К ВОПРОСУ О МЕСТЕ ИСЛАМАВ ЮЖНОЙ СИБИРИ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Основное содержание статьи

ЯРКОВ А.П.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
А.П., Я. (1). К ВОПРОСУ О МЕСТЕ ИСЛАМАВ ЮЖНОЙ СИБИРИ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 4(4), 126-139. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2351
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯИ ОБРЯДЫ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХНАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИИ СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Литература

1. Адамов А. А. Тюркские древности Новосибирского Приобья//Тюркские народы: материалы V Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск; Омск, 2002.
Контекст: ...Да и в целом ислам в то время не сильно влиял на общественное сознание, образ жизни и хозяйства, так как археологи зафиксировали, что в Новосибирском Приобье даже в монгольское время «ни смены культуры, ни смены населения не было» (Адамов А.А., 2002, с. 16), а А.Г. Нестеров (2002, с. 18) был убежден, что и позже ХШ в. «активных распространителей ислама среди тайбугидских правителей не нашлось», т.е. эта религия еще не стала ключевым фактором трансформации местного социума.

2. Алексеев А. С. К вопросу о юридической природе власти монар­ха в конституционном государстве. Ярославль, 1910.
Контекст: ...й оседлый образ жизни и устойчивые отношения к земле, следовательно, и сложные экономические и общественные отношения, является результатом продолжительного исторического процесса, насчитывающего века» (Алексеев А.С., 1910, с. 43).

3. Ахметова Ш.К. Глубина этнической памяти (к истории распро­странения ислама у омских казахов//Ислам, общество и культура: материалы междунар. науч. конф. «Исламская цивилизация в преддве­рии ХХ! в. (К 600-летию ислама в Сибири)». Омск, 1994.
Контекст: ...Большинство ученых сходятся во мнении, что ислам в крае активно стал утверждаться в XIV-XVII вв. и расходятся лишь в вопросе о принадлежности миссионеров: из Поволжья или Центральной Азии (Ахметова Ш.К., 1994, с. 13-14; Белич И.В., 1988, с. 103-106; БРЭ, 2004, с. 233; БТЭ, 2004, с. 97; Бустанов А.К., 2009, с. 159; Зиев Х.З., 1968, с. 8; Токарев С.А., 1958, с. 444-445; Томи-лов Н.А., 1998, с. 13-17).

4. Белич И. В. О начале исламизации сибирских татар//Проблемы этнографии и социологии культуры. Омск, 1988.
Контекст: ...Большинство ученых сходятся во мнении, что ислам в крае активно стал утверждаться в XIV-XVII вв. и расходятся лишь в вопросе о принадлежности миссионеров: из Поволжья или Центральной Азии (Ахметова Ш.К., 1994, с. 13-14; Белич И.В., 1988, с. 103-106; БРЭ, 2004, с. 233; БТЭ, 2004, с. 97; Бустанов А.К., 2009, с. 159; Зиев Х.З., 1968, с. 8; Токарев С.А., 1958, с. 444-445; Томи-лов Н.А., 1998, с. 13-17).

5. Белич И. В. Природа в доисламских верованиях сибирских татар//Культурные и хозяйственные традиции народов Западной Сибири. Новосибирск, 1989.
Контекст: ...и местную специфику ислама, ибо она сложилась не только под влиянием пришедшего из Центральной Азии суннизма, но и предыдущих архаичных верований, образовав исламско-языческий синкретизм/синтез/контаминацию (Белич И.В., 1989, с. 133-140; Валеев Ф.Т., 1993, с. 149-205; Seleznev A.G., 2000, р. 341-357; Zarcone Т., 2000, р. 279-296).

6. Большая Российская энциклопедия: в 30 т. М., 2004.
7. Большая тюменская энциклопедия: в 3 т. Тюмень, 2004. Т. 3.
8. Бояршинова З.Я., Степанов Н.Н. Западная Сибирь в XIV-XVI вв.//Материалы по древней истории Сибири. Улан-Удэ, 1964.
Контекст: ...и них обычно называются социально-экономические изменения: расширяющийся процесс феодализации и классовое расслоение, а также рост городских поселений и ремесленного производства, появление земледелия (Бояршинова З.Я., Степанов Н.Н., 1964, с. 475-504; Гарифуллин И.Б., 2001, с. 23; Са-фаргалиев М.Г., 1996, с. 473; Файзрахманов Г.Л., 2005, с. 98).

