Новации и традиции в погребально-поминальной обрядности древних тюрков Центральной Азии
Основное содержание статьи
Аннотация
НОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ В ПОГРЕБАЛЬНО-ПОМИНАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ ДРЕВНИХ ТЮРКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Бубенок, О. Б. (1). Новации и традиции в погребально-поминальной обрядности древних тюрков Центральной Азии. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 7(7), 77-89. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2291
Выпуск
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ
Литература
1. Амброз А.К. Восточноевропейские и среднеазиатские степи V -первой половины VIII в.//Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. С. 10-23.
Контекст: ...По наблюдениям А.К. Амброза (1981, с. 10-23), ситуация выглядит следующим образом: «Обширные курганные могильники, иногда до тысячи насыпей, расположены в горных, подчас трудно доступных долинах с прекрасными пастбищами на склонах и возможностями для земледелия внизу.
2. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л., 1950. Т. I. 342 с.
Контекст: ...По принесении овец и лошадей в жертву до единой вывешивают их головы на вехах» (Бичурин Н. Я., 1950, с. 230).
3. Геродот. История: в 9 кн./пер. Г.А. Стратановского. Л., 1972. 604 с.
Контекст: ...и людей и животных; 4) сооружение кургана; 5) по истечении года пышная тризна, сопровождаемая жертвоприношениями людей и животных (коней); 6) после похорон ритуальное очищение в специальной паровой бане (Геродот, 1972, с. 204-205).
4. Гиндин Л.А., Шелов-Коведяев Ф.В. Strava//Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1994. Т. I. С. 161-169.
Контекст: ...Однако другие черты погребально-поминальных традиций древних тюрков находят немало общего в обрядах их предшественников-кочевников. 83 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… В связи с этим обратим внимание на наблюдение Л.А. Гиндина и Ф.В. Шелова-Коведяева (1994, с. 168), согласно которому обряд погребения Аттилы напоминает «описание погребения скифского царя» у Геродота.
5. Грязнов М.П. Аржан: царский курган раннескифского времени. Л., 1980. 64 с.
Контекст: ...В результате исследователь высказал предположение, что начиная с VII в. до н.э. общая скифо-сибирская культура начала формироваться на терри- 85 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… тории от степей Центральной Азии до земель Северного Причерноморья (Грязнов М.П., 1980, с. 45-59).
6. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990. 288 с.
Контекст: ...При этом было отмечено, что конные состязания в честь умершего, обряд посвящения коня умершему и отрезание косы у вдовы из практических соображений призваны были заменить жертвоприношения животных и людей (Миллер В.Ф., 1882; Калоев Б.А., 1984, c. 72-105; Дюмезиль Ж., 1990, c. 188-198).
7. Иордан. О происхождении и деяниях гетов/пер. с лат. Е.Ч. Скржинской. М., 1960. 436 с.
Контекст: ...С целью, чтобы предотвратить ограбление могилы, могильщики были убиты (Иордан, 1960, с. 117, 172).
8. Калоев Б.А. Похоронные обычаи и обряды осетин в XVIII -начале XIX в.//Кавказский этнографический сборник. М., 1984. Т. VIII. С. 98-106.
Контекст: ...При этом было отмечено, что конные состязания в честь умершего, обряд посвящения коня умершему и отрезание косы у вдовы из практических соображений призваны были заменить жертвоприношения животных и людей (Миллер В.Ф., 1882; Калоев Б.А., 1984, c. 72-105; Дюмезиль Ж., 1990, c. 188-198).
9. Каховский В. Ф. Происхождение чувашского народа. Чебоксары, 1965. 262 с.
Контекст: ...На следующий день после поминок эту деревянную фигуру увозили на кладбище и устанавливали на могиле (Каховский В.Ф., 1965, с. 190). 87 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… Как оказывается, данная традиция бытовала у степных народов еще со времен глубокой древности.
10. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб., 2005. 346 с.
Контекст: ...Смена погребального обряда послужила даже предметом весьма резкой дипломатической переписки, когда китайский император обвинил тюркского кагана Хейли в отходе от обычаев предков (Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г., 2005, с. 200-201).
11. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956. 348 с.
Контекст: ...Ибн Фадлан писал об этом: «Если же он (покойник. - О.Б.) когда-либо убил человека и был храбр, то они вырубают изображение из дерева по числу тех, кого он убил, поместят их на могиле и скажут: “Вот его отроки, которые будут служить ему в раю”» (Ковалевский А.П., 1956, с. 128-129).
12. Кызласов Л.Р. История Тувы в средние века. М., 1969. 212 с.
Контекст: ...Л.Р. Кызласов (1969, с. 32-33) это прокомментировал следующим образом: «Изображения умерших воинов с сосудом в руке необходимы были для того, чтобы при совершении поминок, когда родственники и соратники покойного устраивали в
13. Кызласов Л.П. Древняя Тува. М., 1979. 208 с.
