Законотворческая деятельность тюркских правителей VI-ХI вв. в контексте правового развития кочевых народов Евразии (формы, содержание, преемственность традиций)
Основное содержание статьи
Аннотация
ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЮРКСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ VI-ХI ВВ. В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ (ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ)
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Почекаев, Р. Ю. (1). Законотворческая деятельность тюркских правителей VI-ХI вв. в контексте правового развития кочевых народов Евразии (формы, содержание, преемственность традиций). НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 7(7), 63-77. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2290
Выпуск
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ
Литература
1. Айдын М.А. Право в Османском государстве//История Османского государства, общества и цивилизации. М., 2006. С. 323-370.
Контекст: ..., кади и пр.); эта традиция ярко проявлялась и в тюркских государствах более поздних эпох - в частности, в Золотой Орде и ее государствах-преемниках, Османской империи (см.: Почекаев Р.Ю., 2006, с. 315; Айдын М.А., 2006, с. 325-328).
2. Арсал С.М. Тюркская история и право. Казань, 2002. 412 с.
Контекст: ...До нашего времени сохранилось довольно значительное число тюркских (преимущественно уйгурских) деловых документов - договоры займа и аренды, акты об усыновлении, освобождении рабов и т.п. (Арсал С.М., 2002, с. 83).
3. Барфилд Т. Опасная граница: кочевые империи и Китай (221 г. до н. э. -1757 г. н. э.)/пер. с англ. Д.В. Рухлядева, В.Б. Кузнецова; науч. ред. и пред. Д.В. Рухлядева. СПб., 2009. 488 с.
Контекст: ...Таким образом, тюрки реагировали на «вызовы» Китая и мира ислама, предлагая в качестве «ответа» собственную систему государства и права - равноценную, но не идентичную китайской или мусульманской (Барфилд Т., 2009, с. 43 и след.).
4. Березин И.Н. Шейбаниада: История монголо-тюрков на джагатайском диалекте. Казань, 1849. 342 с.
Контекст: ...В «Шейбаниаде», историческом сочинении XVI в., создателем торе также назван мифический Тюрк (Березин И.Н., 1849, с. 19).
5. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Алматы, 1998. Т. I. LLXIV+390 с.
Контекст: ...II. РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ… НАРОДОВ… даже был «возведен на престол под наименованием Дэуло-Фуба- Дэудай-хана, что на языке Дома Вэй значит: издавший постановления, т.е. законодатель хан» (Бичурин Н.Я., 1998, с. 50, 157, 175, 189, 199-200).
6. Бутанаев В.Я. Степные законы Хонгорая. Абакан, 2004. 279 с.
Контекст: ...м этот стереотип в значительной степени был перенесен и на более поздние тюркомонгольские государства - Монгольскую империю, Золотую Орду, 63 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… Казахское ханство и др. (Бутанаев В.Я., 2004, с. 12; Жекшеев А.С.; История, 2004, с. 52-53; Рязановский В.А., 1931, с. 275 и след.).
7. Григорьев А.П. Монгольская дипломатика XIII-XV вв.: Чингизидские жалованные грамоты. Л., 1978. 136 с.
Контекст: ...Еще один ярлык представляет собой проезжую грамоту с перечислением правомочий ханского чиновника и тех продуктов, которые ему полагалось требовать на пути следования (Тихонов Д., 1958, с. 73; ср.: Григорьев А.П., 1978, с. 107-108).
8. Жекшеев А.С. Кыргызская государственность через призму естественного права//Диалог цивилизаций: электронное издание. URL: http://siteistok.host.net.kg/bibl/DC-2/111_djeksheev.htm.
9. Жумаганбетов Т.С. Власть кагана в древнетюркской государственной организации//Вестник Челябинского государственного университета. Сер.: История. 2008. Вып. 27, № 34 (135). С. 14-19.
Контекст: ...Именно этот этап переживало древнетюркское общество в VI в., и именно с ним мы связываем возникновение «права государства» у тюрков - как права, заново создаваемого правителями, а не обычных норм, передававшихся из поколения в поколение (Жумаганбетов Т.С., 2008, с. 16, 18).