9. Бустанов А. К. Ранняя версия сочинений об исламизации Сибири//Сулеймановские чтения: материалы ХП Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Тобольск, 2009.
Контекст: ...Большинство ученых сходятся во мнении, что ислам в крае активно стал утверждаться в XIV-XVII вв. и расходятся лишь в вопросе о принадлежности миссионеров: из Поволжья или Центральной Азии (Ахметова Ш.К., 1994, с. 13-14; Белич И.В., 1988, с. 103-106; БРЭ, 2004, с. 233; БТЭ, 2004, с. 97; Бустанов А.К., 2009, с. 159; Зиев Х.З., 1968, с. 8; Токарев С.А., 1958, с. 444-445; Томи-лов Н.А., 1998, с. 13-17).

10. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань, 1993.
Контекст: ...а сложилась не только под влиянием пришедшего из Центральной Азии суннизма, но и предыдущих архаичных верований, образовав исламско-языческий синкретизм/синтез/контаминацию (Белич И.В., 1989, с. 133-140; Валеев Ф.Т., 1993, с. 149-205; Seleznev A.G., 2000, р. 341-357; Zarcone Т., 2000, р. 279-296).

11. Гарифуллин И.Б. Очерки истории татарского населения Тюмен­ской области. Тюмень, 2001.
Контекст: ...е изменения: расширяющийся процесс феодализации и классовое расслоение, а также рост городских поселений и ремесленного производства, появление земледелия (Бояршинова З.Я., Степанов Н.Н., 1964, с. 475-504; Гарифуллин И.Б., 2001, с. 23; Са-фаргалиев М.Г., 1996, с. 473; Файзрахманов Г.Л., 2005, с. 98).

12. Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс: в 3 т. Т. 1: Эпоха формирования государства: общий контекст социальной эволю­ции при образовании государства. М., 2007.
13. Грязнов М.П. История древних племен верхней Оби//МИА. №48. М.; Л., 1956.
Контекст: ...М., 2002, с. 52), но есть определенная опасность идентификации всех трупоположений в грунтовых (а не курганных) могильниках на спине с втянутыми вдоль тела руками, с ориентацией на юго-запад, так как М. П. Грязнов (1956) указывал - эта традиция на юге Западной Сибири имеет глубокие корни - вплоть до эпохи бронзы.

14. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993.
Контекст: ...С другой стороны, сам массив Алтайских гор с многочисленными долинами и мягким климатом представлял как надежную защиту от набегов, равно как и комфортную зону - для нападавших кочевников, не спешивших покидать район (Гумилев Л.Н., 1993, с. 151; Жерносенко И.А., 2004, с. 28; Сагалаев А.М., 1992, с. 61), довольствующихся быстро возобновляемыми ресурсами природы.

15. Жерносенко И. А. Тюркское средневековье//Лекции по истории культуры Алтая. Барнаул, 2004.
Контекст: ...С другой стороны, сам массив Алтайских гор с многочисленными долинами и мягким климатом представлял как надежную защиту от набегов, равно как и комфортную зону - для нападавших кочевников, не спешивших покидать район (Гумилев Л.Н., 1993, с. 151; Жерносенко И.А., 2004, с. 28; Сагалаев А.М., 1992, с. 61), довольствующихся быстро возобновляемыми ресурсами природы.

16. Жидков В.С., Соколов К.Б. Десять веков российской ментально-сти. СПб., 2001.
Контекст: ...И все же, преодолевая случайные флуктуации, возникающие в точках бифуркации, исторический процесс возвращается к определенной траектории развития (Жидков В.С., Соколов К.Б., 2001, с. 25).

17. Зиев Х.З. Узбеки в Сибири. Ташкент, 1968.
Контекст: ...XIV-XVII вв. и расходятся лишь в вопросе о принадлежности миссионеров: из Поволжья или Центральной Азии (Ахметова Ш.К., 1994, с. 13-14; Белич И.В., 1988, с. 103-106; БРЭ, 2004, с. 233; БТЭ, 2004, с. 97; Бустанов А.К., 2009, с. 159; Зиев Х.З., 1968, с. 8; Токарев С.А., 1958, с. 444-445; Томи-лов Н.А., 1998, с. 13-17).

