Факты наличия религиозных групп с признаками мистического сектантства в сельской местности Алтая в конце XIX — начала XX в. по материалам официальных епархиальных изданий

Основное содержание статьи

Р. Ю. Волоснов Email: volosnov-barnaul@mail.ru

Аннотация

Целью статьи является изучение деятельности религиозных групп с признаками мистического сектантства в сельской местности Алтая на рубеже ХIХ-ХХ вв. Основными источниками для написания послужили епархиальные издания (миссионерские заметки), имеющие предвзятый, субъективный характер, но способствующие формированию поверхностной картины истории и функционирования мистических сект. Факт отнесения к мистическим сектам духовными властями осуществлялся по условным признакам на основе фактов избегания прямого контакта и скрытого образа жизни без детального изучения форм культовой деятельности и религиозной идеологии. Социальная среда крестьянских переселенцев являлась главным транслятором в Сибирь религиозных общин с признаками мистического сектантства. Многие культовые действия и практики религиозных групп, причисляемых к хлыстам, отождествлялись епархиальными властями со старообрядческими обрядами. В то же время радения как главный признак хлыстовства священниками и миссионерами в сельской местности Алтая означенного периода не были зафиксированы. Причисление религиозных групп к секте скопцов осуществлялось преимущественно по фактам обнаружения физиологических признаков обрядности (оскопление).

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Волоснов, Р. Ю. (2021). Факты наличия религиозных групп с признаками мистического сектантства в сельской местности Алтая в конце XIX — начала XX в. по материалам официальных епархиальных изданий. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 26(4), 108-117. https://doi.org/10.14258/nreur(2021)4-09
Раздел
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Биография автора

Р. Ю. Волоснов, Алтайский государственный университет, Барнаул

кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии и дизайна Алтайского государственного университета, Барнаул 

Литература

Беликов Д. Н. Томский раскол: (исторический очерк с 1834 по 1880-е годы). Томск : Паровая типо-литография П. И. Макушина, 1901. 246 с.

Библиографическая заметка // Томские епархиальные ведомости. 1901. № 12. С. 11-18.

Гурьев Н. А. Сибирские скопцы, их экономическое и правовое положение. Томск : Типография К. А. Орлова, 1900. 80 с.

Канатьева Н. С. Проблемы идентификации в старом русском сектантстве (на примере Астраханской губернии XIX века) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 9 (132). С. 207-213.

Миссионерские известия по Томской епархии // Томские епархиальные ведомости. 1900. № 20. С. 19-23.

Миссионерские известия по Томской епархии // Томские епархиальные ведомости. 1898. № 2. С. 21-29.

О расколе в Томской губернии // Томские епархиальные ведомости. 1883. № 18. С. 528-533.

Положение глаголемого старообрядчества и сектантства в Томской епархии в 1904 году // Томские епархиальные ведомости. 1905. № 21-22. С. 1-5.

Разгон В. Н., Храмков А. А., Пожарская К. А. Столыпинская аграрная реформа и Алтай. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2010. 276 с.

Саломон А. П. Ссылка в Сибирь: очерк ее истории и современного положения. СПб. : Типография С.-Петербургской тюрьмы, 1900. 53 с.

Скопчество // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/world_ history/text/3623987 (дата обращения: 10.02.2021).

Спиритический сеанс // Томские епархиальные ведомости. 1915. № 9 С. 394-398.

Суслова Л. Н., Зворыгина В. И., Яркова И. В. Проблемы классификации и типологии сект (по материалам Тобольской губернии второй половины XIX — начала XX вв.) // Научный диалог. 2017. № 3. С. 202-214.

Томская епархия в 1902 году // Томские епархиальные ведомости. 1903. № 16. С. 17-32.

Хлысты // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/religious_studies/ text/4671073 (дата обращения: 10.02.2021).