Темпоральные структуры в украинских мифологических сюжетах о гончарах (особенности архаического восприятия праздничного времени)

Основное содержание статьи

К.Ю. Рахно

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Рахно, К. (1). Темпоральные структуры в украинских мифологических сюжетах о гончарах (особенности архаического восприятия праздничного времени). НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 4(4), 240-249. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2364
Раздел
СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Литература

1. Артюх Л.Ф. Украшська народна кулшар1я: (1сторико-етно-граф1чне дослвдження). Кш'в, 1977.
Контекст: ...Опираясь на археологические данные, можно с уверенностью утверждать, что конина наряду со свининой и мясом крупного рогатого скота употреблялась в пищу носителями зарубинецкой культуры (III в. до н.э.), причисляющейся частью исследователей к раннеславянским (Артюх Л.Ф., 1977, с. 76).

2. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. М., 1975.
Контекст: ...Ситуация мести Одина тщеславному земному конунгу типична для Эдды (например, «Речей Гримнира») (Беовульф, 1975, с. 209-215).

3. Васильков Я.В. Древнеиндийский вариант сюжета о «безобраз­ной невесте» и его ритуальные связи//Архаический ритуал в фольк­лорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.
4. Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Харьков, 1916. Т. I.
5. Грейвс Р. Белая богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии. М., 1999.
Контекст: ...Но этот запрет отменялся на ежегодном осеннем пиршестве (Грейвс Р., 1999, с. 445-446).

6. Гуревич А.Я. История и сага. М., 1972.
Контекст: ...Однако Ари Торгильсон сообщает в «Книге об исландцах» (VII), написанной во второй половине XI -первой половине XII в., что когда альтинг постановил принять христианство, то всем исландцам было позволено, как и раньше, есть конину на праздники и придерживаться других старинных обычаев (Гуревич А.Я., 1972, с. 172).

7. Дуглас М. Чистота и опасность. М., 2000.
Контекст: ...Первоначально все «нечистое» было священным (Стурлусон С., 1980, с. 523-524; Дуглас М., 2000, с. 29-33).

8. Думи: кторико-герогчний цикл. Кш'в, 1982.
9. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986.
Контекст: ...Месть святого Юрия знахарю находит соответствия в расправе Одина над колдуном Митодином, посягнувшим на его власть, и узурпатором Оллером, описанных в «Деяниях данов» Саксона Грамматика (XII в.) (Дюмезиль Ж., 1986, с. 149-151; Миллер О., 1901, с. 533).

10. Жирар Рене. Насилие и священное. М., 2000.
Контекст: ...Аналогичное уподобление и замена характерны также для индоевропейского ритуала жертвоприношения коня, заменившего более древнее жертвоприношение человека (Токарев С.А., 1958, с. 98-99, 108-110; Кузьмина Е.Е., 1977, с. 38; Жирар Р., 2000, с. 42).

11. Иванов В.В. Заметки о типологическом и сравнительно-истори­ческом исследовании римской и индоевропейской мифологии//Труды по знаковым системам (Ученые зап-ки Тартуского гос. ун-та). Тарту, 1969. Вып. 236.
Контекст: ...В октябре, на осеннее равноденствие, приносили коня (Equus October) в жертву и римляне (Иванов В.В., 1969, с. 52; 1974, с. 107).

12. Иванов В.В. Опыт истолкования древнеиндийских ритуальных и мифологических терминов, образованных от asva -«конь»: (жертво­приношение коня и дерево asvattha в Древней Индии)//Проблемы ис­тории языков и культуры народов Индии. М., 1974.
Контекст: ...В древнеперсидском календаре (эламская и аккадская версия Бехютунськая летопись) месяц, приходившийся на октябрь-ноябрь, звался Urkazana, т.е. месяц людей-волков (в эламской передаче mar-ga-sa-na-is) (Иванов В.В., 1974, с. 407; Иванчик И.А., 1988, с. 43).

