ОБ ОТЗВУКАХ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА В ПИСЬМЕННЫХ ПАМЯТНИКАХ, СОДЕРЖАЩИХ СВЕДЕНИЯ О КОЧЕВЫХ НАРОДАХ

Основное содержание статьи

ЕРМОЛЕНКО Л.Н.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Л.Н., Е. (1). ОБ ОТЗВУКАХ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА В ПИСЬМЕННЫХ ПАМЯТНИКАХ, СОДЕРЖАЩИХ СВЕДЕНИЯ О КОЧЕВЫХ НАРОДАХ. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 2(2), 101-114. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2386
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Литература

1. Алтайские героические сказания «Очи-Бала». «Кан-Алтын». Новосибирск, 1997. 668 с
Контекст: ...Грозная богатырка Очи-Бала озаряет все вокруг пламенем, а конь ее кажется «всполохом молнии» (Алтайские..., 1997, с. 117, прим. 26).

2. Аммиан Марцеллин. Римская история. СПб., 1994. 570 с
Контекст: ...Близкие к эпическим характеристики гнева использует римский историк Аммиан Марцеллин (IV в.), живописуя сражающихся варваров (готов, аланов, гуннов), которые наступали, «метая молнии из глаз» (Аммиан Марцеллин, 1994, с. 516).

3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001. 512 с
Контекст: ...Данные этологических (Eibl-Eibesfeldt I., 1997, S. 528, 530, 655 etc.) и психологических (Фромм Э., 1992, с. 187189; Берковиц Л., 2001, с. 68-69, 129-135) исследований позволяют констатировать реалистическую основу эпических описаний внешности гневающегося богатыря (со скидкой на гиперболизацию), психофизиологическую основу и универсальность эпических метафор богатырского гнева.

4. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.-Л., 1950. Т. I. 381 с
Контекст: ...Он усердно занимался завоевательными походами» (Liu Mau-tsai, 1958, S. 8; ср. Бичурин Н.Я., 1950, с. 228-229).

5. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.-Л., 1950а. Т. II. 335 с
Контекст: ...Он усердно занимался завоевательными походами» (Liu Mau-tsai, 1958, S. 8; ср. Бичурин Н.Я., 1950, с. 228-229).

6. Бородай Т. Ю. Луций Анней Сенека и его философская проза//Сенека Луций Анней. Философские трактаты. СПб., 2001. С. 5-11
Контекст: ...Трактат, по мнению Т. Ю. Бородай, характеризует Сенеку, «как выдающегося исследователя психологии» (Бородай Т.Ю., 2001, с. 8).

7. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. М., 1893 (репринтн. издание, Горно-Алтайск, 1993). 270 с
8. Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени. Историческое исследование поэтики. М., 1989. 256 с
Контекст: ...В характеристике образа богатыря героического эпоса значим мотив гнева (Шталь И.В., 1975, с. 110 и сл.; Гацак В.М., 1989, с. 25 и сл.; Ермоленко Л.Н., 2003).

9. Гёр-оглы. Туркменский героический эпос. М., 1983. 805 с
Контекст: ...Гёр-оглы поет: «Начавший битву пьет алое вино» (Гёр-оглы, 1983, с. 533).

10. Гесиод. Щит Геракла//ВДИ. 1985. № 3. С. 200-221
11. Гомер. Илиада. М., 1985. 432 с
12. Джангар. Калмыцкий героический эпос. М., 1990. 475 с
Контекст: ...Алтан Чэджи предлагает похваляющемуся своими подвигами Хонгору добыть «меч, испускающий искры при атаке» (Джангар, 1990, с. 428).

13. Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. Тексты, перевод, комментарий. М., 1982. 456 с
14. Ермоленко Л.Н. Изобразительные памятники и эпическая традиция (по материалам культуры древних и средневековых кочевников Евразии). Автореф. дисс.... докт. ист. наук. Кемерово, 2006. 36 с
Контекст: ...Путем сравнительно-типологического анализа разноязычных и разностадиальных, «устных» и «книжных»5 памятников героического эпоса определяется круг широко распространенных мотивов (Ермоленко Л.Н., 2006).

15. Ермоленко Л. Н. Об огненной природе эпической ярости//Археология Южной Сибири. Новосибирск. 2003. С. 67-71
Контекст: ...В характеристике образа богатыря героического эпоса значим мотив гнева (Шталь И.В., 1975, с. 110 и сл.; Гацак В.М., 1989, с. 25 и сл.; Ермоленко Л.Н., 2003).

