Ойратский текст «Руководство к практике Прибежища»

Основное содержание статьи

Б. А. Бичеев Email: baazr@mail.ru
М. Е. Тюмидова Email: mtyumidova@yandex.ru

Аннотация

В статье раскрывается содержание ойратского текста «Руководство к практике Прибежища», в котором даются наставления по психотехнической практике буддийского символа веры. Согласно традиции буддизма, вступление на путь буддийского спасения начинается с принятия Прибежища. Текст молитвы Прибежища представляет собой символ буддийской веры и состоит из синтеза обетов мирянина, обетов бодхисаттвы и основополагающих положений буддийского учения. Практика символа веры требует сочетать рецитацию символа веры с особой психотехнической практикой, поскольку простое чтение текста этой молитвы без медитативного сосредоточения не имеет практического смысла. Для результативной психотехнической практики создавались особые тексты наставлений, в которых давалась методика детальной визуализации объектов поклонения. Существуют разные уровни практики Прибежища. Для простых верующих главной целью является обретение благополучной формы в будущем рождении. Основная мотивация духовно развитой личности связана со стремлением прервать цепь рождений в сансаре. Для высшей личности, которым в буддизме Махаяны считается бодхисаттва, становится стремление к спасению всех живых существ сансары. Поэтому сознание практикующего Прибежище должно быть сосредоточено на решимости достичь просветления на благо всех живых существ сансары. Полученные в процессе такого опыта знания позволяют преодолеть неведение, выработать отрешенность от пребывания в обыденной жизни, изменить свое отношение к реальной действительности. Статья помогает глубже понять религиозную традицию буддизма и буддийских народов России.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Бичеев, Б. А., & Тюмидова, М. Е. (2023). Ойратский текст «Руководство к практике Прибежища». НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 28(4), 59-72. https://doi.org/10.14258/nreur(2023)4-04
Раздел
ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Биографии авторов

Б. А. Бичеев, Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова

Доктор философских наук, профессор Калмыцкого государственного университета имени Б. Б. Городовикова

М. Е. Тюмидова, Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова

Кандидат философских наук, доцент Калмыцкого государственного университета имени Б. Б. Городовикова

Литература

Бичеев Б. А. «Иткл» — обет Прибежища в буддизме. Традиционалистский ресурс психотехники в этническом сознании калмыков. Элиста : Калмыцкий гос. ун-т, 2004. 78 с.

Джанжа Ролби Дорже. Древо Собрания Трехсот Изображений. СПб. : Алга-Фонд, 1997. 130 с.

Минаев И. П. Буддийский символ веры // Записки восточного отделения Императорского Русского археологического общества. Т. 1. СПб. : Типография Императорской Академии наук, 1887. С. 203-207.

Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. СПб. : Типография Императорской Академии наук, 1887. 492 с.

Сазыкин А. Г. Каталог монгольских рукописей и ксилографов Института Востоковедения Академии Наук СССР. Т. II. М. : Восточная литература, 2001. 411 с.

Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2007. 544 с.

Gerelmaa G. Brief cataloge of Oirat manuscripts kept by Institute of Language and Literature. Ulaanbaatar: «Soembo printing» 2005. 270 p.

Лувсанбалдан Х. Тод Yсэг TYYHий дурсгалууд [Памятники «ясного письма»]. Улаан-баатар : Шинжлэх Ухааны Академийн хэвлэх, 1975. 356 с.