Контекст: ...В итоге исследователь пришел к выводу, что население Тувы уже в ранний скифский период было смешанным (Кызласов Л.Р., 1979, с. 35-41).
14. Менандр. Продолжение истории Агафиевой//Византийские историки/пер. с греч. С. Дестуниса. СПб., 1860. С. 311-470.
Контекст: ...Это отметил Менандр (1860, с. 376-377) при описании прибытия византийского посла Зимарха в 568 г. ко двору самого ябгу-кагана западных тюрков.
15. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. М., 1882. Т. II. 301 с.
Контекст: ...При этом было отмечено, что конные состязания в честь умершего, обряд посвящения коня умершему и отрезание косы у вдовы из практических соображений призваны были заменить жертвоприношения животных и людей (Миллер В.Ф., 1882; Калоев Б.А., 1984, c. 72-105; Дюмезиль Ж., 1990, c. 188-198).
16. Мовсэс Калакантуаци. История страны Алуанк/пер. Ш.В. Смбатяна. Ереван, 1984. 258 с.
Контекст: ...Они забавлялись, резвились, пускались в пляски и предавались скверным поступкам» (Мовсэс Калакантуаци, 1984, с. 124). * В данном случае смущает то, что в описании Иордана сначала соорудили курган и лишь после погребального пира захоронили тело Аттилы.
17. Рапопорт Ю.А. Из истории религии древнего Хорезма. М., 1971. 124 с.
Контекст: ...Скульптурные изображения умершего также находили при раскопках Древнего Хорезма (Рапопорт Ю.А., 1971, с. 86-89).
18. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л., 1953. 404 с.
Контекст: ...Как следствие этого, данная уникальная культура не исчезла на Алтае и вошла как составная часть в культуру тюркоязычных народов, которая формировалась не только на Алтае, а и во всей Центральной Азии (Руденко С.И., 1953, с. 62-69, 326-361).
19. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1987. Т. III. 830 с.
Контекст: ...В качестве доказательства этого следует отметить древнеперсидское strav («осквернять себя», т. е. прикасаться к мертвому) (Фасмер, 1987, с. 756-757).
20. Arnim B. Bemerkungen zum Hunnischen//Zeitschrift für Slawische Philologie. Heidelberg, 1936. Bd. 13.
Контекст: ...РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ… НАРОДОВ… Доказательством этого, по мнению исследователя, является то, что в некоторых тюркских языках сохранилось слово astrav в значениях: «поминки», «убежище», «погребение трупа» (Arnim B., 1936).
Контекст: ...По наблюдениям А.К. Амброза (1981, с. 10-23), ситуация выглядит следующим образом: «Обширные курганные могильники, иногда до тысячи насыпей, расположены в горных, подчас трудно доступных долинах с прекрасными пастбищами на склонах и возможностями для земледелия внизу.
2. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л., 1950. Т. I. 342 с.
Контекст: ...По принесении овец и лошадей в жертву до единой вывешивают их головы на вехах» (Бичурин Н. Я., 1950, с. 230).
3. Геродот. История: в 9 кн./пер. Г.А. Стратановского. Л., 1972. 604 с.
Контекст: ...и людей и животных; 4) сооружение кургана; 5) по истечении года пышная тризна, сопровождаемая жертвоприношениями людей и животных (коней); 6) после похорон ритуальное очищение в специальной паровой бане (Геродот, 1972, с. 204-205).
4. Гиндин Л.А., Шелов-Коведяев Ф.В. Strava//Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1994. Т. I. С. 161-169.
Контекст: ...Однако другие черты погребально-поминальных традиций древних тюрков находят немало общего в обрядах их предшественников-кочевников. 83 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… В связи с этим обратим внимание на наблюдение Л.А. Гиндина и Ф.В. Шелова-Коведяева (1994, с. 168), согласно которому обряд погребения Аттилы напоминает «описание погребения скифского царя» у Геродота.
5. Грязнов М.П. Аржан: царский курган раннескифского времени. Л., 1980. 64 с.
Контекст: ...В результате исследователь высказал предположение, что начиная с VII в. до н.э. общая скифо-сибирская культура начала формироваться на терри- 85 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… тории от степей Центральной Азии до земель Северного Причерноморья (Грязнов М.П., 1980, с. 45-59).
6. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990. 288 с.
Контекст: ...При этом было отмечено, что конные состязания в честь умершего, обряд посвящения коня умершему и отрезание косы у вдовы из практических соображений призваны были заменить жертвоприношения животных и людей (Миллер В.Ф., 1882; Калоев Б.А., 1984, c. 72-105; Дюмезиль Ж., 1990, c. 188-198).
