Элементы шаманизма в народных религиозных традициях Южной Европы (на примере словенских и хорватских кресников)
Основное содержание статьи
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Запорожченко, А., & Славко, В. (1). Элементы шаманизма в народных религиозных традициях Южной Европы (на примере словенских и хорватских кресников). НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 6(6), 215-223. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2314
Выпуск
Раздел
III. ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ И РОССИИ
Литература
1. Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1994. 208 с.
Контекст: ...На этой вере основываются диагноз и способ лечения (Басилов В.Н., 1994, с. 16-17).
2. Булгакова Т.Д. Похищение шаманских духов//Этнографическое обозрение. 2001. №3. С. 32-41.
Контекст: ...Она выражается в том, что они направляют своих духов-помощников в род или общество, где живет враждебный шаман, и стараются устранить самого врага и тех, кто может занять его место (Булгакова Т. Д., 2001, с. 32).
3. Запорожченко А.В. Шаманские реминисценции в духовной культуре индоиранцев. Новосибирск, 2007. 195 с.
Контекст: ...Народные верования Южной Европы, связанные с кресника-ми, сохранили реминисценции архаических индоевропейских ми-фо-ритуальных комплексов, которые характеризуются наличием в них элементов шаманского мировоззрения (Запорожченко А.В., 2007, с. 6-7).
4. Михайлов Н.А. Фрагмент словенской мифопоэтической традиции//Концепт движения в языке и культуре. М., 1996. С. 127-141.
Контекст: ...Долгое время было принято считать, что, несмотря на очевидные различия, этот миф и вера в существование кресников-людей являются различными этапами развития и функционирования одного и того же мифологического сюжета, который Н.А. Михайлов (1996, с.127-141) считает одной из локальных версий так называемого основного мифа.
5. Огудин В. Л. Экологические функции религии//Этнографическое обозрение. 2001. №1. С. 23-38.
Контекст: ...Она отличается тем, что ее последователи, принимая новую веру и считая себя приверженцами новой конфессии, в значительной степени сохраняют прежнюю религиозную идеологию и соответствующие ей практики (Огудин В.Л., 2001, с. 26).
6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х т.: пер. с нем. 2-е изд., стереотип. М., 1986. Т. 2. 671 с. (с доп.).
Контекст: ...Затем появилось значение «распятие» (лат. crucifixus), откуда и возникло значение «крест» (Фасмер М., 1986, с. 374; Этимологический словарь 1987, с. 76).
7. Ча]кановиЬ В. Студще из српске религще и фолклора 1910-1924 (Сабрана дела из српске религще и митологще у пет каига; ка. 1). Београд, 1994. 473 с.
8. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Киев, 1998. 384 с.
Контекст: ...Принимая во внимание эти факты, можно предположить наличие в данном аспекте верования реминисценции дуалистической специализации в шаманизме: в некоторых культурах шаманы разделялись на «белых» и «черных» (Элиаде М., 1998, с. 147-149).
9. Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд/под ред. О.Н. Трубачёва (1974-2002), А.Ф. Журавлёва (2002-2009). М., 1974-2009. Вып. 13 (*kromezirb-kyziti). 1987. 285 с.
Контекст: ...Затем появилось значение «распятие» (лат. crucifixus), откуда и возникло значение «крест» (Фасмер М., 1986, с. 374; Этимологический словарь 1987, с. 76).
10. Boskovic-Stulli M. Kresnik-Krsnik, ein Wesen aus der kroatischen und slovenischen Volksuberlieferung. Fabula. 1960. No. 3. P. 275-298.
Контекст: ...М. Бошкович-Стулли сделала предположение о контакте славян с христианством еще до заселения их на нынешние территории, что могло повлиять на образ кресника (Boskovic-Stulli M., 1960, s. 275-298).
11. Ginzburg C. Ecstasies: Deciphering the Witches Sabbath. New York, 1991. 340 p.
Контекст: ...Последняя получила свое название благодаря выявленной К. Гинзбургом связи феномена кресников с шаманизмом (Ginzburg C., 1991, p. 153-173).
12. Seso L. O krsniku: od tradicijske pojave u predajama do stvarnog iscjelitelja//Studia ethnologica Croatica. 2002/2003. Vol. 14/15. S. 23-53.
Контекст: ...В зависимости от территории он известен под именами: krsnik, kresnik, krsnjak, krisnik, skrisnik, grisnjak (Seso L., 2002/2003, s. 23-24).
13. Smitek Z. Kresnik: An Attempt at Mythological Reconstruction//Studia Mythologica Slavica. 1988. Vol 1. S. 93-118.
Контекст: ...З. Шмитек пришел к выводу, что в данном случае мы имеем дело с двумя независимыми традициями: «мифологической» (миф о Креснике - солярном герое) и «экстатической» (Smitek Z., 1988, s. 97).
14. Smitek Z. Samanizem na Slovenskem? Dileme o samanizmu, obsedenosti in ekstazi//Studia ethnologica Croatica. 2005. Vol. 17. S. 171-198.
Контекст: ...В случае с кресниками упоминается мотив смерти-возрождения (Smitek Z., 2005, s. 182), характерный для шаманских посвящений.
