Культы и обряды древнего населения Среднего Урала по материалам пещерных святилищ р. Чусовой
Основное содержание статьи
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Сериков, Ю. (1). Культы и обряды древнего населения Среднего Урала по материалам пещерных святилищ р. Чусовой. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 6(6), 147-166. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2308
Выпуск
Раздел
II. САКРАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА И ПАЛЕОАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Литература
1. Антонова Е.В., Раевский Д.С. Археология и семиотика//Структурно-семиотические исследования в археологии. Донецк, 2002. Т. 1. С. 11-26.
Контекст: ...При его выяснении нужно помнить, что рассматривать эти предметы необходимо в совокупности со всеми находками, так как этот набор находок сформирован путем целенаправленного отбора (Антонова Е.В., 2002, с. 16).
2. Ашихмина Л.И., Черных Е.М., Шаталов В.А. Костяной инвентарь ананьинской эпохи (I тыс. до н.э.). Ижевск, 2006. 220 с.
Контекст: ...Археология Прикамья связывают эти находки с использованием в ритуалах медвежьего праздника (Ашихмина Л.И., 2006, с. 65-66).
3. Бадер О.Н. Жертвенное место под Писаным камнем на р. Више-ре//Советская археология. 1954. Т. XXI. С. 241-258.
Контекст: ...Вишере, полагал, что многочисленные куски и отщепы кремня являлись частью жертвенного ритуала, связанного с культом огня (Бадер О.Н., 1954, с. 56).
4. Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей//Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 63-87.
Контекст: ...Семиотический статус вещей в ритуале резко повышается (Байбурин А.К., 1989, с. 71-82).
5. Бибиков С.Н. Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта//Очерки материальной и духовной культуры палеолита. Киев, 1981. 108 с.
Контекст: ...С. Н. Бибиков предполагал, что жилище служило для подготовки театрализованных обрядов и ритуалов и хранения музыкальных инструментов, охра - для раскрашивания тела и, возможно, одежды, а игла и проколки были необходимы при одевании шкур, их крепления и подгонки (Бибиков С.Н., 1981, с. 74-89).
6. Бородовский А. П. Изобразительные и вещественные свидетельства древней музыкальной культуры Верхней Оби//Традиции и инновации в истории культуры. Новосибирск, 1995. С. 33-43.
7. Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места (XIX -начало ХХ в.). Новосибирск, 1986. 192 с.
Контекст: ...Этнографы отмечают наличие в верованиях коренных народов Западной Сибири мощного пласта, относящегося к промысловому культу (Гемуев И.Н., 1986, с. 186).
8. Гиря Е.Ю. О статистической природе выделения следов «человеческой» деятельности//Развитие культуры в каменном веке. Краткое содержание докладов на Международной конференции, посвященной 100-летию Отдела археологии МАЭ. СПб., 1997.
9. Головнев В. А. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995. С. 84-86.
Контекст: ...В.А. Головнев (1995, с. 231) приводит этнографические данные, по которым граница между мирами всегда рисуется зигзагом.
10. Гусаков М.Г. Святилище как объект археологического изучения (к постановке проблемы)//Проблемы изучения духовной культуры древних обществ: тез. докл. Екатеринбург, 1994. С. 39-42.
Контекст: ...При реконструкции культовой практики древнего населения мы всегда должны помнить, что обычные бытовые предметы, принесенные на святилище, приобретают особое сакральное значение (Гусаков М.Г., 1994, с. 41).
11. Демещенко С.А. Относительная хронология палеолитического искусства малых форм и художественно-стилистические традиции//Международная конференция по первобытному искусству. Кемерово, 1999. Т. 1. С. 96-109.
Контекст: ...Узнаваемый образ животного создавался посредством подчеркивания двух-трех характерных признаков зоологического вида (Демещенко С.А., 1999, с. 97-101).