10. История отечественного государства и права/под ред. О.И. Чистякова. М., 2004. Ч. 1 430 с.
Контекст: ...л перенесен и на более поздние тюркомонгольские государства - Монгольскую империю, Золотую Орду, 63 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… Казахское ханство и др. (Бутанаев В.Я., 2004, с. 12; Жекшеев А.С.; История, 2004, с. 52-53; Рязановский В.А., 1931, с. 275 и след.).
11. «История Татар» Ц. де Бридиа/пер. С.В. Аксенова, А.Г. Юрченко//Христианский мир и «Великая Монгольская империя». СПб., 2002. С. 75-126.
12. Каменные письмена. Древнетюркская поэзия VI-XII вв./сост. А. Преловский М., 2005. 280 с.
Контекст: ...Однажды принятые основателями государства законы впоследствии, надо полагать, не подвергались значительным изменениям - именно поэтому в древнетюркских памятниках говорится, что правители в большинстве своем «поддерживали и укрепляли» право-торе, а не создавали его (Юсуф Баласагунский, 1983, с. 177; Каменные письмена, 2005, с. 105; Бутанаев В.Я., 2004, с. 13).
13. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб., 2005. 346 с.
Контекст: ...Так, например, согласно китайским источникам, тюркский Эль-каган усилил обложение народа податями и сборами, однако лишь когда они стали невыносимо тяжелыми, племена стали выходить из подчинения кагану (Кляшторный С.Г., Султанов Т.И., 2009, с. 113; Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г., 2005, с. 91-92).
14. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей. От древности к Новому времени. 3-е изд., испр. и доп. СПб., 2009. 432 с.
Контекст: ...Воссев на царство, они учредили Эль (Государство) и установили Тёрю (Закон) народа тюрков…» (цит. по: Кляшторный С.Г., Султанов Т.И., 2009, с. 85; ср.: Мелиоранский П., 1899, с. 64; Klyashtornyi S.G., 2004, р. 13).
15. Ковлер А.И. Антропология права. М., 2002. 480 с.
Контекст: ...а на смену родоплеменному объединению приходила государственная власть, появлялись институты управления, аппарат принуждения, поведение подданных в той или иной степени регулировалось волей правителей (Ковлер А.И., 2002, с. 183-184).
16. Кумеков Б.Е. Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам. Алма-Ата, 1972. 156 с.
Контекст: ...Имеются сведения и о развитой налоговой системе в государстве кимаков (Кумеков Б.Е., 1972, с. 118).
17. Кычанов Е. И. Основы средневекового китайского права. М., 1986. 264 с. Материалы по истории киргизов и Киргизии. М., 1973. Вып. 1. 280 с.
Контекст: ...Не подлежит сомнению, что речь идет не о правовых обычаях, а о законодательстве, установленном именно правителями государства: в китайской правовой традиции издавна существовало разделение и даже противопоставление законов «фа» и обычаев (или ритуалов) «ли» (Кычанов Е.И., 1986, с. 6), поэтому терминологическая путаница в китайских источниках исключается.
18. Мелиоранский П. Памятник в честь Кюль-Тегина//Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества. СПб., 1899. Т. ХII. С. 1-144.
Контекст: ...Воссев на царство, они учредили Эль (Государство) и установили Тёрю (Закон) народа тюрков…» (цит. по: Кляшторный С.Г., Султанов Т.И., 2009, с. 85; ср.: Мелиоранский П., 1899, с. 64; Klyashtornyi S.G., 2004, р. 13).
19. Почекаев Р.Ю. Особенности формирования и эволюции правовой системы Улуса Джучи//Тюркологический сборник. 2005: Тюркские народы России и Великой степи. М., 2006. С. 301-322.
20. Рашид ад-Дин. Сборник летописей/пер. с перс. А.К. Арендса, ред. А.А. Ромаскевич, Е.Э. Бертельс, А.Ю. Якубовский. М.; Л., 1946. Т. III. 340 с.
