Обряды как иерархически организованные системы (анализ погребальных комплексов раннего неолита Забайкалья)
Основное содержание статьи
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Жамбалтарова, Е. (1). Обряды как иерархически организованные системы (анализ погребальных комплексов раннего неолита Забайкалья). НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 5(5), 90-103. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2324
Выпуск
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ
Литература
1. Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.; Л., 1958. 233 с.
Контекст: ...У эвенков строжайше предписывалось соблюдать нимат - обычай, согласно которому убитого медведя следовало подарить кому-нибудь из членов рода зятя, т.е. рода, откуда охотники, убившие медведя, брали жен (Анисимов А.Ф., 1958, с. 109).
2. Анисимов А.Ф. Родовое общество эвенков (тунгусов). Л., 1936. 195 с.
Контекст: ...Особая роль представителей рода зятей в обрядах медвежьего праздника объясняется исследователями существованием в прошлом у тунгусо-маньчжурских народов двустороннего кузенного брака (Штернберг Л.Я., 1933; Анисимов А.Ф., 1936, с. 21).
3. Антипина Е.Е., Моралес А. Археозоологический подход к изучению устройства общества: кости животных из двух поселений горняков и металлургов восточной и западной окраин Европы//Археология, этнография и антропология Евразии. 2006. №3 (27). С. 67-81.
Контекст: ...Из диких видов животных могут быть включены в ритуальную практику, как правило, самые опасные (Антипина Е.Е., Моралес А., 2006, с. 72).
4. Бутанаев В.Я. Медведь по воззрениям хакасов//Народы Сибири: история и культура. Медведь в древних и современных культурах Сибири. Новосибирск, 2000. С. 65-67.
Контекст: ...Медвежий праздник возник под влиянием представлений о кровной связи людей с медведем и их общих предках (Бутанаев В.Я., 2000, с. 67).
5. Васильев Б.А. Медвежий праздник//Советская этнография. 1948. №4. С. 78-104.
Контекст: ...Большинство исследователей считают, что культ медведя является чрезвычайно древним, уходящим своими корнями в верхнепалеолитическое время (Васильев Б.А., 1948, с. 79; Столяр А.Д., 1985, с. 190; Табарев А.В., 2000, с. 14), «дошаманским» (Васильев Б.А., 1948, с. 79; Туров М.Г., 2002, с. 132) и составлявшим некогда основу мировоззренческой системы древнего населения (Кулемзин В.М., 2000, с. 77).
6. Ветров В.М. Ритуальный комплекс в устье р. Каренга (долина р. Витим) и некоторые проблемы неолита Восточной Сибири//Известия лаборатории древних технологий. Иркутск, 2008. Вып. 6. С. 23-43.
Контекст: ...Хронологический диапазон исследуемых погребений вписывается в рамки от 6 до 8 тыс. л.н. (Мамонова Н.Н., Сулержицкий Л.Д., 1989; Мамонова Н.Н., Сулер-жицкий Л.Д., 2008; Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д., Конев В.П., 2008; Ветров В.М., 2008; Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д., 2009).
7. Ветров В.М., Задонин О.В., Инешин Е.М. Многослойное местонахождение Нижняя Джилинда (Сивакон)-1 в Бамбуйской котловине//
8. Культуры и памятники эпохи камня и раннего металла Забайкалья. Новосибирск, 1993. С. 98-113.
9. Галданова Г.Р. Семантика архаичных элементов свадьбы у тюр-ко-монголов//Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск, 1992. С. 71-89.
Контекст: ...Отрезать волосы у кого-либо значило «обессилить, лишить магической его силы», заложенной в волосах (Галданова Г.Р., 1992, с. 84).
10. Герасимов М.М., Черных Е.Н. Раскопки Фофоновского могильника в 1959 г.//Первобытная археология Сибири. Л., 1975. С. 23-48.
Контекст: ...К детскому погребению №1/1959 г. относятся плечевая, лучевая и локтевая кости взрослого человека (Герасимов М.М., Черных Е.Н., 1975, с. 26).
11. Герасимова К. М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. Новосибирск, 1989. 320 с.
