Истоки праздника Навруз

Основное содержание статьи

А. А. Нуржанов Email: arnabai@mail.ru

Аннотация

Навруз, - пожалуй, самый старый новогодний праздник на земле; его следы теряются в глубине тысячелетий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что даже такие звезды мирового научного небосклона, как Абурайхан Бируни и Омар Хайям, при объяснении происхождения Навруза прибегали к языку мифологии и религиозных преданий. Навруз, как олицетворение истинной души и живой традиции, представляет собой наиболее типичное явление арийской культуры. Именно этот подлинно народный праздник в качестве сгущенной духовности предшествующих поколений и эпох на уровне нашего исторического подсознания олицетворяет собой извечное единство архетипов и духовных инвариантов культурной традиции, равно как и неразрывную духовную связь поколений - прошлых, настоящих и будущих

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Нуржанов , А. А. (1). Истоки праздника Навруз. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 9(9), 170-181. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2121
Раздел
ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Биография автора

А. А. Нуржанов , Институт археологии им. А.Х. Маргулана МОН РК

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии им. А.Х. Маргулана МОН РК, Алматы

Литература

1. «Авеста» в русских переводах (1861-1996). СПб., 1998. 370 с.
2. Абу-Рейхан аль-Бируни. Избранные произведения. Ташкент, 1957. Т. I.
Контекст: ...Аль-Бируни, говоря о древних праздниках иранских народов, отмечает два их рода: «Среди праздников есть такие, причиной которых являются дела мирские, а есть и такие, причиной которых являются дела веры» (Абу-Рейхан аль-Бируни, 1957, с. 181).

3. Абусеитова М.Х., Каримова Р.У., Ауелбаев Б.А., Тохтабаева Ш.Ж., Хаджиева Г.У., Молотова Г.У. История и культура малочисленных народов Казахстана. Алматы, 2001. 424 с.
4. Антонова Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. М., 1986. 287 с.
Контекст: ...Сосуд, как символ изобилия (Антонова Е.В., 1986, с. 200) и достатка семьи, общества, всегда рассматривался как культовый атрибут и в иконографии последующих веков.

5. Бернштам А.Н. Изображение согдийца в коропластике Чуйской долины//КСИИМК. 1948. Вып. XVIII. С. 36-39.
Контекст: ...Этот комплекс состоит из дастарханов, подставок и крышек для кухонных котлов, светильников, а также оссуариев-костехранилищ (Бернштам А.Н., 1948, с. 36).

6. Бойс М. Зороастрийцы: верование и обычаи. М, 1987. 303 с.
Контекст: ...Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года - лета и отмечает ежегодное поражение злого духа» (Бойс М., 1987, с. 186).

7. Джарилгасинова Р.Ш., Крюков М.В. Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. М., 1986. 264 с.
8. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. М., 1982. 132 с. Древние цивилизации/под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989. С. 154-156.
9. Елизаренкова Т.Я. О снах в Ригведе и Атхарваведе//«Стхапакашраддха»: сб. ст. памяти Г.А. Зогрофа. СПб., 1995. С. 209-221.
Контекст: ...Расчленение, разделение жертвы на определенное число частей, вербальное перечисление этих частей (Елиза- ренкова Т.Я., 1995, с. 209) исследователями связывается с идеей «вечного возвращения» (Елизаренкова Т.Я., 1995, с. 210), возрастания, восстановления целого из частей и с культом умирающего и воскре- сающего бога, т.е. идеей Новруза.

10. Кузьмина Е.Е. Древнейшие скотоводы: от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986. 132 с.
Контекст: ...В Упанишадах и Брахманах предписывается, чтобы арий сам, своими руками сделал сосуд, точно так, как его лепили отцы и деды, предки питари и прародитель Ангирис, обученный гон- чарству богиней Адити, и ни в коем случае не покупал горшка у ремесленника-шудры, не принадлежащего к арийской общине» (Кузьмина Е.Е., 1986, с. 58).

11. Лобачева Н.П. К истории календарных обрядов у земледельцев Средней Азии//Древние обычаи и верования и культы народов Средней Азии. М., 1986. С. 6-31.
Контекст: ...По преданию, Науруз понравился Пророку Мухаммеду, и первые арабские халифы широко распространили этот праздник в халифате, отмечая его очень пышно (Лобачева Н.П., 1986. c. 6-31).

12. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. 263 с.
Контекст: ...Здесь также это событие маркируется числом семь: Загрей и Дионис растерзаны на семь частей (Лосев А.Ф., 1957, с. 263).

13. Набиев А. Новруз байрамы. Баку. 1995. 199 с.
Контекст: ...Более подробно она описана в «Шах-Наме» Фирдоуси. «Из дошедших до нас источников явствует, что день похорон Сиявуша был назван «Навруз» и ежегодно отмечается как праздничный» (Набиев А., 1995, с. 3).

14. Омар Хайям. «Навруз-наме»//Трактаты/пер. Б.А. Розенфельда; под ред. В.С. Сегаля, А.П. Юшкевича. М., 1965. С. 187-224.
Контекст: ...Как пишет Омар Хайям (1965, с. 189), «тот, кто в день Науруза празднует и веселится, тот будет жить до следующего Науруза в весельи и наслаждении».

15. Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры: Проблемы мировоззрения ираноязычных народов Евразийских степей I тысячелетия до н.э. М., 1985. 256 с.
Контекст: ...Сосуды для жидкостей предназначались в дар богам и их приносили к храмам и святилищам (об этом еще свидетельствовали надписи на месопотамских сосудах: «Чашу вич для измельченного мука изготовил Нинчирсу» или «Нинчирсу, сильному войну Энлиля, своему царю» и т.д.) (Раевский Д.С., 1985, с. 193).

16. Синенькая Н.И. К вопросу о технике изготовления и приемах оформления дастарханов из Отрара (Х-ХII вв.)//Прошлое Казахстана в археологических памятниках. Алма-Ата, 1976. С. 122-129.
Контекст: ...К характеристике комплекса дастарханов, скульптурных подставок под котлы, светильников и т.п. неоднократно обращались и другие исследователи керамики (Синенькая Н.И., 1976, с. 122-129).

17. Турсон А. Весна Вселенной расцвела опять//Иран-Наме: научный востоковедческий журнал. Алматы, 2010. №1 (13). С. 5-31.
Контекст: ...Но иранцы одухотворили равноденствие: органически включили его в свою полифоническую традицию, выросшую на стыке цивилизаций Востока и Запада (Турсон А., 2010, с. 8).