Церковные музеи и православное культурное наследие в Западной Сибири в контексте вероисповедной политики государства

Основное содержание статьи

Л.С. Алексеева Email: alekslora@mail.ru
А. В. Горбатов Email: gorbn1965@yandex.ru

Аннотация

Становлению церковного музея способствовало развитие церковно-исторической науки, а также включение в культуроохранную деятельность просвещенного духовенства и научной интеллигенции. Формирование во второй четверти XIX в. государственной системы охраны памятников вызвало необходимость развития памятникоохранительного движения РПЦ. Для сохранения и трансляции православного историко-культурного наследия повсеместно открываются церковные музеи. На рубеже XIX — первой четверти ХХ в. Святейший правительствующий Синод издал ряд указов, направленных на сохранение наследия церкви, а также на развитие и расширение церковных музеев на территориях, где большинство населения исповедовало православие. Волна повсеместного открытия музеев, подведомственных РПЦ, в том числе музеев Сибири, приходится на первую четверть ХХ в. Церковными музеями Сибири формировались собрания, не только отражающие развитие РПЦ в регионе, но и быт и культуру местного коренного населения.


После захвата власти большевиками в России церковные музеи были практически повсеместно ликвидированы, а коллекции распределены между хранилищами государственных музеев или уничтожены. Подобная участь постигла коллекции Тобольского древлехранилища, собрание же Томского церковно-археологического музея исчезло практически бесследно. Только музей Обдорской духовной миссии за счет собрания краеведческого характера, вызывающего большой интерес среди исследователей Сибири, смог интегрироваться в музейную государственную сеть и продолжить свою деятельность. В процессе ликвидации и ограбления церквей и монастырей, изъятия властями церковных ценностей и колоколов, православному культурному наследию был нанесен серьезный ущерб. Последующая в послевоенный период либерализация государственно-церковных отношений дала толчок открытию церквей и, соответственно, духовных заведений, при трех из них возобновили свою деятельность церковно-археологические кабинеты. На территории Западной Сибири восстановления деятельности музеев РПЦ не было, так как открытия православных семинарий в советский период, согласно церковной политике государства, здесь не планировалось. С ренессансом православия в конце 1980-х гг. наблюдается поступательное возрождение и становление церковных музеев. В Западной Сибири современные церковные музеи получают свое постепенное развитие только с начала ХХI в.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Алексеева , Л., & Горбатов, А. В. (2023). Церковные музеи и православное культурное наследие в Западной Сибири в контексте вероисповедной политики государства. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 28(2), 142-153. https://doi.org/10.14258/nreur(2023)2-07
Раздел
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Биографии авторов

Л.С. Алексеева , Кемеровский государственный институт культуры

кандидат культурологии, специалист научного управления Кемеровского государственного института культуры, преподаватель кафедры теологии и религиоведения, Кемерово (Россия)

А. В. Горбатов, Кемеровский государственный университет, Алтайский государственный университет

доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений Кемеровского государственного университета, Кемерово (Россия). Ведущий научный сотрудник Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия)

Литература

Алексеева Л. С. Генезис и трансформация деятельности церковных музеев Сибири по сохранению православного наследия : дис. . канд. культурологии. Кемерово, 2022. 246 с.

Алексеева Л. С., Горбатов А. В. Церковный музей в дореволюционный период: этапы и факторы становления // Вестник КемГУ. 2018. № 2 (74). С. 5-9.

Берегите памятники старины // Красное знамя: томская областная ежедневная газета. 1922. № 176. С. 3.

Горбатов А. В., Демченко Г. А. Колокола и звонарская традиция на Кузнецкой земле: история и современность // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 41. С. 198-206.

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 652.

Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р. 1146. Д. 217.

О составлении списков древним церковным и монастырским вещам: определение Синода от 1882 г. // Церковный вестник. 1882. № 25. С. 95.

Об охранении памятников церковной древности в монастырях и церквях империи: определение св. Синода от 1903 г. // Церковные ведомости. 1903. № 11. С. 75.

Отчет о деятельности Тобольского епархиального Братства св. вмч. Дм. Солунского за 1912-13 г. // Тобольские епархиальные ведомости. 1914. № 9.

Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 125. Д. 407.

Скосырев Н. Д. Археологическая редкость ризницы Тобольского Кафедрального Собора // Тобольские епархиальные ведомости. 1890. № 21/22. С. 506-507.

Тобольское церковное древлехранилище в 1902-1903 г. // Тобольское церковное древлехранилище. 1904. Вып. 3. С. 34-42.

Шабунин Е. А. Епископ Томский Сергий (Дмитриевский Сергей Павлович) // Образование и Православие. URL: http://www.orthedu.ru/kraeved/1948-10.html (дата обращения: 10.01.2023).

Юрьевский А. Ю. Отношение царствующего Дома Романовых к Тобольской епархии // Тобольские епархиальные ведомости. 1913. № 5. С. 81-86.

Юрьевский А. Ю. Редкий памятник Сибирской духовной письменности первой половины XVII века: (сказание об Абалакской иконе Божией Матери) // Тобольские епархиальные ведомости. 1902. № 24. С. 447-464.

Юрьевский А. Ю. Тобольское церковное древлехранилище // Тобольские епархиальные ведомости. 1902. № 22. С. 398-408.

Teryukova E. A. Central Anti-Religious Museum in Moscow: Historical Landmarks (19291947) // Религиоведение. 2019. No 4. P. 121-127.