна // Мифы народов мира. М. : Советская энциклопедия, 1997. Т. 1. С. 233.
Vasil’kov Ya.V. Mif, ritual i istoriya v “Makhabkharate” [Myth, ritual and history in “Mahabharata”]. St. Petersburg : Evropeyskiy Dom, 2010. 400 p. [In Russian]. Васильков Я.В. Миф, ритуал и история в «Махабхарате». СПб. : Европейский Дом, 2010. 400 с.
Gondatti N.L. Sledy yazychestva u inorodtsev Severo-Zapadnoy Sibiri [Traces of paganism among foreigners in North-Western Siberia]. Vydayuschiesya gubernatory Tobol’skie i Sibirskie [Outstanding governors of Tobolsk and Siberia]. Tyumen’ : Izd-vo Yu. Mandriki, 2002. Pp. 404–443. [In Russian]. Гондатти Н.Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири // Выдающиеся губернаторы Тобольские и Сибирские. Тюмень : Изд-во Ю. Мандрики, 2000. С. 404–443.
Elizarenkova T.Ya. “Rigveda” – velikoe nachalo indiyskoy literatury i kul’tury [“Rigveda” – the origin of great Indian literature and culture]. Rigveda. Mandaly I–IV. Moscow : Nauka, 1999. Pp. 426–543. [In Russian]. Елизаренкова Т.Я. «Ригведа» – великое начало индийской литературы и культуры // Ригведа. Мандалы I–IV. М. : Наука, 1999. С. 426–543.
Rigveda. Mandaly I–IV. Moscow : Nauka, 1999a. 767 p. [In Russian]. Ригведа. Мандалы I–IV. М. : Наука, 1999а. 767 с.
Rigveda. Mandaly V–VIII. Moscow : Nauka, 1999b. 744 p. [In Russian]. Ригведа. Мандалы V–VIII. М. : Наука, 1999б. 744 с.
Rigveda. Mandaly IX–X. Moscow : Nauka, 1999c. 559 p [In Russian]. Ригведа. Мандалы IX–X. М. : Наука, 1999в. 559 с.
Solov’ev A.I. Voennoe delo korennogo naseleniya Zapadnoy Sibiri: Epokha srednevekovya [Military Science of the indigenous population of Western Siberia: the era of the Middle Ages]. Novosibirsk : Nauka, 1987. 193 p. [In Russian]. Соловьев А.И. Военное дело коренного населения Западной Сибири: Эпоха средневековья. Новосибирск : Наука, 1987. 193 с.
Sotnikova S.V. Gravirovannye izobrazheniya na diskovidnykh predmetakh rannego zheleznogo veka i Srednevekov’ya v svete indo-iranskikh paralleley (po materialam Uralo-Sibirskogo regiona) [Engraved images on the disk-shaped objects of the Early Iron Age and the Middle Ages in the light of the Indo-Iranian parallels (based on Ural-Siberian region). Teoriya i praktika arkheologicheskikh issledovaniy [The theory and practice of archaeological research], 1 (11). 2015. Pp. 41–55. [In Russian]. Сотникова С.В. Гравированные изображения на дисковидных предметах раннего железного века и Средневековья в свете индо-иранских параллелей (по материалам Урало-Сибирского региона) // Теория и практика археологических исследований. 2015. №1 (11). С. 41–55.
Spitsyn A.A. Shamanskie izobrazheniya [Shamanic images]. Zapiski otdeleniya russkoy i slavyanskoy arkheologii Imperatorskogo Russkogo arkhaeologicheskogo obshchestva [Notes of the Department of Russian and Slavic archaeology of the Imperial Russian Archaeological Society]. St. Petersburg, 1906. Pp. 29–145. [In Russian]. Спицын А.А. Шаманские изображения // Записки отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества. СПб., 1906. Т. VIII, вып. 1. С. 29–145.
Toporov V.N. Vishvarupa. Mify narodov mira [Myths of the World]. Moscow : Sovetskaya entsiklopediya, 1997a. Vol. 1. 238 p. [In Russian]. Топоров В.Н. Вишварупа // Мифы народов мира. М. : Советская энциклопедия, 1997а. Т. 1. С. 238.
Toporov V.N. Vritra. Mify narodov mira [Myths of the World]. Moscow : Sovetskaya entsiklopediya, 1997b. Vol. 1. 253 p. [In Russian]. Топоров В.Н. Вритра // Мифы народов мира. М. : Советская энциклопедия, 1997б. Т. 1. С. 253.
Toporov V.N. Trita. Mify narodov mira [Myths of the World]. Moscow : Sovetskaya entsiklopediya, 1997c. Vol. 2. Pp. 525–526. [In Russian]. Топоров В.Н. Трита // Мифы народов мира. М. : Советская энциклопедия, 1997в. Т. 2. С. 525–526.
Toporov V.N. Avest. Θrita, Θraētaona, dr.-ind. Trita i dr. i ikh indoevropeyskie istoki [Avesta. Θrita, Θraētaona, Old Indian. Trita, etc.,and their Indo-European origins]. Toporov V.N. Issledovaniya po etimologii i semantike. T. 2 : Indoevropeyskie yazyki i indoevropeistika. Kn. 2 [Studies on the etymology and semantics. T. 2 : Indo-European languages and Indo-European study]. Moscow : Yazyki slavyanskikh kul’tur, 2006. Pp. 479–504. [In Russian]. Топоров В.Н. Авест. Θrita, Θraētaona, др.-инд. Trita и др. и их индоевропейские истоки // Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. 2 : Индоевропейские языки и индоевропеистика. Кн. 2. М. : Языки славянских культур, 2006. С. 479–504.
Copyright (c) 2016 Теория и практика археологических исследований
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылокой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале. с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи