Политизация ислама и суфийские традиции в истории Турции
Основное содержание статьи
Аннотация
Цель исследования: на основе анализа деятельности тарикатов охарактеризовать политическую роль суфизма в Турции. Методология исследования: в рамках политологического дискурса на основе принципов научного анализа была проанализирована роль суфизма в политической жизни страны, в рамках структурно-функционального подхода определены его функциональные характеристики. Начиная с ХП в. отмечается влияние суфийских орденов на формирование политической системы Османского халифата. Суфийские ордена (тарикаты) были включены в политическое пространство империи, что обусловило ее дальнейшее культурно-историческое развитие. В статье исследуется процесс политизации суфизма в истории Турции. Отмечается влияние исламского фактора на внутреннюю политику страны. В Турецкой Республике в 30-е гг. прошлого века суфийские ордена стали первой несистемной оппозицией в стране. Они представляли угрозу новой национальной идентичности, в результате их деятельность была запрещена. Только во второй половине ХХ в. происходит возвращение тарикатов в политическое пространство Турции. Отмечается их влияние на формирование политических партий, лоббирование своих интересов в Великом национальном собрании Турции. Движение Хизмет Ф. Гюлена было ориентировано на построение нового турецкого общества на принципах демократического «образовательного ислама». Результатом его деятельности стало открытие образовательных учреждений на английском языке, подготовка кадров для работы в государственных органах. Основное место движение уделяло формированию новой политической элиты.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Литература
Вебер М. Социология религии. (Типы религиозных обществ) // Избранное: образ общества. М. : Юрист, 1994. С. 704.
Вертяев К. В. Политический ислам в контексте формирования системной оппозиции в современной Турции // Исламский фактор в истории и современности. М. : Восточная литература, 2011. С. 212-221.
Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии. М. : Юрист, 1995. С. 736.
Емельянова Н. М. Эрдоган и Гюлен: новейшие тенденции в политическом развитии Турции // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2017. № 2. С. 39-50.
Зиганшина Г. М. Роль религиозных орденов Турции в исламистском движении 8090-х гг. ХХ в. // Современная Турция: проблемы и решения. 2006. С. 108-110.
Келеш О., Сезгин И. Подход движения «Хизмет» к искоренению насильственного экстремизма. URL: http://www.hizmet.today/wp-content/uploads/2015/12/Hizmet_ extremism. pdf (дата обращения: 05.02.2022).
Надеин-Раевский В. А. Идейная борьба и «Новая Турция» // Вестник МГИМО — Университета. 2016. № 2 (47). С. 22-31.
Рэдклифф-Браун Р. А. Структура и функции в примитивном обществе: очерки и лекции. М. : Восточная литература, 2001. С. 304.
Glasse С. "Qadirirriyah," in The New Encyclopedia of Islam. New York: Altamira Press, 2001. Р. 367 (in English).
Masters В. «Naqshbandiyya Order" in Encyclopedia of the Ottoman Empire. New York: Facts on File Inc. 2009. Р. 410-419 (in English).
Olson R. The Emergence of Kurdish Nationalism and the Sheikh Said Rebellion, 18801925. 1989. University of Texas Press. P. 107 (in English).
Qadiriyya Order. URL: http:// slife.org/qadiriyya-order/ (date of access: 05.05.2022) (in English).
Word Population Review. URL: https://worldpopulationreview.com/country-rankings/ muslim-majority-countries (date of access: 05.05.2022) (in English).
Bozzo A. Le mouvement Fethullahci en Turquie: une "societe civile" musulmane? // Les societes civiles dans le monde musulman. URL: https://www.researchgate.net/ publication/281219097_Le_mouvement_Fethullahci_en_Turquie_une_societe_civile_ musulmane (date of access: 05.05.2022) (in French).
Cakir R. Ne §eriat Ne Demokrasi Metis Yayinlari. 1994. P. 244 (in Turkish).