Конь в культуре и искусстве средневекового населения Омского Прииртышья, Южной Сибири и Казахстана: общее и особенное

Основное содержание статьи

Б.А. Коников

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Коников, Б. (1). Конь в культуре и искусстве средневекового населения Омского Прииртышья, Южной Сибири и Казахстана: общее и особенное. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 4(4), 24-39. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2342
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯИ ОБРЯДЫ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХНАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИИ СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Литература

1. Белавин А. М., Крыласова Н. Б. Предметы с изображением сюже­та «животное/всадник на основании» в культуре средневекового насе­ления Северной Евразии//Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск, 2010. №2.
Контекст: ...Отметим, две последние по времени обобщающие работы по по-волжско-прикамско-уральским и южно-сибирским плакеткам (Король Г.Г., 2008; Белавин А.М., Крыласова Н.Б., 2010).

2. Горбунова Т.Г., Тишкин А.А., Хаврин С.В. Средневековые ук­рашения конского снаряжения на Алтае: морфологический анализ, технология изготовления, состав сплавов. Барнаул, 2009.
3. Гурьянова Г. Г., Коников Б.А. Комплекс средневековых находок из кургана у деревни Иваном Мыс-I Тевризского района Омской области//Известия Омского гос. историко-краеведческого музея. Омск, 1999. №7.
Контекст: ...Эта бляха - плакетка из белого металла (рис. 11), второе изображение на бронзовом медальоне, привозном с запада, найденном в могильнике Иванов Мыс-I (Гурьянова Г.Г., Коников Б.А., 1999, рис. 4.-1).

4. Зайберт В.Ф. Ботайская археологическая культура//Труды Центрального музея. Алматы, 2009. Т. II.
Контекст: ...Следует принять во внимание, что екатерининское население поддерживало контакты с ботайцами, которые уже в энеолите одомашнили лошадь, более того, коневодство у них играло приоритетную роль в хозяйстве (Зайберт В.Ф., 2009).

5. Кирпичников А.Н. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX-XIII вв. Л., 1973.
Контекст: ...Между тем в Южной Сибири, Казахстане, как и в Древней Руси, шел постоянный процесс смены типов стремян в хронологическом порядке (Худяков Ю.С., 1980; Кирпичников А.Н., 1973).

6. Коников Б. А. Омское Прииртышье в раннем и развитом средне­вековье. Омск, 2007.
Контекст: ...В пользу этого свидетельствуют многочисленные курганные могильники по берегам степных озер, уцелевшие после целинной эпопеи (Степи Евразии в эпоху средневековья, 1981, рис. 1; Коников Б.А., 2007, рис. 3).

7. Коников Б.А. Таежное Прииртышье в X-XIII вв.н.э. Омск, 1993.
Контекст: ...О существовании культа коня у северных современников саргат-цев - богочановского населения южно-таежного Прииртышья -свидетельствует находка костяной подвески с конской головой на длинной шее в кургане №4 Кипы-Ш (Коников Б.А., 1993, рис. 27.-2).

8. Коников Б.А., Шваан Ф.Д. Исследование кипских курганов (к вопросу о тюркизации)//Этногенез и этническая история тюрко-язычных народов Сибири. Омск, 1984.
Контекст: ...Мужское захоронения по обряду трупосожжения, с железными наконечником копья, стременами, бронзовыми распределительными бляшками конской сбруи, женское - по обряду трупоположения, с украшениями и глиняным горшком местного происхождения (Коников Б.А., Шваан Ф.Д., 1984).

9. Король Г.Г. Искусство средневековых кочевников Евразии: очерки. М.; Кемерово, 2008.
Контекст: ...Решетниково (Тарский р-н Омской обл.), раскопанных во второй половине ХК в. тарскими купцами Малаховыми (Король Г.Г., 2008, табл. 14.-2).

10. Кузьмина Е. Е. Конь в религии и искусстве саков и скифов//Скифы и сарматы. М., 1977а.
Контекст: ...Библиография же статей по этой теме безгранична (Кузьмина Е.Е. 1977а; 1977б; Нестеров С.П., 1990; Ткаченко И.Д., 2009).

11. Кузьмина Е. Е. Распространение коневодства и культ коня у ира­но-язычных племен Средней Азии и других народов Старого Света//Средняя Азия в древности и средневековье. М., 1977б.
Контекст: ...Библиография же статей по этой теме безгранична (Кузьмина Е.Е. 1977а; 1977б; Нестеров С.П., 1990; Ткаченко И.Д., 2009).

12. Кузьмина Е. Е. Мифология и искусство скифов и бактрийцев. М., 2002.
Контекст: ...Причем опять-таки изображения конских голов в это время бытуют и на юге, в скифо-сарматском обществе (Кузьмина Е.А., 2002, с. 48).

13. Кызласов Л. Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневеко­вых хакасов как исторический источник. М., 1990.
Контекст: ...Аналогии бляхам известны в тюхтятской культуре (Кызласов Л.Р., Король Г.Г., 1990, рис. 37.-1) и у тюрок Саяно-Алтая (Степи Евразии в эпоху средневековья..., 1981, рис. 16, 24).

14. Липина Л. И. Семантика бронзовых зооморфных украшений прикамского костюма (сер. I тыс. до н.э. -нач. II тыс. н.э.): автореф. дис.... канд. ист. наук. Ижевск, 2006.
Контекст: ...Эти изделия западного (прикам-ского) происхождения, их назначение и семантика хорошо исследованы (Липина Л.И., 2006).