Контекст: ...При этом отметим, что понятие «жизненная сила» соотносимо с понятием «душа». «В науке нет другого, более универсального и емкого термина, обозначающего основную гносеологическую специфику данного анимистического понятия...» (Герасимова К.М., 1989, с. 66-67), а «замена понятия «душа» иными (жизненная сила, жизненно важная функция организма, жизненные функциональные связи человека) - это скорее только описание сущности того, что подразумевается под термином «душа».
12. Жамбалтарова Е.Д., Клементьев А.М. Ранненеолитический объект с черепом медведя в структуре Фофоновского могильника//Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. Т. 10, вып. 5: Археология и этнография. 2011. С. 162-167.
Контекст: ...В этой связи отметим, что зафиксированный в ритуальном объекте Фофоновского могильника череп принадлежал годовалому медведю (пестуну), со сформировавшейся зубной системой и с еще не заросшими черепными швами (Жамбалтарова Е.Д., Клементьев А.М., 2011, с. 164).
13. Ивашина Л. Г. Неолит и энеолит лесостепной зоны Бурятии. Новосибирск, 1979. 155 с.
Контекст: ...В погребении №20 могильника Бухусан находились остатки человеческих скелетов (два фрагмента черепа, часть челюсти, несколько позвонков, ребер, фаланги пальцев, обломки костей ног) (Ивашина Л.Г., 1979, с. 94).
14. Кириллов И.И., Верхотуров О.Г. Новые неолитические могильники из Восточного Забайкалья и их значение в определении этнокультурных связей местных племен//Древнее Забайкалье и его культурные связи. Новосибирск, 1985. С. 7-21.
Контекст: ...В описании молодовских погребений №4, 7 указывается, что сохранились отдельные фрагменты костей (Кириллов И.И., Верхотуров О.Г., 1985, с. 15).
15. Константинов М.В., Константинов А.В., Васильев С.Г., Екимова Л.В., Разгильдеева И.И. Под покровительством Большого Шамана: археологическое путешествие по Забайкалью. Чита, 2003. 53 с.
Контекст: ...Погребение №2 поселения Усть-Менза-3, в котором находились останки человека (лицевая часть черепа, верхняя и нижняя челюсти, две бедренные кости, сломанная на две части берцовая кость, ключица), по мнению авторов, носит вторичный характер (Константинов М.В. и др., 2003, с. 34).
16. Косинцев П. А. Человек и медведь в голоцене Северной Евразии (по археозоологическим данным)//Народы Сибири: история и культура. Медведь в древних и современных культурах Сибири. Новосибирск, 2000. С. 4-9.
Контекст: ...При изучении характера взаимодействий между человеком и медведем на территории Северной Евразии в эпоху голоцена П.А. Косинцев (2000, с. 4) приходит к выводу, что медведи не имели существенного промыслового значения, а играли важную роль в системе мифологических представлений.
17. Кулемзин В.М. Культ медведя и шаманизм у обских угров//Народы Сибири: история и культура. Медведь в древних и современных культурах Сибири. Новосибирск, 2000. С. 72-77.
Контекст: ...Б.А., 1948, с. 79; Столяр А.Д., 1985, с. 190; Табарев А.В., 2000, с. 14), «дошаманским» (Васильев Б.А., 1948, с. 79; Туров М.Г., 2002, с. 132) и составлявшим некогда основу мировоззренческой системы древнего населения (Кулемзин В.М., 2000, с. 77).
18. Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д. Характерные признаки погребального обряда раннего неолита Западного Забайкалья//Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. Т. 8, вып. 3: Археология и этнография. 2009. С. 89-97.
Контекст: ...Хронологический диапазон исследуемых погребений вписывается в рамки от 6 до 8 тыс. л.н. (Мамонова Н.Н., Сулержицкий Л.Д., 1989; Мамонова Н.Н., Сулер-жицкий Л.Д., 2008; Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д., Конев В.П., 2008; Ветров В.М., 2008; Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д., 2009).
19. Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д., Конев В.П. Погребальные комплексы неолита -раннего бронзового века Забайкалья (формирование архетипов первобытной культуры). Новосибирск, 2008. 248 с.
20. Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек и общество. Новосибирск, 1989. 243 с.
21. Мамонова Н.Н., Сулержицкий Л. Д. Опыт датирования по 14С погребений Прибайкалья эпохи голоцена//Советская археология. 1989. №1. С. 19-33.
Контекст: ...Хронологический диапазон исследуемых погребений вписывается в рамки от 6 до 8 тыс. л.н. (Мамонова Н.Н., Сулержицкий Л.Д., 1989; Мамонова Н.Н., Сулер-жицкий Л.Д., 2008; Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д., Конев В.П., 2008; Ветров В.М., 2008; Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д., 2009).
22. Мамонова Н.Н., Сулержицкий Л.Д. Радиоуглеродная хронология голоценовых погребений Прибайкалья и Забайкалья по остеологическому материалу из могильников//Человек, адаптация, культура. М., 2008. С. 127-138.
Контекст: ...Хронологический диапазон исследуемых погребений вписывается в рамки от 6 до 8 тыс. л.н. (Мамонова Н.Н., Сулержицкий Л.Д., 1989; Мамонова Н.Н., Сулер-жицкий Л.Д., 2008; Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д., Конев В.П., 2008; Ветров В.М., 2008; Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д., 2009).
23. Манжигеев И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистиче-ские термины. М., 1978. 125 с.
Контекст: ...Бэен (от бэе «тело») - древнебурятское архаическое название души, неотделимой от тела, умирающей вместе с ним, в отличие от хани (спутницы тела) - души, не умирающей вместе с телом, а продолжающей самостоятельное существование на земле (Манжигеев И.А., 1978, с. 35).
24. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления структур (2-е изд., испр. и доп.). М., 2004. 304 с.
Контекст: ...Сибири до самого недавнего времени, в виде надстраивающихся друг над другом уровней в зависимости от масштаба моделируемых при их помощи связей (как между социальными подразделениями внутри коллектива, так и между этими сегментами и природой в ее членениях) (Новик Е.С., 2004, с. 214).
25. Павлинская Л. Р. Кочевники голубых озер (судьба традиционной культуры Восточных Саян в контексте взаимодействия с современностью). СПб., 2002. 263 с.
26. Пежемский Д.В., Рыкушина Г.В. Человек из Нижней Джилинды-I (предварительное сообщение)//Вестник антропологии. М., 1998. №4. С. 115-135.
Контекст: ...Анализируя полученные результаты, исследователи выдвинули предположение о том, что похороненный подвергся ритуальному или бытовому каннибализму (Пежемский Д.В., Рыкушина Г.В., 1998, с. 129).
27. Пилсудский Б.О. На медвежьем празднике айнов о-ва Сахалина//Живая старина. Пг., 1914. Вып. 1-2. С. 67-162.
Контекст: ...В еще более наглядной форме элементы семейно-родовой обрядности прослеживаются в медвежьем празднике так называемого айнского типа, когда обряд совершают над медведем, выращенным в клетке (Пилсудский Б.О., 1914; Васильев Б.А., 1948; и др.).
28. Соколова З.П. Культ животных в религиях. М., 1972. 216 с.
Контекст: ...По этнографическим данным, культ медведя был широко распространен у народов Сибири и Дальнего Востока: хантов, манси, ненцев, кетов, эвенков, коряков, чукчей, камчадалов, айнов, орочей, ороков, нивхов, нанайцев, удэгейцев, ульчей (Соколова З.П., 1972, с. 67).
29. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985. 298 с.
Контекст: ...Большинство исследователей считают, что культ медведя является чрезвычайно древним, уходящим своими корнями в верхнепалеолитическое время (Васильев Б.А., 1948, с. 79; Столяр А.Д., 1985, с. 190; Табарев А.В., 2000, с. 14), «дошаманским» (Васильев Б.А., 1948, с. 79; Туров М.Г., 2002, с. 132) и составлявшим некогда основу мировоззренческой системы древнего населения (Кулемзин В.М., 2000, с. 77).
30. Табарев А.В. О ранних свидетельствах существования культа медведя в Евразии и Северной Америке//Народы Сибири: история и культура. Медведь в древних и современных культурах Сибири. Новосибирск, 2000. С. 10-14.
