Представления о смерти в античной культурной традиции и шаманском мировоззрении народов Сибири

Основное содержание статьи

Е. В. Нам Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Нам, Е. В. (1). Представления о смерти в античной культурной традиции и шаманском мировоззрении народов Сибири. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 2(2), 241-249. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2396
Раздел
СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Литература

1. Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972. 600 с
Контекст: ...Так умереть для них величайшее блаженство» (Геродот, 1972, с. 79).

2. Гесиод. Теогония//О происхождении богов. М., 1990. С. 191-221
Контекст: ...В древнегреческой мифологии Сон является братом Смерти, а оба они - сыновья «многосумрачной» Ночи (Гесиод, 1990, с. 211), которая уподобляется небытию.

3. Гиндин Л.Н. Миф о поединке и мифология Аполлона (на материале I-III гомеровских гимнов).//Славянское и балканское языкознание. Ч. III. Античная балканистика и сравнительная грамматика. М., 1977. С. 96-117
Контекст: ...Согласно Плутарху, после убийства Пифона он должен был провести в «ином мире» девять космических периодов (Гиндин Л.Н., 1977, с. 106).

4. Гомер. Одиссея. М., 1993. 320 с
Контекст: ...В мир наш: одни роговые, другие из кости слоновой; Сны, проходящие к нам воротами из кости слоновой, Лживы, несбыточны, верить никто из людей им не должен, Те же, которые в мир роговыми воротами входят, Верны; сбываются все приносимые ими виденья (Гомер, 1993, с. 243).

5. Древнетюркский словарь. Л., 1969. 676 с
Контекст: ...Так древнетюркское слово Jas обозначает одновременно «год», «жизнь», а также «смерть» и «гибель» (Древнетюркский словарь, 1969, с. 244, 245).

6. Елизаренкова Т.Я. «Ригведа» -великое начало индийской литературы и культуры.//Ригведа. Мандалы I-IV. М., 1989. С. 426-523
Контекст: ...Так, авторы ведических гимнов - риши - именовались также словом vipra, что значит «вдохновенный», «трепетный», «поэт», «певец» и происходит от корня vip -«трепетать», «дрожать» (Елизаренкова Т.Я., 1989, с. 479) то есть входить в экстатическое состояние.

7. Козуб Ю.И. Модель лука из Ольвии//Скифские древности. Киев, 1973. С. 270-274
Контекст: ...V в. до н.э., в котором находилась бронзовая модель лука явно культового назначения (Козуб Ю.И., 1973, с. 270).

8. Кулемзин В.М. Мировоззренческие аспекты охоты и рыболовства//История и культура хантов. Томск, 1995. С. 3-155
Контекст: ...И в то же время среди многочисленных названий для обозначения смерти они использовали термин «аиль ях», то есть «сходивший впустую на охоту» (Кулемзин В.М., 1995, с. 66).

9. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. 620 с
Контекст: ...Но имя Адмет значит «неодолимый» и является эпитетом Аида (Лосев А.Ф. 1957, с. 264).

10. Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996. Т.1. 336 с
Контекст: ...Павсаний упоминает о Психопомпионе в Гераклее - месте, где заклинатели могли вызывать души из подземного царства и получать от них ответы (Павсаний, 1996, с. 225).

11. Потапов Л.П. Лук и стрела в шаманстве у алтайцев.//СЭ. 1934. №3. С. 64-76
Контекст: ...Бурятское слово «ухта» имеет несколько значений: «острие стрелы», «душа» и «шаманский корень» (Потапов Л.П., 1934, с. 74).

12. Прокофьева Е.Д. Костюм селькупского шамана//СМАЭ. Т. 11. Л., 1949. С. 335-376
Контекст: ...Так, у селькупов только наиболее избранные шаманы получали доступ к самой трудной дороге в страну предков (Прокофьева Е.Д., 1949, с. 373).

13. Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. Т. III. СПб, 1905. Ч. 1. 1259 с
Контекст: ...Но все они родственны слову ]ук - «небытие» - из казанского наречия (Радлов В.В., 1905, с. 536).

14. Ревуненкова Е. В. О некоторых истоках поэтического творчества в Индонезии (шаман -певец -сказитель).//Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984. С. 35-41
Контекст: ...Е.В. Ревуненкова пришла к выводу, что поэт вырастает непосредственно из шамана (Ревуненкова Е.В., 1984, с. 35).

15. Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (Народы нижнего Амура). М., 1991. 280 с
Контекст: ...Слепой нанайский шаман Онинка говорил о шаманском дереве: «Этого дерева нет ни на земле, ни на небе, оно есть только в шаманском сне» (Смоляк А.В. 1991, с. 25).

16. Страбон. География в 17 книгах. Л., 1964. 940 с
Контекст: ...У служителей оракула мертвых в Аверне (Италия) существовал дедовский обычай: никто из них не должен был видеть солнце, и только ночью они могли выходить из своих пещер (Страбон, 1964, с. 354).

17. Топоров В.Н. Mouaa^ «Музы»: соображения об имени и предыстории образа (к оценке фракийского вклада).//Славянское и балканское языкознание. Ч. III. Античная балканистика и сравнительная грамматика. М., 1977. С. 28-86
Контекст: ...В индоевропейских языках тем же корнем uel, которым обозначается смерть, подземное царство, покойник, кодируется и понятие поэта (Топоров В.Н., 1977, с. 34).

18. Фрагменты ранних греческих философов. От теокосмогоний до возникновения атомистики. Ч. 1. М., 1989. С. 575
Контекст: ...Позднее вера в пророческую силу снов высмеивалась христианами: «Стоит ему /суеверному/ увидеть сон, как он отправляется к снотолкователям, к провидцам, к птицегадателям, чтобы спросить, какому богу или богине следует молиться» ( Фрагменты., 1989, с. 39).

19. Хомич Л.В. Шаманы у ненцев//Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л., 1981. С. 5-42
Контекст: ...Они указывали место, где хоронить, ведали проводами души умершего в загробный мир, общались с духами подземного мира (Хомич Л.В., 1981, с. 21).

20. Элиаде М. Аспекты мифа М., 1996. 240 с
21. Элиан. Пестрые рассказы. М., 1995. 185 с
Контекст: ...Элиан сообщает, что на острове Сардиния сыновья убивали своих состарившихся отцов дубинками, а затем предавали их земле (Элиан, 1995, с. 42).