Origins Navruz

Main Article Content

А.А. Nurzhanov Email: arnabai@mail.ru

Abstract

Nowruz-perhaps the oldest New Year's holiday in the land; its traces are lost in the depths of millennia. Therefore there is nothing surprising in the fact that even such stars of world scientific horizon as Aburayhan Biruni and Omar Khayyam, in explaining the origin of Navruz resorted to the language of mythology and religious traditions. Nowruz, as the personification of pldlinnoy soul and living tradition is the most typical phenomenon of Aryan culture. It is this truly national holiday as condensed spirituality of previous generations and eras at our historical subconscious represents eternal unity and spiritual archetypes invariants cultural tradition, as well as the inseparable spiritual bond-generations past, present and future.

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Article Details

How to Cite
NurzhanovА. (1). Origins Navruz . NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 9(9), 170-181. Retrieved from http://journal.asu.ru/wv/article/view/2121
Section
ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Author Biography

А.А. Nurzhanov, Институт археологии им. А.Х. Маргулана МОН РК

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии им. А.Х. Маргулана МОН РК, Алматы

References

1. «Авеста» в русских переводах (1861-1996). СПб., 1998. 370 с.
2. Абу-Рейхан аль-Бируни. Избранные произведения. Ташкент, 1957. Т. I.
Контекст: ...Аль-Бируни, говоря о древних праздниках иранских народов, отмечает два их рода: «Среди праздников есть такие, причиной которых являются дела мирские, а есть и такие, причиной которых являются дела веры» (Абу-Рейхан аль-Бируни, 1957, с. 181).

3. Абусеитова М.Х., Каримова Р.У., Ауелбаев Б.А., Тохтабаева Ш.Ж., Хаджиева Г.У., Молотова Г.У. История и культура малочисленных народов Казахстана. Алматы, 2001. 424 с.
4. Антонова Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. М., 1986. 287 с.
Контекст: ...Сосуд, как символ изобилия (Антонова Е.В., 1986, с. 200) и достатка семьи, общества, всегда рассматривался как культовый атрибут и в иконографии последующих веков.

5. Бернштам А.Н. Изображение согдийца в коропластике Чуйской долины//КСИИМК. 1948. Вып. XVIII. С. 36-39.
Контекст: ...Этот комплекс состоит из дастарханов, подставок и крышек для кухонных котлов, светильников, а также оссуариев-костехранилищ (Бернштам А.Н., 1948, с. 36).

6. Бойс М. Зороастрийцы: верование и обычаи. М, 1987. 303 с.
Контекст: ...Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года - лета и отмечает ежегодное поражение злого духа» (Бойс М., 1987, с. 186).

7. Джарилгасинова Р.Ш., Крюков М.В. Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. М., 1986. 264 с.
8. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. М., 1982. 132 с. Древние цивилизации/под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989. С. 154-156.
9. Елизаренкова Т.Я. О снах в Ригведе и Атхарваведе//«Стхапакашраддха»: сб. ст. памяти Г.А. Зогрофа. СПб., 1995. С. 209-221.
Контекст: ...Расчленение, разделение жертвы на определенное число частей, вербальное перечисление этих частей (Елиза- ренкова Т.Я., 1995, с. 209) исследователями связывается с идеей «вечного возвращения» (Елизаренкова Т.Я., 1995, с. 210), возрастания, восстановления целого из частей и с культом умирающего и воскре- сающего бога, т.е. идеей Новруза.

10. Кузьмина Е.Е. Древнейшие скотоводы: от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986. 132 с.
Контекст: ...В Упанишадах и Брахманах предписывается, чтобы арий сам, своими руками сделал сосуд, точно так, как его лепили отцы и деды, предки питари и прародитель Ангирис, обученный гон- чарству богиней Адити, и ни в коем случае не покупал горшка у ремесленника-шудры, не принадлежащего к арийской общине» (Кузьмина Е.Е., 1986, с. 58).

11. Лобачева Н.П. К истории календарных обрядов у земледельцев Средней Азии//Древние обычаи и верования и культы народов Средней Азии. М., 1986. С. 6-31.
Контекст: ...По преданию, Науруз понравился Пророку Мухаммеду, и первые арабские халифы широко распространили этот праздник в халифате, отмечая его очень пышно (Лобачева Н.П., 1986. c. 6-31).

12. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. 263 с.
Контекст: ...Здесь также это событие маркируется числом семь: Загрей и Дионис растерзаны на семь частей (Лосев А.Ф., 1957, с. 263).

13. Набиев А. Новруз байрамы. Баку. 1995. 199 с.
Контекст: ...Более подробно она описана в «Шах-Наме» Фирдоуси. «Из дошедших до нас источников явствует, что день похорон Сиявуша был назван «Навруз» и ежегодно отмечается как праздничный» (Набиев А., 1995, с. 3).

14. Омар Хайям. «Навруз-наме»//Трактаты/пер. Б.А. Розенфельда; под ред. В.С. Сегаля, А.П. Юшкевича. М., 1965. С. 187-224.
Контекст: ...Как пишет Омар Хайям (1965, с. 189), «тот, кто в день Науруза празднует и веселится, тот будет жить до следующего Науруза в весельи и наслаждении».

15. Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры: Проблемы мировоззрения ираноязычных народов Евразийских степей I тысячелетия до н.э. М., 1985. 256 с.
Контекст: ...Сосуды для жидкостей предназначались в дар богам и их приносили к храмам и святилищам (об этом еще свидетельствовали надписи на месопотамских сосудах: «Чашу вич для измельченного мука изготовил Нинчирсу» или «Нинчирсу, сильному войну Энлиля, своему царю» и т.д.) (Раевский Д.С., 1985, с. 193).

16. Синенькая Н.И. К вопросу о технике изготовления и приемах оформления дастарханов из Отрара (Х-ХII вв.)//Прошлое Казахстана в археологических памятниках. Алма-Ата, 1976. С. 122-129.
Контекст: ...К характеристике комплекса дастарханов, скульптурных подставок под котлы, светильников и т.п. неоднократно обращались и другие исследователи керамики (Синенькая Н.И., 1976, с. 122-129).

17. Турсон А. Весна Вселенной расцвела опять//Иран-Наме: научный востоковедческий журнал. Алматы, 2010. №1 (13). С. 5-31.
Контекст: ...Но иранцы одухотворили равноденствие: органически включили его в свою полифоническую традицию, выросшую на стыке цивилизаций Востока и Запада (Турсон А., 2010, с. 8).