ЗУРВАН И ПОРОЖДЕНИЯ ЕГО - БЛИЗНЕЦЫ-АНТАГОНИСТЫ В КОМПОЗИЦИИ НА СКАЛЕ ОКРЕСТНОСТЕЙ ВАРЫ «САРАТСКИЙ СУНДУК» (ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ КОСМОГОНИИ И КОСМОЛОГИИ ЖРЕЧЕСТВА ОКУНЕВСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЗОРОАСТРИЗМА И ЗУРВАНИЗМА)

Основное содержание статьи

ЛАРИЧЕВ ВИТАЛИЙ ЕПИФАНОВИЧ
ПАРШИКОВ С.А.

Аннотация

ЗУРВАН И ПОРОЖДЕНИЯ ЕГО - БЛИЗНЕЦЫ-АНТАГОНИСТЫ В КОМПОЗИЦИИ НА СКАЛЕ ОКРЕСТНОСТЕЙ ВАРЫ «САРАТСКИЙ СУНДУК» (ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ КОСМОГОНИИ И КОСМОЛОГИИ ЖРЕЧЕСТВА ОКУНЕВСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЗОРОАСТРИЗМА И ЗУРВАНИЗМА)

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
ВИТАЛИЙ ЕПИФАНОВИЧ, Л., & С.А., П. (1). ЗУРВАН И ПОРОЖДЕНИЯ ЕГО - БЛИЗНЕЦЫ-АНТАГОНИСТЫ В КОМПОЗИЦИИ НА СКАЛЕ ОКРЕСТНОСТЕЙ ВАРЫ «САРАТСКИЙ СУНДУК» (ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ КОСМОГОНИИ И КОСМОЛОГИИ ЖРЕЧЕСТВА ОКУНЕВСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЗОРОАСТРИЗМА И ЗУРВАНИЗМА). НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 7(7), 140-179. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2296
Раздел
САКРАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА И ПАЛЕОАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Литература

1. Абрамова З.А. Древнейший образ человека: каталог по материалам палеолитического искусства Европы. СПб., 2010. 301 с.
Контекст: ...Высший в мире судия. 140 III. САКРАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА… трудовой деятельности» предка или намеками на трудно уловимое и доказательное ? «стихийно-материалистическое восприятие древними окружающей действительности» (Абрамова З.А., 2010), а куда более сущностное - изложенные языком реалистического и знаково-символического искусства сведения по арифметике (способность считать и вычислять), геометрии, астрономии (наблюдение Неба), системам счисления времени (регуляторах бытия), натурфилософии и богам, «управителям

2. Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.В., Максименков Г.Л. Памятники окуневской культуры. Л., 1980. 147 с.
3. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. М., 1991. Илл. 25.
Контекст: ...Цинциннати (см.: Мифы народов мира, 1987, т. ?, с. 467; Ван-дер-Варден Б., 1991, с. 179-180, илл. 25), представить воссозданные художниками-литейщиками античного времени образы Зурвана, мифологического божества Времени и Пространства, творца Мироздания, и рожденных им близнецов.

4. Езник Кохбаци. Книга опровержений (о добре и зле). Ереван, 1968. С. 85-86.
Контекст: ...Премудрый», «Бог светлый и благоуханный», «Бог Добра, Правды и Созидания», и Анхро Майнью, «сын неблагой», неожидаемый и нежеланный, «Дух Зла», «Носитель смердящего запаха», «Воплощение Тьмы, Лжи и Разрушения» (подробности см.: Езник Кохбаци, 1968, с. 85-86; Крупник И.Л., 2008, с. 43-44).

5. Кёйпер Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. М., 1986.
Контекст: ...Выходит, если в Гатах Заратуштры эпитет Ахура заменить на «Зурван», а эпитет Мазда на «Премудрый» (см.: Кёйпер Ф.Б.Я., 1986, с. 9), то гимны Гат приобретут ту ясность содержания и смысла, которых им не доставало.

6. Крупник И.Л. Зерванизм как феномен духовной культуры древнего и раннесредневекового Ирана. М., 2008. 178 с.
Контекст: ...х скульптурах отражение начала становления Мироздания, как это представлено в мифе о «Творении» зурванистской религиозной системы, «ереси» (таково мнение большинства религиоведов) зороастризма (подробности см.: Крупник И.Л., 2008; Рак И.В., 1998), и художественное иллюстрирование эпизода появления на свет сыновей - антиподов из чрева Зурвана - «Бога вечного, бесконечного (но и конечного тоже) Времени, Пространства и Судьбы» (см. рис. 2;

7. Ларичев В.Е. Лунные и солнечные календари древнекаменного века//Календарь в культуре народов мира. М., 1933. С. 38-69.
8. Ларичев В.Е. Всесокрушающее Время (семантика образа фантастического зверя и зервано-зороастрийский аспект религии окуневской культуры)//Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Сибири. Барнаул, 2003. Кн. I. С. 112-123.
Контекст: ...е перестающее изумлять явление ? совершенство художественного творчества и умение исполнителей выразить посредством образов, знаков и символов высокой протонаучной значимости мировоззренческие установки (Ларичев В.Е., 1993, 2003; Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.В., Максименков Г.Л., 1980; Окуневский сборник, 1997).

