Церковные музеи и православное культурное наследие в Западной Сибири в контексте вероисповедной политики государства
Основное содержание статьи
Аннотация
Становлению церковного музея способствовало развитие церковно-исторической науки, а также включение в культуроохранную деятельность просвещенного духовенства и научной интеллигенции. Формирование во второй четверти XIX в. государственной системы охраны памятников вызвало необходимость развития памятникоохранительного движения РПЦ. Для сохранения и трансляции православного историко-культурного наследия повсеместно открываются церковные музеи. На рубеже XIX — первой четверти ХХ в. Святейший правительствующий Синод издал ряд указов, направленных на сохранение наследия церкви, а также на развитие и расширение церковных музеев на территориях, где большинство населения исповедовало православие. Волна повсеместного открытия музеев, подведомственных РПЦ, в том числе музеев Сибири, приходится на первую четверть ХХ в. Церковными музеями Сибири формировались собрания, не только отражающие развитие РПЦ в регионе, но и быт и культуру местного коренного населения.
После захвата власти большевиками в России церковные музеи были практически повсеместно ликвидированы, а коллекции распределены между хранилищами государственных музеев или уничтожены. Подобная участь постигла коллекции Тобольского древлехранилища, собрание же Томского церковно-археологического музея исчезло практически бесследно. Только музей Обдорской духовной миссии за счет собрания краеведческого характера, вызывающего большой интерес среди исследователей Сибири, смог интегрироваться в музейную государственную сеть и продолжить свою деятельность. В процессе ликвидации и ограбления церквей и монастырей, изъятия властями церковных ценностей и колоколов, православному культурному наследию был нанесен серьезный ущерб. Последующая в послевоенный период либерализация государственно-церковных отношений дала толчок открытию церквей и, соответственно, духовных заведений, при трех из них возобновили свою деятельность церковно-археологические кабинеты. На территории Западной Сибири восстановления деятельности музеев РПЦ не было, так как открытия православных семинарий в советский период, согласно церковной политике государства, здесь не планировалось. С ренессансом православия в конце 1980-х гг. наблюдается поступательное возрождение и становление церковных музеев. В Западной Сибири современные церковные музеи получают свое постепенное развитие только с начала ХХI в.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Литература
Алексеева Л. С., Горбатов А. В. Церковный музей в дореволюционный период: этапы и факторы становления // Вестник КемГУ. 2018. № 2 (74). С. 5-9.
Берегите памятники старины // Красное знамя: томская областная ежедневная газета. 1922. № 176. С. 3.
Горбатов А. В., Демченко Г. А. Колокола и звонарская традиция на Кузнецкой земле: история и современность // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 41. С. 198-206.
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 652.
Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р. 1146. Д. 217.
О составлении списков древним церковным и монастырским вещам: определение Синода от 1882 г. // Церковный вестник. 1882. № 25. С. 95.
Об охранении памятников церковной древности в монастырях и церквях империи: определение св. Синода от 1903 г. // Церковные ведомости. 1903. № 11. С. 75.
Отчет о деятельности Тобольского епархиального Братства св. вмч. Дм. Солунского за 1912-13 г. // Тобольские епархиальные ведомости. 1914. № 9.
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 125. Д. 407.
Скосырев Н. Д. Археологическая редкость ризницы Тобольского Кафедрального Собора // Тобольские епархиальные ведомости. 1890. № 21/22. С. 506-507.
Тобольское церковное древлехранилище в 1902-1903 г. // Тобольское церковное древлехранилище. 1904. Вып. 3. С. 34-42.
Шабунин Е. А. Епископ Томский Сергий (Дмитриевский Сергей Павлович) // Образование и Православие. URL: http://www.orthedu.ru/kraeved/1948-10.html (дата обращения: 10.01.2023).
Юрьевский А. Ю. Отношение царствующего Дома Романовых к Тобольской епархии // Тобольские епархиальные ведомости. 1913. № 5. С. 81-86.
Юрьевский А. Ю. Редкий памятник Сибирской духовной письменности первой половины XVII века: (сказание об Абалакской иконе Божией Матери) // Тобольские епархиальные ведомости. 1902. № 24. С. 447-464.
Юрьевский А. Ю. Тобольское церковное древлехранилище // Тобольские епархиальные ведомости. 1902. № 22. С. 398-408.
Teryukova E. A. Central Anti-Religious Museum in Moscow: Historical Landmarks (19291947) // Религиоведение. 2019. No 4. P. 121-127.