Ставрографические материалы как источник по изучению культового медного литья у русских и христианизации аборигенов Сибири

Основное содержание статьи

Л.В. Татаурова Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru
И.Д. Кромм Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Татаурова, Л., & Кромм, И. (1). Ставрографические материалы как источник по изучению культового медного литья у русских и христианизации аборигенов Сибири. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 4(4), 115-126. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2350
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯИ ОБРЯДЫ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХНАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИИ СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Литература

1. Аверин К.О. О крестах в Зарайске//Труды и записки Общества истории и древностей российских. М., 1826. Ч. III, кн. 1.
Контекст: ...Как исторический источник кресты использовали П. Кеппен (1855), К. Аверин (1826), граф А.С. Уваров (Макаров Н.А., 2004).

2. Артемьев А. П. Останки погребенных защитников Албазинского острога//РА. 1996. №1.
Контекст: ...В.Ф., 1981); в исследованиях, проведенных в 2001-2004 гг. в Мангазее Г.П. Визгаловым, С.Г. Пархимовичем (2008а), найдена коллекция нательных крестов; кресты обнаружены на памятниках, изученных раскопками в разной степени: Албазин-ском (Артемьев А.Р.,1996), Кузнецком (Ширин Ю.В., 2000), Саянском (Скобелев С.Г., 2005), Илимском (Василевский Р.С., Моло-дин В.И., Седякина Е.Ф., 1978) острогах; в Омской крепости; Березовском городище (Визгалов Г.П., Пархимович С.Г., 2008, с. 166-178; Пархимович С. Г., 2008, с. 251-262).

3. Белов М.И., Овсянников О.В., Старков В.Ф. Мангазея. Мате­риальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI-XVII вв. М., 1981. Ч. II.
4. Боброва А.И. Селькупы XVIII-XIX вв. (по материалам Тискин-ского могильника). Томск, 2007.
Контекст: ...А. И. Боброва (2007, с. 46-57) считает их для данного комплекса «подлинными символами христианской веры». «По существу, мы имеем дело с непосредственными следами миссионерской деятельности, когда при крещении сибирские аборигены получали кресты-тельники и помещали их вместе с умершими владельцами в могилу» (Молодин

5. Василевский Р.С., Молодин В.И., Седякина Е.Ф. Исследования Илимского острога//Древние культуры Приангарья. Новосибирск, 1978.
6. Визгалов Г.П., Пархимович С.Г. Археологические исследования Березовского городи//Культура русских в археологических исследо­ваниях. Омск, 2008.
Контекст: ...Мангазеи, и в центральной части города обнаружены остатки литейных мастерских и формочки для отливки крестов-тельников (Белов М. И., Овсянников О.В., Старков В.Ф., 1981); в исследованиях, проведенных в 2001-2004 гг. в Мангазее Г.П. Визгаловым, С.Г. Пархимовичем (2008а), найдена коллекция нательных крестов; кресты обнаружены на памятниках, изученных раскопками в разной степени: Албазин-ском (Артемьев А.Р.,1996), Кузнецком (Ширин Ю.В., 2000), Саянском (Скобелев С.Г., 2005),

7. Визгалов Г.П., Пархимович С.Г. Мангазея: новые археологиче­ские исследования (материалы 2001-2004 гг.) Екатеринбург; Нефтю-ганск, 2008а.
8. Главацкая Е.М. Христианизация населения Северо-Западной Сибири//Культурное наследие Азиатской России: материалы I Сиби-ро-Уральского ист. конгресса. Тобольск, 1997.
Контекст: ...Алтайская во главе с архимандритом Макарием, и в 1832 г. -Обдорская под руководством иеромонаха Макария (Главацкая Е.М., 1997, с. 95).

9. Илюшин А. М. Русское медное художественное литье в коллек­ции находок Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экс­педиции//Культура русских в археологических исследованиях. Омск, 2005.
Контекст: ...Единичные находки встречены в ходе исследований Кузнецкой комплексной археолого-этногра-фической экспедиции в долине реки Касьмы и ее притока Инь (Илюшин А.М., 2005, с. 289-194).

