К проблеме семантики горита и стрел в представлениях ираноязычных номадов Евразии
Основное содержание статьи
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Вертиенко, А. (1). К проблеме семантики горита и стрел в представлениях ираноязычных номадов Евразии. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 4(4), 8-23. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2341
Выпуск
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯИ ОБРЯДЫ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХНАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИИ СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Литература
1. Акулов А.Г. Система гадания «И Цзин» и ее возможные параллели в степных культурах//Археолопя. 1996. №1.
Контекст: ...К числу наиболее ранних артефактов, которые могут быть связаны с «игральными (гадательными) костями» степной полосы Северного Причерноморья, можно отнести «кости» в погребениях катакомбной культуры эпохи бронзы (Санжаров С.Н., 1988, с. 140-158; Акулов А.Г., 1996, с. 118-127; Уиттакер Х., 2006, с. 188).
2. Алексеев А.Ю., Мурзин В.Ю., Ролле Р. Чертомлык. (Скифский царский курган IV в. до н.э.). Киев, 1991.
Контекст: ...Гипотетически можно предположить, что подвешенными к стене могли быть также один из горитов в Чертомлыке (северо-западный угол камеры №5) (Алексеев А.Ю., Мурзин В.Ю., Ролле Р., 1991, с. 107), и два колчана из дромоса Толстой Могилы (Мачинский Д.А., 1978, с. 146-148).
3. Андреев В. Г., Саенко В.Н. О семантике стрел в скифском погребальном обряде//Древности степного Причерноморья и Крыма. Запорожье, 1992. Вып. 3.
Контекст: ...В.Г. Андреев и В.Н. Саенко (1992, с. 158-160) отметили семантическую роль стрел в скифских заупокойных представлениях как медиатора между мирами*.
4. Артамонов М.И. Сокровища саков. Аму-Дарьинский клад, алтайские курганы, минусинские бронзы, сибирское золото. М., 1973.
Контекст: ...Филарха могут принадлежать и изображения подвешенных горитов, представленные на различных изобразительных памятниках: пекторале из Толстой Могилы (середина IV в. до н.э.) (рис. 3), парных бляхах-застежках из Сибирской коллекции Петра I (III в. до н.э.) (рис. 4) (Артамонов М.И., 1973, с. 140-141, илл. 189-190), рельефе из Трехбратнего кургана (вторая половина IV в. до н.э.) (рис. 5) (Бессонова С.С., Кирилин Д.С., 1977, с. 174-176) и росписи боспорского «склепа Анфестерия» (I в. н.э.) (рис. 6)*.
5. Балонов Ф.Р. Пектораль из Толстой Могилы как модель мифо-поэтического пространства-времени//Элитные курганы степей Евразии в скифо-сарматскую эпоху. СПб., 1994.
6. Безсонова С.С. Образ собако-птаха у мистещта Швшчного При-чорномор'я сшфсько! епохи//Археолопя. 1977. №23.
Контекст: ...Это навершия из Краснокутского кургана, ажурные пластины из Большой Близницы и Александропольского кургана (Безсонова С.С., 1977, с. 17), окончания браслетов из Карагодеуашха, роспись дна килика из Чмыревой Могилы (Мозолевский Б.Н., Полин С.В., 2005, с. 351).
7. Бессонова С.С. «Мужское» и «женское» в сакральной сфере скифов//Духовная культура древних обществ на территории Украины. Киев, 1991.
Контекст: ...Упомянутый обычай массагетов, на наш взгляд, может объясняться «хтоничностью» женщины в архаическом сознании (Бессонова С.С., 1991, с. 95), т.е. «общение» с ней могло представляться эквивалентом «смерти» и требовало соответствующих магическо-обрядовых действий, направленных на ее преодоление.
8. Бессонова С.С. О культе оружия у скифов//Вооружение скифов и сарматов. Киев, 1984.
Контекст: ...м сохранился реликт семантики мирового древа?) зафиксирован у кочевников Казахстана XVIII в., что должно было символизировать храбрость усопшего (Снесарев Г.П., 1969, с. 113; Ольховский В.С., 1978, с. 97; Бессонова С. С., 1984, с. 11).
9. Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983.
10. Бессонова С.С., Кирилин Д.С. Надгробный рельеф из Трехбрат-него кургана//Скифы и сарматы. Киев, 1977.
Контекст: ...IV в. до н.э.) (рис. 3), парных бляхах-застежках из Сибирской коллекции Петра I (III в. до н.э.) (рис. 4) (Артамонов М.И., 1973, с. 140-141, илл. 189-190), рельефе из Трехбратнего кургана (вторая половина IV в. до н.э.) (рис. 5) (Бессонова С.С., Кирилин Д.С., 1977, с. 174-176) и росписи боспорского «склепа Анфестерия» (I в. н.э.) (рис. 6)*.
11. Бунятян Е. П. Рядовое население степной Скифии IV-III вв. до н. э. (опыт применения формализованно-статистического анализа социальной структуры по данным могильников): автореф. дис.... канд. ист. наук. Киев, 1981.
Контекст: ...Стрелы являются обязательным элементом инвентаря погребений рядовых общинников, в том числе встречаются в половине женских (Бунятян Е. П., 1981, с. 19-20).
12. Граков Б.Н. Скифский Геракл//КСИИМК. 1950. Вып. XXXIV.
Контекст: ...Водо-славовка (Кантарович А.Р., 1998, с. 81, прим. 2) представлена сцена борьбы героя с грифоном, который напал на небольшое животное (Граков Б.Н, 1950, с. 13, 15, рис. 2).
13. Запорожченко А.В., Черемисин Д.В. Аримаспы и грифы: изобразительная традиция и индоевропейские параллели//ВДИ. 1997. №1.
Контекст: ...Сцены противостояния человека с грифоном обычно относят к мифологическому циклу грифо-номахии, принадлежащему к инобытийной сфере (Черемисин Д. В., 1987, с. 16-18; Запорожченко А.В., Черемисин Д.В., 1997, с. 83-90).
14. Золото степу. Археолопя Украши. Киев, 1991.
Контекст: ...Архангельская Слобода Херсонской обл. (Золото степу, 1991, с. 362, 305).
15. Йеттмар К. Религии Гиндукуша: пер. с нем. М., 1986.
Контекст: ...Отметим, что в представлениях ираноязычных кафиров Гиндукуша, семь демонов смерти Панеу прерывают жизнь людей именно выстрелами из луков (Йеттмар К., 1986, с. 98-104).
16. Кантарович А.Р. ИзобРАжения на скифских навершиях из кургана Слоновская Близница (стилистика и семантика)//РА. 1998. №4.
Контекст: ...Водо-славовка (Кантарович А.Р., 1998, с. 81, прим. 2) представлена сцена борьбы героя с грифоном, который напал на небольшое животное (Граков Б.Н, 1950, с. 13, 15, рис. 2).
17. Кантарович А.Р., Эрлих В.Р. Антропоморфные изображения в меото-скифской торевтике//Stratum plus. Культурная антропология и археология. №3. 2005-2009: Скифские интерпретации. СПб.; Кишинев; Одесса; Бухарест, 2009.
Контекст: ...Еще один подобный случай представлен пластическим образом конского наносника из кургана №1 некрополя II Тенгинского городища IV в. до н.э. (Кантарович А.Р., Эрлих В.Р., 2009, с. 285, рис*. 8).
18. Кармышева Б.Х. Архаическая символика в погребально-поминальной обрядности узбеков Ферганы//Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. М., 1986.
Контекст: ...Можно привести и возможную этнографическую параллель - узбеки Ферганы селения Авваль при ритуале тахлиль (чтении молитв (символа веры) над телом умершего) используют мелкие камешки (замена четок), взятые в реке, которые потом кладут в могилу (Кармышева Б.Х., 1986, с. 141-142). * Первоначально эта игра моделировала ритуал и социальное устройство вратриев, кочевых восточных племен, которые имели особые обычаи (Пандей Р.Б., 1990, с. 120).
19. Кузьмина Е.Е. Мифология и искусство скифов и бактрийцев: (культурологические очерки). М., 2002.
Контекст: ...Известно и изображение трехглавого змея (грифона?) на бронзовом навершии псалия из Елизаветинского кургана (Кузьмина Е.Е., 2002, с. 131; табл.
20. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе//ВДИ. 1948. №1-2.
Контекст: ...Cent., VI, 13) (Латышев В.В., 1948 (№2), с. 210 (296))*.
21. Литвинский Б. А. Древние кочевники «Крыши мира». М., 1972.
Контекст: ...С культом мертвых лук и стрелы были связаны также и в Древней Индии (Литвинский Б. А., 1972, с. 138-139).
22. Мачинский Д. А. Пектораль из Толстой Могилы и великие женские божества Скифии//Культура Востока. Древность и раннее средневековье. Л., 1978.
Контекст: ...Гипотетически можно предположить, что подвешенными к стене могли быть также один из горитов в Чертомлыке (северо-западный угол камеры №5) (Алексеев А.Ю., Мурзин В.Ю., Ролле Р., 1991, с. 107), и два колчана из дромоса Толстой Могилы (Мачинский Д.А., 1978, с. 146-148).
23. Маразов И. Хиерограммията от Летница//Археология. 1976. год. 18, кн. 4.
Контекст: ...Трехглавый змей представлен также на фракийской серебряной аппликации IV в. до н.э. из клада в Летнице (Маразов И., 1976, с. 7, обр. 3).
24. Манцевич А. П. Курган Солоха. Публикация одной коллекции. Л., 1987.
Контекст: ...Семантически близким к данной сцене является изображение хищника на втором выступе золотых ножен меча из Солохи, где зверь показан держащим в зубах руку человека (Манцевич А.П., 1987, с. 70-71 (Кат. 49); Полидович Ю.Б., 2009, с. 315, 319, рис. 2.-6-6а)*.
25. Мейтарчиян М.Б. Погребальные обряды зороастрийцев. М.; СПб., 2001.
Контекст: ...При поминальном ритуале иранских зороастрийцев нового времени (Yast-e daur-e daxma - «действо поклонения на дахме») также присутствует манипуляция с тщательно омытыми мелкими камешками, где они олицетворяют души умерших (Мейтарчиян М. Б., 2001, с. 124-126).
26. Миллер Вс.Ф. Осетинские этюды//Ученые записки Имп. Московского университета: Отдел ист.-филол. М., 1882. Ч. II, вып. 2.
Контекст: ...В осетинских представлениях лук и стрелы также выступают оружием обитателей загробного мира, с помощью которого они противостоят душам живых, «вторгшимся» в их владения во время новогоднего обряда куырысдзау, причем раны от этих стрел приводят к болезни или смерти (Миллер Вс.Ф., 1882, с. 271-272; Чибиров 2008, с. 379).
27. Мозолевский Б.Н., Полин С.В. Курганы скифского Герроса IV в. до н. э. (Бабина, Водяна и Соболева могилы). Киев, 2005.
Контекст: ...Это навершия из Краснокутского кургана, ажурные пластины из Большой Близницы и Александропольского кургана (Безсонова С.С., 1977, с. 17), окончания браслетов из Карагодеуашха, роспись дна килика из Чмыревой Могилы (Мозолевский Б.Н., Полин С.В., 2005, с. 351).
28. Мозолевський Б.М. Синтез скифо-антично! думки. До штерпре-таци пекторал з Товсто! Могили//Всесвгт. 1978. №2.
Контекст: ...Могилы. вый сюжет известен на декоре горитов на центральной сцене верхнего регистра пекторали из Толстой Могилы (Черненко Е.В., 1981, с. 83, рис. 61), которые содержат микроскопические изображения борьбы человека с чудовищем (Безсонова С.С., 1977, с. 18, 23, прим. 47; Мозолевський Б.М., 1978, с. 193): «Зверь стоит с выгнутой спиной слева.
29. Мозолевський Б.М. Товста Могила. Киев, 1979.
Контекст: ...Правая нога мужчины переходит в длинный волнистый хвост» (Мозолевський Б. М., 1979, с. 86).
30. Нарты. Осетинский героический эпос. М., 1989. Кн. 2.
Контекст: ...В нартовском эпосе булатная стрела Батраза выступает средством «общения» с Верхним миром (Нарты, 1989, с. 262).
31. Ольховский В.С. Погребально-поминальная обрядность населения степной Скифии (VII-III вв. до н.э.). М., 1991.
Контекст: ...Обычно таких камешков было 1-3, реже 5; клали их возле разных частей тела (головы, груди, рук), в двух случаях камешки были сжаты в правой ладони (Ольховский В.С., 1991, с. 114-115) .
32. Ольховский В. С. Раннескифские погребальные сооружения по Геродоту и археологическим данным//СА. 1978. №4.
Контекст: ...Укажем, что обычай подвешивать колчан со стрелами на вонзенное в пол погребения копье (возможно, в этом сохранился реликт семантики мирового древа?) зафиксирован у кочевников Казахстана XVIII в., что должно было символизировать храбрость усопшего (Снесарев Г.П., 1969, с. 113; Ольховский В.С., 1978, с. 97; Бессонова С. С., 1984, с. 11).
33. Онайко Н. А. Антропоморфные изображения в меото-скифской торевтике//Художественная культура и археология античного мира: сборник памяти Б.В. Фармаковского. М., 1976.
Контекст: ...Н.А. Онайко (1976, с. 168-169, 171, рис. 5, б-в) обратила внимание, что композиция наверший из Слоновской Близницы имеет две аналогии: это золотая бляха из Дуровского кургана и глиняный медальон из Феодосии (Эрмитаж), на которых представлены фигуры всадника и оленя.
