Российская антистарообрядческая государственно-конфессиональная парадигма 1666–1906 гг.
Основное содержание статьи
Аннотация
На основе историко-генетического метода автором был изучен значительный период в истории России. 240 лет государственно-конфессиональной политики, направленной на реинтеграцию староверов в состав официальной Русской православной церкви, вошли в историю под лозунгом «борьбы с расколом». Методы и средства этой борьбы имели различный характер: от откровенного насилия (включая смертную казнь) до миссионерских способов «вразумления», включая даже уникальный церковный эксперимент под названием «единоверие».
В период правления Петра I была сформирована система «противораскольническо-го» законодательства. Староверы впервые получили возможность легальной регистрации через двойной подушный оклад. Однако главная цель государственно-конфессиональной политики в решении «старообрядческой проблемы» сводилась к ликвидации старообрядчества как нежелательной социально-религиозной общности, но при этом с извлечением фискальной выгоды для имперского политического режима.
Правовые послабления в период правления Екатерины II и второй половины XIX в. имели противоречивый характер, были половинчаты и представляли собой лишь незначительные уступки, вызванные сложившимися обстоятельствами. Несмотря на относительную лояльность со стороны имперских властей, староверы по-прежнему воспринимались как «раскольники», «сектанты», «еретики» и «государственные преступники».
Проведенное автором исследование позволяет сделать вывод, что на протяжении 240 лет существовала неизменная по своей цели антистарообрядческая государственно-конфессиональная парадигма Российских властей.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Литература
Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 1. Оп. 1. Д. 29.
ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 69.
Ильин В. Н., Должиков В. А. Старообрядчество Алтая в контексте дискриминационной конфессиональной политики российской имперской власти XVIII в. // Народы и религии Евразии. 2020. № 3. (24). С. 151-166.
Ильин В. Н., В. А. Должиков В. А. Противораскольническая государственно-конфессиональная политика в России периода правления Петра I // Вестник Томского государственного университета. Серия: История. 2021. № 70. С. 19-26.
Курилов В. Н., Мамсик Т. С. «Поляки» русского Алтая: историографический миф и демографическая реальность // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1998. С. 21-26.
Маняхина М. Р. Русская православная церковь в конфессиональных процессах в истории культуры Сибири (XVII-XVIII вв.). СПб. : АССПИН, 2003. С. 145.
Никольский Н. М. История русской церкви. Минск : Беларусь, 1990. 540 с.
Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян — старообрядцев в XVIII в. Новосибирск : Наука, 1974. 392 с.
Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. — СПб. : Тип. 2-го Отделения Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. Т. VII: 17231727: [№ 4137-5219]. 922 с.
Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. — СПб.: Тип. 2-го Отделения Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830-1885. — Тип. Т. 55 и Общ. алф. указ.: Гос. тип. Россия. Законы и постановления. Т. 2: 1827: от № 800 до 1676. 1830. 1561 с.
Пулькин М. В. Самосожжения старообрядцев (середина XVII-XIX в.). М. : Русский фонд содействия образованию и науке, 2013. 336 с.
Филарет Гумилевский. История русской церкви (988-1826 гг.). СПб. : И. Л. Тузов, 1894. 840 с.
Филиппов А. Н. О наказании по законодательству Петра Великого в связи с реформою. М. : Университетская библиотека. Страстной бульвар, 1891. 465 c.
Швецова М. «Поляки» Змеиногорского округа // ЗЗСОРГО. Кн. 26. Омск, 1899. 66 с.
Ядринцев Н. М. Раскольничьи общины на границе Китая // Сибирский сборник. СПб., 1886. Кн. 1. С. 21-47.
Dashkovskiy P. K., Iljin V. N. The Legal Position of Old Believers in the Context of Legislative Initiatives of the Russian Empire in the last third of XIX — early XX century // Bylye Gody. 2019. Vol. 53. Is. 3. S. 1232-1242.