10. Кеппен П. И. О Рогволдовом камне и двинских надписях//Уче­ные записки Императорской академии наук. СПб., 1855. Т. 3, вып. 1.
Контекст: ...Как исторический источник кресты использовали П. Кеппен (1855), К. Аверин (1826), граф А.С. Уваров (Макаров Н.А., 2004).

11. Культура населения XVI-XIX вв. как основа формирования со­временного облика народов Сибири. Омск, 2005
Контекст: ...Кресты-тельники, найденные в захоронениях и составляющие таким образом погребальный инвентарь, могут существенно расширить понимание тех этнокультурных и этногенетических процессов, которые происходили в том или ином этническом образовании на территории Сибири в позднее средневековье (Культура населения..., 2005, с. 13).

12. Макарий, архимандрит. Древние кресты в Новгороде, постав­ленные на поклонение//Известия Императорского археологического общества. СПб., 1859. Т. 2.
13. Макаров Л.Д. Язычество и христианство в духовной жизни на­селения Камско-Вятского междуречья в период развитого и позднего средневековья//Финноугроведение. Йошкар-Ола, 1996. №2.
Контекст: ...Определить по ним периодизацию или хронологию существования погребального комплекса весьма сложно, потому что нательные крестики хотя и могут выступать хронологическим материалом, так как по форме и семантике изображений их можно разделить на несколько хронологических периодов (Макаров Л. Д., 1996, с. 34-45), но самые ранние крестики, найденные на Изюке, можно датировать не раньше XVI в.

14. Макаров Н. А. Кресты-тельники из раскопок средневековых се­лищ и проблема христианизации северорусской деревни//Историче­ские записки. М., 2004.
Контекст: ...Как исторический источник кресты использовали П. Кеппен (1855), К. Аверин (1826), граф А.С. Уваров (Макаров Н.А., 2004).

15. Мельников Б.В. О миссионерской деятельности Русской право­славной церкви в Западной Сибири (XVIII-XIX вв.)//Культурное на­следие Азиатской России: материалы I Сибиро-Уральского ист. кон­гресса. Тобольск, 1997.
Контекст: ...Есть свидетельства, что даже из тех, кто крестился, многие вернулись в язычество. «В 1751 г. в Вылпослинских юртах Обдорской волости был только один крещеный хант, да и тот, по словам крестного отца, сатане жертву приносил» (Мельников Б.В., 1997, с. 97).

16. Молодин В.И. Кресты-тельники Илимского острога. Новоси­бирск, 2007.
Контекст: ...Сравнение же ставрографиче-ской коллекции с материалами Илимского острога указывает на время ее появления: XVII-XVIII вв., «хотя подобные источники сложно датировать более точно» (Молодин В.И., 2007, с. 28).

17. Молодин В.И. Очерки по ставрографии. Красноярск, 2008.
Контекст: .... «По существу, мы имеем дело с непосредственными следами миссионерской деятельности, когда при крещении сибирские аборигены получали кресты-тельники и помещали их вместе с умершими владельцами в могилу» (Молодин В.И., 2008, с. 23).

18. Молодин В.И. Старообрядческие нательные кресты из Илимской коллекции//Исторический ежегодник. Омск, 2001. Спец. вып.
Контекст: ...Например, по материалам погребального комплекса Изюк-I можно сделать вывод, что в мужской и женской выборках, несмотря на половозрастные особенности, преобладают мужские (Молодин В.И., 2001, с. 26-28) типы крестов (Татауро-ва Л.В., 2010).