12. Изосимов Д. А. Реконструкция мифо-ритуальной практики древнего населения горно-лесной полосы Приуралья//Уральский исторический вестник. Екатеринбург; Салехард, 2006. №13. С. 48-59.
Контекст: ...В то же время оно вписывается в систему путевых святилищ, расположенных на магистральных реках (Изосимов Д.А., 2006, с. 56).
13. Калинина И.В. Орнаментальные композиции на мезолитических наконечниках стрел в связи с культовым характером пещеры камень Дыроватый//Тверской археологический сборник. Тверь, 2006. Т. 1, вып. 6. С. 393-402.
Контекст: ...Большинство исследователей сходятся в том, что украшение вещей придавало им особую силу (Байбурин А.К., 1989, с. 68-69; Калинина И.В., 2006, с. 396).
14. Корепанов К.И. Музыкальные инструменты эпохи железа Вол-го-Камского региона VIII в. до н. э.-III в. н. э. Уфа, 1998. 24 с.
Контекст: ...В раннем железном веке количество находок музыкальных инструментов и их вариантов увеличивается (Корепанов К.И., 1998, с. 7-11).
15. Лепихин А.Н. Каменные изделия из костищ гляденовской культуры//Оборинские чтения: мат. IV-V регион. археол. конф. Пермь, 2004. Вып. 3. С. 59-64.
Контекст: ...Несколько иначе на эти находки смотрел А.Н. Лепихин (2004, с. 62-63), который считал, что дробление камня связано с одной стороны с подземным миром, а с другой - с созданием новой жизни.
16. Матюшин Г.Н. Поселение Муллино-III в Приуралье//ВолгоУральская степь и лесостепь в эпоху раннего металла. Куйбышев, 1982. С. 36-64.
Контекст: ...В яме, кроме полного скелета бобра, находился неолитический сосуд с гребенчатым орнаментом (Матюшин Г.Н., 1982, с. 40).
17. Оськин А. К проблеме интерпретации археологического музыкального инструментария//Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М., 1987. Ч. 1. С. 148-156.
Контекст: ...Немногочисленные находки музыкальных инструментов в виде флейт, манков, свистков известны и в более поздние эпохи (Оськин А., 1987, с. 151-155; Сидоров В.В., 1987, с. 157-160; Боро-довский А.П., 1995, с. 33-43).
18. Семенов В. А. Мифологические минералы в традиционной культуре народов Европейского Севера//Археоминералогия и ранняя история минералогии: мат. Междунар. семинара. Сыктывкар, 2005. С. 155-156.
Контекст: ...В. А. Семенов (2005, с. 157-158), анализируя разнообразное семантическое значение оселков-подвесок, особо обращает внимание на огненную природу абразивов, т.е. их способность высекать огонь.
19. Сериков Ю.Б. К вопросу об орудиях для высекания огня//Петербургская трасологическая школа и изучение древних культур Евразии: в честь юбилея Г.Ф. Коробковой. СПб., 2003. С. 254-263.
Контекст: ...По своей форме и толщине они являются готовыми инструментами для высекания огня (Сериков Ю.Б., 2003, с. 256-258).
20. Сериков Ю.Б. Символика цвета у древнего населения Урала по данным археологии//Проблемы археологии и древней истории Урала. Нижний Тагил, 2005. С. 45-53.
Контекст: ...Но ясно одно: уже в глубокой древности цвет являлся могучим средством воздействия на человека, и поэтому он широко использовался в ритуалах и обрядах первобытности (Сериков Ю.Б., 2005, с. 52-53).
21. Сериков Ю.Б. Скальные культовые памятники Шайтанского озера//Проблемы археологии: Урал и Западная Сибирь (к 70-летию Т.М. Потемкиной). Курган, 2007. С. 42-49.
Контекст: ...Все три памятника расположены на Шайтанском озере в Свердловской области (Сериков Ю.Б., 2007, с. 42-49).
22. Сериков Ю.Б. Галечные скульптуры -изобразительные символы обрядовой деятельности древнего человека//Миф и символ в прошлом и настоящем. Нижний Тагил, 2007а. С. 28-39.
