Отражение культа гор в алтайских героических сказаниях
Основное содержание статьи
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Конунов, А. (1). Отражение культа гор в алтайских героических сказаниях. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 4(4), 335-341. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2374
Выпуск
Раздел
ОТРАЖЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НАРОДОВВ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Литература
1. Баскаков Н.А. Северные диалекты алтайского (ойротского) языка: Диалект черневых татар (туба кижи): тексты и переводы. М., 1965.
Контекст: ...Тайгазына бажыр ийди // АнаУ ары тайгазыныу / Эдегизин эки эбирди / Эш-немее тапады // Аргаа-кобызын ажып ийди / Алар немее тапады // Эмди кбреп ту-рар болзо / Кандый да каан / Тайгазыныу ауы кужын кырала / Фере бертир») (Баскаков Н.А., 1965, с. 156).
2. Казагачева З.С. Алтайские героические сказания «Очи-Бала», «Кан-Алтын»: аспекты текстологии и перевода. Горно-Алтайск, 2002.
Контекст: ...Кроме того, эти шооры могут уничтожить тех, от кого исходит зло» (Казагачева З. С., 2002, с. 110-111).
3. Кызласов И.Л. Гора-прародительница в фольклоре хакасов//Советская этнография. М., 1982. №2.
Контекст: ...По словам И.Л. Кызласова (1982а, с. 90), «изменение представления о благосостоянии, в которых идея обеспеченности пищей перестает главенствовать безраздельно, вероятно, приводит к восприятию священной горы и как средоточия всего принадлежащего роду имущества.
4. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос. М., 1973.
Контекст: ...Бурую гору матерью называет. (Маадай-Кара, 1973, с. 68) То, что происхождение многих героев в эпосе связывается с горой-прародительницей, видимо, есть результат эпической трансформации культа гор.
5. Ойношев В.П. Система мифологических символов в алтайском героическом эпосе. Горно-Алтайск, 2006.
Контекст: ...Так, многие богатыри произошли от духа горы или отец у них - гора, а мать - озеро» (Ойношев В.П., 2006, с. 144) или река (талай).
6. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Алтайские героические сказания: «Очи-Бала», «Кан-Алтын». Новосибирск, 1997. Т. 15.
Контекст: ...Например: Кара тайканы атам теген Черную тайгу отцом называя, Кату фарды энем теген Отвесный яр [реки] матерью называя... (Памятники фольклора..., 1997, с. 86) В сказании «Кан-Алтын» Т.А. Чачиякова, С. Савдина происхождение богатыря также навеяно мифологическими представлениями: Петкен-чыккан алтайы - Его алтаем, где он появился-родился.
7. Суразаков С.С. Алтайский героический эпос. М., 1985.
Контекст: ...я скала, откройся. / Единственного сына возьму! // Раздвигающаяся моя скала, раздвинься. / Душу его спасу!» («Фарт кайам, фарыл бер / Фауыс балам алайын! // Кыпту кайам, кыпталып бер / Кызыл тынын алайын!») (Суразаков С.С., 1985, с. 129).
8. ФМ №129. Фольклорные материалы, архив НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова (сказ. «Кан-Тутай»). Горно-Алтайск.
Контекст: ...Тайгазына бажыр ийди // АнаУ ары тайгазыныу / Эдегизин эки эбирди / Эш-немее тапады // Аргаа-кобызын ажып ийди / Алар немее тапады // Эмди кбреп ту-рар болзо / Кандый да каан / Тайгазыныу ауы кужын кырала / Фере бертир») (Баскаков Н.А., 1965, с. 156).
2. Казагачева З.С. Алтайские героические сказания «Очи-Бала», «Кан-Алтын»: аспекты текстологии и перевода. Горно-Алтайск, 2002.
Контекст: ...Кроме того, эти шооры могут уничтожить тех, от кого исходит зло» (Казагачева З. С., 2002, с. 110-111).
3. Кызласов И.Л. Гора-прародительница в фольклоре хакасов//Советская этнография. М., 1982. №2.
Контекст: ...По словам И.Л. Кызласова (1982а, с. 90), «изменение представления о благосостоянии, в которых идея обеспеченности пищей перестает главенствовать безраздельно, вероятно, приводит к восприятию священной горы и как средоточия всего принадлежащего роду имущества.
4. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос. М., 1973.
Контекст: ...Бурую гору матерью называет. (Маадай-Кара, 1973, с. 68) То, что происхождение многих героев в эпосе связывается с горой-прародительницей, видимо, есть результат эпической трансформации культа гор.
5. Ойношев В.П. Система мифологических символов в алтайском героическом эпосе. Горно-Алтайск, 2006.
Контекст: ...Так, многие богатыри произошли от духа горы или отец у них - гора, а мать - озеро» (Ойношев В.П., 2006, с. 144) или река (талай).
6. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Алтайские героические сказания: «Очи-Бала», «Кан-Алтын». Новосибирск, 1997. Т. 15.
Контекст: ...Например: Кара тайканы атам теген Черную тайгу отцом называя, Кату фарды энем теген Отвесный яр [реки] матерью называя... (Памятники фольклора..., 1997, с. 86) В сказании «Кан-Алтын» Т.А. Чачиякова, С. Савдина происхождение богатыря также навеяно мифологическими представлениями: Петкен-чыккан алтайы - Его алтаем, где он появился-родился.
7. Суразаков С.С. Алтайский героический эпос. М., 1985.
Контекст: ...я скала, откройся. / Единственного сына возьму! // Раздвигающаяся моя скала, раздвинься. / Душу его спасу!» («Фарт кайам, фарыл бер / Фауыс балам алайын! // Кыпту кайам, кыпталып бер / Кызыл тынын алайын!») (Суразаков С.С., 1985, с. 129).
8. ФМ №129. Фольклорные материалы, архив НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова (сказ. «Кан-Тутай»). Горно-Алтайск.