16. Ермоленко Л.Н. Отображение эпического мотива «кровожадности» в изобразительных памятниках (на примере антропоморфизированных изображений кошачьих хищников)//Миф, обряд и ритуальный предмет в древности. Екатеринбург-Сургут, 2007. С. 43-56
17. Жизнь и подвиги Антары. М., 1968. 455 с
Контекст: ...У сражающегося Антары, например, «из глаз... посыпались искры и он крикнул на рабов Рабиа так, что они задрожали от страха... и обратились в бегство» (Жизнь и подвиги..., 1968, с. 237; ср. с. 87- 88).

18. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л., 1974. 728 с
Контекст: ...Например, анализируя «реальные бытовые предпосылки» эпического образа богатырской девы, В.М. Жирмунский привел, очевидно, эпизированные сведения о дочери Кайду из книги Марко Поло (XIII в.) и сослался на другие исторические источники, содержащие аналогичные данные (Жирмунский В.М., 1974, с. 266267).

19. Клавихо, Руи Гонсалес де. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406). М., 1990. 211 с
Контекст: ...Так, А.Ю. Якубовский отметил, что сообщение о ранениях Тимура в дневнике Руи Гонсалеса де Клавихо (XV в.) «восходит к устной традиции» (Клавихо, 1990, с. 69, примеч. 245).

20. Кыыс Дэбилийэ. Якутский героический эпос. Новосибирск, 1993. 330 с
Контекст: ...Так, у могучей богатырки якутского эпоса светлые, «словно серебряные монеты» глаза (Кыыс Дэбилийэ, 1993, с. 201).

21. Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1961. 392 с
Контекст: ...В китайских хрониках северные номады обычно изображаются гневливыми, вспыльчивыми (Кюнер Н.В., 1961, с. 204, 208, 231), способными, как туцзюе, ранить в споре (Liu Mau-tsai, 1958, S. 9) или, как ухуань, убить в гневе (Бичурин Н.Я., 1950, с. 142; ср.

22. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе (окончание). Часть вторая. Латинские писатели//ВДИ. 1949б. № 4. С. 225-305
Контекст: ...Публий Овидий Назон говорил о припонтийских племенах (судя по всему, о гетах, сарматах и пр.) -тех, «которые кровью ищут добычи» и, «которые, по слухам, наслаждаются человеческой кровью» (Латышев В.В., 1949, с. 232).

23. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе//ВДИ. 1949. № 1. С. 185-295
Контекст: ...Публий Овидий Назон говорил о припонтийских племенах (судя по всему, о гетах, сарматах и пр.) -тех, «которые кровью ищут добычи» и, «которые, по слухам, наслаждаются человеческой кровью» (Латышев В.В., 1949, с. 232).

24. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Вып. 1 (XIX) и 2 (XX). СПб., 1992. 151 с
Контекст: ...Античные авторы подчеркивали особенную гневливость скифов и гуннов (Латышев В. В., 1992, с. 36; Аммиан Марцеллин, 1994. с. 492).

25. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Дополнения//ВДИ. 1952. № 2. С. 265-323
Контекст: ...Ам-миан Марцеллин характеризовал римских солдат как «жадных до варварской крови» (Латышев В.В., 1952, с. 312).

26. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. Алматы, 1996. 656 с
Контекст: ...А.И. Левшин утверждал: «Киргиз-казак, который не может отмстить нанесенной ему обиды, в минуту гнева похож на беснующегося» (Левшин А.И., 1996, с. 328).

27. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М.-Л., 1959. 111 с
Контекст: ...Кюль-тегину (732) сообщается, что войско тюргешского кагана пришло «подобно огню и вину» (Малов С.Е., 1951, с. 41, КТб, 37), а в эпитафии Бильге-кагану (735) написано: «Войско Тюргеш-хана подступило как огонь и вихрь» (Малов С.Е., 1959, с. 21, БК, 27).

28. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М.-Л., 1951. 451 с
Контекст: ...Так, в надписи в честь Тоньюкука (ок. 725) говорится о врагах-тюргешах: «... они пришли, пламенея, как пожар» (Малов С.Е., 1951, с. 69, Тон, 40); в эпитафии Кюль-тегину (732) сообщается, что войско тюргешского кагана пришло «подобно огню и вину» (Малов С.Е., 1951, с. 41, КТб, 37), а в эпитафии Бильге-кагану (735) написано: «Войско Тюргеш-хана подступило как огонь и вихрь» (Малов С.Е., 1959, с. 21, БК, 27).

