Изображения Тенгри и Умай на резном дереве из Отрарского оазиса

Основное содержание статьи

М.Б. Кожа Email: mukhtar_kozha@mail.ru

Аннотация

Рассмотрены вопросы, связанные с интерпретацией образов на деревянных досках, обнаруженных в ходе раскопок цитадели городища Куйруктобе (в 6 км к юго-западу от городища Отрар, Южный Казахстан). Наиболее интересные материалы были получены при раскопках центрального зала дворца, где расчищены резные доски с изображениями культовых и светских сцен. Цитадель Куйруктобе являлась резиденцией тюркских правителей исторической области Тарбанд-Отрар и была разрушена во время походов арабов в VIII в. Лучше других сохранилась доска с изображениями божеств на зооморфных тронах, расположенных под арками. С левой стороны изображено мужское божество на престоле в виде фигуры двух крылатых верблюдов. Справа от него - женское божество, сидящее на троне. На деревянной доске представлены божества древних тюркских народов: Тенгри, Умай. На одной из композиций изображен тюркский каган из рода Ашина, скорее всего, предок владельца дворца.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Кожа, М. (1). Изображения Тенгри и Умай на резном дереве из Отрарского оазиса. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 8(8), 34-47. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2259
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ
Биография автора

М.Б. Кожа, Международный Казахско-Турецкий университет им. Х.А. Ясави

доктор исторических наук, профессор кафедры истории Международного Казахско-Турецкого университета им. А. Ясави, Туркестан

Литература

1. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., 1971. 403 с.
Контекст: ...Киргизы вспоминали о божестве Умай в наиболее счастливые и урожайные годы, при обильном урожае и умножении скота говорили: из груди матери Умай молоко течет (Абрамзон С.М., 1971, с. 276).

2. Ахинжанов С.М. Об этнической принадлежности каменных изваяний в «трехрогих» головных уборах из Семиречья//Археологические памятники Казахстана. Алма-Ата, 1978. С. 65-79.
Контекст: ...Согласно выводам Л.Р. Кызла-сова, а также С.М. Ахинжанова (1978, с. 68-70), величественная женщина в «трехрогой» тиаре на голове является изображением общетюркской богини Умай.

3. Бабаяров Г. Монеты Чача в эпоху Тюркского каганата//Денежное обращение и торговля средневекового Казахстана. Туркестан, 2007. С. 52-67.
Контекст: ...По мнению Г. Бабаярова (2007, с. 58), Тарбанд являлся военнополитическим центром отмеченного владения.

4. Байпаков К.М. Работы на Отраре и Куйруктобе//Археологические открытия 1982 г. М., 1984. С. 450-451.
5. Байпаков К.М. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья. Алма-Ата, 1986. 256 с.
Контекст: ...Терновая Г.А., 2005, с. 13), и гибель цитадели Куйруктобе можно связать с походом арабского отряда Фадла ибн Сахля либо с походом сама-нида Насра I ибн Ахмада на Шавгар в начале второй половины IX в. (Байпаков К.М., 1986, с. 58-59).

6. Байпаков К.М., Терновая Г.А. Религии и культы средневекового Казахстана. Алматы, 2005. 236 с.
Контекст: ...На основе этих находок была написана глава «Авестийская религия и династический культ (по материалам дворца)» в монографии «Религии и культы средневекового Казахстана (по материалам городища Куйруктобе)» (Байпаков К.М., Терновая Г.А., 2005).

7. Байпаков К.М., Шарденова З.Ж., Перегудова С.Я. Раннесредневековая архитектура Семиречья и Южного Казахстана на Великом шелковом пути. Алматы, 2001. 238 с.
8. Беленицкий А.М. Вопросы идеологии и культов Согда (по материалам пянджикентских храмов)//Живопись древнего Пянджикента. М., 1954. С. 25-82.
9. Вайнберг Б.И. Этногеография Турана в древности. М., 1999. 359 с.
Контекст: ...Какие-то легендарные представления о туранской «династии» Афрасиаба сохранялись в районе средней Сырдарьи, несмотря на «смены» этносов, вплоть до средневековья, что нашло отражение в эпоху Сельджукидов и Караханидов, когда династии этих правителей искусственно возводились к Афрасиабу» (Вайнберг Б.И., 1999, с. 206).

