Отражение традицинного мировоззрения алтайцев в национальной одежде

Основное содержание статьи

Б. Ю. Кичекова Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Кичекова, Б. Ю. (1). Отражение традицинного мировоззрения алтайцев в национальной одежде. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 2(2), 260-270. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2398
Раздел
СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Литература

1. Алтайский национальный костюм. Горно-Алтайск, 1990. 96 с
Контекст: ...Между собой они соединялись длинными низками бисера, которые висели цепью ниже талии (Алтайский национальный..., 1990, с. 9, 10).

2. Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. Изд. 2-е. Горно-Алтайск, 1994. 152 с
Контекст: ...В шаманском костюме различные жгуты изображали змей, которые также выполняли функцию охранителя шамана (Анохин А.В., 1994, с. 46).

3. Вербицкий В. Алтайские инородцы. Москва, 1893. 256 с
Контекст: ...У девушек Северного Алтая косы украшались кроме пуговиц стеклярусом, бисером и маленькими колокольчиками (Вербицкий В.И., 1893, с. 26).

4. Вербицкий В. И. Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка. Казань, 1884. 490 с
Контекст: ...Булгар на Волге (Вербицкий В.И., 1884, с. 271).

5. Дьяконова В.П. Алтайцы (материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая). Горно-Алтайск, 2001. 223 с
Контекст: ...С 10-летнего возраста киндик с шубки ребенка снимали (Дьяконова В.П., 2001, с 144).

6. Клюева Н.И., Михайлова Е.А. Накосные украшения у сибирских народов/Материальная и духовная культура народов Сибири//Сборник МАЭ. Т. XLII. Л., 1988. С. 105-128
Контекст: ...Кроме того, накосники выполняли еще и магические функции, из которых самыми важными были множительная и охранительная (Клюева Н.И., Михайлова Е.А., 1988, с. 128).

7. Народы Сибири/под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова. М.-Л., 1956. 1084 с
8. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Изд. 2-е. Горно-Алтайск, 2005. 1026 с
9. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. 320 с
10. Потапов Л.П. Одежда алтайцев//Сборник МАЭ. М.; Л., 1951. Т. XIII. С. 5-59
Контекст: ...Особо следует отметить работу Л.П. Потапова «Одежда алтайцев» (1951), в которой подробно были описаны все виды традиционной одежды всех этнических групп алтайцев.

11. Прыткова Н.Ф. Верхняя одежда//Историко-этнографический атлас Сибири/под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова. М.; Л., 1961. С. 227-327
12. Прыткова Н.Ф. Головные уборы//Историко-этнографический атлас Сибири/под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова. М.;Л., 1961. С. 329-367
13. Радлов В.В. Из Сибири. Страницы дневника. М., 1989. 749 с
Контекст: ...У богатых людей шнур был двойной и с двумя кистями, а бедняки носили бумажные украшения, либо не носили их вообще (Радлов В.В., 1989, с. 133).

14. Сатлаев Ф. А. Кумандинцы. Историко-этнографический очерк. Горно-Алтайск, 1974. 200 с
Контекст: ...Кумандинцы волосы подстригали «под горшок» (челдек) (Сатлаев Ф.А., 1974, с. 132).

15. Тадина Н.А. Алтайская свадебная обрядность (XIX-XX вв.). Горно-Алтайск, 1995. 207 с
Контекст: ...Вместо раковин каури в каждую косичку, составляющую сырмал, стали вплетать плоские перламутровые пуговицы тана (Тадина Н.А., 1995, с. 93).

16. Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск, 1988. 225 с
17. Тощакова Е. М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX -начало XX в.). Новосибирск, 1978. 158 с
Контекст: ...А бездетную женщину в юрту не пускали (Тощакова Е.М., 1978. с. 142).

18. Тюркские народы Сибири/отв. ред. Д.А. Функ, Н.А. Томилов. М., 2006. 678 с
Контекст: ...Те же места могли украшаться и цветной вышивкой, также считавшейся оберегом (Тюркские народы Сибири, 2006, с. 410).

19. Тюхтенева С. О символике цвета в культуре алтайцев//Материалы по истории и культуре Республики Алтай. Тезисы к конференции, посвященной 125-летию Г.И. Чорос-Гуркина. Горно-Алтайск, 1994. С. 60-65
Контекст: ...Вообще красный цвет алтайцами воспринимался как хороший, красивый, благоприятный (Тюхтенева С., 1994, с. 61).

20. Шатинова Н.И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск, 1981. 183 с
Контекст: ...Девочке дарили сережки, кольца, раковины каури, пуговицы, бисер, посуду (Шатинова Н.И., 1981, с. 71-72).

21. Эдоков А.В. Декоративно-прикладное искусство Горного Алтая: С древнейших времен до наших дней. Горно-Алтайск, 2001. 208 с
Контекст: ...По их количеству и форме можно было узнать количество детей и их пол, так как пуповины девочек имели треугольную или квадратную формы, а пуповины мальчиков - стреловидную (Потапов Л.П., 1951, с. 43), или формы кисета или пороховницы (Эдоков А.В., 2001, с. 110, 152).

22. Ядринцев Н.М. Об алтайцах и черневых татарах//Известия ИРГО. Т. XVII. Вып. 4. СПб., 1881. С. 22-254
Контекст: ...Бие, также носили косу щеге, в отличие от тех, кто жил в Кузнецком округе, которые под русским влиянием подстригали волосы в скобку (Ядринцев Н.М., 1881, с. 242).

23. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. СПб, 1891. 308 с