ГРАВИРОВАННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ДИСКОВИДНЫХ ПРЕДМЕТАХ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В СВЕТЕ ИНДО-ИРАНСКИХ ПАРАЛЛЕЛЕЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ УРАЛО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА) ЧАСТЬ I

  • S. V. Sotnikova
Ключевые слова: Западная Сибирь; ранний железный век; средневековье; гравировированные изображения; обско-угорская мифология; иранская мифология

Аннотация

Гравированные изображения представлены на дисковидных предметах раннего железного века и Средневековья. Они происходят из так называемых «кладов», известных на территории таежной зоны Западной Сибири. Появление гравировок относят ко времени около II в. до н.э. Эти изделия, являвшиеся предметом импорта, функционировали в среде таежного населения, которое не использовало их по основному назначению. На поверхность зеркал наносились гравированные изображения мифоритуального характера, и они функционировали в качестве предметов культовой практики. Статья посвящена интерпретации мифологических образов и сюжетов на гравировках. Для решения поставленной задачи автор прежде всего проводит сопоставление изображений с фольклорными традициями обских угров. Следующим этапом является рассмотрение гравировок в свете индо-иранских параллелей. Основное внимание уделено выявлению на гравировках мифологических образов, связанных с представлениями о Фарре. Фарр являлся воплощением божественной помощи, сияния над головой. В иранской, а также, вероятно, угорской традициях он передавался в виде языков огня. На гравировках раннего железного века изображение Фарра было связано с образом мифической птицы с тремя остроконечными зубцами на голове, на средневековых гравировках -с фигурой воина в короне c тремя островерхими выступами.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. Вып. 1. 608 с.

Авеста в русских переводах (1861–1996). СПб.: «Журнал Нева», «Летний Сад», 1998. 480 с.

Бертельс А.Е. Художественный образ в искусстве Ирана IX–XV веков (Слово, изображение). М.: «Восточная литература» РАН, 1997. 422 с.

Бонгард–Левин Г.М., Грантовский Э.А. Древние арии: мифы и история. От Скифии до Индии. СПб: Алетейя, 2014. 224 с.

Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск: Наука, 1990. 232 с.

Гондатти Н.Л. Следы язычества у инородцев Северо–Западной Сибири // Выдающиеся губернаторы Тобольские и Сибирские. Тюмень: Изд-во Ю.Мандрики, 2000. С. 404–443.

Грене Ф. Знание Яштов Авесты в Согде и Бактрии по данным иконографии // Вестник древней истории. 1993. № 4. С. 149–159.

Карьялайнен К.Ф. Религия угорских народов. Томск: Издательство Томского университета, 1995. Т. 2. 284 с.

Кастрен М.А. Этнографические замечания и наблюдения Кастрена о лопарях, карелах, самоедах и остяках, извлеченные из его путевых воспоминаний 1838–1844 г. // Этнографический сборник, издаваемый Императорским Русским географическим обществом. СПб, 1858. Вып. IV. С. 219–320.

Косарев М.Ф. Древние культуры Томско-Нарымского Приобья. М.: Наука, 1974. 220 с.

Косарев М.Ф. Из древней истории Западной Сибири: общая историко-культурная концепция. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1993. 283 с.

Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания. М.: Ладога-100, 2003. 352 с.

Лелеков Л.А. Ранние формы иранского эпоса // Народы Азии и Африки. 1979. № 3. С. 173–188.

Литвинский Б.А. Кангюйско-сарматский фарн (к историко-культурным связям племен южной России и Средней Азии). Душанбе: «Дониш», 1968. 120 с.

Матвеева Н.П. Социально-экономические структуры населения Западной Сибири в раннем железном веке. Новосибирск: Наука, 2000. 395 с.

Могильников В.А. Об этническом составе культур Западной Сибири в эпоху железа // Этнокультурные процессы в Западной Сибири. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1983. С. 77–89.

Миллер В.Ф. Эпиграфические следы иранства на юге России // Журнал Министерства Народного просвещения. 1886, октябрь. С. 232–283.ٕ

Плотников Ю.А. «Клады» Приобья как исторический источник // Военное дело древнего населения Северной Азии. Новосибирск: Наука, 1987. С. 120–135.

Приступа О.В., Стародумов Д.О., Яковлев Я.А. Окно в бесконечность. Бронзовые зеркала раннего железного века. Томск: ГалаПресс, 2002. 88 с.

Соловьев А.И. Военное дело коренного населения Западной Сибири: Эпоха средневековья. Новосибирск: Наука, 1987. 193 с.

Спицын А.А. Шаманские изображения // Записки отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества. СПб, 1906. Т. VIII. Вып. 1. С. 29–145.

Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М.: Наука, 1992. 494 с.

Топоров В.Н. Фарн // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1997. Т. 2. С. 557–558.

Тревер К.В. Сэнмурв-Паскудж, собака–птица. Л.: Государственный Эрмитаж, 1937. 74 с.

Федорова Н.В. Рисунки на металле: графическое искусство населения севера Западной Сибири и Предуралья // Археология, этнография и антропология Евразии. 2014. № 1. С. 90–99.

Чемякин Ю.П. Гравировки на металлических изделиях эпохи раннего железа Западной Сибири // Обские Угры. Материалы II Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск–Омск: ОмГПУ, 1999. С. 264–265.

Чемякин Ю.П. К вопросу о миграциях населения кулайской культуры // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории. Материалы XII Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001а. С. 212–213.

Чемякин Ю.П. «Кулайцы» – обские угры или самодийцы? //Самодийцы. Материалы IV Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск–Омск: ОмГПУ, 2001б. С. 81–85.

Чемякин Ю.П. Культовая металлопластика раннего железного венка Сургутского Приобья // Культуры и народы Северной и Центральной Азии в контексте междисциплинарного изучения. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2013. Вып. 3. С. 372–386.

Чернецов В.Н. К вопросу о проникновении восточного серебра в Приобье // Труды института этнографии. Новая серия. Т. 1. М.–Л., 1947. С. 113–134.

Чернецов В.Н. Бронза Усть-Полуйского времени // Материалы и исследования по археологии СССР. № 35. М.: Изд-во АН СССР, 1953а. С. 121–178.

Чернецов В.Н. Усть-полуйское время в Приобье // Материалы и исследования по археологии СССР. № 35. М.: Изд-во АН СССР, 1953б. С. 221–241.

Чернецов В.Н. Наскальные изображения Урала // САИ. Вып. В 4–12. М.: Наука, 1971. 120 с.

Чиндина Л.А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. Кулайская культура. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. 256 с.

Чиндина Л.А. Кулайская культура // Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья: Материалы к энциклопедии Томской области. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001. С. 78–81.

Яшин В.Б. Еще раз об митраических истоках культа Мир-сусне-хума у обских угров // Народы Сибири: история и культура. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1997. С. 44–52.

Опубликован
2019-06-02
Как цитировать
Sotnikova, S. V. (2019). ГРАВИРОВАННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ДИСКОВИДНЫХ ПРЕДМЕТАХ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В СВЕТЕ ИНДО-ИРАНСКИХ ПАРАЛЛЕЛЕЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ УРАЛО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА) ЧАСТЬ I. Теория и практика археологических исследований, 11(1), 41-55. https://doi.org/10.14258/tpai(2015)1(11).-03
Раздел
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