Буддизм в государстве Цзинь: границы распространения на территориях чжурчжэней (в бассейне реки Амур)

Основное содержание статьи

А.П. Забияко Email: sciencia@yandex.ru
В. Цзюньчжэн Email: junzhengbj@163.com

Аннотация

Буддизм — одна из мировых религий. Примерно через тысячу лет после возникновения в Индии буддизм достиг территорий современного Северо-Восточного Китая и Приморья. Здесь он получил распространение в государстве Бохай. В эпоху Бохай буддийские храмы существовали в Верхней столице (река Муданьцзян) и в бассейне реки Сунгари. Позднее буддизм стал одной из главных регигий империи Ляо. Большое влияние на становление буддизма в этом регионе оказывал Китай — империя Сун, а также корейское государство Когурё. После образования государства Цзинь (1115 г.) буддизм становится одной из религий основателей этого государства — чжурчжэней. Государственная система Цзинь выступает в качестве важной основы утверждения буддизма в среде чжурчжэней и на их родовых землях. В статье на основе археологических данных и письменных источников определены северные и северо-восточные границы буддизма чжурчжэней, а также динамика их формирования. Самые ранние признаки появления буддизма у чжурчжэней зафиксированы в нижнем течении Среднего Амура (устье реки Уссури) статуэткой из Корсаковского могильника (вторая половина X в., догосударственный период истории чжурчжэней). В течение первых десятилетий государственного периода центром буддизма являлась Верхняя столица — Цзиньшан-цзин. Цзиньшанцзин располагался на реке Ашихэ, притоке Сунгари в её среднем течении (река Сунгари — правый приток Амура). В Верхней столице находились первые и наиболее важные для правящей элиты храмы. Границы северной и северо-восточной периферии буддизма пролегали в государстве Цзинь на Среднем Амуре от устья реки Зея до устья рек Уссури и Сунгари. Возможно, буддийский храм (кумирня) находился на Тырском утёсе (устье Амура), фиксируя крайнюю северо-восточную оконечность распространения буддизма государства Цзинь в поздний период его существования. Согласно археологическим и письменным источникам, буддийские храмы и культовая атрибутика представлены как в центре, так и на периферии государства. Следовательно, в бассейне Амура буддизм впервые появляется в государстве Бохай. В эпоху Цзинь буддизм на берегах речной сети Амура получает широкое распространение, становится важной составной частью религиозного ландшафта лево- и правобережья Приамурья.

Скачивания

Metrics

PDF views
23
Dec 28 '24Dec 31 '24Jan 01 '25Jan 04 '25Jan 07 '25Jan 10 '25Jan 13 '25Jan 16 '25Jan 19 '25Jan 22 '255.0
|
HTML views
5

Детали статьи

Как цитировать
Забияко, А., & Цзюньчжэн, В. (2024). Буддизм в государстве Цзинь: границы распространения на территориях чжурчжэней (в бассейне реки Амур). НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 29(4), 188-210. https://doi.org/10.14258/nreur(2024)4-10
Раздел
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Биография автора

А.П. Забияко, Амурский государственный университет

доктор философских наук, профессор, заведующий лабораторией археологии и антропологии, Амурский государственный университет

Литература

Артемьев А. Р. Буддийские храмы XV в. в низовьях Амура. Владивосток : К и Партнеры, 2005. 202 с.

Артемьев А. Р., Артемьева Н. Г. История изучения буддийских храмов в Тыре (материалы Международного симпозиума) // Российская археология. 2008. № 1. С. 146-152.

Ван Цзюньчжэн. Дорожно-транспортные системы на северной пограничной территории империи Цзинь // Социальные взаимодействия, языки и ландшафты в Сибири и Китае (эвенки, эвены, орочоны и другие группы) : труды Третьей международной междисциплинарной Тунгусской конференции. Благовещенск : Одеон, 2019. С. 81-98.

Ван Цзюньчжэн. Возникновение и начальное развитие буддизма в Северо-Восточном Китае (по материалам сяньбэй и Когурё) // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Народы и культуры Северо-Восточного Китая. Вып. 13. Благовещенск : АмГУ, 2020. С. 197-211.

Ван Цзюньчжэн. Государственность чжурчжэньской империи Цзинь по археологическим материалам: администрация, города, дороги и границы // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Вып. 14. Благовещенск : Изд-во Амурского госунивер-ситета, 2022. С. 116-132.

Ван Цзюньчжэн. Возникновение и тенденции развития буддизма в культурах народов Амура (до первой половины XIII в.) // Религиоведение. 2023. № 1. С. 29-39.

Головачев В. Ц. Значение тырских стел и храма «Юннин» в оценках мировой историографии // Россия и АТР. 2010. № 3 (69). С. 123-132.

Головачев В. Ц., Ивлиев А. Л., Певнов А. М., Рыкин П. О. Тырские стелы XV века: перевод, комментарии, исследование китайских, монгольского и чжурчжэньского текстов. СПб. : Наука, 2011. 318 с.

