Конь в традиционной культуре алтайцев
Основное содержание статьи
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Мендешева, В. М. (1). Конь в традиционной культуре алтайцев. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 2(2), 250-260. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2397
Выпуск
Раздел
СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Литература
1. Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования). Новосибирск, 1984. 233 с
2. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев. Горно-Алтайск, 1994. 150 с
Контекст: ...Его называли устугу (назначенное верхнему богу), а жертву - Барылгы или ыйык (Анохин А.В., 1994, с. 12).
3. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в средней Азии в древние времена. М.-Л., 1950, Т. 1. 401 с
Контекст: ...О том, что масть лошадей играла важную роль в жизни кочевников, мы можем убедиться и по сведениям, оставленным нам Н.Я. Бичуриным (монахом Иа-кинфом): «Конница у хуннов на западной стороне имела белых, на восточной серых, на северной вороных, на южной рыжих лошадей» (Бичурин Н.Я., 1950, с. 51).
4. Вербицкий В. И. Алтайские инородцы. Горно-Алтайск, 1993. 257 с
Контекст: ...А женщинам не только ездить, но и даже подходить к ней запрещалось (Вербицкий В.И., 1993, с. 62).
5. Казагачева З.С. Алтайские героические сказания «Очи-Бала», «Кан-Алтын» (Аспекты текстологии и перевода). Горно-Алтайск, 2002. 352 с
Контекст: ...Разрушить коновязь было равносильно кощунству над могилами предков (Казагачева З.С., 2002, с. 231).
6. Липец Р. С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М., 1984. 263 с
Контекст: ...По мнению Р.С. Липец, образ коня-звезды в некоторой степени связан с астральным культом и «небесными конями» (Липец Р.С., 1984, с. 133).
7. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос/Зап., подг. текста, пер., примеч. и прил. С.С. Суразакова; Вступ. ст. И.В. Пухова; Отв. ред. Н.А. Баскаков. М., 1973. 465 с
Контекст: ...Кобылица спасается бегством из плена и опекает младенца (Маадай-Кара, 1973, с. 105, 291).
8. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Изд. 2-е. Горно-Алтайск, 2005. 1026 с
Контекст: ...Поэтому больные переводили на тот свет весь свой скот» (Потанин Г.Н., 2005, с. 77).
9. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. 321 с
10. Потапов Л. П. Конь в верованиях и эпосе народов Саяно-Алтая//Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними преданиями и обрядами. Л., 1977. С. 164-178
Контекст: ...Таким образом, конь занял видное место в духовной культуре кочевников, в народных верованиях и обрядах, в фольклоре и изобразительном искусстве (Потапов Л.П., 1977, с. 164).
11. Радлов В.В. Из Сибири. Страницы дневника. М., 1989. 749 с
Контекст: ...Волка он отгоняет всегда, а отменный жеребец может прогнать и медведя (Радлов В.В., 1989, с. 145-146).
12. Рыбаков Б. А. Русские системы мер длины XI-XV веков//Советская этнография. М.-Л., 1949. Вып. I. С. 67-91
13. Суразаков А. С. Небесные кони пазырыкских вождей//Археология Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1988. С. 3-31
Контекст: ...Исходя из этого, он полагал, можно подсчитать количество родовых коллективов, составлявших то или иное племя, вождь которого захоронен в каждом данном кургане (цит. по: Суразаков А. С., 1988, с. 4).
14. Суразаков С.С. Алтайский фольклор. Горно-Алтайск, 1975. 232 с
15. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск, 1988. 225 с
Контекст: ...В некоторых эпических сказаниях герои убивали или наказывали кнутом своих врагов, недостойных почетного удара мечом (Традиционное мировоззрение тюрков, 1988, с. 192).
16. Улагашев Н. Алтай-Буучай//Алып-Манаш: Алтайские героические сказания. Горно-Алтайск, 1985. С. 52-77
17. Чанчибаева Л. В. Краткий обзор изучения религиозных верований у алтайцев//Вопросы истории Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1980. Вып. 1. С. 132-141
18. Чанчибаева Л.В. О современных религиозных пережитках у алтайцев//Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978. С. 90-103
Контекст: ...После посвящения женщинам запрещалось даже прикасаться к ней (Чанчибаева Л.В., 1978, с. 101).
19. Шатинова Н.И. Мир «невидимых» по традиционным представлениям алтайцев//Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1983. С. 149-161
20. Швецов С.П. Горный Алтай и его население. Т. 1. Кочевники Горного Алтая. Барнаул, 1903. Вып. II. 173 с
Контекст: ...Богатые алтайцы начали нанимать пастухов для постоянного присмотра за табунами лишь к концу XIX в., в связи с ухудшением отношений между русскими переселенцами и местным населением (Швецов С.П., 1903, с. 152).
2. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев. Горно-Алтайск, 1994. 150 с
Контекст: ...Его называли устугу (назначенное верхнему богу), а жертву - Барылгы или ыйык (Анохин А.В., 1994, с. 12).
3. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в средней Азии в древние времена. М.-Л., 1950, Т. 1. 401 с
Контекст: ...О том, что масть лошадей играла важную роль в жизни кочевников, мы можем убедиться и по сведениям, оставленным нам Н.Я. Бичуриным (монахом Иа-кинфом): «Конница у хуннов на западной стороне имела белых, на восточной серых, на северной вороных, на южной рыжих лошадей» (Бичурин Н.Я., 1950, с. 51).
4. Вербицкий В. И. Алтайские инородцы. Горно-Алтайск, 1993. 257 с
Контекст: ...А женщинам не только ездить, но и даже подходить к ней запрещалось (Вербицкий В.И., 1993, с. 62).
5. Казагачева З.С. Алтайские героические сказания «Очи-Бала», «Кан-Алтын» (Аспекты текстологии и перевода). Горно-Алтайск, 2002. 352 с
Контекст: ...Разрушить коновязь было равносильно кощунству над могилами предков (Казагачева З.С., 2002, с. 231).
6. Липец Р. С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М., 1984. 263 с
Контекст: ...По мнению Р.С. Липец, образ коня-звезды в некоторой степени связан с астральным культом и «небесными конями» (Липец Р.С., 1984, с. 133).
7. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос/Зап., подг. текста, пер., примеч. и прил. С.С. Суразакова; Вступ. ст. И.В. Пухова; Отв. ред. Н.А. Баскаков. М., 1973. 465 с
Контекст: ...Кобылица спасается бегством из плена и опекает младенца (Маадай-Кара, 1973, с. 105, 291).
8. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Изд. 2-е. Горно-Алтайск, 2005. 1026 с
Контекст: ...Поэтому больные переводили на тот свет весь свой скот» (Потанин Г.Н., 2005, с. 77).
9. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. 321 с
10. Потапов Л. П. Конь в верованиях и эпосе народов Саяно-Алтая//Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними преданиями и обрядами. Л., 1977. С. 164-178
Контекст: ...Таким образом, конь занял видное место в духовной культуре кочевников, в народных верованиях и обрядах, в фольклоре и изобразительном искусстве (Потапов Л.П., 1977, с. 164).
11. Радлов В.В. Из Сибири. Страницы дневника. М., 1989. 749 с
Контекст: ...Волка он отгоняет всегда, а отменный жеребец может прогнать и медведя (Радлов В.В., 1989, с. 145-146).
12. Рыбаков Б. А. Русские системы мер длины XI-XV веков//Советская этнография. М.-Л., 1949. Вып. I. С. 67-91
13. Суразаков А. С. Небесные кони пазырыкских вождей//Археология Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1988. С. 3-31
Контекст: ...Исходя из этого, он полагал, можно подсчитать количество родовых коллективов, составлявших то или иное племя, вождь которого захоронен в каждом данном кургане (цит. по: Суразаков А. С., 1988, с. 4).
14. Суразаков С.С. Алтайский фольклор. Горно-Алтайск, 1975. 232 с
15. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск, 1988. 225 с
Контекст: ...В некоторых эпических сказаниях герои убивали или наказывали кнутом своих врагов, недостойных почетного удара мечом (Традиционное мировоззрение тюрков, 1988, с. 192).
16. Улагашев Н. Алтай-Буучай//Алып-Манаш: Алтайские героические сказания. Горно-Алтайск, 1985. С. 52-77
17. Чанчибаева Л. В. Краткий обзор изучения религиозных верований у алтайцев//Вопросы истории Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1980. Вып. 1. С. 132-141
18. Чанчибаева Л.В. О современных религиозных пережитках у алтайцев//Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978. С. 90-103
Контекст: ...После посвящения женщинам запрещалось даже прикасаться к ней (Чанчибаева Л.В., 1978, с. 101).
19. Шатинова Н.И. Мир «невидимых» по традиционным представлениям алтайцев//Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1983. С. 149-161
20. Швецов С.П. Горный Алтай и его население. Т. 1. Кочевники Горного Алтая. Барнаул, 1903. Вып. II. 173 с
Контекст: ...Богатые алтайцы начали нанимать пастухов для постоянного присмотра за табунами лишь к концу XIX в., в связи с ухудшением отношений между русскими переселенцами и местным населением (Швецов С.П., 1903, с. 152).