9. Ларичев В.Е. Парадоксы Времени (к проблеме характера религии тагарской культуры)//Евразия: Культурное наследие древних цивилизаций. Вып. 3: Парадоксы археологии. Новосибирск, 2004. С. 113-141.
10. Ларичев В.Е. От редактора. Астроархеология: «Сквозь тернии -к звездам!». Начало становления «непопулярной научной традиции»//Астроархеология -естественно-научный инструмент познания протонаук и астральных религий жречества древних культур Хакасии. Красноярск, 2009а. С. 7-35.
Контекст: ..., усматривать в житие их зеркальное отражение событий, связанных с эволюцией самого Мироздания (наглядное свидетельство верности идеи всеохватной связи микро- и макрокосма - человека и Вселенной (подробности см.: Ларичев В.Е., 2009а-б).

11. Ларичев В.Е. Первозданный гимн женщине -«Богине Неба» и «Роженице» его (реконструкция обстоятельств возникновения Мироздания и формирования его структур по результатам «прочтения» знаково-образного «текста» мальтинской гравюры)//Культурно-антропологические исследования. Новосибирск, 2009б. Вып. I. С. 35-55.
Контекст: ..., усматривать в житие их зеркальное отражение событий, связанных с эволюцией самого Мироздания (наглядное свидетельство верности идеи всеохватной связи микро- и макрокосма - человека и Вселенной (подробности см.: Ларичев В.Е., 2009а-б).

12. Ларичев В.Е., Аннинский Е.С. Древнее искусство: знаки, образы, Время. Медведь, мамонт и змеи в художественном творчестве палеолита Сибири. Новосибирск, 2006. 111 с.
13. Ларичев В.Е., Гиенко Е.Г., Паршиков С.А. Саратский Сундук -астрономическая обсерватория и астросвятилище окуневской культуры (к проблеме функционального назначения «крепости» долины Белого Июса)//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2011. Т. XVII. С. 176-181.
14. Ларичев В.Е., Гиенко Е.Г., Паршиков С.А. Серафимов камень -астрономическая обсерватория и астросвятилище окуневской культуры (боги, Солнце, звезды и Мировая гора в мировоззрении жречества эпохи бронзы Хакасии)//Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2012. Т. XVIII. С. 206-210.
15. Ларичев В.Е., Гиенко Е.Г., Паршиков С.А., Прокопьева С.А. Первый Сундук -Мировая гора, достигающая Солнца (к методике выявления закономерностей размещения в культурно обустроенном пространстве сакральных памятников)//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2008. Т. XIV. С. 184-189.
16. Ларичев В.Е., Гиенко Е.Г., Шептунов Г.С., Серкин Г.Ф., Комиссаров В.Н. Солнцеголовый Орел -змееборец и податель блага (к методике раскрытия семантики образов и реконструкции астральной мифологии жречества окуневской культуры)//Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2003. Т. IX. С. 401-407.
Контекст: ...е перестающее изумлять явление ? совершенство художественного творчества и умение исполнителей выразить посредством образов, знаков и символов высокой протонаучной значимости мировоззренческие установки (Ларичев В.Е., 1993, 2003; Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.В., Максименков Г.Л., 1980; Окуневский сборник, 1997).

17. Ларичев В.Е., Гиенко Е.Г., Шептунов Г.С., Серкин Г.Ф., Комиссаров В.Н. Храм борьбы Света и Тьмы, Добра и Зла, Времени и Безвременья (календарно-астрономический и религиозно-мифологический аспекты сакрального памятника эпохи окунево//Россия -евразийская общность: культура и цивилизация. Новосибирск, 2005. С. 81-104.
18. Ларичев В.Е., Гиенко Е.Г., Шептунов Г.С., Комиссаров В.Н., Серкин Г.Ф. Первый Сундук: Протохрам захода Солнца в дни летнего солнцестояния (к проблеме выявления календарно-астрономических знаний и сюжетов астральной мифологии жречества окуневской культуры//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: мат. Годовой сессии Ин-та археологии и этнографии СО РАН. Новосибирск, 2006. Т. XII, ч. I. С. 406-411.
19. Леликов Л.А. Авеста в современной науке. М., 1992. Мифы народов Мира: энциклопедия. М., 1987. Т. I. С. 467 (см.: «Зерван»).
20. Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб., 1997. 358 с.
Контекст: ...е исполнителей выразить посредством образов, знаков и символов высокой протонаучной значимости мировоззренческие установки (Ларичев В.Е., 1993, 2003; Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.В., Максименков Г.Л., 1980; Окуневский сборник, 1997).

