НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ РЕЛИГИОВЕДЕНИИ

Основное содержание статьи

ДАШКОВСКИЙ П.К.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
П.К., Д. (1). НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ РЕЛИГИОВЕДЕНИИ. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 6(6), 9-18. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2300
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ

Литература

1. Балонов Ф.Р. Arkeythos, juniperus sp., можжевельник: мифологические и ритуальные аспекты//Жречество и шаманизм в скифскую эпоху: мат. Междунар. конф. СПб., 1996. С. 43-45.
Контекст: ...Достаточно хорошо известен сакральный напиток Хаома (Саома) в индоиранской традиции (Елизаренкова Т.Я., 1999; Бонгард-Ле-вин Г.М., Грантовский Э.А., 2001, с. 117-126; Гусева Н., 1983; Федоров В.К., 2002; и др.), а также практика ритуального окуривания (Балонов Ф.Р., 1996; Ртвеладзе Э.В., 1989; Потапов Л.П., 1991; Жуковская Н.Л., 1977, с. 120; Йеттмар К., 1986, с. 392) и др.).

2. Баркова Л.Л., Панкова С.В. Татуировки на мумиях из Больших Пазырыкских курганов (новые материалы)//Археология, этнография и антропология Евразии. 2005. №2(22). С. 48-59.
Контекст: ...Подобное исследование было проведено сотрудниками Государственного Эрмитажа при изучении мумий, обнаруженных еще в процессе раскопок курганов пазырыкской культуры на Алтае в середине XX в. (Баркова Л.Л., Панкова С.В., 2005).

3. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. 3-е изд. М., 2001. 215 с.
4. Буддийские комплексы Кара-тепе в Старом Термезе. М., 1996. 343 с.
5. Гусева Н. К вопросу о ритуальных напитках древних скотоводов евразийских степей и Центральной Азии//Информационный бюллетень/Международная ассоциация по изучению культур Центральной Азии. М., 1983. Вып. 3-4. С. 89-95.
Контекст: ...Достаточно хорошо известен сакральный напиток Хаома (Саома) в индоиранской традиции (Елизаренкова Т.Я., 1999; Бонгард-Ле-вин Г.М., Грантовский Э.А., 2001, с. 117-126; Гусева Н., 1983; Федоров В.К., 2002; и др.), а также практика ритуального окуривания (Балонов Ф.Р., 1996; Ртвеладзе Э.В., 1989; Потапов Л.П., 1991; Жуковская Н.Л., 1977, с. 120; Йеттмар К., 1986, с. 392) и др.).

6. Дашковский П. К. Мировоззрение кочевников Саяно-Алтая и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья (отечественная историография и современные исследования). Барнаул, 2011. 244 с.
Контекст: ...Отражение представлений о модели мироздания в различных семиотических текстах было характерной чертой мировоззрения кочевников Центральной Азии в скифо-сакский период (Дашковский П.К., 2011).

7. Дашковский П. К. Направления комплексного изучения материалов из курганов скифского времени Северо-Западного Алтая//Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири: мат. Междунар. науч. конф. Улаанбаатар, 2012. С. 590-594.
Контекст: ...Алтая (Руденко С.И., 1960; Полосьмак Н.В., 2001; Дашковский П.К., 2012; и др.).

8. Дашковский П.К., Тишкин А.А., Тур С.С. Вторичные погребения в курганах скифского времени на памятнике Ханкаринский дол//Западная и Южная Сибирь в древности. Барнаул, 2005. С. 62-68.
Контекст: ...В результате археологических, антропологических исследований и привлечения данных этнографии было установлено, что такая практика у кочевников обусловлена сезонностью захоронений (весна, осень) и традицией погребения в пределах родовых (клановых) некрополей (Дашковский П.К., Тишкин А.А., Тур С.С., 2005).

9. Елизаренкова Т.Я. О Соме в Ригведе//Ригведа. Мандалы IX-X. М., 1999. С. 323-350.
Контекст: ...Достаточно хорошо известен сакральный напиток Хаома (Саома) в индоиранской традиции (Елизаренкова Т.Я., 1999; Бонгард-Ле-вин Г.М., Грантовский Э.А., 2001, с. 117-126; Гусева Н., 1983; Федоров В.К., 2002; и др.), а также практика ритуального окуривания (Балонов Ф.Р., 1996; Ртвеладзе Э.В., 1989; Потапов Л.П., 1991; Жуковская Н.Л., 1977, с. 120; Йеттмар К., 1986, с. 392) и др.).

10. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М., 1977. 191 с.
Контекст: ...Бонгард-Ле-вин Г.М., Грантовский Э.А., 2001, с. 117-126; Гусева Н., 1983; Федоров В.К., 2002; и др.), а также практика ритуального окуривания (Балонов Ф.Р., 1996; Ртвеладзе Э.В., 1989; Потапов Л.П., 1991; Жуковская Н.Л., 1977, с. 120; Йеттмар К., 1986, с. 392) и др.).

11. Йеттмар К. Религии Гундукуша. М., 1986. 524 с.
Контекст: ...Э.А., 2001, с. 117-126; Гусева Н., 1983; Федоров В.К., 2002; и др.), а также практика ритуального окуривания (Балонов Ф.Р., 1996; Ртвеладзе Э.В., 1989; Потапов Л.П., 1991; Жуковская Н.Л., 1977, с. 120; Йеттмар К., 1986, с. 392) и др.).

12. Клейн Л.С. Феномен советской археологии. СПб., 1993. 128 с.
Контекст: ...В результате этапы исторического развития рассматривались исключительно как социально-экономические формации, но при этом требовалась огромная работа по «детализации, конкретизации и развертыванию концепции, по ее приложению к разным регионам и материалам, ...по унификации понятийной сетки» (Клейн Л.С., 1993, с. 18-19).

13. Литвинский Б.А., Зеймаль Т.И. Аджинатепе: Архитектура. Живопись. Скульптура. М., 1971.
Контекст: ...Между тем работы С.П. Толстова (1948), Б.И. Маршака (1971; 1987), Б.А. Литвинского и его соавторов (Литвинский Б. А., Зеймаль, 1971; Литвинский Б. А., Пичикян И.Р., 2000), Т.И. Зеймаль (1987), Н.Н. Негматова (1987), Г.А. Пугаченко-вой (1963), Л.И. Ремпель (1987), Ю.А. Раппопорт (1971), Б.Я. Ста-виского (1974), В.И. Сарианиди (2001; 2010),

14. Литвинский Б.А., Пичикян И.Р. Эллинистический храм Окса. М., 2000. Т. 1. 503 с.
Контекст: ...Между тем работы С.П. Толстова (1948), Б.И. Маршака (1971; 1987), Б.А. Литвинского и его соавторов (Литвинский Б. А., Зеймаль, 1971; Литвинский Б. А., Пичикян И.Р., 2000), Т.И. Зеймаль (1987), Н.Н. Негматова (1987), Г.А. Пугаченко-вой (1963), Л.И. Ремпель (1987), Ю.А. Раппопорт (1971), Б.Я. Ста-виского (1974), В.И. Сарианиди (2001; 2010), Т.Н. Сениговой (1968), Ю.Я. Я

15. Литвинский Б.А., Седов А.В. Культы и ритуалы Кушанской Бакт-рии. М., 1984. 240 с.
16. Лопатина О.А. Результаты изучения технологии производства керамических деталей буддийских храмов в Тыре//Артемьев А.Р. Буддийские храмы XV в. в низовьях Амура. Владивосток, 2005. С. 186-189.
Контекст: ...Не менее значимы гранулометрический и технико-технологический анализы, которые используются отечественными учеными при изучении средневековой храмовой буддийской (Медникова Е.В., 2005; Лопатина О.А., 2005; и др.) и православной архитектуры (Раппопорт П.А., 1986; 1993; 1994).

17. Маршак Б. И. Согдийское серебро: очерки по восточной торевтике. М., 1971.
Контекст: ...Между тем работы С.П. Толстова (1948), Б.И. Маршака (1971; 1987), Б.А. Литвинского и его соавторов (Литвинский Б. А., Зеймаль, 1971; Литвинский Б. А., Пичикян И.Р., 2000), Т.И. Зеймаль (1987), Н.Н. Негматова (1987), Г.А. Пугаченко-вой (1963), Л.И. Ремпель (1987),

