К вопросу о смешении этносов в кочевых империях (на примере брачных союзов)
Основное содержание статьи
Аннотация
Во времена династий Ляо и Цзинь кидани и чжурчжэни имели много общего в своих брачных системах и обычаях. Кроме прочего, поощрялись смешанные браки между этническими группами. За этим стоят глубокие исторические причины, о которых пойдет речь в этой статье. Ведь круг имеющихся источников для изучения «этносов» древности и Средневековья, при всей своей полноте (для некоторых регионов и периодов), имеет ряд особенностей. Данные археологии, способные сформировать у исследователей представление о развитии материальной культуры той или иной общности, наличии у различных групп населения похожих форм в искусстве и т. д. Нарративные источники (как объемные письменные тексты, так и эпиграфика), если они описывают чужеземцев, часто вместо «национальностей» преподносят нам «политонимы», цель которых — показать возможные последствия от взаимодействия с описываемой общностью, без особого внимания к иным особенностям (так, позднеримские и византийские источники именовали «скифами» народы Северного Причерноморья от готов до славян). Поэтому особенную ценность имеет «самоописание», т. е. фиксация в источнике собственных представлений об этничности. В настоящей работе автор, делая упор на историю империй Ляо (основана монголоязычными киданями) и Цзинь (создана тунгусоязычными чжурчжэнями) и приводя аналогии из китайских документов раннего Средневековья, демонстрирует сложности «национальной политики» в Северном Китае ввиду необходимости построения жизнеспособных государств в поликультурной среде. Лишь учитывая такие факторы, как брачные запреты (или, напротив, поощрения) в зависимости от социальной иерархии, можно более или менее адекватно реконструировать взаимоотношения сообществ эпохи древности и Средних веков в Евразии.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Литература
Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. СПб. : Филоло- гический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2005. 346 с.
Комиссаров С. А., Шульга Д. П. Аварские древности как возможная основа для вы- деления археологических памятников жужаней // Вестник Новосибирского государ- ственного университета. Серия: История, филология. 2009. Т. 8, № 5. С. 186–188.
Кочевые империи Евразии: особенности исторической динамики / Институт мон- головедения, буддологии и тибетологии СО РАН; Институт истории, археологии и эт- нографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. М. : Наука, Вост. лит., 2019. 503 с.
Кычанов Е. И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М. : Восточная лите- ратура РАН, 1997. 319 с.
Пиков Г. Г. Место ментальности в культуре империи Ляо (907–1125) // Вестник Ке- меровского государственного университета. 2014. № 3–2 (59). С. 86–90.
Шукуров Р. М. Тюрки в византийском мире (1204–1461). М. : Изд-во Московского ун-та, 2017. 631 c.
Шульга Д. П. Китайская византинистика: особенности используемых наименова- ний // Византийский временник. 2021. Т. 105. С. 127–140.
Шульга Д. П. Основные тенденции становления «кочевых» государств Северного Китая в V в. до н. э. — III в. н. э. // Stratum Plus. Археология и культурная антрополо- гия. 2017. № 4. С. 81–88.
Шульга Д. П. Особенности погребального обряда на севере империи Хань // Сибир- ская археология и этнография: вклад молодых исследователей: материалы LVI Россий- ской археолого-этнографической конференции студентов и молодых учёных. Чита : Изд-во Забайкальского гос. ун-та, 2016. С. 163–164.
Шульга Д. П., Шульга А. А. Северокитайские порубежные царства периода Восточ- ного Чжоу как зона межкультурных контактов // Вестник Музея археологии и этногра- фии Пермского Предуралья. 2017. № 7. С. 34–37.
Шульга Д. П. Проблема определения этнической принадлежности ранних кочевни- ков Северного Китая // Вестник Новосибирского государственного университета. Се- рия: История, филология. 2014. Т. 13. № 7. С. 61–67.
Шульга Д. П., Мерзликин А. А. «Вертоград полководца» Чжугэ Ляна на стыке дис- циплин. Новосибирск : Омега-принт, 2016. 147 с.
Шульга Д. П., Шульга П. И. Некоторые вопросы истории царства Чжуншань // На- роды и религии Евразии. 2023. Т. 28, № 1. С. 44–58.
Элита в истории древних и средневековых народов Евразии: коллективная моногра- фия / отв. ред. П. К. Дашковский. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. 330 с.
Bi Wei. The First Contacts between China and Poland in History // Nowa Polityka Wschodnia. 2020. № 4 (27). P. 15–33.
Di Cosmo, N. Ancient China and Its Enemies The Rise of Nomadic Power in East Asian History. Cambridge: Сambridge University Press. 369 p.