29. Манас. Киргизский героический эпос. М., 1984. Кн. 1. 544 с
Контекст: ...Подобным образом эпический богатырь Манас появляется на свет «Полную горсть крови / Зажав в каждой руке...» (Манас, 1984, с. 250). 10 В исторических источниках также встречаются описания ритуалов питья вражеской крови.

30. Манас. Киргизский героический эпос. М., 1988. Кн. 2. 688 с
Контекст: ...Войско Манаса движется, «гудя, словно разгоревшийся пожар» (Манас, 1988, с. 404).

31. Манас. Киргизский героический эпос. М., 1990. Кн. 3. 512 с
Контекст: ...Например, о герое одноименной киргизской эпопеи - богатыре Манасе говорится: «Кто скрытен, кто имеет повадки льва, / У кого от ярости гневное лицо, / А когда смотрит -гневный взгляд, / Чьи гневны слова, если в ярости заговорит» (Манас, 1990, с. 431).

32. Материалы по истории кочевых народов в Китае III-V вв. Вып. I. Сюнну. М., 1989
Контекст: ...В «Цзинь шу» (VII в.) деталь внешности Лю Яо - императора созданной хунну династии (Ранняя) Чжао - характеризуется с помощью огненной метафоры ярости: «От рождения имел белые брови, в глазах вспыхивал красный цвет...» (Материалы..., 1989, с. 82).

33. Махабхарата. Книга восьмая. М., 1990. 326 с
34. Махабхарата. Книга седьмая. СПб., 1993. 647 с
35. Могучий Якутский героический эпос. «Могучий Эр Соготох». Новосибирск, 1996. 440 с
Контекст: ...Богатырь олонхо Эр Соготох спускается в Нижний мир «Грозными громами ведомый, / сверкающей молнией сопровождаемый» (Могучий..., 1996, с. 227; ср.

36. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М., 1994. 656 с
Контекст: ...Например, от меча нарта Ёрюзмека сыплются искры, освещающие мир, «словно молнии» (Нарты, 1994, с. 594).

37. Нюргун Боотур Стремительный. Якутск, 1947. Вып. I. 410 с
Контекст: ...т жеребенка; / мускулы зазвенели, / как тетива лука; / сильные мышцы, / крупные мускулы / вкривь и вкось стянулись; / слова не может сказать - так задыхаться стал, / речи не может держать - весь затрясся» (Нюргун..., 1947, с. 177).

38. Похищение Быка из Куальнге. М., 1985. С. 117-327
Контекст: ...Словно ветви боярышника, которыми заделывают дыру в изгороди свились <... > грозно топорщившиеся волосы» (Похищение..., 1985, с. 220-221).

39. Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. Л., 1988. 225 с
Контекст: ...Б. Н. Путилов в известной работе, посвященной взаимосвязи героического эпоса и действительности, писал: «... эпический идеал и эпические нормы поведения... могут отозваться в действительности или в летописных описаниях (курсив здесь и далее мой. - Л.Е)» (Путилов Б.Н., 1988, с. 120).

40. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М.-Л., 1952. Т. I. Кн. 2. 315 с
Контекст: ...Производная от эпической метафоры аллегория содержится и в «Сбонике летописей» Ращид-ад-дина (XIV в.), где об оружии Чингиз-хана сказано: «Искры огня его стального копья, словно ветер прах, уничтожали злодеев в стране...» (Рашид-ад-дин, 1952а, с. 61).

41. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М.-Л., 1960. Т. II. 248 с
Контекст: ...Рашид-ад-дин использует и другие метафоры битвы-охоты, с помощью которых описывается кровожадная ярость воинов: «точно львы, бросающиеся на стадо газелей» (Рашид-ад-дин, 1960, с. 24), «как отважный лев, который кидается на добычу» (Рашид-ад-дин, 1960, с. 37).

42. Сенека Луций Анней. О гневе//Философские трактаты. СПб., 2001. С. 103-179
Контекст: ...Он дает следующее определение: «... гнев - это всегда возбуждение, раздражение, взрыв; неистовая, нечеловеческая жажда оружия, крови...» и уподобляет гнев кратковременному буйному помешательству (Сенека, 2001, с. 103).