Контекст: ...Все три памятника расположены на Шайтанском озере в Свердловской области (Сериков Ю.Б., 2007, с. 42-49).
23. Сидоров В.В. Манок -музыкальный инструмент эпохи неолита//Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М., 1987. Ч. 1. С. 157-163.
Контекст: ...Немногочисленные находки музыкальных инструментов в виде флейт, манков, свистков известны и в более поздние эпохи (Оськин А., 1987, с. 151-155; Сидоров В.В., 1987, с. 157-160; Боро-довский А.П., 1995, с. 33-43).
24. Теплоухов А.Е. О доисторических жертвенных местах на Уральских горах//Записки Уральского общества любителей естествознания. Екатеринбург, 1880. Т. 6, вып. 1. С. 1-31.
Контекст: ...Обычай оставлять стрелы на святилищах известен с давних времен и широко представлен в этнографии (Теплоухов А.Е., 1880, с. 7).
25. Теребихин Н.М. Освоение арктического пространства как сакральный феномен//Проблемы историко-культурной среды Арктики: тез. Междунар. симпозиума. Сыктывкар, 1991. С. 131-132.
Контекст: ...Такие культовые места являлись топографическими сигналами опасности и в этом качестве включались в символическую характеристику пространства (Теребихин Н.М., 1991, с. 132)
26. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1939. 567 с.
Контекст: ...Этнографические материалы показывают, что с глубокой древности ритуальными плясками старались воздействовать как на внешний, так и на потусторонний мир (Тэйлор Э.Б., 1939, с. 167-168).
27. Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П. Уральские писаницы. Река Нейва. Екатеринбург, 2000. 50 с.
Контекст: ...В наскальных изображениях Урала, датированных эпохой неолита-бронзы, имеются танцующие антропоморфные фигуры, у которых ноги согнуты в коленях, а руки в локтях (Широков В.Н., 2000, с. 17, 26).
28. Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П. Уральские писаницы. Река Тагил. Екатеринбург, 2005. 110 с.
Контекст: ...Некоторые антропоморфные изображения на писаницах исследователи трактуют как существа в масках (Широков В.Н., 2005, с. 72-73).
Контекст: ...При его выяснении нужно помнить, что рассматривать эти предметы необходимо в совокупности со всеми находками, так как этот набор находок сформирован путем целенаправленного отбора (Антонова Е.В., 2002, с. 16).
2. Ашихмина Л.И., Черных Е.М., Шаталов В.А. Костяной инвентарь ананьинской эпохи (I тыс. до н.э.). Ижевск, 2006. 220 с.
Контекст: ...Археология Прикамья связывают эти находки с использованием в ритуалах медвежьего праздника (Ашихмина Л.И., 2006, с. 65-66).
3. Бадер О.Н. Жертвенное место под Писаным камнем на р. Више-ре//Советская археология. 1954. Т. XXI. С. 241-258.
Контекст: ...Вишере, полагал, что многочисленные куски и отщепы кремня являлись частью жертвенного ритуала, связанного с культом огня (Бадер О.Н., 1954, с. 56).
4. Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей//Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 63-87.
Контекст: ...Семиотический статус вещей в ритуале резко повышается (Байбурин А.К., 1989, с. 71-82).
5. Бибиков С.Н. Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта//Очерки материальной и духовной культуры палеолита. Киев, 1981. 108 с.
Контекст: ...С. Н. Бибиков предполагал, что жилище служило для подготовки театрализованных обрядов и ритуалов и хранения музыкальных инструментов, охра - для раскрашивания тела и, возможно, одежды, а игла и проколки были необходимы при одевании шкур, их крепления и подгонки (Бибиков С.Н., 1981, с. 74-89).
6. Бородовский А. П. Изобразительные и вещественные свидетельства древней музыкальной культуры Верхней Оби//Традиции и инновации в истории культуры. Новосибирск, 1995. С. 33-43.
7. Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места (XIX -начало ХХ в.). Новосибирск, 1986. 192 с.
Контекст: ...Этнографы отмечают наличие в верованиях коренных народов Западной Сибири мощного пласта, относящегося к промысловому культу (Гемуев И.Н., 1986, с. 186).
8. Гиря Е.Ю. О статистической природе выделения следов «человеческой» деятельности//Развитие культуры в каменном веке. Краткое содержание докладов на Международной конференции, посвященной 100-летию Отдела археологии МАЭ. СПб., 1997.
9. Головнев В. А. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995. С. 84-86.
Контекст: ...В.А. Головнев (1995, с. 231) приводит этнографические данные, по которым граница между мирами всегда рисуется зигзагом.
10. Гусаков М.Г. Святилище как объект археологического изучения (к постановке проблемы)//Проблемы изучения духовной культуры древних обществ: тез. докл. Екатеринбург, 1994. С. 39-42.
Контекст: ...При реконструкции культовой практики древнего населения мы всегда должны помнить, что обычные бытовые предметы, принесенные на святилище, приобретают особое сакральное значение (Гусаков М.Г., 1994, с. 41).
11. Демещенко С.А. Относительная хронология палеолитического искусства малых форм и художественно-стилистические традиции//Международная конференция по первобытному искусству. Кемерово, 1999. Т. 1. С. 96-109.
Контекст: ...Узнаваемый образ животного создавался посредством подчеркивания двух-трех характерных признаков зоологического вида (Демещенко С.А., 1999, с. 97-101).
12. Изосимов Д. А. Реконструкция мифо-ритуальной практики древнего населения горно-лесной полосы Приуралья//Уральский исторический вестник. Екатеринбург; Салехард, 2006. №13. С. 48-59.
Контекст: ...В то же время оно вписывается в систему путевых святилищ, расположенных на магистральных реках (Изосимов Д.А., 2006, с. 56).
13. Калинина И.В. Орнаментальные композиции на мезолитических наконечниках стрел в связи с культовым характером пещеры камень Дыроватый//Тверской археологический сборник. Тверь, 2006. Т. 1, вып. 6. С. 393-402.
Контекст: ...Большинство исследователей сходятся в том, что украшение вещей придавало им особую силу (Байбурин А.К., 1989, с. 68-69; Калинина И.В., 2006, с. 396).
14. Корепанов К.И. Музыкальные инструменты эпохи железа Вол-го-Камского региона VIII в. до н. э.-III в. н. э. Уфа, 1998. 24 с.
Контекст: ...В раннем железном веке количество находок музыкальных инструментов и их вариантов увеличивается (Корепанов К.И., 1998, с. 7-11).
15. Лепихин А.Н. Каменные изделия из костищ гляденовской культуры//Оборинские чтения: мат. IV-V регион. археол. конф. Пермь, 2004. Вып. 3. С. 59-64.
Контекст: ...Несколько иначе на эти находки смотрел А.Н. Лепихин (2004, с. 62-63), который считал, что дробление камня связано с одной стороны с подземным миром, а с другой - с созданием новой жизни.
16. Матюшин Г.Н. Поселение Муллино-III в Приуралье//ВолгоУральская степь и лесостепь в эпоху раннего металла. Куйбышев, 1982. С. 36-64.
Контекст: ...В яме, кроме полного скелета бобра, находился неолитический сосуд с гребенчатым орнаментом (Матюшин Г.Н., 1982, с. 40).
17. Оськин А. К проблеме интерпретации археологического музыкального инструментария//Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М., 1987. Ч. 1. С. 148-156.
Контекст: ...Немногочисленные находки музыкальных инструментов в виде флейт, манков, свистков известны и в более поздние эпохи (Оськин А., 1987, с. 151-155; Сидоров В.В., 1987, с. 157-160; Боро-довский А.П., 1995, с. 33-43).