7. Иордан. О происхождении и деяниях гетов/пер. с лат. Е.Ч. Скржинской. М., 1960. 436 с.
Контекст: ...С целью, чтобы предотвратить ограбление могилы, могильщики были убиты (Иордан, 1960, с. 117, 172).
8. Калоев Б.А. Похоронные обычаи и обряды осетин в XVIII -начале XIX в.//Кавказский этнографический сборник. М., 1984. Т. VIII. С. 98-106.
Контекст: ...При этом было отмечено, что конные состязания в честь умершего, обряд посвящения коня умершему и отрезание косы у вдовы из практических соображений призваны были заменить жертвоприношения животных и людей (Миллер В.Ф., 1882; Калоев Б.А., 1984, c. 72-105; Дюмезиль Ж., 1990, c. 188-198).
9. Каховский В. Ф. Происхождение чувашского народа. Чебоксары, 1965. 262 с.
Контекст: ...На следующий день после поминок эту деревянную фигуру увозили на кладбище и устанавливали на могиле (Каховский В.Ф., 1965, с. 190). 87 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… Как оказывается, данная традиция бытовала у степных народов еще со времен глубокой древности.
10. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб., 2005. 346 с.
Контекст: ...Смена погребального обряда послужила даже предметом весьма резкой дипломатической переписки, когда китайский император обвинил тюркского кагана Хейли в отходе от обычаев предков (Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г., 2005, с. 200-201).
11. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956. 348 с.
Контекст: ...Ибн Фадлан писал об этом: «Если же он (покойник. - О.Б.) когда-либо убил человека и был храбр, то они вырубают изображение из дерева по числу тех, кого он убил, поместят их на могиле и скажут: “Вот его отроки, которые будут служить ему в раю”» (Ковалевский А.П., 1956, с. 128-129).
12. Кызласов Л.Р. История Тувы в средние века. М., 1969. 212 с.
Контекст: ...Л.Р. Кызласов (1969, с. 32-33) это прокомментировал следующим образом: «Изображения умерших воинов с сосудом в руке необходимы были для того, чтобы при совершении поминок, когда родственники и соратники покойного устраивали в
13. Кызласов Л.П. Древняя Тува. М., 1979. 208 с.
Контекст: ...В итоге исследователь пришел к выводу, что население Тувы уже в ранний скифский период было смешанным (Кызласов Л.Р., 1979, с. 35-41).
14. Менандр. Продолжение истории Агафиевой//Византийские историки/пер. с греч. С. Дестуниса. СПб., 1860. С. 311-470.
Контекст: ...Это отметил Менандр (1860, с. 376-377) при описании прибытия византийского посла Зимарха в 568 г. ко двору самого ябгу-кагана западных тюрков.
15. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. М., 1882. Т. II. 301 с.
Контекст: ...При этом было отмечено, что конные состязания в честь умершего, обряд посвящения коня умершему и отрезание косы у вдовы из практических соображений призваны были заменить жертвоприношения животных и людей (Миллер В.Ф., 1882; Калоев Б.А., 1984, c. 72-105; Дюмезиль Ж., 1990, c. 188-198).
16. Мовсэс Калакантуаци. История страны Алуанк/пер. Ш.В. Смбатяна. Ереван, 1984. 258 с.
Контекст: ...Они забавлялись, резвились, пускались в пляски и предавались скверным поступкам» (Мовсэс Калакантуаци, 1984, с. 124). * В данном случае смущает то, что в описании Иордана сначала соорудили курган и лишь после погребального пира захоронили тело Аттилы.
17. Рапопорт Ю.А. Из истории религии древнего Хорезма. М., 1971. 124 с.
Контекст: ...Скульптурные изображения умершего также находили при раскопках Древнего Хорезма (Рапопорт Ю.А., 1971, с. 86-89).
18. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л., 1953. 404 с.
Контекст: ...Как следствие этого, данная уникальная культура не исчезла на Алтае и вошла как составная часть в культуру тюркоязычных народов, которая формировалась не только на Алтае, а и во всей Центральной Азии (Руденко С.И., 1953, с. 62-69, 326-361).
19. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1987. Т. III. 830 с.
Контекст: ...В качестве доказательства этого следует отметить древнеперсидское strav («осквернять себя», т. е. прикасаться к мертвому) (Фасмер, 1987, с. 756-757).
20. Arnim B. Bemerkungen zum Hunnischen//Zeitschrift für Slawische Philologie. Heidelberg, 1936. Bd. 13.
Контекст: ...РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ… НАРОДОВ… Доказательством этого, по мнению исследователя, является то, что в некоторых тюркских языках сохранилось слово astrav в значениях: «поминки», «убежище», «погребение трупа» (Arnim B., 1936).