Контекст: ...Установление типовых форм официальных документов имело место и в более поздний период - например, Рашид ад-Дин (1946, с. 238-243) приводит образцы таких документов и текст утверждающих их ханских ярлыков, когда сообщает о правовых реформах ильхана Газана. 71 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… Формализация частноправовых о
21. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-гази, хана хивинского/пер. и исслед. А.Н. Кононова. М., 1958. 193 с.
Контекст: ...Он установил многие обычаи, [бытующие] среди тюрок» (Родословная туркмен, 1958, с. 37, 39).
22. Рулан Н. Юридическая антропология. М., 1998. 310 с.
Контекст: ...А устное право в классической юридической теории, как правило, характеризуется довольно уничижительно, поскольку европейские юристы еще с эпохи Древнего Рима привыкли иметь дело с письменными и зачастую кодифицированными источниками (Рулан Н., 1998, с. 69- 74 II. РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ… НАРОДОВ… 71).
23. Рязановский В.А. Монгольское право, преимущественно обычное. Харбин, 1931. 306+42+II с.
Контекст: ...е поздние тюркомонгольские государства - Монгольскую империю, Золотую Орду, 63 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… Казахское ханство и др. (Бутанаев В.Я., 2004, с. 12; Жекшеев А.С.; История, 2004, с. 52-53; Рязановский В.А., 1931, с. 275 и след.).
24. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. М., 1997. 216 с.
Контекст: ...Таким образом, в это время оно, действительно, имело больше общего с обычным правом, нежели с государственным законодательством (Скрынникова Т.Д., 1997, с. 47; Хамфри К., Хурэлбатор А., 2004, с. 465 и след.).
25. Тихонов Д. Зависимые инджу//Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. (Т. 8: Труды Института истории, археологии и этнографии АН КазСССР). Алма-Ата, 1960. С. 26-31.
Контекст: ...На основании ярлыков назначались правители областей, судьи, чиновники для выполнения отдельных поручений правителя, жаловались уделы (инджу) за службу хану и пр. (см.: Тихонов Д., 1958, с. 57, 64; Тихонов Д., 1960, с. 28).
26. Тихонов Д. Налоги и налоговые термины в уйгурском государстве//Ученые записки Института востоковедения. М., 1958. Т. XVI. С. 52-77.
Контекст: ...На основании ярлыков назначались правители областей, судьи, чиновники для выполнения отдельных поручений правителя, жаловались уделы (инджу) за службу хану и пр. (см.: Тихонов Д., 1958, с. 57, 64; Тихонов Д., 1960, с. 28).
27. Тихонов Д.И. Хозяйство и общественный строй Уйгурского государства X-XIV вв. М.; Л., 1966. 288 с.
Контекст: ...Уйгурского каганата; до нас дошли тексты ярлыков, изданных уйгурскими же правителями, но уже более позднего времени - IX-XI вв., когда каганат распался и ему на смену пришел конгломерат небольших самостоятельных уйгурских княжеств, просуществовавших до XIV в. (Тихонов Д.И., 1966; Тугушева Л.Ю., 1972).
28. Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. (проблема исторической преемственности). М., 1993. 163 с.
Контекст: ...Как вполне обоснованно отмечают современные исследователи, понятием «торе» обозначалось не только право, но и власть, порядок управления (Трепавлов В.В., 1993, с. 38-39).
29. Тугушева Л.Ю. Ярлыки уйгурских князей из рукописного собрания ЛО ИВАН СССР//Тюркологический сборник. 1971. М., 1972. С. 244-260.
30. Фазлаллах Рашид ад-Дин. Огуз-наме/пер., пред., коммент., прим. и указ. Р.М. Шукюровой. Баку, 1987. 127 с.
Контекст: ...В «Огуз-наме», сочинении Рашид ад-Дина, составленном в начале XIV в. на основе древнетюркских преданий, сообщается: «Тогрул сказал: “Кто хочет стать падишахом, тому подобно установить добрые законы и обычаи» (Фазлаллах Рашид ад-Дин, 1987, с. 92).
31. Хамфри К., Хурэлбатор А. Значение термина törü в монгольской истории//Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ, 2004. С. 464-482.