34. Онайко Н. А. Аполлон Гиперборейский//История и культура античного мира. М., 1977.
Контекст: ...По мнению исследовательницы, на медальонах и навершиях представлен не Геракл-Таргитай, а Аполлон-Гойтосир или Аполлон Гиперборейский (Онайко Н.А., 1976, с. 169; 1977, с. 153-160).
35. Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи): пер. с англ. М., 1990.
Контекст: ...Грихьясутры, которые ее упоминают, изображают почти идентичную процедуру ритуального действа: прежде чем создать насыпь, посередине делают углубление, куда бросаются мелкие камешки (Пандей Р.Б., 1990, с. 209-210).
36. Полидович Ю.Б. Женская и мужская сфера культуры в скифском изобразительном искусстве (сцены с участием хищников и антропоморфных персонажей)//Эпоха раннего железа: сб. науч. тр. к 60-летию С. А. Скорого. Киев; Полтава, 2009.
Контекст: ...В нескольких недавно опубликованных статьях было уделено особое внимание образу борьбы человека и хищника на изделиях скифской торевтики (Полидович Ю.Б., 2009, с. 314-323; Кантаро-вич А.Р., Эрлих В.Р., 2009, с. 277-296).
37. Потапов Л.П. Лук и стрела в шаманстве у алтайцев//СЭ. 1934. №3.
Контекст: ...Обычай класть лук на могилу известен также у алтайских племен (в частности, шорцев), которые считали лук и стрелы наделенными особой магической силой, инструментом и атрибутом шаманов (Потапов Л.П., 1934, с. 70-76).
38. Раевский Д.С. Куль-обские лучники//СА. 1981. №3.
Контекст: ...Д. С. Раевский (1981, с. 46-50) подчеркивал значение стрелы как эквивалента мировой оси, размещенного в центре мироздания, соединяющего три космические сферы по вертикали.
39. Раевский Д. С. Мир скифской культуры/предисл. В.Я. Петрухи-на, М.Н. Погребовой. М., 2006.
Контекст: ...В мифорелигиозных представлениях все эти существа связаны с хтоническим миром, - сферой смерти и смертоносного начала (Раевский Д.С., 2006, с. 447).
40. Раевский Д. С. О семантике одного из образов скифского искусства//Новое в археологии: сб. ст., посвящ. 70-летию А.В. Арциховского. М., 1972.
41. Ригведа. Мандалы IX-X: пер., комм., статьи Т.Я. Елизаренковой. М., 1999.
Контекст: ...Манипуляция с камешками может иметь отношения и к архаическому варианту игры в кости (орехи) в Древней Индии по данным Ригведы (РВ, X, 34)*, в начале которой для костей выкапывалось небольшое углубление в грунте (РВ, X, 34 (156); Ригведа, 1999, прим. 441-442).
42. Рыбакова А. А. О семантике астрагалов в греческом погребальном обряде (по материалам некрополей городов Северного Причерноморья)//Боспорский феномен: сакральный смысл региона, памятников, находок: материалы Междунар. науч. конф. СПб., 2007. Ч. 2.
Контекст: ...Ср. также: (Рыбакова А.А., 2007, с. 82-83).
43. Руденко С. И. Культура населения горного Алтая в скифское время. М.; Л., 1953.
Контекст: ...Б.Н., Полин С.В.. 2005, цв. с. 16, табл. 16; цв. с. 17, Рис. 2 В этой связи можно вспомнить и образ фантастического антропо-зооморфного существа на аппликации войлочного ковра из V Пазы-рыкского кургана (Руденко С.И., 1953, табл.
44. САнжаров С. Н. Погребения донецкой катакомбной культуры с игральными костями//СА. 1988. №1.
Контекст: ...К числу наиболее ранних артефактов, которые могут быть связаны с «игральными (гадательными) костями» степной полосы Северного Причерноморья, можно отнести «кости» в погребениях катакомбной культуры эпохи бронзы (Санжаров С.Н., 1988, с. 140-158; Акулов А.Г., 1996, с. 118-127; Уиттакер Х., 2006, с. 188).
45. Скифские погребальные памятники степей Северного Причерноморья/под ред. Е.В. Черненко. Киев, 1986.
Контекст: ...На 1984 г. овальные или выпуклые камешки, или галька (Скифские погребальные памятники, 1986, с. 221, 223, 225, 265) были зафиксированы в 17 погребениях.
46. Скифы: хрестоматия/сост., введ., комм. Т.М. Кузнецовой. М., 1992.
47. Скорый С.А. Погребальный обряд Большого Рыжановского кургана в контексте погребальных древностей скифской эпохи Северного Причерноморья//Музейн читання: матер1али наук. конф. Киев, 2001.
Контекст: ...В.В., 1948 (№1), с. 349-352; Скифы, 1992, с. 170). ** Обращает на себя внимание и находка выкладки из двух параллельных линий астрагалов возле входа в центральное погребение Большого Рыжановского кургана (Скорый С.А., 2001, с. 150).
48. Скорий С. А., Хохоровський Я., Григор'ев В.П., Ридзевський Я. Центральна могила Великого Рижашвського кургану//Археолопя. 1999. №1.
49. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969.
Контекст: ...Укажем, что обычай подвешивать колчан со стрелами на вонзенное в пол погребения копье (возможно, в этом сохранился реликт семантики мирового древа?) зафиксирован у кочевников Казахстана XVIII в., что должно было символизировать храбрость усопшего (Снесарев Г.П., 1969, с. 113; Ольховский В.С., 1978, с. 97; Бессонова С. С., 1984, с. 11).
50. Тульпе И. А., Хршановский В.А. Погребально-поминальная обрядность как религиоведческий источник (по материалам археологических раскопок некрополей малых городов европейского Боспора)//Труды Государственного музея истории религии. СПб., 2004. Вып. 4.
Контекст: ...Галька (равно как и морская ракушка и т. п.), будучи связанной с периферийной зоной между хто-ническим и земным мирами, маркирует особую пограничную зону, чем и объясняется их присутствие в инвентаре погребений и зоне некрополя (см.: Тульпе И.А., Хршановский В.А., 2004, с. 243-244).
51. Уиттакер Х. Настольные игры и игральные фигурки в погребальных контекстах: межкультурный подход//Структурно-семиотические исследования в археологии. Донецк, 2006. Т. 3.
Контекст: ...К числу наиболее ранних артефактов, которые могут быть связаны с «игральными (гадательными) костями» степной полосы Северного Причерноморья, можно отнести «кости» в погребениях катакомбной культуры эпохи бронзы (Санжаров С.Н., 1988, с. 140-158; Акулов А.Г., 1996, с. 118-127; Уиттакер Х., 2006, с. 188).
52. Федорова Е.Г. Представления о смерти, мире мертвых и погребальный обряд обских угров//Мифология смерти: Структура, функция и семантика погребального обряда народов Сибири. СПб., 2007.
