Титул «хаган» — маркер верховной власти в монгольской летописной традиции

Основное содержание статьи

Т. Д. Скрынникова Email: skryta999@mail.ru

Аннотация

Иерархия властных отношений имела важное значение, когда верховный правитель обозначался специальным титулом: в монгольской политической культуре титулом хаган, заимствованным из традиции древнетюркских каганатов. Уже в XIII в., на раннем этапе монгольской истории, титул хаган легитимизировал право претендента на верховную власть в монгольском обществе: он «ведал всеми монголами». С образованием Чингис-хаганом Монгольской империи даже после ее распада титул хаган сохранялся за старшими потомками Золотого линиджа (алтан уруг) Чингис-хагана: тем самым подтверждалась генеалогическая преемственность и, соответственно, легитимность их власти над всеми монголами. Какими бы ни были успехи ойратов по завоеванию монголов, в монгольской летописной традиции они никогда не назывались хаганами, хотя претендовали на это, что свидетельствовало о признании нелегитимности их власти в монгольском мире. В то же время в монгольской летописной традиции мы обнаруживаем два примера, когда титул хаган приписывался не представителям старшей линии чингисидов. Первый связан с Халхой, которая была дана Даян-хаганом своему младшему сыну Гэрэсэндзэ. То, что, начиная с внука, его потомки стали называться хаган ахай, т. е. старшими хаганами, является свидетельством того, что к началу XVII в. Халха становится самостоятельным политическим актором. Другой пример связан с обозначением титулом хаган маньчжурских императоров, что подтверждает признание монголами своего подчиненного положения.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Скрынникова, Т. Д. (2023). Титул «хаган» — маркер верховной власти в монгольской летописной традиции. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 28(3), 184-193. https://doi.org/10.14258/nreur(2023)3-08
Раздел
ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Биография автора

Т. Д. Скрынникова, Институт восточных рукописей Российской академии наук

Доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом Центральной и Южной Азии Института восточных рукописей РАН

Литература

Восемнадцать степных законов. Памятник монгольского права XVI-XVII вв. СПб. : Петербургское востоковедение, 2002. 160 с.

Древнетюркский словарь. Л. : Наука, 1969. 676 с.

Желтая история (Шара туджи). М. : Наука — Восточная литература, 2017. 407 с. Золотое сказание // История в трудах ученых лам. М. : Товарищество научных изданий КМК, 2005. 275 с.

Козин С. А. Сокровенное сказание: Монгольская хроника 1240 г. // Труды института востоковедения. Т. XXXIV. М. ; Л., 1941. 620 с.

Монгольская летопись «Эрдэнийн эрихе». Материалы по истории Халхи. 1636-1736. СПб., 1883. 413 с.

Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика. М. : Наука, 1997. 800 с.

Kollmar-Paulenz, Karenina. Erdeni tunumal neretu sudur. Die Biographie des Altan qayan der Tumed-Mongolen / Ein Beitrag zur Geschichte der religionspolitischen Beziehungen zwischen der Mongolei und Tibet im ausgehenden 16. Jahrhundert. Wiesbaden.: Harrassowitz Verlag, 2001. 390 s. (на англ. яз.).

Rachewiltz I. de. Index to the Secret History of the Mongols. — Indiana University Publications. Uralic and Altaic Series. Vol. 121. Bloomington, 1972. 352 p. (на англ. яз).

Sagan Secen. Erdeni-yin tobci ("Precious summary"). A Mongolian Chronicle of 1662. The Urga Text Transcribed and Edited by M. Go, I. de Rachewiltz, J. R. Krueger and B. Ulaan. Vol. 1. Canberra.: 1990. 270 p. (на англ. яз.).