18. Илюшин А. М. Кузнецкие татары по историко-этнографическим и архивным источникам//Культурное наследие народов Западной Сибири. Тюркские народы: материалы V Сибирского симпозиума. Тобольск; Омск, 2002.
Контекст: ...Исследования комплекса Подгорное дали основание для утверждения, что захоронения совершены по мусульманскому обряду (Илюшин А. М., 2002, с. 52), но есть определенная опасность идентификации всех трупоположений в грунтовых (а не курганных) могильниках на спине с втянутыми вдоль тела руками, с ориентацией на юго-запад, так как М. П. Грязнов (1956) указывал - эта традиция на юге

19. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х гг. ХГХ в. Уфа, 1997.
Контекст: ...- активно, будучи занятым в сфере управления, так как управление от имени этого политического объединения осуществляла местная знать, унаследовав и институт тарханства (Федоров-Давыдов Г.А., 1973, с. 26; История..., 1997, с. 129).

20. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951.
Контекст: ...С. В. Киселев (1951, с. 615-616) писал, что «мусульманские погребения, относящиеся к предмонгольскому времени, обнаружились в результате раскопок Теплоухова в Туве».

21. Кульпин Э. Золотая Орда. Проблемы генезиса Российского го­сударства. М., 2006.
Контекст: ...Несмотря на это, активная исламиза-ция оказала влияние в основном только на аристократические группы (Кульпин Э., 2006, с. 41-42), близкие к хану, в то время как рядовое население, особенно на периферии региона, фактически не претерпело никаких изменений в религиозной сфере.

22. Маслюженко Д.Н. Исламизация Сибирского улуса: к вопросу хро­нологии//Сибирь на перекрестье мировых религий: материалы III меж­регион. науч.-практ. конф., посвящ. М.И. Рижскому. Новосибирск, 2006.
Контекст: ...Попытки исламизации проводились и в более позднее время, вплоть до начала Великой Замятни в Золотой Орде, но до середины XV в. массового принятия ислама в среде рядового населения не было (Маслюженко Д.Н., 2006, с. 90-93).

23. Материалы по истории казахских ханств Х^-ХЛПП вв.: (извле­чения из персидских и тюркских соч.)/сост. С.К. Ибрагимов, Н.Н. Мингулов, К.А. Пищулина, В.П. Юдин. Алма-Ата, 1969.
Контекст: ...В то же время, по косвенным данным, можно заключить, что в период правления Узбек-хана была сделана попытка распространить ислам и в Сибири (Материалы.., 1969, с. 348).

24. Мельников Б.В. Поздние погребальные памятники таежного Прииртышья//Древние погребения Обь-Иртышья. Омск, 1991
Контекст: ...Иных свидетельств мусульманского погребального обряда (подбоев, исламской символики, надписей арабской вязью) не зафиксировано, но некоторые ученые считают, что на основании этих материалов дата исламизация Сибири может быть изменена (Мельников Б.В., 1991, с. 153; Соболев В.И., 1994, с. 140-142; Тихонов С.С., 1994, с. 155; Frank A.J., 2000, р. 251).

25. Морозова Т. С. Общее и особенное в погребальном обряде татар За­падной Сибири//Археология и этнография Азиатской части России (но­вые материалы, гипотезы, проблемы и методы): материалы ХЫХ регион. арх.-этнограф. конф. студентов и молодых ученых. Кемерово, 2009.
Контекст: ...Могло бы быть свидетельством мусульманизации погребальный саван и ориентация на Мекку, но по региону они имеет самые разные вариации, а ткань нередко заменяла береста (Морозова Т.С., 2009, с. 170-173).

26. Нестеров А.Г. Искерское княжество тайбугидов (XV-XVI вв.)//Сибирские татары. Казань, 2002.
Контекст: ...Да и в целом ислам в то время не сильно влиял на общественное сознание, образ жизни и хозяйства, так как археологи зафиксировали, что в Новосибирском Приобье даже в монгольское время «ни смены культуры, ни смены населения не было» (Адамов А.А., 2002, с. 16), а А.Г. Нестеров (2002, с. 18) был убежден, что и позже ХШ в. «активных распространителей ислама среди тайбугидских правителей не нашлось», т.е. эта религия еще не стала ключевым фактором трансформации местного социума.