Контекст: ...Большинство исследователей считают, что культ медведя является чрезвычайно древним, уходящим своими корнями в верхнепалеолитическое время (Васильев Б.А., 1948, с. 79; Столяр А.Д., 1985, с. 190; Табарев А.В., 2000, с. 14), «дошаманским» (Васильев Б.А., 1948, с. 79; Туров М.Г., 2002, с. 132) и составлявшим некогда основу мировоззренческой системы древнего населения (Кулемзин В.М., 2000, с. 77).
31. Таксами Ч. М. Система культов у нивхов//Памятники культуры народов Сибири и Севера. Л., 1977. С. 90-116.
Контекст: ...Так, в нивхском медвежьем празднике Ч.М. Таксами (1977, с. 106-107) видит приуроченный к Новому году сезонный обряд кормления хозяина земли, леса и гор, который «имел целью обеспечить удачные промыслы в лесу, хороший урожай съедобных трав, ягод и орехов, а также благополучие людей в течение года.
32. Токарев С.А. Душа//Мифы народов мира: энциклопедия. М.,1987. Т. 1. С. 414-415.
Контекст: ...Исследователи связывают эти представления с архаической идеей определенного единства души и тела, когда они не противопоставлялись друг другу и понятие души отражало отдельные функции тела (кровь, кости, различные части и органы тела) (Токарев С.А., 1987, с. 414).
33. Туров М.Г. К вопросу о религиозных воззрениях эвенков Анга-ро-Чунского водораздела//Древняя история народов юга Восточной Сибири. Иркутск, 1978. Вып. 4. С. 167-176.
Контекст: ...Например, у эвенков «коготь медведя» (или какой-то знаменитый палец) служил гарантией того, что «зверь не нападет» (Туров М.Г., 1978, с. 169).
34. Туров М.Г. Культ медведя в фольклоре и обрядовой практике эвенков//Народы Сибири: история и культура. Медведь в древних и современных культурах Сибири. Новосибирск, 2000. С. 48-59.
Контекст: ...По мнению М.Г. Турова (2000, с. 55), культ медведя в целом моделирует ситуации с «умирающим и воскресающим» зверем, соответствующие контексту иных, нежели промысловые, обрядовых действий.
35. Туров М.Г. Эвенкийский обряд «проводов медведя» как форма организации пространства//Археология, этнография и антропология Евразии. 2002. №3 (11). С. 132-140.
Контекст: ...Большинство исследователей считают, что культ медведя является чрезвычайно древним, уходящим своими корнями в верхнепалеолитическое время (Васильев Б.А., 1948, с. 79; Столяр А.Д., 1985, с. 190; Табарев А.В., 2000, с. 14), «дошаманским» (Васильев Б.А., 1948, с. 79; Туров М.Г., 2002, с. 132) и составлявшим некогда основу мировоззренческой системы древнего населения (Кулемзин В.М., 2000, с. 77).
36. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: пер. с англ. 2-е изд. М., 1986. 703 с.
Контекст: ...Заманчиво было бы предположить, что его специально вырастили, но этнографические данные свидетельствуют, что обычно медведя выкармливали около двух-трех лет, пока медвежонок не становился упитанным большим зверем, как, скажем, это описано у айнов (Фрэзер Д.Д., 1986, с. 474) или у гиляков (Штернберг Л.Я., 1936, с. 42).
37. Штернберг Л.Я. Семья и род у орочей Татарского пролива//Семья и род у народов северо-востока Азии. Л., 1933. 584 с.
Контекст: ...Особая роль представителей рода зятей в обрядах медвежьего праздника объясняется исследователями существованием в прошлом у тунгусо-маньчжурских народов двустороннего кузенного брака (Штернберг Л.Я., 1933; Анисимов А.Ф., 1936, с. 21).
38. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии: исследования, статьи, лекции. Л., 1936. 188 с.
Контекст: ...Судя по всему, с этим связана приуроченность медвежьего праздника к поминкам по умершим родственникам, отмечаемая исследователями (Штернберг Л.Я., 1936, с. 37, 49).
39. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.; СПб., 1999. 356 с.
Контекст: ...Животные и люди возрождаются, начиная с кости (Элиаде М., 1999, с. 237).
Контекст: ...У эвенков строжайше предписывалось соблюдать нимат - обычай, согласно которому убитого медведя следовало подарить кому-нибудь из членов рода зятя, т.е. рода, откуда охотники, убившие медведя, брали жен (Анисимов А.Ф., 1958, с. 109).
2. Анисимов А.Ф. Родовое общество эвенков (тунгусов). Л., 1936. 195 с.
Контекст: ...Особая роль представителей рода зятей в обрядах медвежьего праздника объясняется исследователями существованием в прошлом у тунгусо-маньчжурских народов двустороннего кузенного брака (Штернберг Л.Я., 1933; Анисимов А.Ф., 1936, с. 21).
3. Антипина Е.Е., Моралес А. Археозоологический подход к изучению устройства общества: кости животных из двух поселений горняков и металлургов восточной и западной окраин Европы//Археология, этнография и антропология Евразии. 2006. №3 (27). С. 67-81.
Контекст: ...Из диких видов животных могут быть включены в ритуальную практику, как правило, самые опасные (Антипина Е.Е., Моралес А., 2006, с. 72).
4. Бутанаев В.Я. Медведь по воззрениям хакасов//Народы Сибири: история и культура. Медведь в древних и современных культурах Сибири. Новосибирск, 2000. С. 65-67.
Контекст: ...Медвежий праздник возник под влиянием представлений о кровной связи людей с медведем и их общих предках (Бутанаев В.Я., 2000, с. 67).
5. Васильев Б.А. Медвежий праздник//Советская этнография. 1948. №4. С. 78-104.
Контекст: ...Большинство исследователей считают, что культ медведя является чрезвычайно древним, уходящим своими корнями в верхнепалеолитическое время (Васильев Б.А., 1948, с. 79; Столяр А.Д., 1985, с. 190; Табарев А.В., 2000, с. 14), «дошаманским» (Васильев Б.А., 1948, с. 79; Туров М.Г., 2002, с. 132) и составлявшим некогда основу мировоззренческой системы древнего населения (Кулемзин В.М., 2000, с. 77).
6. Ветров В.М. Ритуальный комплекс в устье р. Каренга (долина р. Витим) и некоторые проблемы неолита Восточной Сибири//Известия лаборатории древних технологий. Иркутск, 2008. Вып. 6. С. 23-43.
Контекст: ...Хронологический диапазон исследуемых погребений вписывается в рамки от 6 до 8 тыс. л.н. (Мамонова Н.Н., Сулержицкий Л.Д., 1989; Мамонова Н.Н., Сулер-жицкий Л.Д., 2008; Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д., Конев В.П., 2008; Ветров В.М., 2008; Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д., 2009).
7. Ветров В.М., Задонин О.В., Инешин Е.М. Многослойное местонахождение Нижняя Джилинда (Сивакон)-1 в Бамбуйской котловине//
8. Культуры и памятники эпохи камня и раннего металла Забайкалья. Новосибирск, 1993. С. 98-113.
9. Галданова Г.Р. Семантика архаичных элементов свадьбы у тюр-ко-монголов//Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск, 1992. С. 71-89.
Контекст: ...Отрезать волосы у кого-либо значило «обессилить, лишить магической его силы», заложенной в волосах (Галданова Г.Р., 1992, с. 84).
10. Герасимов М.М., Черных Е.Н. Раскопки Фофоновского могильника в 1959 г.//Первобытная археология Сибири. Л., 1975. С. 23-48.
Контекст: ...К детскому погребению №1/1959 г. относятся плечевая, лучевая и локтевая кости взрослого человека (Герасимов М.М., Черных Е.Н., 1975, с. 26).
11. Герасимова К. М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. Новосибирск, 1989. 320 с.
