Художественный образ ангела: от первобытности к средневековью

Основное содержание статьи

Т.Л. Марсадолова Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Марсадолова, Т. (1). Художественный образ ангела: от первобытности к средневековью. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 4(4), 39-53. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2343
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯИ ОБРЯДЫ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХНАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИИ СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Литература

1. Батмунх Б. Ховд аймагийн нутаг дахь эртний туух соёлын дурс-гал. Улаанбаатар, 2000.
2. Батмунх Б. Монгол Алтайн нурууны тев хэсгийн археологийн дурсгалууд. Улаанбаатар. 2008.
3. Волков В.В. Оленные камни Монголии. Улан-Батор, 1981.
4. Волков В.В. Оленные камни Монголии. М., 2002.
5. Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы. М., 2006. (Сер.: Гендерная коллекция -зарубежная классика).
6. Голан А. Миф и символ. Иерусалим; М., 1994.
7. Грач А. Д. Новое о добывании огня, происхождении и семантике циркульного орнамента//КСИА. Вып. 107.
8. Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М., 2002.
9. Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии. М., 2002.
10. Кузнецова Т.М. Зеркала Скифии VI-III вв. до н. э. М., 2002. Т. I.
11. Михайлин В.Ю. Золотое лекало судьбы: пектораль из Толстой Могилы и проблема интерпретации скифского звериного стиля//Власть. Судьба. Интерпретация культурных кодов. Саратов, 2003.
12. Ожередов Ю.И. Комбинированное изваяние с р. Цалуу в Запад­ной Монголии//Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. Барнаул, 2003. Кн. I.
13. Ожередов Ю.И. Оленный камень из сомонного центра Эрдэнэ-Бурэн в Ховдском аймаке Западной Монголии//Тропою тысячелетий: К юбилею М.А. Дэвлет: труды Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства. Кемерово, 2008. Вып. IV.
14. Руденко К. А. О методике изучения художественных бронзовых чаш X-XII вв. из Среднего Поволжья, Предуралья и Западной Сибири//Торевтика в древних и средневековых культурах Евразии. Барнаул, 2010.
15. Савинов Д. Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. СПб., 1994.
16. Савинов Д. Г. Минусинская провинция хунну. СПб., 2009.
17. Станек В.Я. Иллюстрированная энциклопедия животных. Прага,
18. Турбат Ц., Цэвээндорж Д., Баттулга Ц., Баярхуу Н., Идэрхангай Т., Жискар П.Х. Монгол Алтайн археологийн дурсгалууд-I Баян-влгий аймаг. Улаанбаатар, 2009.
19. Членова Н.Л. Об оленных камнях Монголии и Сибири//Мон­гольский археологический сборник. М., 1962.
20. Pohl E. The Excavation in Craftsmen-Quarter of Karakorum (KAR-2) between 2000 and 2005 -Stratigraphy and Architekture//Mongolian-German Karakorum expedition. Wisbaden, 2010. V. 1.
21. Абрамова З.А. Палеолитическое искусство на территории СССР. М.; Л., 1962.
Контекст: ...К верхнему палеолиту относятся полисемантичные изображения антропоморфных фигурок птиц с геометрическим орнаментом сакрально-символического значения (рис. 1.-1, 2), найденные на стоянке Мезин на Украине (Абрамова З.А., 1962, табл.

22. Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов в собрании Го­сударственного Эрмитажа. Л., 1966.
Контекст: ...На перекрестье золотого меча из этого же кургана выгравированы изображения двух крылатых фигур - мужчины и женщины в богатых одеждах с коронами на головах (рис. 3.-2) (Артамонов М.И., 1966, ил. 1.-2).

23. Беляев Л.А. Христианские древности: Введение в сравнительное изучение. М., 1998.
Контекст: ...То ли дело Греция? То ли дело Италия?» (Беляев Л.А., 1998, с. 415-416).

24. Бенчев И. Иконы ангелов. Образы небесных посланников. М., 2005.
Контекст: ...Богиня изображена во весь рост, с крестом в правой руке (Бенчев И., 2005, с. 48).

25. Бланк С.М. Ангелы с нами и среди нас. Ростов-на-Дону, 2006.
Контекст: ...Изображения керубов считаются древнейшими прототипами ангелов -иудейских и христианских серафимов (Бланк С.М., 2006, с. 27).

26. Волков В.В. Бронзовый и ранний железный век Северной Мон­голии. Улан-Батор, 1967.
27. Галанина Л. К. Скифские древности Северного Кавказа в собра­нии Эрмитажа. Келермесские курганы. СПб., 2006.
Контекст: ...На зеркале из раннескифского кургана Келермес в Предкавказье (VII в. до н. э.) изображена крылатая богиня восточного облика с леопардами в руках (рис. 2.-2) (Галанина Л.К., 2006, с. 63).