27. Почекаев Р. Ю. Особенности формирования и эволюции право­вой системы Улуса Джучи//Тюрколог. сб. 2005: тюркские народы России и Великой степи. М., 2006.
Контекст: ...Отметим, что на законы Чингисхана ссылались и другие потомки Джучи, принимая решения по спорным вопросам (Почекаев Р.Ю., 2006, с. 309).

28. Пригожин И.Р. Философия нестабильности//Вопросы филосо­фии. 1991. №6.
Контекст: ...Признавая нестабильность мира, И. Р. Пригожин (1991, с. 46), полагал, что она все же приводит к «новой рациональности».

29. Прозоров С. М. Ислам единый, ислам региональный//Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий. М., 1994.
Контекст: ...Нередко невозможно определить, какому этническому пласту или к какой форме религии принадлежат те или иные ритуалы, воззрения, мифологические сюжеты, потому что религии разных времен и народов имеют много общих черт» (Прозоров С.М., 1994, с. 235), а совместная жизнь (хотя и разделенных пространством) в одном регионе мусульман и «язычников» рождала примеры веротерпимости.

30. Савинов Д.Г., Новиков А.В., Росляков С.Г. Верхнее Приобье на рубеже эпох (басандайская культура)/отв. ред. В.И. Молодин. Ново­сибирск, 2008.
31. Сагалаев А.М. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск, 1992. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды//На стыке континентов и цивилизаций... Из опыта образования и распада государств X-XVI вв. М., 1996.
32. Соболев В.И. История сибирских ханств (по археол. материа­лам). Новосибирск, 2008.
Контекст: ...т в определенной социальной и демографической ситуации, когда организация общества становится настолько сложной, что дальнейшая его жизнедеятельность без координирующих центров оказывается невозможной (Соболев В.И., 2008, с. 49; Хали-ков А.Х., 1991, с. 58; Хузин Ф.Ш., 1993, с. 6; Фроянов И.Я., Двор-ниченко А.Ю., 1988, с. 29).

33. Соболев В.И. Распространение ислама в Сибири//Ислам, общест­во и культура: материалы междунар. науч. конф. «Исламская цивилизация в преддверии ХХ! в. (К 600-летию ислама в Сибири)». Омск, 1994.
Контекст: ...Иных свидетельств мусульманского погребального обряда (подбоев, исламской символики, надписей арабской вязью) не зафиксировано, но некоторые ученые считают, что на основании этих материалов дата исламизация Сибири может быть изменена (Мельников Б.В., 1991, с. 153; Соболев В.И., 1994, с. 140-142; Тихонов С.С., 1994, с. 155; Frank A.J., 2000, р. 251).

34. Тихонов С.С. Некоторые аспекты исламизации народов Сибири//Ислам, общество и культура: материалы междунар. науч. конф. «Ис­ламская цивилизация в преддверии XXI в. (К 600-летию ислама в Си­бири)». Омск, 1994.
Контекст: ...Иных свидетельств мусульманского погребального обряда (подбоев, исламской символики, надписей арабской вязью) не зафиксировано, но некоторые ученые считают, что на основании этих материалов дата исламизация Сибири может быть изменена (Мельников Б.В., 1991, с. 153; Соболев В.И., 1994, с. 140-142; Тихонов С.С., 1994, с. 155; Frank A.J., 2000, р. 251).

35. Тишкин А. А. Создание периодизационных и культурно-хроноло­гических схем: исторический опыт и современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая: монография. Барнаул, 2007.
Контекст: ...Да и на Алтае, особенно в Горном, сыгравшем важную роль в первоначальных контактах с центрами исламской цивилизации, не выявлено «исламских» памятников развитого Средневековья (Тишкин А.А., 2007, с. 226).

36. Токарев С.А. Этнография народов СССР. М., 1958.
Контекст: ...XIV-XVII вв. и расходятся лишь в вопросе о принадлежности миссионеров: из Поволжья или Центральной Азии (Ахметова Ш.К., 1994, с. 13-14; Белич И.В., 1988, с. 103-106; БРЭ, 2004, с. 233; БТЭ, 2004, с. 97; Бустанов А.К., 2009, с. 159; Зиев Х.З., 1968, с. 8; Токарев С.А., 1958, с. 444-445; Томи-лов Н.А., 1998, с. 13-17).