Harl, Kenneth W. Empires of the Steppes: A History of the Nomadic Tribes Who Shaped Civilization. New York: Hanover Square Press, 2023. 576 p.
Liveri A. Fu-lin Dances in Medieval Chinese Art — Byzantine or imaginary? // Zbornik radova Vizantološkog instituta. 2019. Vol. 56. P. 69–94.
Жэнь Иминь. Юаньдай цзунцзяо чжэнцэ люэ лунь [任宜敏。元代宗教政策略论 // 文 史哲2007年第4期] Краткое обсуждение религиозной политики династии Юань // Жур- нал литературы, истории и философии. 2007. № 4. С. 96–102.
И Линьчжэнь. Илиньчжэнь Мэнгусюэ вэньцзи [亦邻真前揭文,《亦邻真蒙古学文 集》,内蒙古人民出版社,2001 年] Собрание сочинений И Линьчжэня по монголо- ведению. Хух-хото: Нэймэнгу жэньминь чубаньшэ, 2001. 963 с.
Ли Чжуюп. «Туцзюэ» и цы цзай мэнгу диго цзети хоу чжун я дицюй хуанцзинь цзя- цзу хэ темуэр цзяцзу чжэнцюань цзин ин данчжун дэ ши юн [«突厥»一词在蒙古帝国 解体后中亚地区黄金家族和帖木儿家族政权精英当中的使用 // Central Asiatic Journal 2016 年1期] Употребление слова «тюрк» среди правящих элит Чингизидов и Тиму- ридов в Средней Азии после распада Монгольской империи // Central Asiatic Journal. 2016. № 1. 20–37.
Линь Дань. Цун дунвэй жужу гунчжу мучжун чжи цзиньби кань бэйчао байчжань-
тин цзиньби дэ люжу [林丹。从东魏茹茹公主墓中之金币看北朝拜 占庭金币的流入// 魅力中国2010年第11期] От золотых монет в могиле жужаньской принцессы эпохи Восточная Вэй до анализа импорта византийских солидов в Китай // Charming China. 2010. № 11. С. 58–61.
Линь Ин. Шилунь тандай сиюй дэ кэса ханьго [林英。试论唐代西域的可萨汗国 // 中山大学学报 (社会科学版) 2000 年第 1 期] О хазарском каганате к западу от империи Тан // Journal of Sun Yatsen University. 2000. № 1. С. 14–21.
Пекинский городской институт культурного наследия. Цзюньдушань муди: Хулу- гоу юй Силянгуан [北京市文物研究所编。 军都山墓地:.葫芦沟与西梁洸] Могиль- ники в горах Цзюньдушань: Хулугоу и Силянгуан. Пекин: Вэнь У чубаньшэ, 2010. 850 с.: 114 табл.
Ся Юйсюй, Чжао Вэйбинь. Ляо Цзинь цидань нюйчжэнь хунь чжи хуньсу чжи би-
цзяо [夏宇旭,赵玮彬。辽金契丹女真婚制婚俗之比较//吉林拜范大学学报 (人文社会
科学版) 第3期2007年6月] Сравнение брачной системы и брачных обычаев у киданей и чжурчжэней в эпохи Ляо и Цзинь // Journal of Jilin Normal University (Humanities and Social Science Edition). 2007. № 3. С. 76–78.
Сян Лили. Хацзаэр яньцзю [向丽丽。哈扎尔研究。桂林:广西师范大学。2006] Ис- следование хазар. Гуйлинь: Педагогический университет Гуанси. 2006. 63 с.
Цю Ихао. Халахэлин чэнли шикао [邱軼皓。哈剌和林成立史考 // 西域歷史語言研 究集刊2012年五輯] История создания Каракорума // Сиюйлиши юйянь яньцзю (Ис- следования по истории и языку западных регионов). 2012. Вып. 5. С. 269–323.
Цю Цзяннин. Шисань-шисы шизци «сычоу чжилу» дэ та тун юй «чжунго синсян дэ шицзе жэнь чжи [邱江宁。13–14世纪”丝绸之路”的拓通与”中国形象”的世界认知 // 江苏社会科学2019年4期] Распространение «Шелкового пути» и восприятие «обра- за Китая» в мире XIII–XIV вв // Цзянсу шэхуэй кэсюэ (Общественные науки в Цзян- су). 2019. № 4. С. 200–212.
Ян Цзюнь. Сяньбэй жэнь чжун байчжунжэнь лайюанькао [杨军。鲜卑人中白种人 来源考 //辽宁师范大学学报 (社会科学版) 。第30 卷第6期2007年11月] Исследование источников, повествующих о европеоидах среди сяньби // Journal of Liaoning Normal University (Social Science Edition). 2007. Vol. 30, No. 6. C. 108–111.