Контекст: ...Близкие образы духов Нижнего мира, которые при помощи стрел сеют болезни и смерть среди людей, существуют и в мифологии обских угров (Федорова Е.Г., 2007, с. 205).
53. Фиалко Е. Е. Оружие Бердянского кургана//Киммерийцы и скифы: тез. докл. Всес. семинара, посвящ. памяти А.И. Тереножкина. Кировоград, 1987. Ч. 2.
Контекст: ...Каждый из них был снаряжен стрелами (от 120 до 180 шт.) с бронзовыми или костяными наконечниками (Фиалко Е.Е., 1987, с. 75-77; Чередниченко М.М., Мурзин В.Ю., 1996, с. 73).
54. Чередниченко М.М., Мурзш В.Ю. Основн результати дослвд-ження Бердянського кургану//Археолопя. 1996. №1.
Контекст: ...Каждый из них был снаряжен стрелами (от 120 до 180 шт.) с бронзовыми или костяными наконечниками (Фиалко Е.Е., 1987, с. 75-77; Чередниченко М.М., Мурзин В.Ю., 1996, с. 73).
55. Черемисин Д.В. Аримаспы и грифы: античный сюжет и проблемы этногеографии скифского мира//Проблемы археологии степной Евразии: тез. докл. конф. Кемерово, 1987.
Контекст: ...Сцены противостояния человека с грифоном обычно относят к мифологическому циклу грифо-номахии, принадлежащему к инобытийной сфере (Черемисин Д. В., 1987, с. 16-18; Запорожченко А.В., Черемисин Д.В., 1997, с. 83-90).
56. Черненко Е. В. Скифские лучники. Киев, 1981.
Контекст: ...Композиционно медальон напоминает сюжет гребня из Гаймановой Могилы. вый сюжет известен на декоре горитов на центральной сцене верхнего регистра пекторали из Толстой Могилы (Черненко Е.В., 1981, с. 83, рис. 61), которые содержат микроскопические изображения борьбы человека с чудовищем (Безсонова С.С., 1977, с. 18, 23, прим. 47; Мозолевський Б.М., 1978, с. 193): «Зверь стоит с выгнутой спиной слева.
57. Чибиров Л.А. Традиционная духовная культура осетин. М., 2008.
Контекст: ...В осетинских представлениях лук и стрелы также выступают оружием обитателей загробного мира, с помощью которого они противостоят душам живых, «вторгшимся» в их владения во время новогоднего обряда куырысдзау, причем раны от этих стрел приводят к болезни или смерти (Миллер Вс.Ф., 1882, с. 271-272; Чибиров 2008, с. 379).
58. Чугунов К.В. Археологические параллели одному изобразительному мотиву в искусстве ранних кочевников Евразии//Номадизм -прошлое, настоящее в глобальном контексте и исторической перспективе. Улан-Удэ, 1996а.
Контекст: ...В этом отношении интересно указание К. В. Чугунова (1996б, с. 74) на работу «Истории» Филарха (III в. до н.э.), где сообщается, что «[...] скифы перед отходом ко сну берут колчан и, если провели данный день беспечально, опускают в колчан белый камешек, а если неудачно - черный.
59. Чугунов К. В. Погребальный комплекс с кенотафом из Тувы (к вопросу о некоторых параллелях археологических и письменных источников)//Жречество и шаманизм в скифскую эпоху: материалы междунар. конф. СПб., 1996б.
Контекст: ...В этом отношении интересно указание К. В. Чугунова (1996б, с. 74) на работу «Истории» Филарха (III в. до н.э.), где сообщается, что «[...] скифы перед отходом ко сну берут колчан и, если провели данный день беспечально, опускают в колчан белый камешек, а если неудачно - черный.
60. Яковенко Э.В. Гравированные костяные пластины из «Гаймано-вой могилы»//XIV Международная конференция античников социалистических стран (Ереван, 1976, 18-23 мая). Ереван, 1976.
Контекст: ...Сюжетика композиции рассматривается как включающая сразу два мифоэпических действия: поражение героя в борьбе с чудовищем и месть за него со стороны родственника или товарища (Яковенко Э.В., 1976, с. 535; Безсонова С.С., 1977, с. 17, прим.*; 1983, с. 19-20).
61. Яковенко Э.В. Скифы на Боспоре (греко-скифские отношения в VII-III вв. до н.э.): дис.... докт. ист. наук. Чернигов, 1985.
Контекст: ...Второй сюжет представлен на костяной пластине гребня из погребения №4 Гаймановой Могилы (рис. 1), где изображена борьба двух скифов с «конем-гиппокампом» (Яковенко Э.В., Бидзи-ля В.И., 1979, с. 458; Яковенко Э.В., 1985, с. 343-346) или драконо-подобным чудовищем (Безсонова С.С., 1977, с. 17; 1983, с. 19), что более вероятно, учитывая раздвоенный хвост и изображение верхней части лап, которые едва ли заканчивались копытами: заметны когти левой конечности (?), которые вонзены в тело героя (Яковен-ко
62. Яковенко Э. В., Бидзиля В.И. Гравированные костяные пластинки из «Гаймановой могилы»//Проблемы античной истории и культуры: докл. XIV Междунар. конф. античников социалистических стран. Ереван, 1979. Вып. 2.
Контекст: ...Второй сюжет представлен на костяной пластине гребня из погребения №4 Гаймановой Могилы (рис. 1), где изображена борьба двух скифов с «конем-гиппокампом» (Яковенко Э.В., Бидзи-ля В.И., 1979, с. 458; Яковенко Э.В., 1985, с. 343-346) или драконо-подобным чудовищем (Безсонова С.С., 1977, с. 17; 1983, с. 19), что более вероятно, учитывая раздвоенный хвост и изображение верхней части лап, которые е
63. Яценко С. А. О некоторых антропоморфных сюжетах номадов Европы V-IV вв. до н. э.//Проблемы скифо-сарматской археологии: (к 100-летию Б.Н. Гракова): материалы междунар. науч. конф. Запорожье, 1999.
Контекст: ...Как «сцену охоты всадника на оленя» интерпретирует указанные сюжеты С. А. Яценко (1992, с. 76-77; 1999, с. 282), причем относит их к одному из четырех «общескифских антропоморфных сюжетов».
64. Яценко С.А. О преемственности мифологических образов ранних и средневековых аланов//Проблемы этнографии осетин. Владикавказ, 1992. Вып. 2.
Контекст: ...Как «сцену охоты всадника на оленя» интерпретирует указанные сюжеты С. А. Яценко (1992, с. 76-77; 1999, с. 282), причем относит их к одному из четырех «общескифских антропоморфных сюжетов».
65. Яценко С. А. Сарматские и скифские элементы в антропоморфных изображениях Прикубанья конца IV -первой половины III в. до н. э.//Кочевники Евразийских степей и античный мир (проблемы контактов): материалы 2-го археол. семинара. Новочеркасск, 1989.