Дашковский П. К. Мировоззрение кочевников Саяно-Алтая и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья (отечественная историография и современные исследования) : монография. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2011. 244 с.

Дашковский П. К. Распространение прозелитарных религий у тюркоязычных кочевников Южной Сибири и Центральной Азии в эпоху средневековья // Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии : коллективная монография. — Барнаул, 2014. Т. I: Поздняя древность — начало XX в. С. 37-46.

Дашковский П. К. Некоторые итоги изучения эволюции религиозного ландшафта Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии // Религиоведение. 2018. № 4. С. 26-36.

Забияко А. П. Ранний чжурчжэньский текст наскальных изображений на реке Архаре в Приамурье (история, результаты исследования и новые данные) // Археология, этнография и антропология Евразии. Т. 47. № 3. 2019. С. 94-103.

Забияко А. П. Ранний чжурчжэньский текст на скале реки Архары в контексте истории чжурчжэней в Приамурье // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Народы и культуры Северо-Восточного Китая : материалы XIV Международной научнопрактической конференции. Благовещенск : АмГУ, 2020. С. 33-48.

История Золотой империи. Новосибирск : Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 1998. 288 с.

Медведев В. Е. О буддизме на территории Приамурья // Интеграция археологических и этнографических исследований : сб. научн. трудов. Одесса ; Омск : Омский филиал Института археологии и этнографии, 2007. С. 366-370.

Медведев В. Е. О чжурчжэньской государственности в Российском Приамурье // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Народы и культуры Северо-Восточного Китая : материалы XIV Международной научно-практической конференции. Благовещенск : АмГУ, 2020. С. 7-20.

Окладников А. П. Первые известия об археологических памятниках нижнего Амура (к 300-летию открытия Тырских памятников, 1655-1955) // Известия Всесоюзного географического общества. 1955. Вып. 4. Т. 87. С. 335-344.

Окладников А. П., Медведев В. Е. Буддийская статуэтка с острова Уссурийского // Пластика и рисунки древних культур (Первобытное искусство). Новосибирск : Наука, 1983. С. 117-121.

Пермикин Г. М. Путевой журнал плавания по реке Амуру от Усть-Стрелочного караула до впадения ее в Татарский пролив // Записки Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Кн. 2. Отд. 1. СПб. : Типография Э. Праца, 1856. С. 3-78.

Поносов В. В. Предварительное сообщение о разведке развалин Дунцзин-чэна // Восточноазиатское археологическое общество. Дунцзинчэн. Раскопки и обследования городища Верхней столицы государства Бохая. Харбин, 1939. C. 1-10.

Ernst George Ravenstein. The Russians on the Amur. London: Trubner, 1861. — 467 с. (in English).

Атлас древностей Цзиньюань / под отв. ред. Бао Хайчунь, Ван Юйлан. Харбин : Харбин чубаньшэ. 2001. 418 с. (МЖ#, Ж^ЖФ^. «Ж»Ж ^&:^&Ш Ш±, 2001. — 418 Ж) (In Chinese).

Ван Дэпэн. Об историческом происхождении буддизма в династии Цзинь // Ланьчжоуский вестник. 2018. № 9. С. 56-66. (Ж.ЖВД. Ж^^^^ЙЖЖ'МЖ // й^'1'l^flj. 2018. № 9. Ж 56-66) (In Chinese).

Ван Юйлан, Се Чуньхэ. Исследование цзиньской печати Департамента Управления из городища Сигоу г. Хэйхэ // Вестник Харбинского университета. 2017. № 10. С. 1-7. (т ж#я. // ^к^^<

2017. № 10. 1-7 Ж) (In Chinese).

Восточноазиатское археологическое общество. Дунцзинчэн. Раскопки и обследования городища Верхней столицы государства Бохая. 1939. 90 с. (ЖЖЖАЖ^. ЖФ'Ж. 1ВВШШЙШЙ. Ж^^А^А^ (ЖЖЖ), 1939. 90 Ж) (In Chinese).

И Баоли. Обзор некоторых памятников построек и гробниц вокруг Верхней столицы // Альманах исторической географии в Северо-восточном Китае. Харбин, 2002. С. 391-402 («Л. ШШШйШШВ/ МЖ#, £S&A< Ж ^^АЖЯ^А. ^^: ^^ШШ±, 2002. 391-402Ж) (in Chinese).

Институт археологии Китайской академии общественных наук. Гора Людиншань и посёлок Бохай: аристократические могильники и столичный памятник государства Бохай династии Тан. Пекин: Изд-во энциклопедии Китая, 1997. 257 с. (ФН^4^ЖЖ ИЖАЖ^Ж. АШШ^ЖШ — Ж^»НИЖ«№ЖЖ». «: Ф НЖЖЖЖШШ±, 1997. 257 Ж) (In Chinese).

