Лазурит в составе украшений из памятников басандайской культуры
Основное содержание статьи
Аннотация
Басандайская культура эпохи развитого Средневековья была распространена на территории Томского, Новосибирского Приобья, Кузнецкой котловины, части лесостепного Алтая. Для исследования обозначенной темы были взяты материалы погребений семи могильников: Аникин Камень — 1, Басандайский курганный могильник, могильник у Устья Малой Киризки, Конево, Осинкинский, Санаторный — 1 и Ташара-Карьер — 2, в которых наряду с другим инвентарем и украшениями были найдены лазуритовые подвески, бронзовые и серебряные серьги с надетыми на них лазуритовыми кольцами и треугольными пластинками и отдельные бусины. Автор подробно рассматривает взаимостречаемость предметов из лазурита с бусинами из сердолика, янтаря, хрусталя, коралла и стекла. Всего из 399 погребений в указанных могильниках с лазуритом 51: целых — 27, разграбленных 24. Также определены, насколько возможно, погребения по полу и возрасту: 10 детей, 24 взрослых (среди взрослых в Осинкинском могильнике захоронены только женщины). В могильнике Конево — девочка 8–10 лет, в других могильниках антропологических определений мало. В четырех могилах погребены взрослые и дети, в одной — подросток. По расположению украшений на погребенном можно сказать, что население басандайской культуры использовало их в головных уборах, в съемных украшениях (шейные и ожерелья), могла быть поясная подвязка, а также их нашивали на одежду (найдены на шее и поясе).
Украшения, сохранившиеся в традиционных культурах до XX в. и позднее у народов Поволжья, Сибири, Средней Азии, в первую очередь народов тюркско-мусульманского мира, могут помочь определить как их назначение, так и значимость в археологических культурах, тем более, что исследователи находят их описание в письменных источниках кимако-кыпчаков, хотя таких свидетельств крайне мало. По мнению автора статьи, украшения с лазуритом, янтарем, кораллом и перламутром имели в обществе предмонгольского и отчасти монгольского времени престижно-статусный характер и одновременно были связаны с мировоззренческими представлениями.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Литература
Адамов А. М. Новосибирское Приобье в X–XIV вв. Тобольск ; Омск, 2000. 256 с.
Арсланова Ф. Х. Языческая символика в обрядовой женской одежде кимаков и кыпчаков // Вторые Грязновские чтения. Омск, 1992. Ч. II. С. 83–86.
Бутанаев В. Я. Хакасы // Тюркские народы Сибири. М., 2006. С. 533–630.
Валеев Ф. А., Томилов Н. А. Татары Западной Сибири: история и культура. Новосибирск, 1996. 224 с.
Гаген-Торн А. Женская одежда народов Поволжья (материалы к этногенезу). Чебексары, 1960.
Гаман А. Д., Плетнева Л. М. Погребения XI–XIII вв. из курганного могильника Аникин Камень 1 // След на песке: материалы и исследования по археологии. Томск ; Северск, 2010. С. 102–131.
Глушкова Т. Н. Определение тканей из Астраханцевского и Басандайского курганных могильников // Томское Приобье в начале II тыс. н. э. по археологическим источникам. Томск, 1997. С. 143–145.
Гриневич К. Э. Археологические исследования урочища Басандайки близ гор. Томска, проведенные в 1944–1946 гг. объединенной экспедицией Томского государственного университета имени В. В. Куйбышева и Томского государственного педагогического института. Ч. 5: Раскопка курганного могильника // Труды ТГУ им. В. В. Куйбышева Т. 98: Басандайка. Сборник материалов и исследований по археологии Томской области. Томск, 1947. С. 19–49.
Дульзон А. П. Дневники раскопок курганного могильника на Басандайке // Труды ТГУ им. В. В. Куйбышева Т. 98: Басандайка. Сборник материалов и исследований по археологии Томской области. Томск, 1947. С. 68–115.
Илюшин А. М. Курганы поздних кочевников близ устья Ура. Кемерово, 2012. 188 с.
Илюшин А. М. Курганы кыштымов в долине Ура. Кемерово, 2014. 216 с.
Львова Э. Л., Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманова М. С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Новосибирск, 1988. 225 с.
Маракуев А. В. Китайские бронзы из Басандайки // Басандайка. Томск, 1947. С. 167–174.
Плетнева Л. М. Томское Приобье в начале II тыс. н. э. по археологическим источникам. Томск, 1997. 350 с.
Ожередов Ю. И., Плетнева Л. М., Масусото Т. Металлические зеркала в музее археологии и этнографии им. В. М. Флоринского ТГУ: формирование и исследование собрания // Сборник музея археологии и этнографии Сибири им. В. М. Флоринского. Вып. 2. Культуры и народы северной Азии и сопредельных территорий в контексте междисциплинарного изучения. Томск, 2008. С. 136–158.
Савинов Д. Г., Новиков А. В., Росляков С. Г. Верхнее Приобье на рубеже эпох (басандайская культура). Новосибирск, 2008. 424 с.
Сазонова М. В. Украшения узбеков Хорезма // Традиционная культура народов Передней и Средней Азии: сборник МАЭ. Т. XXVI. Л., 1970. С. 113–142.
Суслова С. В. Головные украшения китаянок и их символика // Одежда народов Зарубежной Азии / Сборник МАЭ. Т. XXXII. Л., 1977. С. 230–247.
Суслова С. В. Женские украшения казанских татар середины XIX — нач. XX в. М., 1980. 128 с.
Суслова С. В. Женская одежда приуральских нагайбаков: компонентный историко-этнографический анализ // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы Международной научной конференции, посвященной 25‑летию центра истории и этнографии лаборатории исторического краеведения Алтайского государственного педагогического университета (Барнаул, 28–30 октября 2015 г.). Вып. 9. Барнаул, 2015. С. 217–223.
Смирнова Е. Ю. Ювелирные украшения курдакско-саргатских татар // Интеграция археологических и этнографических исследований. Владивосток; Омск, 2000. С. 177–182.
Тюхтенева С. П. Алтайцы. Социальная организация и семейная обрядность // Тюркские народы Сибири. Алтайцы. М., 2006. С. 392–428.
Шуман В. Мир камня: в 2 т. Т. 2: Драгоценные и поделочные камни. М., 1986. 263 с.