Контекст: ...С.А. Яценко (1989, с. 123) сделал важное наблюдение, указав, что на изображениях горит всегда подвешен на живом дереве, что, по всей вероятности, связано с идеей возрождения.
Контекст: ...К числу наиболее ранних артефактов, которые могут быть связаны с «игральными (гадательными) костями» степной полосы Северного Причерноморья, можно отнести «кости» в погребениях катакомбной культуры эпохи бронзы (Санжаров С.Н., 1988, с. 140-158; Акулов А.Г., 1996, с. 118-127; Уиттакер Х., 2006, с. 188).
2. Алексеев А.Ю., Мурзин В.Ю., Ролле Р. Чертомлык. (Скифский царский курган IV в. до н.э.). Киев, 1991.
Контекст: ...Гипотетически можно предположить, что подвешенными к стене могли быть также один из горитов в Чертомлыке (северо-западный угол камеры №5) (Алексеев А.Ю., Мурзин В.Ю., Ролле Р., 1991, с. 107), и два колчана из дромоса Толстой Могилы (Мачинский Д.А., 1978, с. 146-148).
3. Андреев В. Г., Саенко В.Н. О семантике стрел в скифском погребальном обряде//Древности степного Причерноморья и Крыма. Запорожье, 1992. Вып. 3.
Контекст: ...В.Г. Андреев и В.Н. Саенко (1992, с. 158-160) отметили семантическую роль стрел в скифских заупокойных представлениях как медиатора между мирами*.
4. Артамонов М.И. Сокровища саков. Аму-Дарьинский клад, алтайские курганы, минусинские бронзы, сибирское золото. М., 1973.
Контекст: ...Филарха могут принадлежать и изображения подвешенных горитов, представленные на различных изобразительных памятниках: пекторале из Толстой Могилы (середина IV в. до н.э.) (рис. 3), парных бляхах-застежках из Сибирской коллекции Петра I (III в. до н.э.) (рис. 4) (Артамонов М.И., 1973, с. 140-141, илл. 189-190), рельефе из Трехбратнего кургана (вторая половина IV в. до н.э.) (рис. 5) (Бессонова С.С., Кирилин Д.С., 1977, с. 174-176) и росписи боспорского «склепа Анфестерия» (I в. н.э.) (рис. 6)*.
5. Балонов Ф.Р. Пектораль из Толстой Могилы как модель мифо-поэтического пространства-времени//Элитные курганы степей Евразии в скифо-сарматскую эпоху. СПб., 1994.
6. Безсонова С.С. Образ собако-птаха у мистещта Швшчного При-чорномор'я сшфсько! епохи//Археолопя. 1977. №23.
Контекст: ...Это навершия из Краснокутского кургана, ажурные пластины из Большой Близницы и Александропольского кургана (Безсонова С.С., 1977, с. 17), окончания браслетов из Карагодеуашха, роспись дна килика из Чмыревой Могилы (Мозолевский Б.Н., Полин С.В., 2005, с. 351).
7. Бессонова С.С. «Мужское» и «женское» в сакральной сфере скифов//Духовная культура древних обществ на территории Украины. Киев, 1991.
Контекст: ...Упомянутый обычай массагетов, на наш взгляд, может объясняться «хтоничностью» женщины в архаическом сознании (Бессонова С.С., 1991, с. 95), т.е. «общение» с ней могло представляться эквивалентом «смерти» и требовало соответствующих магическо-обрядовых действий, направленных на ее преодоление.
8. Бессонова С.С. О культе оружия у скифов//Вооружение скифов и сарматов. Киев, 1984.
Контекст: ...м сохранился реликт семантики мирового древа?) зафиксирован у кочевников Казахстана XVIII в., что должно было символизировать храбрость усопшего (Снесарев Г.П., 1969, с. 113; Ольховский В.С., 1978, с. 97; Бессонова С. С., 1984, с. 11).
9. Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983.
10. Бессонова С.С., Кирилин Д.С. Надгробный рельеф из Трехбрат-него кургана//Скифы и сарматы. Киев, 1977.
Контекст: ...IV в. до н.э.) (рис. 3), парных бляхах-застежках из Сибирской коллекции Петра I (III в. до н.э.) (рис. 4) (Артамонов М.И., 1973, с. 140-141, илл. 189-190), рельефе из Трехбратнего кургана (вторая половина IV в. до н.э.) (рис. 5) (Бессонова С.С., Кирилин Д.С., 1977, с. 174-176) и росписи боспорского «склепа Анфестерия» (I в. н.э.) (рис. 6)*.
11. Бунятян Е. П. Рядовое население степной Скифии IV-III вв. до н. э. (опыт применения формализованно-статистического анализа социальной структуры по данным могильников): автореф. дис.... канд. ист. наук. Киев, 1981.
Контекст: ...Стрелы являются обязательным элементом инвентаря погребений рядовых общинников, в том числе встречаются в половине женских (Бунятян Е. П., 1981, с. 19-20).
12. Граков Б.Н. Скифский Геракл//КСИИМК. 1950. Вып. XXXIV.
Контекст: ...Водо-славовка (Кантарович А.Р., 1998, с. 81, прим. 2) представлена сцена борьбы героя с грифоном, который напал на небольшое животное (Граков Б.Н, 1950, с. 13, 15, рис. 2).
13. Запорожченко А.В., Черемисин Д.В. Аримаспы и грифы: изобразительная традиция и индоевропейские параллели//ВДИ. 1997. №1.
Контекст: ...Сцены противостояния человека с грифоном обычно относят к мифологическому циклу грифо-номахии, принадлежащему к инобытийной сфере (Черемисин Д. В., 1987, с. 16-18; Запорожченко А.В., Черемисин Д.В., 1997, с. 83-90).
14. Золото степу. Археолопя Украши. Киев, 1991.
Контекст: ...Архангельская Слобода Херсонской обл. (Золото степу, 1991, с. 362, 305).
15. Йеттмар К. Религии Гиндукуша: пер. с нем. М., 1986.
Контекст: ...Отметим, что в представлениях ираноязычных кафиров Гиндукуша, семь демонов смерти Панеу прерывают жизнь людей именно выстрелами из луков (Йеттмар К., 1986, с. 98-104).
16. Кантарович А.Р. ИзобРАжения на скифских навершиях из кургана Слоновская Близница (стилистика и семантика)//РА. 1998. №4.
Контекст: ...Водо-славовка (Кантарович А.Р., 1998, с. 81, прим. 2) представлена сцена борьбы героя с грифоном, который напал на небольшое животное (Граков Б.Н, 1950, с. 13, 15, рис. 2).
17. Кантарович А.Р., Эрлих В.Р. Антропоморфные изображения в меото-скифской торевтике//Stratum plus. Культурная антропология и археология. №3. 2005-2009: Скифские интерпретации. СПб.; Кишинев; Одесса; Бухарест, 2009.