18. Маршак Б.И. Искусство Согда: Новые памятники письменности и искусства//Центральная Азия. М., 1987.
Контекст: ...Между тем работы С.П. Толстова (1948), Б.И. Маршака (1971; 1987), Б.А. Литвинского и его соавторов (Литвинский Б. А., Зеймаль, 1971; Литвинский Б. А., Пичикян И.Р., 2000), Т.И. Зеймаль (1987), Н.Н. Негматова (1987), Г.А. Пугаченко-вой (1963), Л.И. Ремпель (1987),

19. Маслов В.Н. «Краткий курс истории ВКП(б)» -энциклопедия и идеология сталинизма и постсталинизма: 1938-1988 гг.//Советская историография. М., 1996. С. 240-273.
Контекст: ...Вслед за ним появилось постановление ЦК ВКП(б), содержавшее требование поднять «теоретический уровень» исторических исследований «в соответствии» с «Кратким курсом» (Маслов В.Н., 1996).

20. Медникова Е.В. Строительные растворы из буддийского храма 1433//Артемьев А.Р. Буддийские храмы XV в. в низовьях Амура. Владивосток, 2005. С. 184-185.
Контекст: ...Не менее значимы гранулометрический и технико-технологический анализы, которые используются отечественными учеными при изучении средневековой храмовой буддийской (Медникова Е.В., 2005; Лопатина О.А., 2005; и др.) и православной архитектуры (Раппопорт П.А., 1986; 1993; 1994).

21. Мкрытычев Т. К. Космология древних и ее отражение в искусстве Средней Азии V-X вв.: автореф. дис.... канд. искусствовед. наук. Ташкент, 1985.
22. Мусин А.Е. К вопросу о перспективах изучения русской церковной культуры в российской археологии//Археологические вести. СПб., 1993. Вып. 2. С. 145-153.
Контекст: ...Возрождение русской церковной археологии и христианской археологии как самостоятельных направлений в нашей стране началось преимущественно с 1990-х гг., хотя и в советский период данная проблематика, как отмечено выше, безусловно поднималась в том или ином аспекте (Мусин А.Е., 1993; Хрушкова Л.Г., 1991; и др.).

23. Негматов Н. Н. Божественный и демонический пантеоны Устру-шаны и их индоиранские параллели//Древние культуры Средней Азии и Индии. Л., 1984.
24. Никольский Н.М. Избранные произведения по истории религии. М., 1974.
Контекст: ...Правда, один из основоположников отечественного религиоведения Н.М. Никольский (1974, с. 16-34) в своем знаменитом докладе «Религия как предмет науки», прочитанном в 1922 г. в Белорусском государственном университете, обозначил значительные перспективы религиоведческих изысканий.

25. Полосьмак Н.В. Всадники Укока. Новосибирск, 2001. 336 с.
Контекст: ...Алтая (Руденко С.И., 1960; Полосьмак Н.В., 2001; Дашковский П.К., 2012; и др.).

26. Пугаченкова Г.А. Мавзолей Арабата: из истории архитектуры Мавераннахра IX-X вв. Ташкент, 1963.
27. Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен: опыт реконструкции скифской мифологии. М., 1977. 216 с.
28. Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. М., 1985. 256 с.
29. Рапопорт Ю.А. Из истории религии древнего Хорезма (оссуа-рии). М., 1971.
30. Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.
Контекст: ...Не менее значимы гранулометрический и технико-технологический анализы, которые используются отечественными учеными при изучении средневековой храмовой буддийской (Медникова Е.В., 2005; Лопатина О.А., 2005; и др.) и православной архитектуры (Раппопорт П.А., 1986; 1993; 1994).

31. Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993.
Контекст: ...Не менее значимы гранулометрический и технико-технологический анализы, которые используются отечественными учеными при изучении средневековой храмовой буддийской (Медникова Е.В., 2005; Лопатина О.А., 2005; и др.) и православной архитектуры (Раппопорт П.А., 1986; 1993; 1994).

32. Раппопорт П. А. Строительное производство Древней Руси XXIII вв. СПб., 1994.
Контекст: ...Не менее значимы гранулометрический и технико-технологический анализы, которые используются отечественными учеными при изучении средневековой храмовой буддийской (Медникова Е.В., 2005; Лопатина О.А., 2005; и др.) и православной архитектуры (Раппопорт П.А., 1986; 1993; 1994).