Линь Юн. Крепость Македонского, Стела Юань и кирпичная пагода Ляо-Цзинь — Изложение археологической истории храма Юннин // Альманах исторических памятников Хэйлунцзяна. 1982. № 1. С. 83-89. (#fe. Ж^ШЙЙ, Л^^Ж^^^ — ЖЖ ЖЖЖЖЖ£ // МЖЖ^ЖЖ. 1982. №. 1. С. 83-89) (In Chinese).

Лян Чуньюй. Дискуссия Хулигайлу в династии Цзинь // Вестник общественных наук Цзямусыского университета. 2003. № 2. С. 70-71. (Ж#Ж. Й^^^^ЖЙ^ // ЖЖ ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ. 2003. № 2. С. 70-71 Ж) (In Chinese).

Медведев В. Е. Городища Нижнего Амура // Забияко А. П., Зайцев Н. Н., Медведев В. Е. Древние и средневековые городища Приамурья / пер. на кит. Ван Цзюньчжэн. Пекин: Изд-во КАОН, 2024. С. 236-286. (А. П. ЖЖЖЖ Н. Н. ЖЖЖЖ, В. Е. ЙШ ^ЖЖ<,ЖЖЖЖЖЙЖ:ШЖЖдаЖИ(»Ю^Ж№КЖЙЖЖ Ш,ЖЖ:ЖНЖЖЖЖЖШ±, 2024. 236-286 Ж) (in Chinese).

Няньчан. История Будды в ряде династий (Фоцу лидай тунцай). Т. 20. Пекин: Шуму Вэньсянь чубаньшэ, 1990. (ЖЖ.ВЖЖЖЖа (^-+). ft*: Ж0£МШШ±, 1990) (In Chinese).

Редколлегия Справочника по городскому уезду Бэйань. Справочник по уезду Нинъ-ань. Бэйань, 1994. 835 с. (ЖЖЖЖЖЖ^^Ж. ft^MX ft$, 1994Ж. 835 Ж) (In Chinese).

Собрание и сверка эпиграфических текстов всей династии Цзинь. Чанчунь: Цзилинь вэньши чубаньшэ. 2012. 670 с. (ЖЖЖШЙ. Ж^Ж^ЖШЙ. Ж#: ЖЖЖЖ М, 2012. 670 Ж) (In Chinese).

Сюй Цзыжун. Исследование Надписи о захоронении наставника Сюаньвэй (Фасин) храма Шакьямуни в Цзиньшанцзин // Северные исторические памятники. 1989. № 3. С. 38-42. (ЖЖЖ. ЖЖЖ#ЖЖ1|Ш«ЙШЖЖШ4^ЙЖ# // ЖЖЖШ 1989. №. 3. 38-42 Ж) (In Chinese).

Тории Рюдзо. Поиск и посещение Северо-Восточной Азии / пер. на кит. Тан Эрхэ. — Шанхай: шанъу иньшу гуань, 1926. 265 с. (ДЖЖЖ ЖЖЖЖ1ЖЖЙ. 'ЖЖЖЖ Ж Ж: Й#ЖЖЖ, 1926. 265 Ж) (In Chinese).

Тории Рюдзо. Исследование Нурган дусы // Яньцзинский вестник. № 33. 1947. С. 7-76. (ДЖЖЖ. ЙЛЖ^ЖЖ // ^ЖЖЖ. № 33. 1947. 7-76 Ж) (на кит. яз.).

Торияма Киити. Обзор отчёта об обследования храмов Дунцзинчэна. Чанчунь. 1943. 44 с. (ДШ<“. ЖЖ^ЖЖЖ»ЖЖ. Ж#:Ш'1ЖЙЖ^ЖЙЖМЖЖ>ЖЖ Ш^> 1943. 44 Ж) (In Chinese).

Хао Сыдэ, Чжан Пэн. Городища на территории Хэйхэ пров. Хэйлунцзян // Северные исторические памятники. 1991. № 1. С. 26-31. (ЖШШ, ^Ж. ^ЖЖЖ^ИЙК ЖМА^Ж // ЖЖЖЖ 1991. №. 1. 26-31 Ж) (In Chinese).

Хун Хао. Сунмо Цзивэнь. Книжная серия Чанбай (Первый выпуск. Чанчунь: Цзилинь вэньши чубаньшэ. 1986. С. 9-50. (ЖЙд. ЖЖЖ||. ЖЖИЖ^, ЖЖ^^ШЙ. ЖЙЖЖ(ЖЖ). Ж#: Ж#ЖЖЖШ±, 1986. 9-50 Ж) (In Chinese).

Цзинь ши. Пекин: Чжунхуа шуцзюй. 1975. 2906 с. (ЖЖ. — ЖЖ: ЖЖЖЖ, 1975. — 2906 Ж) (In Chinese).

Чжан Хуэйюй, Ван Юйлан. Обзор системы административно-территориальных делений на территории Хэйлунцзян в империи Цзинь // Вестник Харбинского педагогического колледжа. 2000. № 4. С. 80-84. (Ж^^, IS^. ^^^^?Х№КЙ^ТЙ^ ftJM // ^«ffi^$. 2000. №. 4. 80-84 Ж) (In Chinese).