Контекст: ...Еще один подобный случай представлен пластическим образом конского наносника из кургана №1 некрополя II Тенгинского городища IV в. до н.э. (Кантарович А.Р., Эрлих В.Р., 2009, с. 285, рис*. 8).
18. Кармышева Б.Х. Архаическая символика в погребально-поминальной обрядности узбеков Ферганы//Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. М., 1986.
Контекст: ...Можно привести и возможную этнографическую параллель - узбеки Ферганы селения Авваль при ритуале тахлиль (чтении молитв (символа веры) над телом умершего) используют мелкие камешки (замена четок), взятые в реке, которые потом кладут в могилу (Кармышева Б.Х., 1986, с. 141-142). * Первоначально эта игра моделировала ритуал и социальное устройство вратриев, кочевых восточных племен, которые имели особые обычаи (Пандей Р.Б., 1990, с. 120).
19. Кузьмина Е.Е. Мифология и искусство скифов и бактрийцев: (культурологические очерки). М., 2002.
Контекст: ...Известно и изображение трехглавого змея (грифона?) на бронзовом навершии псалия из Елизаветинского кургана (Кузьмина Е.Е., 2002, с. 131; табл.
20. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе//ВДИ. 1948. №1-2.
Контекст: ...Cent., VI, 13) (Латышев В.В., 1948 (№2), с. 210 (296))*.
21. Литвинский Б. А. Древние кочевники «Крыши мира». М., 1972.
Контекст: ...С культом мертвых лук и стрелы были связаны также и в Древней Индии (Литвинский Б. А., 1972, с. 138-139).
22. Мачинский Д. А. Пектораль из Толстой Могилы и великие женские божества Скифии//Культура Востока. Древность и раннее средневековье. Л., 1978.
Контекст: ...Гипотетически можно предположить, что подвешенными к стене могли быть также один из горитов в Чертомлыке (северо-западный угол камеры №5) (Алексеев А.Ю., Мурзин В.Ю., Ролле Р., 1991, с. 107), и два колчана из дромоса Толстой Могилы (Мачинский Д.А., 1978, с. 146-148).
23. Маразов И. Хиерограммията от Летница//Археология. 1976. год. 18, кн. 4.
Контекст: ...Трехглавый змей представлен также на фракийской серебряной аппликации IV в. до н.э. из клада в Летнице (Маразов И., 1976, с. 7, обр. 3).
24. Манцевич А. П. Курган Солоха. Публикация одной коллекции. Л., 1987.
Контекст: ...Семантически близким к данной сцене является изображение хищника на втором выступе золотых ножен меча из Солохи, где зверь показан держащим в зубах руку человека (Манцевич А.П., 1987, с. 70-71 (Кат. 49); Полидович Ю.Б., 2009, с. 315, 319, рис. 2.-6-6а)*.
25. Мейтарчиян М.Б. Погребальные обряды зороастрийцев. М.; СПб., 2001.
Контекст: ...При поминальном ритуале иранских зороастрийцев нового времени (Yast-e daur-e daxma - «действо поклонения на дахме») также присутствует манипуляция с тщательно омытыми мелкими камешками, где они олицетворяют души умерших (Мейтарчиян М. Б., 2001, с. 124-126).
26. Миллер Вс.Ф. Осетинские этюды//Ученые записки Имп. Московского университета: Отдел ист.-филол. М., 1882. Ч. II, вып. 2.
Контекст: ...В осетинских представлениях лук и стрелы также выступают оружием обитателей загробного мира, с помощью которого они противостоят душам живых, «вторгшимся» в их владения во время новогоднего обряда куырысдзау, причем раны от этих стрел приводят к болезни или смерти (Миллер Вс.Ф., 1882, с. 271-272; Чибиров 2008, с. 379).
27. Мозолевский Б.Н., Полин С.В. Курганы скифского Герроса IV в. до н. э. (Бабина, Водяна и Соболева могилы). Киев, 2005.
Контекст: ...Это навершия из Краснокутского кургана, ажурные пластины из Большой Близницы и Александропольского кургана (Безсонова С.С., 1977, с. 17), окончания браслетов из Карагодеуашха, роспись дна килика из Чмыревой Могилы (Мозолевский Б.Н., Полин С.В., 2005, с. 351).
28. Мозолевський Б.М. Синтез скифо-антично! думки. До штерпре-таци пекторал з Товсто! Могили//Всесвгт. 1978. №2.
Контекст: ...Могилы. вый сюжет известен на декоре горитов на центральной сцене верхнего регистра пекторали из Толстой Могилы (Черненко Е.В., 1981, с. 83, рис. 61), которые содержат микроскопические изображения борьбы человека с чудовищем (Безсонова С.С., 1977, с. 18, 23, прим. 47; Мозолевський Б.М., 1978, с. 193): «Зверь стоит с выгнутой спиной слева.
29. Мозолевський Б.М. Товста Могила. Киев, 1979.
Контекст: ...Правая нога мужчины переходит в длинный волнистый хвост» (Мозолевський Б. М., 1979, с. 86).
30. Нарты. Осетинский героический эпос. М., 1989. Кн. 2.
Контекст: ...В нартовском эпосе булатная стрела Батраза выступает средством «общения» с Верхним миром (Нарты, 1989, с. 262).
31. Ольховский В.С. Погребально-поминальная обрядность населения степной Скифии (VII-III вв. до н.э.). М., 1991.
Контекст: ...Обычно таких камешков было 1-3, реже 5; клали их возле разных частей тела (головы, груди, рук), в двух случаях камешки были сжаты в правой ладони (Ольховский В.С., 1991, с. 114-115) .
32. Ольховский В. С. Раннескифские погребальные сооружения по Геродоту и археологическим данным//СА. 1978. №4.
Контекст: ...Укажем, что обычай подвешивать колчан со стрелами на вонзенное в пол погребения копье (возможно, в этом сохранился реликт семантики мирового древа?) зафиксирован у кочевников Казахстана XVIII в., что должно было символизировать храбрость усопшего (Снесарев Г.П., 1969, с. 113; Ольховский В.С., 1978, с. 97; Бессонова С. С., 1984, с. 11).
33. Онайко Н. А. Антропоморфные изображения в меото-скифской торевтике//Художественная культура и археология античного мира: сборник памяти Б.В. Фармаковского. М., 1976.
Контекст: ...Н.А. Онайко (1976, с. 168-169, 171, рис. 5, б-в) обратила внимание, что композиция наверший из Слоновской Близницы имеет две аналогии: это золотая бляха из Дуровского кургана и глиняный медальон из Феодосии (Эрмитаж), на которых представлены фигуры всадника и оленя.
34. Онайко Н. А. Аполлон Гиперборейский//История и культура античного мира. М., 1977.
Контекст: ...По мнению исследовательницы, на медальонах и навершиях представлен не Геракл-Таргитай, а Аполлон-Гойтосир или Аполлон Гиперборейский (Онайко Н.А., 1976, с. 169; 1977, с. 153-160).
35. Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи): пер. с англ. М., 1990.
Контекст: ...Грихьясутры, которые ее упоминают, изображают почти идентичную процедуру ритуального действа: прежде чем создать насыпь, посередине делают углубление, куда бросаются мелкие камешки (Пандей Р.Б., 1990, с. 209-210).
36. Полидович Ю.Б. Женская и мужская сфера культуры в скифском изобразительном искусстве (сцены с участием хищников и антропоморфных персонажей)//Эпоха раннего железа: сб. науч. тр. к 60-летию С. А. Скорого. Киев; Полтава, 2009.
Контекст: ...В нескольких недавно опубликованных статьях было уделено особое внимание образу борьбы человека и хищника на изделиях скифской торевтики (Полидович Ю.Б., 2009, с. 314-323; Кантаро-вич А.Р., Эрлих В.Р., 2009, с. 277-296).
37. Потапов Л.П. Лук и стрела в шаманстве у алтайцев//СЭ. 1934. №3.
Контекст: ...Обычай класть лук на могилу известен также у алтайских племен (в частности, шорцев), которые считали лук и стрелы наделенными особой магической силой, инструментом и атрибутом шаманов (Потапов Л.П., 1934, с. 70-76).
38. Раевский Д.С. Куль-обские лучники//СА. 1981. №3.
Контекст: ...Д. С. Раевский (1981, с. 46-50) подчеркивал значение стрелы как эквивалента мировой оси, размещенного в центре мироздания, соединяющего три космические сферы по вертикали.
39. Раевский Д. С. Мир скифской культуры/предисл. В.Я. Петрухи-на, М.Н. Погребовой. М., 2006.
Контекст: ...В мифорелигиозных представлениях все эти существа связаны с хтоническим миром, - сферой смерти и смертоносного начала (Раевский Д.С., 2006, с. 447).
40. Раевский Д. С. О семантике одного из образов скифского искусства//Новое в археологии: сб. ст., посвящ. 70-летию А.В. Арциховского. М., 1972.
41. Ригведа. Мандалы IX-X: пер., комм., статьи Т.Я. Елизаренковой. М., 1999.
Контекст: ...Манипуляция с камешками может иметь отношения и к архаическому варианту игры в кости (орехи) в Древней Индии по данным Ригведы (РВ, X, 34)*, в начале которой для костей выкапывалось небольшое углубление в грунте (РВ, X, 34 (156); Ригведа, 1999, прим. 441-442).
42. Рыбакова А. А. О семантике астрагалов в греческом погребальном обряде (по материалам некрополей городов Северного Причерноморья)//Боспорский феномен: сакральный смысл региона, памятников, находок: материалы Междунар. науч. конф. СПб., 2007. Ч. 2.
Контекст: ...Ср. также: (Рыбакова А.А., 2007, с. 82-83).
43. Руденко С. И. Культура населения горного Алтая в скифское время. М.; Л., 1953.
Контекст: ...Б.Н., Полин С.В.. 2005, цв. с. 16, табл. 16; цв. с. 17, Рис. 2 В этой связи можно вспомнить и образ фантастического антропо-зооморфного существа на аппликации войлочного ковра из V Пазы-рыкского кургана (Руденко С.И., 1953, табл.
44. САнжаров С. Н. Погребения донецкой катакомбной культуры с игральными костями//СА. 1988. №1.
Контекст: ...К числу наиболее ранних артефактов, которые могут быть связаны с «игральными (гадательными) костями» степной полосы Северного Причерноморья, можно отнести «кости» в погребениях катакомбной культуры эпохи бронзы (Санжаров С.Н., 1988, с. 140-158; Акулов А.Г., 1996, с. 118-127; Уиттакер Х., 2006, с. 188).
45. Скифские погребальные памятники степей Северного Причерноморья/под ред. Е.В. Черненко. Киев, 1986.
Контекст: ...На 1984 г. овальные или выпуклые камешки, или галька (Скифские погребальные памятники, 1986, с. 221, 223, 225, 265) были зафиксированы в 17 погребениях.
46. Скифы: хрестоматия/сост., введ., комм. Т.М. Кузнецовой. М., 1992.
47. Скорый С.А. Погребальный обряд Большого Рыжановского кургана в контексте погребальных древностей скифской эпохи Северного Причерноморья//Музейн читання: матер1али наук. конф. Киев, 2001.
Контекст: ...В.В., 1948 (№1), с. 349-352; Скифы, 1992, с. 170). ** Обращает на себя внимание и находка выкладки из двух параллельных линий астрагалов возле входа в центральное погребение Большого Рыжановского кургана (Скорый С.А., 2001, с. 150).
48. Скорий С. А., Хохоровський Я., Григор'ев В.П., Ридзевський Я. Центральна могила Великого Рижашвського кургану//Археолопя. 1999. №1.
49. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969.
Контекст: ...Укажем, что обычай подвешивать колчан со стрелами на вонзенное в пол погребения копье (возможно, в этом сохранился реликт семантики мирового древа?) зафиксирован у кочевников Казахстана XVIII в., что должно было символизировать храбрость усопшего (Снесарев Г.П., 1969, с. 113; Ольховский В.С., 1978, с. 97; Бессонова С. С., 1984, с. 11).
50. Тульпе И. А., Хршановский В.А. Погребально-поминальная обрядность как религиоведческий источник (по материалам археологических раскопок некрополей малых городов европейского Боспора)//Труды Государственного музея истории религии. СПб., 2004. Вып. 4.
Контекст: ...Галька (равно как и морская ракушка и т. п.), будучи связанной с периферийной зоной между хто-ническим и земным мирами, маркирует особую пограничную зону, чем и объясняется их присутствие в инвентаре погребений и зоне некрополя (см.: Тульпе И.А., Хршановский В.А., 2004, с. 243-244).
51. Уиттакер Х. Настольные игры и игральные фигурки в погребальных контекстах: межкультурный подход//Структурно-семиотические исследования в археологии. Донецк, 2006. Т. 3.
Контекст: ...К числу наиболее ранних артефактов, которые могут быть связаны с «игральными (гадательными) костями» степной полосы Северного Причерноморья, можно отнести «кости» в погребениях катакомбной культуры эпохи бронзы (Санжаров С.Н., 1988, с. 140-158; Акулов А.Г., 1996, с. 118-127; Уиттакер Х., 2006, с. 188).
52. Федорова Е.Г. Представления о смерти, мире мертвых и погребальный обряд обских угров//Мифология смерти: Структура, функция и семантика погребального обряда народов Сибири. СПб., 2007.
Контекст: ...Близкие образы духов Нижнего мира, которые при помощи стрел сеют болезни и смерть среди людей, существуют и в мифологии обских угров (Федорова Е.Г., 2007, с. 205).