33. Ремпель Л.И. Цепь времен. Вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. Ташкент, 1987.
Контекст: ...Между тем работы С.П. Толстова (1948), Б.И. Маршака (1971; 1987), Б.А. Литвинского и его соавторов (Литвинский Б. А., Зеймаль, 1971; Литвинский Б. А., Пичикян И.Р., 2000), Т.И. Зеймаль (1987), Н.Н. Негматова (1987), Г.А. Пугаченко-вой (1963), Л.И. Ремпель (1987), Ю.А. Раппопорт (1971), Б.Я. Ста-виского (1974), В.И. Сарианиди (2001; 2010), Т.Н. Сениговой (1968), Ю.Я. Якубова (1996) и других ученых демонстрируют успешное применение междисциплинарного подхода п

34. Ртвеладзе Э.В. Культовые и погребальные памятники кушанско-го времени из Кампыр-теле//Ученые записки Комиссии по изучению памятников цивилизаций Древнего и Средневекового Востока. М., 1989. С. 209-251.
Контекст: ...Достаточно хорошо известен сакральный напиток Хаома (Саома) в индоиранской традиции (Елизаренкова Т.Я., 1999; Бонгард-Ле-вин Г.М., Грантовский Э.А., 2001, с. 117-126; Гусева Н., 1983; Федоров В.К., 2002; и др.), а также практика ритуального окуривания (Балонов Ф.Р., 1996; Ртвеладзе Э.В., 1989; Потапов Л.П., 1991; Жуковская Н.Л., 1977, с. 120; Йеттмар К., 1986, с. 392) и др.).

35. Руденко С.И. Горноалтайские находки и скифы. М.; Л., 1952. 268 с.
Контекст: ...Правда, С.И. Руденко (1952; 1953; 1960) в силу специфики своей эпохи вынужден был связать полученные результаты с классовым подходом, указав на то, что бальзамировали только представителей аристократии.

36. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л., 1953. 524 с.
Контекст: ...Правда, С.И. Руденко (1952; 1953; 1960) в силу специфики своей эпохи вынужден был связать полученные результаты с классовым подходом, указав на то, что бальзамировали только представителей аристократии.

37. Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.; Л., 1960. 486 с.
Контекст: ...Алтая (Руденко С.И., 1960; Полосьмак Н.В., 2001; Дашковский П.К., 2012; и др.).

38. Сарианиди В.И. Некрополь Гонур-депе и иранское язычество. М., 2001.
Контекст: ...А., Зеймаль, 1971; Литвинский Б. А., Пичикян И.Р., 2000), Т.И. Зеймаль (1987), Н.Н. Негматова (1987), Г.А. Пугаченко-вой (1963), Л.И. Ремпель (1987), Ю.А. Раппопорт (1971), Б.Я. Ста-виского (1974), В.И. Сарианиди (2001; 2010), Т.Н. Сениговой (1968), Ю.Я. Якубова (1996) и других ученых демонстрируют успешное применение междисциплинарного подхода при изучении древних религий, опираясь на письменные, археологические, этнографические, искусствоведческие данные.

39. Сарианиди В. И. Задолго до Заратуштры (Археологические доказательства протозороастризма в Бактрии и Маргиане). М., 2010. 200 с.
Контекст: ...А., Зеймаль, 1971; Литвинский Б. А., Пичикян И.Р., 2000), Т.И. Зеймаль (1987), Н.Н. Негматова (1987), Г.А. Пугаченко-вой (1963), Л.И. Ремпель (1987), Ю.А. Раппопорт (1971), Б.Я. Ста-виского (1974), В.И. Сарианиди (2001; 2010), Т.Н. Сениговой (1968), Ю.Я. Якубова (1996) и других ученых демонстрируют успешное применение междисциплинарного подхода при изучении древних религий, опираясь на письменные, археологические, этнографические, искусствоведческие данные.

40. Сенигова Т. Н. Вопросы идеологии и культов Семиречья//Новое в археологии Казахстана. Алма-Ата, 1968.
41. Ставиский Б.Я. Искусство Средней Азии: древний период с VI в. до н.э. -VIII в. н.э. М., 1974.
42. Толстов С.П. Древний Хорезм: опыт историко-археологического исследования. М., 1948.
Контекст: ...Между тем работы С.П. Толстова (1948), Б.И. Маршака (1971; 1987), Б.А. Литвинского и его соавторов (Литвинский Б. А., Зеймаль, 1971; Литвинский Б. А., Пичикян И.Р., 2000), Т.И. Зеймаль (1987), Н.Н. Негматова (1987), Г.А. Пугаченко-вой (1963),