37. Томилов Н.А. Ислам и культура Сибири//Влияние ислама на культуру народов Сибири: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 600-летию ислама в Сибири. Тюмень, 1998.
38. Тува: словарь культуры/авт.-сост. Д.С. Маркус. М., 2006.
39. Файзрахманов Г. Л. Сибирские татары в составе Российского го­сударства: дис.... докт. ист. наук. Казань, 2005.
Контекст: ...е расслоение, а также рост городских поселений и ремесленного производства, появление земледелия (Бояршинова З.Я., Степанов Н.Н., 1964, с. 475-504; Гарифуллин И.Б., 2001, с. 23; Са-фаргалиев М.Г., 1996, с. 473; Файзрахманов Г.Л., 2005, с. 98).

40. Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973.
Контекст: ...Если большинство из них - пассивно, став потребителями духовного и материального продукта, то меньшинство - активно, будучи занятым в сфере управления, так как управление от имени этого политического объединения осуществляла местная знать, унаследовав и институт тарханства (Федоров-Давыдов Г.А., 1973, с. 26; История..., 1997, с. 129).

41. Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.
Контекст: ...я общества становится настолько сложной, что дальнейшая его жизнедеятельность без координирующих центров оказывается невозможной (Соболев В.И., 2008, с. 49; Хали-ков А.Х., 1991, с. 58; Хузин Ф.Ш., 1993, с. 6; Фроянов И.Я., Двор-ниченко А.Ю., 1988, с. 29).

42. Хабибова Э. А. Феномен городской культуры Золотой Орды в контексте степного права//Проблемы города в культурной антрополо­гии: история и современность (III Колосницынские чтения): материалы междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2006.
Контекст: ...Известно, что в первой четверти XIV в. хан Узбек провозгласил ислам в качестве государственной религии, скорее всего, при непосредственном влиянии значительной группы богатых купцов (Хабибова Э.А., 2006, с. 136).

43. Халиков А.Х. Ислам и урбанизм в Волжской Булгарии//Биляр -столица домонгольской Булгарии. Казань, 1991.
44. Худяков Ю.С. Горный Алтай в монгольское время. Политическая и этнокультурная ситуация в Горном Алтае в XI-XIV вв.//История Рес­публики Алтай/под ред. А.П. Деревянко. Горно-Алтайск, 2002. Т. 1.
Контекст: ...Установлено, что в ХШ-ХИ/ вв. на Саяно-Алтае возникли фактории мусульман-купцов, монополизировавших караванную торговлю, соответственно, распространявших свои религиозные идеи (Худяков Ю. С., 2002, с. 232).

45. Хузин Ф. Ш. Итоги и перспективы изучения булгарского домон­гольского города//Археология Волжской Булгарии: проблемы, поис­ки, решения. Казань, 1993.
Контекст: ..., когда организация общества становится настолько сложной, что дальнейшая его жизнедеятельность без координирующих центров оказывается невозможной (Соболев В.И., 2008, с. 49; Хали-ков А.Х., 1991, с. 58; Хузин Ф.Ш., 1993, с. 6; Фроянов И.Я., Двор-ниченко А.Ю., 1988, с. 29).

46. Frank A.J. Varieties of Islamization in Inner Asia: the case of the Baraba Tatars, 1740-1917//En islam siberian. Paris, 2000.
47. Seleznev A.G. Le syncretisme islam-paganisme chez les peoples turks de Siberie occidentale//En islam sibirien/еd. S.A. Dudognion. Paris, 2000.
Контекст: ...м пришедшего из Центральной Азии суннизма, но и предыдущих архаичных верований, образовав исламско-языческий синкретизм/синтез/контаминацию (Белич И.В., 1989, с. 133-140; Валеев Ф.Т., 1993, с. 149-205; Seleznev A.G., 2000, р. 341-357; Zarcone Т., 2000, р. 279-296).

48. Zarcone T. Les confreries soufies en Siberie (XIXe siecle et debut du XXe siecle)//En islam sibirien/еd. S.A. Dudognion. Paris, 2000.
Контекст: ...Азии суннизма, но и предыдущих архаичных верований, образовав исламско-языческий синкретизм/синтез/контаминацию (Белич И.В., 1989, с. 133-140; Валеев Ф.Т., 1993, с. 149-205; Seleznev A.G., 2000, р. 341-357; Zarcone Т., 2000, р. 279-296).