15. Vinscak T. O strigama, strigunima i krsnicima u Istrii//Studia ethnologica Croatica. 2005. Vol. 17. S. 221-235.
Контекст: ...О рождении кресника узнают сразу: он рождается в белой «рубашке» или красной «шапочке», т.е. в оставшейся на теле амниотической оболочке (Vinscak T., 2005, s. 232).
Контекст: ...На этой вере основываются диагноз и способ лечения (Басилов В.Н., 1994, с. 16-17).
2. Булгакова Т.Д. Похищение шаманских духов//Этнографическое обозрение. 2001. №3. С. 32-41.
Контекст: ...Она выражается в том, что они направляют своих духов-помощников в род или общество, где живет враждебный шаман, и стараются устранить самого врага и тех, кто может занять его место (Булгакова Т. Д., 2001, с. 32).
3. Запорожченко А.В. Шаманские реминисценции в духовной культуре индоиранцев. Новосибирск, 2007. 195 с.
Контекст: ...Народные верования Южной Европы, связанные с кресника-ми, сохранили реминисценции архаических индоевропейских ми-фо-ритуальных комплексов, которые характеризуются наличием в них элементов шаманского мировоззрения (Запорожченко А.В., 2007, с. 6-7).
4. Михайлов Н.А. Фрагмент словенской мифопоэтической традиции//Концепт движения в языке и культуре. М., 1996. С. 127-141.
Контекст: ...Долгое время было принято считать, что, несмотря на очевидные различия, этот миф и вера в существование кресников-людей являются различными этапами развития и функционирования одного и того же мифологического сюжета, который Н.А. Михайлов (1996, с.127-141) считает одной из локальных версий так называемого основного мифа.
5. Огудин В. Л. Экологические функции религии//Этнографическое обозрение. 2001. №1. С. 23-38.
Контекст: ...Она отличается тем, что ее последователи, принимая новую веру и считая себя приверженцами новой конфессии, в значительной степени сохраняют прежнюю религиозную идеологию и соответствующие ей практики (Огудин В.Л., 2001, с. 26).
6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х т.: пер. с нем. 2-е изд., стереотип. М., 1986. Т. 2. 671 с. (с доп.).
Контекст: ...Затем появилось значение «распятие» (лат. crucifixus), откуда и возникло значение «крест» (Фасмер М., 1986, с. 374; Этимологический словарь 1987, с. 76).
7. Ча]кановиЬ В. Студще из српске религще и фолклора 1910-1924 (Сабрана дела из српске религще и митологще у пет каига; ка. 1). Београд, 1994. 473 с.
8. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Киев, 1998. 384 с.
Контекст: ...Принимая во внимание эти факты, можно предположить наличие в данном аспекте верования реминисценции дуалистической специализации в шаманизме: в некоторых культурах шаманы разделялись на «белых» и «черных» (Элиаде М., 1998, с. 147-149).
9. Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд/под ред. О.Н. Трубачёва (1974-2002), А.Ф. Журавлёва (2002-2009). М., 1974-2009. Вып. 13 (*kromezirb-kyziti). 1987. 285 с.
Контекст: ...Затем появилось значение «распятие» (лат. crucifixus), откуда и возникло значение «крест» (Фасмер М., 1986, с. 374; Этимологический словарь 1987, с. 76).
10. Boskovic-Stulli M. Kresnik-Krsnik, ein Wesen aus der kroatischen und slovenischen Volksuberlieferung. Fabula. 1960. No. 3. P. 275-298.
Контекст: ...М. Бошкович-Стулли сделала предположение о контакте славян с христианством еще до заселения их на нынешние территории, что могло повлиять на образ кресника (Boskovic-Stulli M., 1960, s. 275-298).
11. Ginzburg C. Ecstasies: Deciphering the Witches Sabbath. New York, 1991. 340 p.
Контекст: ...Последняя получила свое название благодаря выявленной К. Гинзбургом связи феномена кресников с шаманизмом (Ginzburg C., 1991, p. 153-173).
12. Seso L. O krsniku: od tradicijske pojave u predajama do stvarnog iscjelitelja//Studia ethnologica Croatica. 2002/2003. Vol. 14/15. S. 23-53.
Контекст: ...В зависимости от территории он известен под именами: krsnik, kresnik, krsnjak, krisnik, skrisnik, grisnjak (Seso L., 2002/2003, s. 23-24).
13. Smitek Z. Kresnik: An Attempt at Mythological Reconstruction//Studia Mythologica Slavica. 1988. Vol 1. S. 93-118.
Контекст: ...З. Шмитек пришел к выводу, что в данном случае мы имеем дело с двумя независимыми традициями: «мифологической» (миф о Креснике - солярном герое) и «экстатической» (Smitek Z., 1988, s. 97).
14. Smitek Z. Samanizem na Slovenskem? Dileme o samanizmu, obsedenosti in ekstazi//Studia ethnologica Croatica. 2005. Vol. 17. S. 171-198.
Контекст: ...В случае с кресниками упоминается мотив смерти-возрождения (Smitek Z., 2005, s. 182), характерный для шаманских посвящений.
15. Vinscak T. O strigama, strigunima i krsnicima u Istrii//Studia ethnologica Croatica. 2005. Vol. 17. S. 221-235.
Контекст: ...О рождении кресника узнают сразу: он рождается в белой «рубашке» или красной «шапочке», т.е. в оставшейся на теле амниотической оболочке (Vinscak T., 2005, s. 232).