43. Федоров В.К. Культ Сомы/Хаомы у ранних кочевников степей Евразии: (на материалах костяных ложечек из южно-уральских погребений VI в. до н.э. -IV в. н.э.: автореф. дис.... канд. ист. наук. Ижевск, 2002. 28 с.
Контекст: ...Достаточно хорошо известен сакральный напиток Хаома (Саома) в индоиранской традиции (Елизаренкова Т.Я., 1999; Бонгард-Ле-вин Г.М., Грантовский Э.А., 2001, с. 117-126; Гусева Н., 1983; Федоров В.К., 2002; и др.), а также практика ритуального окуривания (Балонов Ф.Р., 1996; Ртвеладзе Э.В., 1989; Потапов Л.П., 1991; Жуковская Н.Л., 1977, с. 120; Йеттмар К., 1986, с. 392) и др.).

44. Феномен алтайских мумий. Новосибирск, 2000. 320 с.
Контекст: ...Привлечение широкого круга специалистов в области антропологии, медицины, биологии, генетики позволило досконально изучить особенности данного обычая, что подробно представлено в коллективной работе «Феномен алтайских мумий» (2000).

45. Хрушкова Л.Г. Развитие христианской археологии в СССР//Труды XVIII Международного конгресса византинистов в Москве. М., 1991. Т. I. С. 539-540.
Контекст: ...Возрождение русской церковной археологии и христианской археологии как самостоятельных направлений в нашей стране началось преимущественно с 1990-х гг., хотя и в советский период данная проблематика, как отмечено выше, безусловно поднималась в том или ином аспекте (Мусин А.Е., 1993; Хрушкова Л.Г., 1991; и др.).

46. Шахнович М.М. Очерки по истории религиоведения. СПб., 2006. 290 с.
Контекст: ...Основные тенденции развития религиоведческих изысканий достаточно информативно изложены в одном из очерков Марианы Михайловны Шахнович (2006), поэтому в данном случае нет необходимости на этой проблеме останавливаться подробно.

47. Шкода В.Г. Пенджикентские храмы и проблема религии Согда (V-VIIIвв.): автореф. дис.... канд. ист. наук. Л., 1986.
48. Шох В. Первые результаты палеоботанических исследований//Феномен алтайских мумий. Новосибирск, 2000. С. 250-254.
Контекст: ...Благодаря исследованиям на Алтае погребений пазырыкской культуры и последующему палеоботаническому анализу удалось подтвердить данные сведения античного историка реальными находками зерен конопли, а также кориандра, которые применялись номадами для ритуального воскурения (Шох В., 2000; Полосьмак Н.В., 2001, с. 260-261).

49. Якубов Ю.Я. Религия древнего Согда. Душанбе, 1996.
Контекст: ...И.Р., 2000), Т.И. Зеймаль (1987), Н.Н. Негматова (1987), Г.А. Пугаченко-вой (1963), Л.И. Ремпель (1987), Ю.А. Раппопорт (1971), Б.Я. Ста-виского (1974), В.И. Сарианиди (2001; 2010), Т.Н. Сениговой (1968), Ю.Я. Якубова (1996) и других ученых демонстрируют успешное применение междисциплинарного подхода при изучении древних религий, опираясь на письменные, археологические, этнографические, искусствоведческие данные.

50. Ярош В.Н., Мееров К.А. Исследование неорганических материалов живописи и скульптуры Кара-тепе//Буддийские комплексы Кара-тепе в Старом Термезе. М., 1996. С. 274-281.
Контекст: ...В контексте рассмотрения нашей темы примечательно использование рентгеновского фазового анализа при изучении буддийской храмовой живописи (Ярош В.Н., Мееров К.А., 1996; Ярош В.Н., 1996), что может способствовать вместе с искусствоведческим анализом изучению соответствующих художественных школ.

51. Ярош В.Н. Изучение состава связующих органических материалов стенных росписей и скульптуры Кара-тепе//Буддийские комплексы Кара-тепе в Старом Термезе. М., 1996. С. 282-286.
Контекст: ...В контексте рассмотрения нашей темы примечательно использование рентгеновского фазового анализа при изучении буддийской храмовой живописи (Ярош В.Н., Мееров К.А., 1996; Ярош В.Н., 1996), что может способствовать вместе с искусствоведческим анализом изучению соответствующих художественных школ.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)