53. Фиалко Е. Е. Оружие Бердянского кургана//Киммерийцы и скифы: тез. докл. Всес. семинара, посвящ. памяти А.И. Тереножкина. Кировоград, 1987. Ч. 2.
Контекст: ...Каждый из них был снаряжен стрелами (от 120 до 180 шт.) с бронзовыми или костяными наконечниками (Фиалко Е.Е., 1987, с. 75-77; Чередниченко М.М., Мурзин В.Ю., 1996, с. 73).
54. Чередниченко М.М., Мурзш В.Ю. Основн результати дослвд-ження Бердянського кургану//Археолопя. 1996. №1.
Контекст: ...Каждый из них был снаряжен стрелами (от 120 до 180 шт.) с бронзовыми или костяными наконечниками (Фиалко Е.Е., 1987, с. 75-77; Чередниченко М.М., Мурзин В.Ю., 1996, с. 73).
55. Черемисин Д.В. Аримаспы и грифы: античный сюжет и проблемы этногеографии скифского мира//Проблемы археологии степной Евразии: тез. докл. конф. Кемерово, 1987.
Контекст: ...Сцены противостояния человека с грифоном обычно относят к мифологическому циклу грифо-номахии, принадлежащему к инобытийной сфере (Черемисин Д. В., 1987, с. 16-18; Запорожченко А.В., Черемисин Д.В., 1997, с. 83-90).
56. Черненко Е. В. Скифские лучники. Киев, 1981.
Контекст: ...Композиционно медальон напоминает сюжет гребня из Гаймановой Могилы. вый сюжет известен на декоре горитов на центральной сцене верхнего регистра пекторали из Толстой Могилы (Черненко Е.В., 1981, с. 83, рис. 61), которые содержат микроскопические изображения борьбы человека с чудовищем (Безсонова С.С., 1977, с. 18, 23, прим. 47; Мозолевський Б.М., 1978, с. 193): «Зверь стоит с выгнутой спиной слева.
57. Чибиров Л.А. Традиционная духовная культура осетин. М., 2008.
Контекст: ...В осетинских представлениях лук и стрелы также выступают оружием обитателей загробного мира, с помощью которого они противостоят душам живых, «вторгшимся» в их владения во время новогоднего обряда куырысдзау, причем раны от этих стрел приводят к болезни или смерти (Миллер Вс.Ф., 1882, с. 271-272; Чибиров 2008, с. 379).
58. Чугунов К.В. Археологические параллели одному изобразительному мотиву в искусстве ранних кочевников Евразии//Номадизм -прошлое, настоящее в глобальном контексте и исторической перспективе. Улан-Удэ, 1996а.
Контекст: ...В этом отношении интересно указание К. В. Чугунова (1996б, с. 74) на работу «Истории» Филарха (III в. до н.э.), где сообщается, что «[...] скифы перед отходом ко сну берут колчан и, если провели данный день беспечально, опускают в колчан белый камешек, а если неудачно - черный.
59. Чугунов К. В. Погребальный комплекс с кенотафом из Тувы (к вопросу о некоторых параллелях археологических и письменных источников)//Жречество и шаманизм в скифскую эпоху: материалы междунар. конф. СПб., 1996б.
Контекст: ...В этом отношении интересно указание К. В. Чугунова (1996б, с. 74) на работу «Истории» Филарха (III в. до н.э.), где сообщается, что «[...] скифы перед отходом ко сну берут колчан и, если провели данный день беспечально, опускают в колчан белый камешек, а если неудачно - черный.
60. Яковенко Э.В. Гравированные костяные пластины из «Гаймано-вой могилы»//XIV Международная конференция античников социалистических стран (Ереван, 1976, 18-23 мая). Ереван, 1976.
Контекст: ...Сюжетика композиции рассматривается как включающая сразу два мифоэпических действия: поражение героя в борьбе с чудовищем и месть за него со стороны родственника или товарища (Яковенко Э.В., 1976, с. 535; Безсонова С.С., 1977, с. 17, прим.*; 1983, с. 19-20).
61. Яковенко Э.В. Скифы на Боспоре (греко-скифские отношения в VII-III вв. до н.э.): дис.... докт. ист. наук. Чернигов, 1985.
Контекст: ...Второй сюжет представлен на костяной пластине гребня из погребения №4 Гаймановой Могилы (рис. 1), где изображена борьба двух скифов с «конем-гиппокампом» (Яковенко Э.В., Бидзи-ля В.И., 1979, с. 458; Яковенко Э.В., 1985, с. 343-346) или драконо-подобным чудовищем (Безсонова С.С., 1977, с. 17; 1983, с. 19), что более вероятно, учитывая раздвоенный хвост и изображение верхней части лап, которые едва ли заканчивались копытами: заметны когти левой конечности (?), которые вонзены в тело героя (Яковен-ко
62. Яковенко Э. В., Бидзиля В.И. Гравированные костяные пластинки из «Гаймановой могилы»//Проблемы античной истории и культуры: докл. XIV Междунар. конф. античников социалистических стран. Ереван, 1979. Вып. 2.
Контекст: ...Второй сюжет представлен на костяной пластине гребня из погребения №4 Гаймановой Могилы (рис. 1), где изображена борьба двух скифов с «конем-гиппокампом» (Яковенко Э.В., Бидзи-ля В.И., 1979, с. 458; Яковенко Э.В., 1985, с. 343-346) или драконо-подобным чудовищем (Безсонова С.С., 1977, с. 17; 1983, с. 19), что более вероятно, учитывая раздвоенный хвост и изображение верхней части лап, которые е
63. Яценко С. А. О некоторых антропоморфных сюжетах номадов Европы V-IV вв. до н. э.//Проблемы скифо-сарматской археологии: (к 100-летию Б.Н. Гракова): материалы междунар. науч. конф. Запорожье, 1999.
Контекст: ...Как «сцену охоты всадника на оленя» интерпретирует указанные сюжеты С. А. Яценко (1992, с. 76-77; 1999, с. 282), причем относит их к одному из четырех «общескифских антропоморфных сюжетов».
64. Яценко С.А. О преемственности мифологических образов ранних и средневековых аланов//Проблемы этнографии осетин. Владикавказ, 1992. Вып. 2.
Контекст: ...Как «сцену охоты всадника на оленя» интерпретирует указанные сюжеты С. А. Яценко (1992, с. 76-77; 1999, с. 282), причем относит их к одному из четырех «общескифских антропоморфных сюжетов».
65. Яценко С. А. Сарматские и скифские элементы в антропоморфных изображениях Прикубанья конца IV -первой половины III в. до н. э.//Кочевники Евразийских степей и античный мир (проблемы контактов): материалы 2-го археол. семинара. Новочеркасск, 1989.
Контекст: ...С.А. Яценко (1989, с. 123) сделал важное наблюдение, указав, что на изображениях горит всегда подвешен на живом дереве, что, по всей вероятности, связано с идеей возрождения.