Контекст: ...При этом отметим, что понятие «жизненная сила» соотносимо с понятием «душа». «В науке нет другого, более универсального и емкого термина, обозначающего основную гносеологическую специфику данного анимистического понятия...» (Герасимова К.М., 1989, с. 66-67), а «замена понятия «душа» иными (жизненная сила, жизненно важная функция организма, жизненные функциональные связи человека) - это скорее только описание сущности того, что подразумевается под термином «душа».
12. Жамбалтарова Е.Д., Клементьев А.М. Ранненеолитический объект с черепом медведя в структуре Фофоновского могильника//Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. Т. 10, вып. 5: Археология и этнография. 2011. С. 162-167.
Контекст: ...В этой связи отметим, что зафиксированный в ритуальном объекте Фофоновского могильника череп принадлежал годовалому медведю (пестуну), со сформировавшейся зубной системой и с еще не заросшими черепными швами (Жамбалтарова Е.Д., Клементьев А.М., 2011, с. 164).
13. Ивашина Л. Г. Неолит и энеолит лесостепной зоны Бурятии. Новосибирск, 1979. 155 с.
Контекст: ...В погребении №20 могильника Бухусан находились остатки человеческих скелетов (два фрагмента черепа, часть челюсти, несколько позвонков, ребер, фаланги пальцев, обломки костей ног) (Ивашина Л.Г., 1979, с. 94).
14. Кириллов И.И., Верхотуров О.Г. Новые неолитические могильники из Восточного Забайкалья и их значение в определении этнокультурных связей местных племен//Древнее Забайкалье и его культурные связи. Новосибирск, 1985. С. 7-21.
Контекст: ...В описании молодовских погребений №4, 7 указывается, что сохранились отдельные фрагменты костей (Кириллов И.И., Верхотуров О.Г., 1985, с. 15).
15. Константинов М.В., Константинов А.В., Васильев С.Г., Екимова Л.В., Разгильдеева И.И. Под покровительством Большого Шамана: археологическое путешествие по Забайкалью. Чита, 2003. 53 с.
Контекст: ...Погребение №2 поселения Усть-Менза-3, в котором находились останки человека (лицевая часть черепа, верхняя и нижняя челюсти, две бедренные кости, сломанная на две части берцовая кость, ключица), по мнению авторов, носит вторичный характер (Константинов М.В. и др., 2003, с. 34).
16. Косинцев П. А. Человек и медведь в голоцене Северной Евразии (по археозоологическим данным)//Народы Сибири: история и культура. Медведь в древних и современных культурах Сибири. Новосибирск, 2000. С. 4-9.
Контекст: ...При изучении характера взаимодействий между человеком и медведем на территории Северной Евразии в эпоху голоцена П.А. Косинцев (2000, с. 4) приходит к выводу, что медведи не имели существенного промыслового значения, а играли важную роль в системе мифологических представлений.
17. Кулемзин В.М. Культ медведя и шаманизм у обских угров//Народы Сибири: история и культура. Медведь в древних и современных культурах Сибири. Новосибирск, 2000. С. 72-77.
Контекст: ...Б.А., 1948, с. 79; Столяр А.Д., 1985, с. 190; Табарев А.В., 2000, с. 14), «дошаманским» (Васильев Б.А., 1948, с. 79; Туров М.Г., 2002, с. 132) и составлявшим некогда основу мировоззренческой системы древнего населения (Кулемзин В.М., 2000, с. 77).
18. Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д. Характерные признаки погребального обряда раннего неолита Западного Забайкалья//Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. Т. 8, вып. 3: Археология и этнография. 2009. С. 89-97.
Контекст: ...Хронологический диапазон исследуемых погребений вписывается в рамки от 6 до 8 тыс. л.н. (Мамонова Н.Н., Сулержицкий Л.Д., 1989; Мамонова Н.Н., Сулер-жицкий Л.Д., 2008; Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д., Конев В.П., 2008; Ветров В.М., 2008; Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д., 2009).
19. Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д., Конев В.П. Погребальные комплексы неолита -раннего бронзового века Забайкалья (формирование архетипов первобытной культуры). Новосибирск, 2008. 248 с.
20. Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек и общество. Новосибирск, 1989. 243 с.
21. Мамонова Н.Н., Сулержицкий Л. Д. Опыт датирования по 14С погребений Прибайкалья эпохи голоцена//Советская археология. 1989. №1. С. 19-33.