10. Валиханов Ч.Ч. Следы шаманства у киргизов//Собрание сочинений: в 5-ти т. Алма-Ата, 1985. Т. 4. С. 48-70.
Контекст: ...От его воли зависело благополучие людей и народов», - пишет Ч.Ч. Валиханов (1985, с. 58), рассматривая следы древних верований у казахов.

11. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993. 523 с.
Контекст: ...Бильге-каган сравнивает войско своего отца с волком: «Т ак как небо дало [им] силу, Войско моего отца-кагана было подобно волку». (Стеблева И.В., 1976, с. 20) Отмечая огромное значение волка для древнетюркской элиты, Л.Н. Гумилев (1993, с. 22-23) писал: «Китайские авторы считают тюркский хан и волк синонимами, видимо, опираясь на воззрения самих тюркских ханов. <...> Золотая волчья голова красовалась на тюркских знаменах, и, наконец в двух легендах о происхождении тюрок первое место принадлежит прародительнице-волчице».

12. Довдойн Баяр. Археологическое изучение поминального памятника в честь Бильге кагана//Труды Центрального музея РК. Алматы, 2004. Т. 1. С. 214-223.
13. Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы, 2002. 333 с.
Контекст: ...Второй раздел книги Ю.А. Зуева (2002, с. 259) о ранних тюрках называется «О тюркском манихействе», где отмечается, что в древнетюркское время в орбиту манихейских конфессиональных связей было вовлечено большинство тюркских племен, в первую очередь западные тюрки, тюргеши и кара тюргеши с входившими в их состав племенами.

14. Кляшторный С.Г. Памятники древнетюркской письменности//Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. М., 1992. С. 326-369.
Контекст: ...Как пишут С.Г. Кляшторный, Т.И. Султанов (1992, с. 150), по воле Неба правили каганы, которые именовались «Небоподобными и на Небе рожденными», по воле Неба тюрки одерживали победы или терпели поражения, Небо и Земля-Вода спасали тюркский народ в лихую годину, тюркские ханы в своих надписях постоянно призывают Небо быть благосклонным к ним.

15. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992. 375 с.
Контекст: ...Как пишут С.Г. Кляшторный, Т.И. Султанов (1992, с. 150), по воле Неба правили каганы, которые именовались «Небоподобными и на Небе рожденными», по воле Неба тюрки одерживали победы или терпели поражения, Небо и Земля-Вода спасали тюркский народ в лихую годину, тюркские ханы в своих надписях постоянно призывают Небо быть благосклонным к ним.

16. Кумеков Б. Сообщение ал-Идриси (XII в.) о странах кимаков и карлуков//Казахстан в эпоху феодализма. Алма-Ата, 1981. С. 12-19.
Контекст: ...Ал-Идриси, сообщая о странах кимаков и карлуков, отмечает, что они манихеи: «...кимаки исповедуют сабейскую религию, поклоняются солнцу и ангелам» (Кумеков Б., 1981, с. 18).

17. Ковшарь А.Ф. Аксу-Джабаглы. Алма-Ата, 1972. 68 с.
Контекст: ...Ближайшие леса из арчи располагаются на территории Западного Тянь-Шаня, в районе нынешнего заповедника Аксу-Жабаглы, где растут самые мощные в Казахстане деревья арчи высотой до 20 м (Ковшарь А.Ф., 1972, с. 32).

18. Кожа М. Походы арабов в районы Ферганы, Чача и средней Сырдарьи в VIII в.//Материалы и исследования по археологии Кыргызстана. Бишкек, 2009. Вып. 4. С. 97-103.
Контекст: ...Военные действия нашли отражение в археологическом материале в виде следов пожаров, запустений на большинстве исследованных памятников Средней Сырдарьи, в сердцевине которого располагается Отрарский оазис и городище Куйруктобе (Кожа М., 2009).