18. Семенов В. А. Мифологические минералы в традиционной культуре народов Европейского Севера//Археоминералогия и ранняя история минералогии: мат. Междунар. семинара. Сыктывкар, 2005. С. 155-156.
Контекст: ...В. А. Семенов (2005, с. 157-158), анализируя разнообразное семантическое значение оселков-подвесок, особо обращает внимание на огненную природу абразивов, т.е. их способность высекать огонь.
19. Сериков Ю.Б. К вопросу об орудиях для высекания огня//Петербургская трасологическая школа и изучение древних культур Евразии: в честь юбилея Г.Ф. Коробковой. СПб., 2003. С. 254-263.
Контекст: ...По своей форме и толщине они являются готовыми инструментами для высекания огня (Сериков Ю.Б., 2003, с. 256-258).
20. Сериков Ю.Б. Символика цвета у древнего населения Урала по данным археологии//Проблемы археологии и древней истории Урала. Нижний Тагил, 2005. С. 45-53.
Контекст: ...Но ясно одно: уже в глубокой древности цвет являлся могучим средством воздействия на человека, и поэтому он широко использовался в ритуалах и обрядах первобытности (Сериков Ю.Б., 2005, с. 52-53).
21. Сериков Ю.Б. Скальные культовые памятники Шайтанского озера//Проблемы археологии: Урал и Западная Сибирь (к 70-летию Т.М. Потемкиной). Курган, 2007. С. 42-49.
Контекст: ...Все три памятника расположены на Шайтанском озере в Свердловской области (Сериков Ю.Б., 2007, с. 42-49).
22. Сериков Ю.Б. Галечные скульптуры -изобразительные символы обрядовой деятельности древнего человека//Миф и символ в прошлом и настоящем. Нижний Тагил, 2007а. С. 28-39.
Контекст: ...Все три памятника расположены на Шайтанском озере в Свердловской области (Сериков Ю.Б., 2007, с. 42-49).
23. Сидоров В.В. Манок -музыкальный инструмент эпохи неолита//Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М., 1987. Ч. 1. С. 157-163.
Контекст: ...Немногочисленные находки музыкальных инструментов в виде флейт, манков, свистков известны и в более поздние эпохи (Оськин А., 1987, с. 151-155; Сидоров В.В., 1987, с. 157-160; Боро-довский А.П., 1995, с. 33-43).
24. Теплоухов А.Е. О доисторических жертвенных местах на Уральских горах//Записки Уральского общества любителей естествознания. Екатеринбург, 1880. Т. 6, вып. 1. С. 1-31.
Контекст: ...Обычай оставлять стрелы на святилищах известен с давних времен и широко представлен в этнографии (Теплоухов А.Е., 1880, с. 7).
25. Теребихин Н.М. Освоение арктического пространства как сакральный феномен//Проблемы историко-культурной среды Арктики: тез. Междунар. симпозиума. Сыктывкар, 1991. С. 131-132.
Контекст: ...Такие культовые места являлись топографическими сигналами опасности и в этом качестве включались в символическую характеристику пространства (Теребихин Н.М., 1991, с. 132)
26. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1939. 567 с.
Контекст: ...Этнографические материалы показывают, что с глубокой древности ритуальными плясками старались воздействовать как на внешний, так и на потусторонний мир (Тэйлор Э.Б., 1939, с. 167-168).
27. Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П. Уральские писаницы. Река Нейва. Екатеринбург, 2000. 50 с.
Контекст: ...В наскальных изображениях Урала, датированных эпохой неолита-бронзы, имеются танцующие антропоморфные фигуры, у которых ноги согнуты в коленях, а руки в локтях (Широков В.Н., 2000, с. 17, 26).
28. Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П. Уральские писаницы. Река Тагил. Екатеринбург, 2005. 110 с.
Контекст: ...Некоторые антропоморфные изображения на писаницах исследователи трактуют как существа в масках (Широков В.Н., 2005, с. 72-73).