Контекст: ...Хронологический диапазон исследуемых погребений вписывается в рамки от 6 до 8 тыс. л.н. (Мамонова Н.Н., Сулержицкий Л.Д., 1989; Мамонова Н.Н., Сулер-жицкий Л.Д., 2008; Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д., Конев В.П., 2008; Ветров В.М., 2008; Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д., 2009).
22. Мамонова Н.Н., Сулержицкий Л.Д. Радиоуглеродная хронология голоценовых погребений Прибайкалья и Забайкалья по остеологическому материалу из могильников//Человек, адаптация, культура. М., 2008. С. 127-138.
Контекст: ...Хронологический диапазон исследуемых погребений вписывается в рамки от 6 до 8 тыс. л.н. (Мамонова Н.Н., Сулержицкий Л.Д., 1989; Мамонова Н.Н., Сулер-жицкий Л.Д., 2008; Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д., Конев В.П., 2008; Ветров В.М., 2008; Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д., 2009).
23. Манжигеев И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистиче-ские термины. М., 1978. 125 с.
Контекст: ...Бэен (от бэе «тело») - древнебурятское архаическое название души, неотделимой от тела, умирающей вместе с ним, в отличие от хани (спутницы тела) - души, не умирающей вместе с телом, а продолжающей самостоятельное существование на земле (Манжигеев И.А., 1978, с. 35).
24. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления структур (2-е изд., испр. и доп.). М., 2004. 304 с.
Контекст: ...Сибири до самого недавнего времени, в виде надстраивающихся друг над другом уровней в зависимости от масштаба моделируемых при их помощи связей (как между социальными подразделениями внутри коллектива, так и между этими сегментами и природой в ее членениях) (Новик Е.С., 2004, с. 214).
25. Павлинская Л. Р. Кочевники голубых озер (судьба традиционной культуры Восточных Саян в контексте взаимодействия с современностью). СПб., 2002. 263 с.
26. Пежемский Д.В., Рыкушина Г.В. Человек из Нижней Джилинды-I (предварительное сообщение)//Вестник антропологии. М., 1998. №4. С. 115-135.
Контекст: ...Анализируя полученные результаты, исследователи выдвинули предположение о том, что похороненный подвергся ритуальному или бытовому каннибализму (Пежемский Д.В., Рыкушина Г.В., 1998, с. 129).
27. Пилсудский Б.О. На медвежьем празднике айнов о-ва Сахалина//Живая старина. Пг., 1914. Вып. 1-2. С. 67-162.
Контекст: ...В еще более наглядной форме элементы семейно-родовой обрядности прослеживаются в медвежьем празднике так называемого айнского типа, когда обряд совершают над медведем, выращенным в клетке (Пилсудский Б.О., 1914; Васильев Б.А., 1948; и др.).
28. Соколова З.П. Культ животных в религиях. М., 1972. 216 с.
Контекст: ...По этнографическим данным, культ медведя был широко распространен у народов Сибири и Дальнего Востока: хантов, манси, ненцев, кетов, эвенков, коряков, чукчей, камчадалов, айнов, орочей, ороков, нивхов, нанайцев, удэгейцев, ульчей (Соколова З.П., 1972, с. 67).
29. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985. 298 с.
Контекст: ...Большинство исследователей считают, что культ медведя является чрезвычайно древним, уходящим своими корнями в верхнепалеолитическое время (Васильев Б.А., 1948, с. 79; Столяр А.Д., 1985, с. 190; Табарев А.В., 2000, с. 14), «дошаманским» (Васильев Б.А., 1948, с. 79; Туров М.Г., 2002, с. 132) и составлявшим некогда основу мировоззренческой системы древнего населения (Кулемзин В.М., 2000, с. 77).
30. Табарев А.В. О ранних свидетельствах существования культа медведя в Евразии и Северной Америке//Народы Сибири: история и культура. Медведь в древних и современных культурах Сибири. Новосибирск, 2000. С. 10-14.