Контекст: ...Таким образом, в это время оно, действительно, имело больше общего с обычным правом, нежели с государственным законодательством (Скрынникова Т.Д., 1997, с. 47; Хамфри К., Хурэлбатор А., 2004, с. 465 и след.).
32. Юсуф Баласагунский. Благодатное знание/подг. изд. С.Н. Иванова. М., 1983. 560 с.
Контекст: ...В дидактическом политико-правовом поэтическом сочинении «Кудатгу билик», написанном в XI в. караханидским сановником Юсуфом Хас- Хаджибом, говорится: «Властители - те из них, кто с разуменьем, / Надежный закон даровали владеньям» (Юсуф Баласагунский, 1983, с. 84).
33. Doerfer G. Türkische und Mongolische Elemente im Neupersischen. Band I. Wiesbaden, 1963. 557 s.
Контекст: ...В какой-то степени торе даже противопоставляется обычному праву отдельных племен «йосун», которое исследователи характеризуют как «естественное право» (Doerfer G., 1963, s. 555; Golden Р., 2006, р. 36).
34. Golden P. The Turk Imperial Tradition in the Pre-Chinggisid Era//Imperial statecraft: Political forms and techniques of governance in Inner Asia, sixth-twentieth centuries/Ed. by D. Sneath, L. Peachey. Cambridge, 2006. P. 23-62.
Контекст: ...Анализ тюркской эпиграфики позволил исследователям вывести своеобразную правовую идеологию, представленную в виде парадигмы «Правитель (каган) - государство (эль) - право (торе)» (Мелиоранский П., 1899, с. 83; Klyashtornyi S.G., 2004, р. 13; Golden Р. 2006, р. 37).
35. Klyashtornyi S.G. Customary Law in the Ancient Turkic States of Central Asia: The Legal Documents and Practical Regulation//Central Asian Law: An Historical Overview. A Festschrift for the Ninetieth Birthday of Herbert Franke. Topeka, Kansas, 2004. P. 13-39.
Контекст: ...Воссев на царство, они учредили Эль (Государство) и установили Тёрю (Закон) народа тюрков…» (цит. по: Кляшторный С.Г., Султанов Т.И., 2009, с. 85; ср.: Мелиоранский П., 1899, с. 64; Klyashtornyi S.G., 2004, р. 13).
Контекст: ..., кади и пр.); эта традиция ярко проявлялась и в тюркских государствах более поздних эпох - в частности, в Золотой Орде и ее государствах-преемниках, Османской империи (см.: Почекаев Р.Ю., 2006, с. 315; Айдын М.А., 2006, с. 325-328).
2. Арсал С.М. Тюркская история и право. Казань, 2002. 412 с.
Контекст: ...До нашего времени сохранилось довольно значительное число тюркских (преимущественно уйгурских) деловых документов - договоры займа и аренды, акты об усыновлении, освобождении рабов и т.п. (Арсал С.М., 2002, с. 83).
3. Барфилд Т. Опасная граница: кочевые империи и Китай (221 г. до н. э. -1757 г. н. э.)/пер. с англ. Д.В. Рухлядева, В.Б. Кузнецова; науч. ред. и пред. Д.В. Рухлядева. СПб., 2009. 488 с.
Контекст: ...Таким образом, тюрки реагировали на «вызовы» Китая и мира ислама, предлагая в качестве «ответа» собственную систему государства и права - равноценную, но не идентичную китайской или мусульманской (Барфилд Т., 2009, с. 43 и след.).
4. Березин И.Н. Шейбаниада: История монголо-тюрков на джагатайском диалекте. Казань, 1849. 342 с.
Контекст: ...В «Шейбаниаде», историческом сочинении XVI в., создателем торе также назван мифический Тюрк (Березин И.Н., 1849, с. 19).
5. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Алматы, 1998. Т. I. LLXIV+390 с.