19. Пархимович С. Г. Коллекция артефактов из раскопок Березов­ского городища//Культура русских в археологических исследованиях. Омск, 2008.
Контекст: ...Мангазеи, и в центральной части города обнаружены остатки литейных мастерских и формочки для отливки крестов-тельников (Белов М. И., Овсянников О.В., Старков В.Ф., 1981); в исследованиях, проведенных в 2001-2004 гг. в Мангазее Г.П. Визгаловым, С.Г. Пархимовичем (2008а), найдена коллекция нательных крестов; кресты обнаружены на памятниках, изученных раскопками в разной степени: Албазин-ском (Артемьев А.Р.,1996), Кузнецком (Ширин Ю.В., 2000), Саянском (Скобелев С.Г., 2005),

20. Ремнев А. В. Как «чужая земля» становилась «русской»: народ­ное историческое сознание в имперских стратегиях «обрусения» ази­атских окраин//Культура русских в археологических исследованиях: сб. науч. ст. Омск, 2008.
Контекст: ...Главную роль в этом должны были сыграть русские крестьяне, призванные превратить «чужую» землю в «родную» и «русскую» (Ремнев А.В., 2008, с. 8).

21. Скобелев С.Г. Особенности отношения к предметам религиозно­го культа у русских первопроходцев Южной Сибири XVIII в. (по ма­териалам Саянского острога)//Культура русских в археологических исследованиях. Омск, 2005.
Контекст: ...Пархимовичем (2008а), найдена коллекция нательных крестов; кресты обнаружены на памятниках, изученных раскопками в разной степени: Албазин-ском (Артемьев А.Р.,1996), Кузнецком (Ширин Ю.В., 2000), Саянском (Скобелев С.Г., 2005), Илимском (Василевский Р.С., Моло-дин В.И., Седякина Е.Ф., 1978) острогах; в Омской крепости; Березовском городище (Визгалов Г.П., Пархимович С.Г., 2008, с. 166-178; Пархимович С. Г., 2008, с. 251-262).

22. Спицын А. А. Заметки о каменных крестах, преимущественно новгородских//Записки Русского отдела Императорского Русского археологического общества. СПб., 1903. Т. VI, вып. 1.
Контекст: ...Большой вклад в развитие русской ставрографии во второй половине XIX в. внесли архимандрит Макарий (1859), И.А. Шляпкин (1907) и А.А. Спицын (1903).

23. Татауров С.Ф. Влияние русских переселенцев на жизнь сибир­ских татар (по материалам Тарского Прииртышья)//Культура русских в археологических исследованиях. Омск, 2008.
Контекст: ...Нательные крестики встречены и у коренного населения Омского Прииртышья - тарских татар (Татауров А.А., 2008, с. 384-396).

24. Татаурова Л.В. Погребальный обряд русских Среднего Приир­тышья XVII-XIX вв. по материалам комплекса Изюк-I. Омск, 2010.
25. Фролова Г.И. К вопросу о технологии выговского (поморского) литья)//Русское медное литье. М., 1993. Вып. 2.
26. Ширин Ю.В. Поселенческие и погребальные комплексы россий­ских переселенцев XVII-XVIII веков в Кузнецком крае//Русские ста­рожилы: материалы III Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск; Омск, 2000
Контекст: ...Мангазее Г.П. Визгаловым, С.Г. Пархимовичем (2008а), найдена коллекция нательных крестов; кресты обнаружены на памятниках, изученных раскопками в разной степени: Албазин-ском (Артемьев А.Р.,1996), Кузнецком (Ширин Ю.В., 2000), Саянском (Скобелев С.Г., 2005), Илимском (Василевский Р.С., Моло-дин В.И., Седякина Е.Ф., 1978) острогах; в Омской крепости; Березовском городище (Визгалов Г.П., Пархимович С.Г., 2008, с. 166-178; Пархимович С. Г., 2008, с. 251-262).

27. Шляпкин И. А. Древнерусские кресты. Кресты новгородские до XV века, неподвижные и не церковной службы//Записки отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археоло­гического общества. СПб.,1907. Т. VI, вып. 2. С. 49-84.
Контекст: ...Большой вклад в развитие русской ставрографии во второй половине XIX в. внесли архимандрит Макарий (1859), И.А. Шляпкин (1907) и А.А. Спицын (1903).