43. Сокровенное сказание монголов. Улан-Удэ, 1990. С. 5-148
Контекст: ...Недаром этот вот яростно из утробы моей появился на свет, сжимая в руке своей комок запекшейся крови!» (Сокровенное сказание..., 1990, с. 25).

44. Строптивый Кулун Куллустуур. Якутское олонхо. М., 1985. 608 с
Контекст: ...О пришедшем в ярость Строптивом Кулун Куллустууре говорится: «И без абаасы обезумел, / Без вина опьянел» (Строптивый..., 1985, с. 371).

45. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши Цзи). М., 1975. Том II. 579 с
Контекст: ...Почти эпическую ярость испытывает Фань Куай, который «... гневно уставился на Сян-вана, причем [от гнева] волосы на его голове поднялись кверху, а зрачки настолько расширились, что казалось, разорвут глаза» (Сыма Цянь, 1975, с. 134).

46. Трояков П. А. Аналогии героическому эпосу тюркоязычных народов в орхоно-енисейских памятниках//Фольклор и историческая этнография. М., 1983. С. 74-88
Контекст: ...К числу наиболее изученных на предмет аналогий героическому эпосу тюркоязычных народов относятся памятники орхонской и енисейской рунической письменности (Трояков П.А., 1983 и др.).

47. Фирдоуси. Шахнаме. Том первый. М., 1993. Т. I. 675 с
Контекст: ...Отождествление войска с пожаром встречается в героической поэме Фирдоуси «Шахнаме» (X в.): «В селения мазендеранской страны, / Подобно пожару в сухих тростниках, / Бойцы ворвались...» (Фирдоуси, 1993, с. 390).

48. Фирдоуси. Шахнаме. Том второй. М., 1994. Т. II. 643 с
Контекст: ...В «Шахна-ме» описан сражающийся Сохраб: «В крови булава и броня: будто лев / Добычу схватил и когтит, опьянев» (Фирдоуси, 1994, с. 66).

49. Фирдоуси. Шахнаме. Том третий. М., 1994а. Т. III. 591 с
Контекст: ...В «Шахна-ме» описан сражающийся Сохраб: «В крови булава и броня: будто лев / Добычу схватил и когтит, опьянев» (Фирдоуси, 1994, с. 66).

50. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. 430 с
Контекст: ...Данные этологических (Eibl-Eibesfeldt I., 1997, S. 528, 530, 655 etc.) и психологических (Фромм Э., 1992, с. 187189; Берковиц Л., 2001, с. 68-69, 129-135) исследований позволяют констатировать реалистическую основу эпических описаний внешности гневающегося богатыря (со скидкой на гиперболизацию), психофизиологическую основу и универсальность эпических метафор богатырского гнева.

51. Шталь И.В. Гомеровский эпос. Опыт текстологического анализа «Илиады». М., 1975. 246 с
Контекст: ...В характеристике образа богатыря героического эпоса значим мотив гнева (Шталь И.В., 1975, с. 110 и сл.; Гацак В.М., 1989, с. 25 и сл.; Ермоленко Л.Н., 2003).

52. Щербак А.М. Огуз-наме. Мухаббат-наме. М., 1959. 171 с
Контекст: ...В карлук-ско-уйгурской поэме XIV в. «Мухаббат-наме» о войнах Мухаммеда Ходжа-бека сказано, что они «Вступают в битву, подобно тому как входят на пир» (Щербак А.М., 1959, с. 152).

53. Eibl-Eibesfeldt I. Biologie des menschlichen Verhaltens. Grundriss der Human-ethologie. Weyarn, 1997. 1118 s
Контекст: ...Данные этологических (Eibl-Eibesfeldt I., 1997, S. 528, 530, 655 etc.) и психологических (Фромм Э., 1992, с. 187189; Берковиц Л., 2001, с. 68-69, 129-135) исследований позволяют констатировать реалистическую основу эпических описаний внешности гневающегося б

54. Liu Mau-tsai. Die chinesische Nachrichten zur Geschichte der Ost-Turken (T'u-kue). Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1958. B. I-II. 831 s
Контекст: ...Когда китайский полководец Юй Цзюй-ло атаковал с несколькими всадниками тюрков-туцзюе, «он вытаращил свои глаза и закричал так громко, что противники все потеряли мужество» (Liu Mau-tsai, 1958, s. 120).