Контекст: ...II. РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ… НАРОДОВ… даже был «возведен на престол под наименованием Дэуло-Фуба- Дэудай-хана, что на языке Дома Вэй значит: издавший постановления, т.е. законодатель хан» (Бичурин Н.Я., 1998, с. 50, 157, 175, 189, 199-200).
6. Бутанаев В.Я. Степные законы Хонгорая. Абакан, 2004. 279 с.
Контекст: ...м этот стереотип в значительной степени был перенесен и на более поздние тюркомонгольские государства - Монгольскую империю, Золотую Орду, 63 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… Казахское ханство и др. (Бутанаев В.Я., 2004, с. 12; Жекшеев А.С.; История, 2004, с. 52-53; Рязановский В.А., 1931, с. 275 и след.).
7. Григорьев А.П. Монгольская дипломатика XIII-XV вв.: Чингизидские жалованные грамоты. Л., 1978. 136 с.
Контекст: ...Еще один ярлык представляет собой проезжую грамоту с перечислением правомочий ханского чиновника и тех продуктов, которые ему полагалось требовать на пути следования (Тихонов Д., 1958, с. 73; ср.: Григорьев А.П., 1978, с. 107-108).
8. Жекшеев А.С. Кыргызская государственность через призму естественного права//Диалог цивилизаций: электронное издание. URL: http://siteistok.host.net.kg/bibl/DC-2/111_djeksheev.htm.
9. Жумаганбетов Т.С. Власть кагана в древнетюркской государственной организации//Вестник Челябинского государственного университета. Сер.: История. 2008. Вып. 27, № 34 (135). С. 14-19.
Контекст: ...Именно этот этап переживало древнетюркское общество в VI в., и именно с ним мы связываем возникновение «права государства» у тюрков - как права, заново создаваемого правителями, а не обычных норм, передававшихся из поколения в поколение (Жумаганбетов Т.С., 2008, с. 16, 18).
10. История отечественного государства и права/под ред. О.И. Чистякова. М., 2004. Ч. 1 430 с.
Контекст: ...л перенесен и на более поздние тюркомонгольские государства - Монгольскую империю, Золотую Орду, 63 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… Казахское ханство и др. (Бутанаев В.Я., 2004, с. 12; Жекшеев А.С.; История, 2004, с. 52-53; Рязановский В.А., 1931, с. 275 и след.).
11. «История Татар» Ц. де Бридиа/пер. С.В. Аксенова, А.Г. Юрченко//Христианский мир и «Великая Монгольская империя». СПб., 2002. С. 75-126.
12. Каменные письмена. Древнетюркская поэзия VI-XII вв./сост. А. Преловский М., 2005. 280 с.
Контекст: ...Однажды принятые основателями государства законы впоследствии, надо полагать, не подвергались значительным изменениям - именно поэтому в древнетюркских памятниках говорится, что правители в большинстве своем «поддерживали и укрепляли» право-торе, а не создавали его (Юсуф Баласагунский, 1983, с. 177; Каменные письмена, 2005, с. 105; Бутанаев В.Я., 2004, с. 13).
13. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб., 2005. 346 с.
Контекст: ...Так, например, согласно китайским источникам, тюркский Эль-каган усилил обложение народа податями и сборами, однако лишь когда они стали невыносимо тяжелыми, племена стали выходить из подчинения кагану (Кляшторный С.Г., Султанов Т.И., 2009, с. 113; Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г., 2005, с. 91-92).
14. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей. От древности к Новому времени. 3-е изд., испр. и доп. СПб., 2009. 432 с.
Контекст: ...Воссев на царство, они учредили Эль (Государство) и установили Тёрю (Закон) народа тюрков…» (цит. по: Кляшторный С.Г., Султанов Т.И., 2009, с. 85; ср.: Мелиоранский П., 1899, с. 64; Klyashtornyi S.G., 2004, р. 13).
15. Ковлер А.И. Антропология права. М., 2002. 480 с.
Контекст: ...а на смену родоплеменному объединению приходила государственная власть, появлялись институты управления, аппарат принуждения, поведение подданных в той или иной степени регулировалось волей правителей (Ковлер А.И., 2002, с. 183-184).