13. Иванчик И. А. Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию//Советская этнография. М., 1988. №5.
Контекст: ...В древнеперсидском календаре (эламская и аккадская версия Бехютунськая летопись) месяц, приходившийся на октябрь-ноябрь, звался Urkazana, т.е. месяц людей-волков (в эламской передаче mar-ga-sa-na-is) (Иванов В.В., 1974, с. 407; Иванчик И.А., 1988, с. 43).

14. Кардини Франко. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.
Контекст: ...Среди островных кельтов конь - предмет многочисленных традиционных запретов, однако кандидат на королевский трон уподоблялся ими белоснежному коню, мясо которого он должен был съесть, чтобы вобрать в себе все его достоинства (Кардини Фр., 1987, с. 77).

15. Клейн Л.С. Перун на Кавказе//Советская этнография. М., 1985. №6.
Контекст: ...Такую же двойственность исследователи отмечают и у его предшественника - языческого громовержца Перуна (Клейн Л.С., 1985, с. 121).

16. Кузьмина Е.Е. В стране Кавата и Афрасиаба. М., 1977.
Контекст: ...В дни весеннего и осеннего праздника воинов в них варили мясо принесенного в жертву коня и съедали его, что должно было гарантировать всеобщее благополучие (Кузьмина Е.Е., 1977, с. 109).

17. Кузьмина Е.Е. Древнеиранские и переднеазиатские элементы в искусстве ираноязычных народов первой половины тысячелетия до н.э.//Искусство и археология Ирана и его связь с искусством народов СССР с древнейших времен: тез. докл. М., 1979.
18. Кузьмина Е. Е. Конь в религии и искусстве саков и скифов//Скифы и сарматы. Киев, 1977.
Контекст: ...В дни весеннего и осеннего праздника воинов в них варили мясо принесенного в жертву коня и съедали его, что должно было гарантировать всеобщее благополучие (Кузьмина Е.Е., 1977, с. 109).

19. Кузьмина Е.Е. О семантике изображений на Чертомлыцкой вазе//Советская археология. 1976. №3.
Контекст: ...Это своеобразный эквивалент принесения животного в жертву ради поддержания существующего мироздания, который может иметь и астрономический подтекст (Кузьмина Е. Е., 1976, с. 70; 1977, с. 106-107; Рене Ж, 2000, с. 120).

20. Кузьмина Е. Е. Распространение коневодства и культа коня у ира­ноязычных племен Средней Азии и других народов Старого света//Сред­няя Азия в древности и средневековье: (история и культура). М., 1977.
Контекст: ...В дни весеннего и осеннего праздника воинов в них варили мясо принесенного в жертву коня и съедали его, что должно было гарантировать всеобщее благополучие (Кузьмина Е.Е., 1977, с. 109).

21. Кузьмина Е.Е. Сцена терзания в искусстве саков//Этнография и археология Средней Азии. М., 1979.
22. Маккаллох Джон. Религия древних кельтов. М., 2004.
23. Мансикка В.Й. Религия восточных славян. М., 2005.
24. Миллер О. Илья Муромец и богатырство киевское: Сравнитель­но-критические наблюдения над слоевым составом народного русско­го эпоса. СПб., 1869.
25. Пошивайло Олесь. Етнограф1я украшського гончарства: Л1вобе-режна Украша. Кшв, 1993.
26. Ригведа. Мандалы I-IV. М., 1989. Сага о Сверрире. М., 1988. Скурапвський Василь. Вшець. Кшв, 1994. Стурлусон Снорри. Круг Земной. М., 1980.
27. Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских наро­дов Х1Х -начала ХХ в. М., 1958.
Контекст: ...Крестьяне с вечера крепко закрывали конюшни, не ходили в лес и остерегались отправляться в дорогу, считая, что в этот день опасно встречаться со зверями (Скуратовский В., 1994, с. 206; Токарев С.А., 1958, с. 46).

28. Чочиев А. Р. Очерки истории социальной культуры осетин: (Тра­диции кочевничества и оседлости в социальной культуре осетин). Цхинвали, 1985.
Контекст: ...Так, у осетинов инициация (посвящения) молодых воинов связывалась с праздником Уастырджи - патрона воинов и волков - в ноябре, во время которого проводились разные военные игры и состязания (Чочиев А.Р., 1985, с. 67-73, 146-147).