19. Литвинский Б.А., Смагина Е.Б. Манихейство//Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. М., 1992. С. 508-532.
20. Махмуд ал-Кашгари. Диван Лугат ат-Турк. Алматы, 2005. 1288 с.
Контекст: ...Женщины видят в ней доброе предзнаменование» (Махмуд ал-Кашгари, 2005, с. 152).

21. Плетнева С.А. Печенеги, торки, половцы//Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. С. 213-221.
Контекст: ...Подавляющее большинство каменных женских изваяний изображалось именно с такими «рогами» (Плетнева С.А., 1981, с. 220, рис. 89; 1990, с. 124).

22. Плетнева С.А. Половцы. М., 1990. 208 с.
Контекст: ...Подавляющее большинство каменных женских изваяний изображалось именно с такими «рогами» (Плетнева С.А., 1981, с. 220, рис. 89; 1990, с. 124).

23. Потапов Л.П. Умай -божество древних тюрков в свете этнографических данных//Тюркологический сборник 1972. М., 1973.
24. Самашев З.С. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья. Алма-Ата, 1992. 288 с.
Контекст: ...З.С. Самашев (1992, с. 206-208), рассматривая «комплекс волк - знамя», считает, что волк мог выступать в качестве символа, атрибута бога войны.

25. Сенигова Т.Н. Иконографическое изображение из Тараза//Известия АН Каз ССР. Сер.: Металлургия, обогащение и огнеупоры. Алма-Ата, 1960. Вып. 3.
Контекст: ...Т.Н. Сенигова (1960, с. 98-102) выявила на территории Тараза ряд материалов, свидетельствующих о бытовании манихей-ской религии у жителей Тараза и его обширной округи в VI-VIII вв.

26. Симаков Г.Н. Соколиная охота и культ хищных птиц в Средней Азии. СПб., 1998. 320 с.
Контекст: ...Ловчая птица являлась одновременно и символом власти, и существом, которое санкционировало (магически) эту власть (Симаков Г.Н., 1998, с. 121).

27. Смагулов Е. Арабское нашествие на Южный Казахстан: данные письменных и археологических источников//Мобилизованный археологией. Астана, 2004. С. 103-113.
Контекст: ...Е.А. Смагулов (2004, с. 109) синхронизирует пожар на Куйруктобе с мощным пожаром во втором строительном горизонте на цитадели городища Куюк-мардан.

28. Стеблева И.В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы//Тюркологический сборник 1971. М., 1972. С. 213-226.
29. Стеблева И.В. Поэтика древнетюркской литературы и ее трансформация в раннеклассический период. М., 1976. 214 с.
Контекст: ...Бильге-каган сравнивает войско своего отца с волком: «Т ак как небо дало [им] силу, Войско моего отца-кагана было подобно волку». (Стеблева И.В., 1976, с. 20) Отмечая огромное значение волка для древнетюркской элиты, Л.Н. Гумилев (1993, с. 22-23) писал: «Китайские авторы считают тюркский хан и волк синонимами, видимо, опираясь на воззрения самих тюркских ханов. <...>

30. Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов. Алма-Ата, 1991. 214 с.
Контекст: ...При первом визите в юрту свекра, когда невеста бросала сало или наливала масло в очаг, женщины приговаривали: «От-ана, Май-ана, жарылка», т.е. «Мать-огонь, мать Май, благослови» (Толеубаев А.Т., 1991, с. 43).

31. Ходжаев М.Б. Древнетюркское изваяние из Майбулака//Тезисы докладов научно-практической конференций, посвященной 70-летию организации Чимкентского областного историко-краеведческого музея. Алма-Ата, 1990. С. 52-53.
Контекст: ...В местности Майбулак Южно-Казахстанской области нами были обнаружены древнетюркское изваяние и могильник (Ходжаев М., 1990, с. 52-53).