16. Кумеков Б.Е. Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам. Алма-Ата, 1972. 156 с.
Контекст: ...Имеются сведения и о развитой налоговой системе в государстве кимаков (Кумеков Б.Е., 1972, с. 118).
17. Кычанов Е. И. Основы средневекового китайского права. М., 1986. 264 с. Материалы по истории киргизов и Киргизии. М., 1973. Вып. 1. 280 с.
Контекст: ...Не подлежит сомнению, что речь идет не о правовых обычаях, а о законодательстве, установленном именно правителями государства: в китайской правовой традиции издавна существовало разделение и даже противопоставление законов «фа» и обычаев (или ритуалов) «ли» (Кычанов Е.И., 1986, с. 6), поэтому терминологическая путаница в китайских источниках исключается.
18. Мелиоранский П. Памятник в честь Кюль-Тегина//Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества. СПб., 1899. Т. ХII. С. 1-144.
Контекст: ...Воссев на царство, они учредили Эль (Государство) и установили Тёрю (Закон) народа тюрков…» (цит. по: Кляшторный С.Г., Султанов Т.И., 2009, с. 85; ср.: Мелиоранский П., 1899, с. 64; Klyashtornyi S.G., 2004, р. 13).
19. Почекаев Р.Ю. Особенности формирования и эволюции правовой системы Улуса Джучи//Тюркологический сборник. 2005: Тюркские народы России и Великой степи. М., 2006. С. 301-322.
20. Рашид ад-Дин. Сборник летописей/пер. с перс. А.К. Арендса, ред. А.А. Ромаскевич, Е.Э. Бертельс, А.Ю. Якубовский. М.; Л., 1946. Т. III. 340 с.
Контекст: ...Установление типовых форм официальных документов имело место и в более поздний период - например, Рашид ад-Дин (1946, с. 238-243) приводит образцы таких документов и текст утверждающих их ханских ярлыков, когда сообщает о правовых реформах ильхана Газана. 71 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… Формализация частноправовых о
21. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-гази, хана хивинского/пер. и исслед. А.Н. Кононова. М., 1958. 193 с.
Контекст: ...Он установил многие обычаи, [бытующие] среди тюрок» (Родословная туркмен, 1958, с. 37, 39).
22. Рулан Н. Юридическая антропология. М., 1998. 310 с.
Контекст: ...А устное право в классической юридической теории, как правило, характеризуется довольно уничижительно, поскольку европейские юристы еще с эпохи Древнего Рима привыкли иметь дело с письменными и зачастую кодифицированными источниками (Рулан Н., 1998, с. 69- 74 II. РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ… НАРОДОВ… 71).
23. Рязановский В.А. Монгольское право, преимущественно обычное. Харбин, 1931. 306+42+II с.
Контекст: ...е поздние тюркомонгольские государства - Монгольскую империю, Золотую Орду, 63 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… Казахское ханство и др. (Бутанаев В.Я., 2004, с. 12; Жекшеев А.С.; История, 2004, с. 52-53; Рязановский В.А., 1931, с. 275 и след.).
24. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. М., 1997. 216 с.
Контекст: ...Таким образом, в это время оно, действительно, имело больше общего с обычным правом, нежели с государственным законодательством (Скрынникова Т.Д., 1997, с. 47; Хамфри К., Хурэлбатор А., 2004, с. 465 и след.).
25. Тихонов Д. Зависимые инджу//Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. (Т. 8: Труды Института истории, археологии и этнографии АН КазСССР). Алма-Ата, 1960. С. 26-31.
Контекст: ...На основании ярлыков назначались правители областей, судьи, чиновники для выполнения отдельных поручений правителя, жаловались уделы (инджу) за службу хану и пр. (см.: Тихонов Д., 1958, с. 57, 64; Тихонов Д., 1960, с. 28).
26. Тихонов Д. Налоги и налоговые термины в уйгурском государстве//Ученые записки Института востоковедения. М., 1958. Т. XVI. С. 52-77.