15. Матвеев А., Михалев В., Сафаров М. Погребения тюркского времени у павильона пригородных сообщений Омского железнодо­рожного вокзала//Проблемы сохранения и изучения историко-куль­турного наследия в памятниках Омского Прииртышья. Омск, 2005.
Контекст: ...Факт присутствия в лесостепном Прииртышье погребений человека с конем подтвержден недавним его открытием на территории современного Омска (Матвеев А., Михалев В., Сафаров М., 2005).

16. Могильников В. А., Коников Б.А. Могильник потчевашской культуры в Среднем Прииртышье//СА. 1983. №2.
Контекст: ...Только в межмогильном пространстве памятника откопана челюсть лошади, на которой стояли два глиняных горшка потчевашского облика (Могильников В.А., Коников Б.А., 1983, рис. 4, 6; Коников Б.А., 2007, рис. 154).

17. Нестеров С.П. Конь в культах тюрко-язычных племен Цент­ральной Азии в эпоху средневековья. М., 1990.
Контекст: ...Библиография же статей по этой теме безгранична (Кузьмина Е.Е. 1977а; 1977б; Нестеров С.П., 1990; Ткаченко И.Д., 2009).

18. Петров А.И. Екатерининский тип керамики на памятниках Среднего Прииртышья (предварительное сообщение)//Археология Прииртышья. Томск, 1980.
Контекст: ...На ряде поселений екатерининской культуры из южнотаежного Прииртышья откопаны кости лошади (Петров А.И., 1980).

19. Полторацкая В.Н. Могильник Березовка-I//Археологический сборник. Л., 1971. Вып. 3.
20. Семенов В.А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзо­вый век. СПб., 2008.
Контекст: ...Изображение коней на золотой серьге примерно тогда же появляется и в Казахстане (Семенов В.А., 2008, с. 419).

21. Синицына Г. В., Матющенко В. И. Могильник у деревни Ростов-ка вблизи Омска. Томск, 1988.
Контекст: ...К эпохе развитой бронзы относится легендарная сцена «конный лыжник» на рукояти бронзового ножа из могильника Ростовка вблизи Омска (Синицына Г.В., Матющенко В.И., 1988).

22. Скандаков И.Е. Потчевашские жилища на Мурлинском городи­ще//Источники и историография. Археология и история. Омск, 1988.
Контекст: ...Железные стремена с пластинчатой петлей и двухкольчатые удила с s-видными псалиями обнаружены на Мурлинском городище позднее - потчевашского времени в Тарском р-не Омской обл. (Скандаков И.Е., 1988, рис. 2, 9, 10).

23. Степи Евразии в эпоху средневековья//Археология СССР. М., 1981.
24. Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское вре­мя//Археология СССР. М., 1992.
Контекст: ...В раннем железном веке Омского Прииртышья, в частности у населения саргатской культурно-исторической общности, лошадь лидирует в стаде, черепа и кости ее скелета встречаются в курганах, будучи туда положенными, в том числе и с ритуальными целями (Степная полоса Азиатской части... , 1992, с. 306).

25. Тишкин А. А., Горбунова Т. Г. Методика изучения снаряжения верхового коня эпохи раннего железного века и средневековья. Барна­ул, 2004.
Контекст: ...Совершенно аналогичные бляшки и наконечники ремня, опубликованные алтайскими учеными, рассматриваются ими как детали убранства конской амуниции (Тишкин А.А., Горбунова Т.Г., 2004).

26. Ткаченко И. Д. Снаряжение верхового коня у кочевников Сиби­ри и Центральной Азии: опыт историко-этнографического исследова­ния. СПб., 2009.
Контекст: ...Библиография же статей по этой теме безгранична (Кузьмина Е.Е. 1977а; 1977б; Нестеров С.П., 1990; Ткаченко И.Д., 2009).

27. Труфанов А.Я. Скульптура лошади из Среднего Прииртышья//Пластика и рисунки древних культур. Новосибирск, 1983.
Контекст: ...К этой же эпохе относится высокохудожественный каменный жезл с изображением конской головы с гипертрофированной гривой (Ченченкова О. П., 2004, с. 129), и глиняная полая скульптура с поселения Новотроицкое-I (Труфанов А.Я., 1983).

28. Финно-угры и балты в эпоху средневековья//Археология СССР. М., 1987.
29. Чагаева А. С. Могильники в окрестностях деревни Айткулово Омской области//Из истории Сибири. Томск, 1973. Вып. 5.
30. Ченченкова О.П. Каменная скульптура лесостепной Азии эпохи палеометалла III-I тыс. до н. э. Екатеринбург, 2004.
Контекст: ...К этой же эпохе относится высокохудожественный каменный жезл с изображением конской головы с гипертрофированной гривой (Ченченкова О. П., 2004, с. 129), и глиняная полая скульптура с поселения Новотроицкое-I (Труфанов А.Я., 1983).

31. Членова Н.Л. Памятники конца эпохи бронзы в Западной Сиби­ри. М., 1994.
Контекст: ...В эпоху поздней бронзы коневодство в лесостепном Прииртышье не только один из основных поставщиков пищи, здесь конь и верховое животное (Членова Н.Л., 1994).