28. Даркевич В.П. Художественный металл Востока VIII-XIII вв. Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья. М., 1976.
29. Демещенко С. А. Палеолитическая статуэтка из Гальгенберга (Австрия)//Отделу археологии Восточной Европы и Сибири 70 лет. СПб., 2001.
Контекст: ...К художественному прототипу образа ангела можно отнести небольшую статуэтку человека из поселения Гальгенберг в Австрии, возраст которой около 32 тыс. лет (рис. 1.-3) (Демещенко С.А., 2001, с. 10-12).

30. Дэвлет М. А. Образ пути-дороги в наскальном искусстве Сиби­ри и Центральной Азии//Исторический ежегодник. Омск, 2000. Спец. вып.
Контекст: ...Подобные образы «пути-дороги», соответствующие жизни и смерти, были обнаружены в разных регионах Центральной Азии (Дэвлет М.А., 2000).

31. Дэвлет Е. Г. Альтамира: у истоков искусства. М., 2004.
Контекст: ...В пещере Ляско во Франции изображена сложная наскальная композиция: лежащая фигура «птицеголового существа», бизон, носорог и птица, «восседающая на шесте» (верхний палеолит, 15-12 тыс. лет до н. э.) (Дэвлет Е. Г., 2004, с. 36).

32. Калевала: карело-финский народный эпос. Петрозаводск, 1956.
33. Ларичев В. Е. Заря астрологии: Зодиак троглодитов, Луна, Солн­це и «блуждающие звезды». Новосибирск, 1999.
Контекст: ...В.Е. Ларичев (1999) рассмотрел данную сцену как карту звездного неба: «птицеголовое существо» представляет собой созвездие Орион, бизон - созвездие Тельца, носорог - созвездие Близнецов, а птица, «восседающая на шесте», - Сириус.

34. Марсадолов Л.С. Комплекс памятников в Семисарте на Алтае//Материалы Саяно-Алтайской археологической экспедиции Государст­венного Эрмитажа. СПб., 2001. Вып. 4.
Контекст: ...Л.С. Марсадолов (2001, с. 39) дает следующую интерпретацию данного петроглифа: «В верхней и нижней частях изображения, разделенных дорогой, один человек ведет за собой жеребца, а другой - кобылу.

35. Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Л., 1970. Ч. 2.
Контекст: ...На писаницах Забайкалья и Монголии в фигуре летящей птицы можно, «как в пиктограмме, прочесть ту традиционную формулу древней степной религии, которая тысячу лет спустя появилась в памятниках монгольской письменности, - «силою вечного синего неба да будет счастье!» (Окладников А.П., Запорожская В.Д., 1970, с. 123).

36. Рыбаков Н.И. «Солнце-луна» в петроглифах Июсских степей//Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в ис­торической ретроспективе: сб. ст. Барнаул, 2008. Вып. II.
Контекст: ...Кизилки в междуречье Июсов в Xакасии, среди танцующих человеческих фигурок выделяется изображение человека с крыльями (рис. 5) (Рыбаков Н.И., 2008, с. 80).

37. Чаусидис Н. Космолошки слики. СкощЬ, 2005. Т. 2.
Контекст: ...На одном из барельефов Месопотамии (2000-е гг. до н.э.) была изображена крылатая богиня (рис. 2.-4) (Чаусидис Н., 2005, В27) .

38. Folklore. Vol. 18/19. December 2005. Tartu, 2005.
Контекст: ...Бронзовая пластина в виде птицы с «личиной» на груди в пермском зверином стиле (VII-IX вв. н. э.) представляет собой переходный этап от изображения крылатых птиц к изображению крылатых антропоморфных существ (рис. 2.-5) (Folklore. Vol. 18/19, 2005, р. 179).

39. Rappengluck Michael A. Eine Himmelkarte aus der Eiszeit? Frank­furt am Main; Berlin; Bern; Bruxells; New York; Wien: Lang, 1999.
Контекст: ...Шаманское изображение трансформации человека в птицу передано в виде антропоморфного птицеголового существа с одной рукой и одним крылом (рис. 1.-4; Rappengluck M., 1999, р. 96).

40. The Museum of Anatolian civilizations. Ankara, 1997.
Контекст: ...На каменном рельефе из Каркемиша (Турция, VIII-VII вв. до н.э.) изображены керубы-человекоптицы (рис. 3.-1) (The Museum..., 1997, p. 157, fig. 251).