Контекст: ...Большинство исследователей считают, что культ медведя является чрезвычайно древним, уходящим своими корнями в верхнепалеолитическое время (Васильев Б.А., 1948, с. 79; Столяр А.Д., 1985, с. 190; Табарев А.В., 2000, с. 14), «дошаманским» (Васильев Б.А., 1948, с. 79; Туров М.Г., 2002, с. 132) и составлявшим некогда основу мировоззренческой системы древнего населения (Кулемзин В.М., 2000, с. 77).
31. Таксами Ч. М. Система культов у нивхов//Памятники культуры народов Сибири и Севера. Л., 1977. С. 90-116.
Контекст: ...Так, в нивхском медвежьем празднике Ч.М. Таксами (1977, с. 106-107) видит приуроченный к Новому году сезонный обряд кормления хозяина земли, леса и гор, который «имел целью обеспечить удачные промыслы в лесу, хороший урожай съедобных трав, ягод и орехов, а также благополучие людей в течение года.
32. Токарев С.А. Душа//Мифы народов мира: энциклопедия. М.,1987. Т. 1. С. 414-415.
Контекст: ...Исследователи связывают эти представления с архаической идеей определенного единства души и тела, когда они не противопоставлялись друг другу и понятие души отражало отдельные функции тела (кровь, кости, различные части и органы тела) (Токарев С.А., 1987, с. 414).
33. Туров М.Г. К вопросу о религиозных воззрениях эвенков Анга-ро-Чунского водораздела//Древняя история народов юга Восточной Сибири. Иркутск, 1978. Вып. 4. С. 167-176.
Контекст: ...Например, у эвенков «коготь медведя» (или какой-то знаменитый палец) служил гарантией того, что «зверь не нападет» (Туров М.Г., 1978, с. 169).
34. Туров М.Г. Культ медведя в фольклоре и обрядовой практике эвенков//Народы Сибири: история и культура. Медведь в древних и современных культурах Сибири. Новосибирск, 2000. С. 48-59.
Контекст: ...По мнению М.Г. Турова (2000, с. 55), культ медведя в целом моделирует ситуации с «умирающим и воскресающим» зверем, соответствующие контексту иных, нежели промысловые, обрядовых действий.
35. Туров М.Г. Эвенкийский обряд «проводов медведя» как форма организации пространства//Археология, этнография и антропология Евразии. 2002. №3 (11). С. 132-140.
Контекст: ...Большинство исследователей считают, что культ медведя является чрезвычайно древним, уходящим своими корнями в верхнепалеолитическое время (Васильев Б.А., 1948, с. 79; Столяр А.Д., 1985, с. 190; Табарев А.В., 2000, с. 14), «дошаманским» (Васильев Б.А., 1948, с. 79; Туров М.Г., 2002, с. 132) и составлявшим некогда основу мировоззренческой системы древнего населения (Кулемзин В.М., 2000, с. 77).
36. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: пер. с англ. 2-е изд. М., 1986. 703 с.
Контекст: ...Заманчиво было бы предположить, что его специально вырастили, но этнографические данные свидетельствуют, что обычно медведя выкармливали около двух-трех лет, пока медвежонок не становился упитанным большим зверем, как, скажем, это описано у айнов (Фрэзер Д.Д., 1986, с. 474) или у гиляков (Штернберг Л.Я., 1936, с. 42).
37. Штернберг Л.Я. Семья и род у орочей Татарского пролива//Семья и род у народов северо-востока Азии. Л., 1933. 584 с.
Контекст: ...Особая роль представителей рода зятей в обрядах медвежьего праздника объясняется исследователями существованием в прошлом у тунгусо-маньчжурских народов двустороннего кузенного брака (Штернберг Л.Я., 1933; Анисимов А.Ф., 1936, с. 21).
38. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии: исследования, статьи, лекции. Л., 1936. 188 с.
Контекст: ...Судя по всему, с этим связана приуроченность медвежьего праздника к поминкам по умершим родственникам, отмечаемая исследователями (Штернберг Л.Я., 1936, с. 37, 49).
39. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.; СПб., 1999. 356 с.
Контекст: ...Животные и люди возрождаются, начиная с кости (Элиаде М., 1999, с. 237).