21. Рак И.В. Зороастрийская мифология. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. СПб.; М., 1998. 559 с.
Контекст: ...а становления Мироздания, как это представлено в мифе о «Творении» зурванистской религиозной системы, «ереси» (таково мнение большинства религиоведов) зороастризма (подробности см.: Крупник И.Л., 2008; Рак И.В., 1998), и художественное иллюстрирование эпизода появления на свет сыновей - антиподов из чрева Зурвана - «Бога вечного, бесконечного (но и конечного тоже) Времени, Пространства и Судьбы» (см. рис. 2; Ларичев

22. Стеблин-Каменский И.М. Гаты Заратуштры. СПб., 2009.
23. Филиппов А.К. Происхождение изобразительного искусства. СПб., 1997. 103 с.
Контекст: ...Предпочтение теперь отдается оценкам «по логике вещей», т.е. личностным «придумкам», что отнюдь не лучше бездоказательных размышлений «по аналогии с этнографией» (классические образцы сомнительной ценности результатов методики «по логике вещей» см. апологета ее ? Филиппов А.К., 1997).

24. Чунакова О.М. Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. М., 1997.
Контекст: ...Именно, прежде всего, духовную ипостась Ахура Мазды фиксирует авестийская мифология (Чунакова О.М., 1997).

25. Чунакова О.М. Пехлевийская Божественная комедия. Книга о праведном Виразе (Арда Вираз намаг) и другие тексты. М., 2001.
26. Baudouin M. La Préhistoire par les Étoiles. Paris, 1926. 331 p.
27. Clottes J. The identification of human and animal figures in European Palaeolithic Art//Animal into Art. New York, 1989. P. 21-56.
Контекст: ...Она будет [всегда] существовать в области неопределенностей и загадочности» (Clottes J., 1989).

28. Kocher K.E. Due Boreer. Söhne der Morgenröte. 30 000 Jahre Astronomie und Ihre Symbole. Anregungen für Archäologie Philosophie und Sprachforschung. Dann Stadt, 1979.
29. Marshack A. Notation dans les Gravures du Paléolithique Supérieur. Nouvelles Methodes d’Analyse. Bordeaux, 1970. 124 p.
Контекст: ...Между тем инновационные приемы обеспечили интерпретациям образов и композиций искусства палеолита числовую и потому неопровержимую доказательность (см.: Marshack А., 1970; 1991; историографический аспект проблемы см.: Ларичев В.Е., 2009а), т.е. то основополагающее, чего никогда не смогут достичь традиционалисты, если когда-нибудь решатся выйти за рамки сочинения каталоговых «дефиниций» и начнут высказывать семантические суждения.

30. Marshack A. The Roots of Civilization. New York, 1991. 445 p.
Контекст: ...Между тем инновационные приемы обеспечили интерпретациям образов и композиций искусства палеолита числовую и потому неопровержимую доказательность (см.: Marshack А., 1970; 1991; историографический аспект проблемы см.: Ларичев В.Е., 2009а), т.е. то основополагающее, чего никогда не смогут достичь традиционалисты, если когда-нибудь решатся выйти за рамки сочинения каталоговых «дефиниций» и начнут высказывать семантические суждения.

31. Nyberg H.S. “Questions de Cosmogonie et de Cosmologie Mazdiennes II”. JA 219, 1931.
32. Nyberg H.S. Die Religionen des Alten Iran. Berlin, 1938.
Контекст: ...Результаты, полученные ими (Nyberg N.S., 1938; Widengren G., 1955), вызывают восхищение, учитывая недостаточный объём исторических источников и археологических находок, коими они в своё время располагали.

33. Schaeder H.H. Urform und Fortbildungen des Manichäischen Systems. Vortage der Bibliothek Warburg 4. Leipzig, 1927.
34. Widengren G. Stand und Aufgaben der Iranischen Religions Geschichte. Leiden, 1955.
Контекст: ...Результаты, полученные ими (Nyberg N.S., 1938; Widengren G., 1955), вызывают восхищение, учитывая недостаточный объём исторических источников и археологических находок, коими они в своё время располагали.

35. Zaehner R.S. Zurvan. A Zoroastrian Dilemma. New York, 1972.
Контекст: ...Четыре уровня Мироздания находят свое подтверждение в семантике тетрады Зурвана, предложенной и разработанной Г.Г. Шедером, Р.С. Ценером и Х.С. Нюбергом (Scheader Н.Н., 1927; Nyberq H.S., 1931; Zaehner R.S., 1972).