Контекст: ...На основании ярлыков назначались правители областей, судьи, чиновники для выполнения отдельных поручений правителя, жаловались уделы (инджу) за службу хану и пр. (см.: Тихонов Д., 1958, с. 57, 64; Тихонов Д., 1960, с. 28).
27. Тихонов Д.И. Хозяйство и общественный строй Уйгурского государства X-XIV вв. М.; Л., 1966. 288 с.
Контекст: ...Уйгурского каганата; до нас дошли тексты ярлыков, изданных уйгурскими же правителями, но уже более позднего времени - IX-XI вв., когда каганат распался и ему на смену пришел конгломерат небольших самостоятельных уйгурских княжеств, просуществовавших до XIV в. (Тихонов Д.И., 1966; Тугушева Л.Ю., 1972).
28. Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. (проблема исторической преемственности). М., 1993. 163 с.
Контекст: ...Как вполне обоснованно отмечают современные исследователи, понятием «торе» обозначалось не только право, но и власть, порядок управления (Трепавлов В.В., 1993, с. 38-39).
29. Тугушева Л.Ю. Ярлыки уйгурских князей из рукописного собрания ЛО ИВАН СССР//Тюркологический сборник. 1971. М., 1972. С. 244-260.
30. Фазлаллах Рашид ад-Дин. Огуз-наме/пер., пред., коммент., прим. и указ. Р.М. Шукюровой. Баку, 1987. 127 с.
Контекст: ...В «Огуз-наме», сочинении Рашид ад-Дина, составленном в начале XIV в. на основе древнетюркских преданий, сообщается: «Тогрул сказал: “Кто хочет стать падишахом, тому подобно установить добрые законы и обычаи» (Фазлаллах Рашид ад-Дин, 1987, с. 92).
31. Хамфри К., Хурэлбатор А. Значение термина törü в монгольской истории//Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ, 2004. С. 464-482.
Контекст: ...Таким образом, в это время оно, действительно, имело больше общего с обычным правом, нежели с государственным законодательством (Скрынникова Т.Д., 1997, с. 47; Хамфри К., Хурэлбатор А., 2004, с. 465 и след.).
32. Юсуф Баласагунский. Благодатное знание/подг. изд. С.Н. Иванова. М., 1983. 560 с.
Контекст: ...В дидактическом политико-правовом поэтическом сочинении «Кудатгу билик», написанном в XI в. караханидским сановником Юсуфом Хас- Хаджибом, говорится: «Властители - те из них, кто с разуменьем, / Надежный закон даровали владеньям» (Юсуф Баласагунский, 1983, с. 84).
33. Doerfer G. Türkische und Mongolische Elemente im Neupersischen. Band I. Wiesbaden, 1963. 557 s.
Контекст: ...В какой-то степени торе даже противопоставляется обычному праву отдельных племен «йосун», которое исследователи характеризуют как «естественное право» (Doerfer G., 1963, s. 555; Golden Р., 2006, р. 36).
34. Golden P. The Turk Imperial Tradition in the Pre-Chinggisid Era//Imperial statecraft: Political forms and techniques of governance in Inner Asia, sixth-twentieth centuries/Ed. by D. Sneath, L. Peachey. Cambridge, 2006. P. 23-62.
Контекст: ...Анализ тюркской эпиграфики позволил исследователям вывести своеобразную правовую идеологию, представленную в виде парадигмы «Правитель (каган) - государство (эль) - право (торе)» (Мелиоранский П., 1899, с. 83; Klyashtornyi S.G., 2004, р. 13; Golden Р. 2006, р. 37).
35. Klyashtornyi S.G. Customary Law in the Ancient Turkic States of Central Asia: The Legal Documents and Practical Regulation//Central Asian Law: An Historical Overview. A Festschrift for the Ninetieth Birthday of Herbert Franke. Topeka, Kansas, 2004. P. 13-39.
Контекст: ...Воссев на царство, они учредили Эль (Государство) и установили Тёрю (Закон) народа тюрков…» (цит. по: Кляшторный С.Г., Султанов Т.И., 2009, с. 85; ср.: Мелиоранский П., 1899, с. 64; Klyashtornyi S.G., 2004, р. 13).