Изображения Тенгри и Умай на резном дереве из Отрарского оазиса
Основное содержание статьи
Аннотация
Рассмотрены вопросы, связанные с интерпретацией образов на деревянных досках, обнаруженных в ходе раскопок цитадели городища Куйруктобе (в 6 км к юго-западу от городища Отрар, Южный Казахстан). Наиболее интересные материалы были получены при раскопках центрального зала дворца, где расчищены резные доски с изображениями культовых и светских сцен. Цитадель Куйруктобе являлась резиденцией тюркских правителей исторической области Тарбанд-Отрар и была разрушена во время походов арабов в VIII в. Лучше других сохранилась доска с изображениями божеств на зооморфных тронах, расположенных под арками. С левой стороны изображено мужское божество на престоле в виде фигуры двух крылатых верблюдов. Справа от него - женское божество, сидящее на троне. На деревянной доске представлены божества древних тюркских народов: Тенгри, Умай. На одной из композиций изображен тюркский каган из рода Ашина, скорее всего, предок владельца дворца.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Литература
Контекст: ...Киргизы вспоминали о божестве Умай в наиболее счастливые и урожайные годы, при обильном урожае и умножении скота говорили: из груди матери Умай молоко течет (Абрамзон С.М., 1971, с. 276).
2. Ахинжанов С.М. Об этнической принадлежности каменных изваяний в «трехрогих» головных уборах из Семиречья//Археологические памятники Казахстана. Алма-Ата, 1978. С. 65-79.
Контекст: ...Согласно выводам Л.Р. Кызла-сова, а также С.М. Ахинжанова (1978, с. 68-70), величественная женщина в «трехрогой» тиаре на голове является изображением общетюркской богини Умай.
3. Бабаяров Г. Монеты Чача в эпоху Тюркского каганата//Денежное обращение и торговля средневекового Казахстана. Туркестан, 2007. С. 52-67.
Контекст: ...По мнению Г. Бабаярова (2007, с. 58), Тарбанд являлся военнополитическим центром отмеченного владения.
4. Байпаков К.М. Работы на Отраре и Куйруктобе//Археологические открытия 1982 г. М., 1984. С. 450-451.
5. Байпаков К.М. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья. Алма-Ата, 1986. 256 с.
Контекст: ...Терновая Г.А., 2005, с. 13), и гибель цитадели Куйруктобе можно связать с походом арабского отряда Фадла ибн Сахля либо с походом сама-нида Насра I ибн Ахмада на Шавгар в начале второй половины IX в. (Байпаков К.М., 1986, с. 58-59).
6. Байпаков К.М., Терновая Г.А. Религии и культы средневекового Казахстана. Алматы, 2005. 236 с.
Контекст: ...На основе этих находок была написана глава «Авестийская религия и династический культ (по материалам дворца)» в монографии «Религии и культы средневекового Казахстана (по материалам городища Куйруктобе)» (Байпаков К.М., Терновая Г.А., 2005).
7. Байпаков К.М., Шарденова З.Ж., Перегудова С.Я. Раннесредневековая архитектура Семиречья и Южного Казахстана на Великом шелковом пути. Алматы, 2001. 238 с.
8. Беленицкий А.М. Вопросы идеологии и культов Согда (по материалам пянджикентских храмов)//Живопись древнего Пянджикента. М., 1954. С. 25-82.
9. Вайнберг Б.И. Этногеография Турана в древности. М., 1999. 359 с.
Контекст: ...Какие-то легендарные представления о туранской «династии» Афрасиаба сохранялись в районе средней Сырдарьи, несмотря на «смены» этносов, вплоть до средневековья, что нашло отражение в эпоху Сельджукидов и Караханидов, когда династии этих правителей искусственно возводились к Афрасиабу» (Вайнберг Б.И., 1999, с. 206).
10. Валиханов Ч.Ч. Следы шаманства у киргизов//Собрание сочинений: в 5-ти т. Алма-Ата, 1985. Т. 4. С. 48-70.
Контекст: ...От его воли зависело благополучие людей и народов», - пишет Ч.Ч. Валиханов (1985, с. 58), рассматривая следы древних верований у казахов.
11. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993. 523 с.
Контекст: ...Бильге-каган сравнивает войско своего отца с волком: «Т ак как небо дало [им] силу, Войско моего отца-кагана было подобно волку». (Стеблева И.В., 1976, с. 20) Отмечая огромное значение волка для древнетюркской элиты, Л.Н. Гумилев (1993, с. 22-23) писал: «Китайские авторы считают тюркский хан и волк синонимами, видимо, опираясь на воззрения самих тюркских ханов. <...> Золотая волчья голова красовалась на тюркских знаменах, и, наконец в двух легендах о происхождении тюрок первое место принадлежит прародительнице-волчице».
12. Довдойн Баяр. Археологическое изучение поминального памятника в честь Бильге кагана//Труды Центрального музея РК. Алматы, 2004. Т. 1. С. 214-223.
13. Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы, 2002. 333 с.
Контекст: ...Второй раздел книги Ю.А. Зуева (2002, с. 259) о ранних тюрках называется «О тюркском манихействе», где отмечается, что в древнетюркское время в орбиту манихейских конфессиональных связей было вовлечено большинство тюркских племен, в первую очередь западные тюрки, тюргеши и кара тюргеши с входившими в их состав племенами.
14. Кляшторный С.Г. Памятники древнетюркской письменности//Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. М., 1992. С. 326-369.
Контекст: ...Как пишут С.Г. Кляшторный, Т.И. Султанов (1992, с. 150), по воле Неба правили каганы, которые именовались «Небоподобными и на Небе рожденными», по воле Неба тюрки одерживали победы или терпели поражения, Небо и Земля-Вода спасали тюркский народ в лихую годину, тюркские ханы в своих надписях постоянно призывают Небо быть благосклонным к ним.
15. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992. 375 с.
Контекст: ...Как пишут С.Г. Кляшторный, Т.И. Султанов (1992, с. 150), по воле Неба правили каганы, которые именовались «Небоподобными и на Небе рожденными», по воле Неба тюрки одерживали победы или терпели поражения, Небо и Земля-Вода спасали тюркский народ в лихую годину, тюркские ханы в своих надписях постоянно призывают Небо быть благосклонным к ним.
16. Кумеков Б. Сообщение ал-Идриси (XII в.) о странах кимаков и карлуков//Казахстан в эпоху феодализма. Алма-Ата, 1981. С. 12-19.
Контекст: ...Ал-Идриси, сообщая о странах кимаков и карлуков, отмечает, что они манихеи: «...кимаки исповедуют сабейскую религию, поклоняются солнцу и ангелам» (Кумеков Б., 1981, с. 18).
17. Ковшарь А.Ф. Аксу-Джабаглы. Алма-Ата, 1972. 68 с.
Контекст: ...Ближайшие леса из арчи располагаются на территории Западного Тянь-Шаня, в районе нынешнего заповедника Аксу-Жабаглы, где растут самые мощные в Казахстане деревья арчи высотой до 20 м (Ковшарь А.Ф., 1972, с. 32).
18. Кожа М. Походы арабов в районы Ферганы, Чача и средней Сырдарьи в VIII в.//Материалы и исследования по археологии Кыргызстана. Бишкек, 2009. Вып. 4. С. 97-103.
Контекст: ...Военные действия нашли отражение в археологическом материале в виде следов пожаров, запустений на большинстве исследованных памятников Средней Сырдарьи, в сердцевине которого располагается Отрарский оазис и городище Куйруктобе (Кожа М., 2009).
19. Литвинский Б.А., Смагина Е.Б. Манихейство//Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. М., 1992. С. 508-532.
20. Махмуд ал-Кашгари. Диван Лугат ат-Турк. Алматы, 2005. 1288 с.
Контекст: ...Женщины видят в ней доброе предзнаменование» (Махмуд ал-Кашгари, 2005, с. 152).
21. Плетнева С.А. Печенеги, торки, половцы//Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. С. 213-221.
Контекст: ...Подавляющее большинство каменных женских изваяний изображалось именно с такими «рогами» (Плетнева С.А., 1981, с. 220, рис. 89; 1990, с. 124).
22. Плетнева С.А. Половцы. М., 1990. 208 с.
Контекст: ...Подавляющее большинство каменных женских изваяний изображалось именно с такими «рогами» (Плетнева С.А., 1981, с. 220, рис. 89; 1990, с. 124).
23. Потапов Л.П. Умай -божество древних тюрков в свете этнографических данных//Тюркологический сборник 1972. М., 1973.
24. Самашев З.С. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья. Алма-Ата, 1992. 288 с.
Контекст: ...З.С. Самашев (1992, с. 206-208), рассматривая «комплекс волк - знамя», считает, что волк мог выступать в качестве символа, атрибута бога войны.
25. Сенигова Т.Н. Иконографическое изображение из Тараза//Известия АН Каз ССР. Сер.: Металлургия, обогащение и огнеупоры. Алма-Ата, 1960. Вып. 3.
Контекст: ...Т.Н. Сенигова (1960, с. 98-102) выявила на территории Тараза ряд материалов, свидетельствующих о бытовании манихей-ской религии у жителей Тараза и его обширной округи в VI-VIII вв.
26. Симаков Г.Н. Соколиная охота и культ хищных птиц в Средней Азии. СПб., 1998. 320 с.
Контекст: ...Ловчая птица являлась одновременно и символом власти, и существом, которое санкционировало (магически) эту власть (Симаков Г.Н., 1998, с. 121).
27. Смагулов Е. Арабское нашествие на Южный Казахстан: данные письменных и археологических источников//Мобилизованный археологией. Астана, 2004. С. 103-113.
Контекст: ...Е.А. Смагулов (2004, с. 109) синхронизирует пожар на Куйруктобе с мощным пожаром во втором строительном горизонте на цитадели городища Куюк-мардан.
28. Стеблева И.В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы//Тюркологический сборник 1971. М., 1972. С. 213-226.
29. Стеблева И.В. Поэтика древнетюркской литературы и ее трансформация в раннеклассический период. М., 1976. 214 с.
Контекст: ...Бильге-каган сравнивает войско своего отца с волком: «Т ак как небо дало [им] силу, Войско моего отца-кагана было подобно волку». (Стеблева И.В., 1976, с. 20) Отмечая огромное значение волка для древнетюркской элиты, Л.Н. Гумилев (1993, с. 22-23) писал: «Китайские авторы считают тюркский хан и волк синонимами, видимо, опираясь на воззрения самих тюркских ханов. <...>
30. Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов. Алма-Ата, 1991. 214 с.
Контекст: ...При первом визите в юрту свекра, когда невеста бросала сало или наливала масло в очаг, женщины приговаривали: «От-ана, Май-ана, жарылка», т.е. «Мать-огонь, мать Май, благослови» (Толеубаев А.Т., 1991, с. 43).
31. Ходжаев М.Б. Древнетюркское изваяние из Майбулака//Тезисы докладов научно-практической конференций, посвященной 70-летию организации Чимкентского областного историко-краеведческого музея. Алма-Ата, 1990. С. 52-53.
Контекст: ...В местности Майбулак Южно-Казахстанской области нами были обнаружены древнетюркское изваяние и могильник (Ходжаев М., 1990, с. 52-53).