Индоиранские инициационные ритуалы и их отражение в осетинском Нартовском эпосе
Основное содержание статьи
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Запорожченко, А. В., & Луговой, К. В. (1). Индоиранские инициационные ритуалы и их отражение в осетинском Нартовском эпосе. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 3(3), 76-86. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2526
Выпуск
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Литература
1. Анучин В.Н. Очерки шаманства у енисейских остяков//СМАЭ. Пг., 1914. Т. 2, вып. 2
Контекст: ...Такие же фокусы с огнем проделывали и шаманы Северной Азии и Северной Америки (Анучин В.Н., 1914, с. 30).
2. Гиренко Н. М. Социология племени. М., 1991
Контекст: ...При этом необходимо помнить, что инициационный обряд исполнял в традиционном обществе и очень важную социализирующую функцию: он «закреплял нормативную, полученную в жизни систему информации, струк-турализовал социальную позицию индивида» (Гиренко Н.М., 1991, с. 244).
3. Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. М., 1979
Контекст: ...На реальном, т.е. на фольклорном уровне, и жар, и ярость - составляющие особого состояния скандинавских берсерков, связь которых с шаманами не раз отмечалась исследователями (Гуревич А.Я., 1979; 1999; Мелетинский Е.М., 1968).
4. Гуревич А. Я. Викинги//Избранные труды. Т. 1: Древние германцы. Викинги. М.; СПб., 1999
Контекст: ...На реальном, т.е. на фольклорном уровне, и жар, и ярость - составляющие особого состояния скандинавских берсерков, связь которых с шаманами не раз отмечалась исследователями (Гуревич А.Я., 1979; 1999; Мелетинский Е.М., 1968).
5. Дюмезиль Ж. Локи//Осетинский эпос и мифология. М., 1976
Контекст: ...И сюжетообразующая, и ритуальная роль трикстера в культурном наследии многих народов несомненна, что к настоящему времени подтверждено весьма внушительным количеством исследований (Дюмезиль Ж., 1976; Леви-Строс К., 2000; Мелетинский Е.М., 1979; Радин П., 1999).
6. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990
Контекст: ...Надо отметить, что на близость образов Кухулина и Батраза обратил внимание еще Ж. Дюмезиль (1990, с. 64-71), но французский ученый увидел в этой близости прежде всего проявление универсальной «божественно-военной» функции.
7. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М., 1977
Контекст: ...Подобные инициационные упражнения упоминаются и в средневековой тамильской поэме «Манимехалей» (Жуковская Н.Л., 1977, с. 165).
8. Карпов Ю.Ю. Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб., 1996
Контекст: ...Стрельба могла вестись и по небольшим палочкам, которые вставляли между пальцами руки испытуемого» (Карпов Ю.Ю., 1996, с. 20).
9. Леви-Строс К. Мифологики II. От меда к пеплу. М.; СПб., 2000
Контекст: ...И сюжетообразующая, и ритуальная роль трикстера в культурном наследии многих народов несомненна, что к настоящему времени подтверждено весьма внушительным количеством исследований (Дюмезиль Ж., 1976; Леви-Строс К., 2000; Мелетинский Е.М., 1979; Радин П., 1999).
10. Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М., 2001
Контекст: ...Причем данная схема вполне вписывается в комплекс традиционных представлений о структуре времени, на что справедливо указывает Э. Лич (2001, с. 45): «Пребывание в каждом из статусов составляет период социального времени (имеющего социальную продолжительность), но сам обряд, знаменующий переход к новому статусу (достижение половой зрелости, с
11. Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. М., 1968
Контекст: ...На реальном, т.е. на фольклорном уровне, и жар, и ярость - составляющие особого состояния скандинавских берсерков, связь которых с шаманами не раз отмечалась исследователями (Гуревич А.Я., 1979; 1999; Мелетинский Е.М., 1968).
12. Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона. М., 1979
Контекст: ...И сюжетообразующая, и ритуальная роль трикстера в культурном наследии многих народов несомненна, что к настоящему времени подтверждено весьма внушительным количеством исследований (Дюмезиль Ж., 1976; Леви-Строс К., 2000; Мелетинский Е.М., 1979; Радин П., 1999).
13. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976
Контекст: ...То есть процесс обретения нового статуса членом общества воспринимается как своеобразный ритм потерь и приобретений, который носит «преимущественно спиральный характер, и приобретения, в конечном счете, не только ликвидируют потери, но имеют характер абсолютного обогащения космоса и общины» (Мелетинский Е.М., 1976, с. 239).
14. Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2
Контекст: ...Тапас - жар лежит в основе мироздания и в основе религиозного поведения - умерщвления плоти, аскезы (Мифы, 1982, с. 123).
15. Нарты. Осетинский героический эпос/Сост. Т.А. Хамицаева, А.Х. Бязыров. М., 1989. Т. 2
Контекст: ...Ударил по струнам фандыра и запел». «Таку нартов появился фандыр» (Нарты, 1989, с. 206-207).
16. Парнов Е.И. Восемь сторон света. М., 1981.
Контекст: ...Так, последовательно освобождаясь от плоти, он из надзвездных бездн мог различить каждую косточку своего скелета» (Парнов Е.И., 1981, с. 93-94).
17. Похищение Быка из Куальнге. М., 1985.
Контекст: ...Но еще больше поражает прямой параллелизм указанного мотива и ирландского эпического сюжета о первом подвиге Кухулина, где гнев его гасится посредством погружения его в три чана с ледяной водой, причем вода в них вскипает от температуры тела героя (Похищение Быка, 1985).
18. Радин П. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К.Г. Юнга и К.К. Кереньи. СПб., 1999.
Контекст: ...И сюжетообразующая, и ритуальная роль трикстера в культурном наследии многих народов несомненна, что к настоящему времени подтверждено весьма внушительным количеством исследований (Дюмезиль Ж., 1976; Леви-Строс К., 2000; Мелетинский Е.М., 1979; Радин П., 1999).
19. Сыркин А.Я. О снятии противопоставления «живое» -«неживое»//Семиотика: Тез. докл. 3-летней школы по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1968.
Контекст: ...По мнению А.Я. Сыркина (1968) в символике скелета, широко используемой в шаманских традициях всего мира, можно видеть снятие противоположностей живое-неживое.
20. Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения. Киев; М., 2002.
Контекст: ...Как пишет М. Элиаде (2002, с. 12-13), «под инициацией понимают совокупность обрядов и устных наставлений, цель которых - радикальное изменение религиозного и социального статуса посвящаемого.
21. Элиаде М. Шаманизм и архаические техники экстаза. Киев, 2000.
Контекст: ...М. Элиаде (2000, с. 156) отмечает: «Животные и люди возрождаются, начиная с кости; некоторое время они пребывают в плотском существовании, и, когда они умирают, их «жизнь» концентрируется в скелете, на основе которого они возрождаются».
22. Элиаде. М. Йога: бессмертие и свобода. М., 1999.
Контекст: ...Так, школа канпхата почитает в качестве своего основателя великого мудреца Горакхнатха, который передал свои знания ученикам через инициацию, в ходе которой он их убил, вычистил внутренности, а кожу повесил сушиться на дерево (Элиаде М., 1999, с. 360).
23. Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980.
Контекст: ...Тапас в ведах связан с солнцем и огнем (Эрман В.Г., 1980, с. 102), из него идет дым и т.д.
24. Balazs J. The Hungarian Shaman's Technnigue of Trance Induction//Popular Beliefs and Folklore Tradition in Siberia. Budapest, 1968.
Контекст: ...Шаман, впадая в экстаз, чувствует некоторый вид жара в голове и теле (Balazs J., 1968, p. 53).
25. Eliade M. Myths, dreams & mysteries. L., 1976.
Контекст: ...Созерцая себя как скелета, шаман выходит из времени и приобщается к вечному источнику жизни (Eliade M., 1976, p. 83).
Контекст: ...Такие же фокусы с огнем проделывали и шаманы Северной Азии и Северной Америки (Анучин В.Н., 1914, с. 30).
2. Гиренко Н. М. Социология племени. М., 1991
Контекст: ...При этом необходимо помнить, что инициационный обряд исполнял в традиционном обществе и очень важную социализирующую функцию: он «закреплял нормативную, полученную в жизни систему информации, струк-турализовал социальную позицию индивида» (Гиренко Н.М., 1991, с. 244).
3. Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. М., 1979
Контекст: ...На реальном, т.е. на фольклорном уровне, и жар, и ярость - составляющие особого состояния скандинавских берсерков, связь которых с шаманами не раз отмечалась исследователями (Гуревич А.Я., 1979; 1999; Мелетинский Е.М., 1968).
4. Гуревич А. Я. Викинги//Избранные труды. Т. 1: Древние германцы. Викинги. М.; СПб., 1999
Контекст: ...На реальном, т.е. на фольклорном уровне, и жар, и ярость - составляющие особого состояния скандинавских берсерков, связь которых с шаманами не раз отмечалась исследователями (Гуревич А.Я., 1979; 1999; Мелетинский Е.М., 1968).
5. Дюмезиль Ж. Локи//Осетинский эпос и мифология. М., 1976
Контекст: ...И сюжетообразующая, и ритуальная роль трикстера в культурном наследии многих народов несомненна, что к настоящему времени подтверждено весьма внушительным количеством исследований (Дюмезиль Ж., 1976; Леви-Строс К., 2000; Мелетинский Е.М., 1979; Радин П., 1999).
6. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990
Контекст: ...Надо отметить, что на близость образов Кухулина и Батраза обратил внимание еще Ж. Дюмезиль (1990, с. 64-71), но французский ученый увидел в этой близости прежде всего проявление универсальной «божественно-военной» функции.
7. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М., 1977
Контекст: ...Подобные инициационные упражнения упоминаются и в средневековой тамильской поэме «Манимехалей» (Жуковская Н.Л., 1977, с. 165).
8. Карпов Ю.Ю. Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб., 1996
Контекст: ...Стрельба могла вестись и по небольшим палочкам, которые вставляли между пальцами руки испытуемого» (Карпов Ю.Ю., 1996, с. 20).
9. Леви-Строс К. Мифологики II. От меда к пеплу. М.; СПб., 2000
Контекст: ...И сюжетообразующая, и ритуальная роль трикстера в культурном наследии многих народов несомненна, что к настоящему времени подтверждено весьма внушительным количеством исследований (Дюмезиль Ж., 1976; Леви-Строс К., 2000; Мелетинский Е.М., 1979; Радин П., 1999).
10. Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М., 2001
Контекст: ...Причем данная схема вполне вписывается в комплекс традиционных представлений о структуре времени, на что справедливо указывает Э. Лич (2001, с. 45): «Пребывание в каждом из статусов составляет период социального времени (имеющего социальную продолжительность), но сам обряд, знаменующий переход к новому статусу (достижение половой зрелости, с
11. Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. М., 1968
Контекст: ...На реальном, т.е. на фольклорном уровне, и жар, и ярость - составляющие особого состояния скандинавских берсерков, связь которых с шаманами не раз отмечалась исследователями (Гуревич А.Я., 1979; 1999; Мелетинский Е.М., 1968).
12. Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона. М., 1979
Контекст: ...И сюжетообразующая, и ритуальная роль трикстера в культурном наследии многих народов несомненна, что к настоящему времени подтверждено весьма внушительным количеством исследований (Дюмезиль Ж., 1976; Леви-Строс К., 2000; Мелетинский Е.М., 1979; Радин П., 1999).
13. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976
Контекст: ...То есть процесс обретения нового статуса членом общества воспринимается как своеобразный ритм потерь и приобретений, который носит «преимущественно спиральный характер, и приобретения, в конечном счете, не только ликвидируют потери, но имеют характер абсолютного обогащения космоса и общины» (Мелетинский Е.М., 1976, с. 239).
14. Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2
Контекст: ...Тапас - жар лежит в основе мироздания и в основе религиозного поведения - умерщвления плоти, аскезы (Мифы, 1982, с. 123).
15. Нарты. Осетинский героический эпос/Сост. Т.А. Хамицаева, А.Х. Бязыров. М., 1989. Т. 2
Контекст: ...Ударил по струнам фандыра и запел». «Таку нартов появился фандыр» (Нарты, 1989, с. 206-207).
16. Парнов Е.И. Восемь сторон света. М., 1981.
Контекст: ...Так, последовательно освобождаясь от плоти, он из надзвездных бездн мог различить каждую косточку своего скелета» (Парнов Е.И., 1981, с. 93-94).
17. Похищение Быка из Куальнге. М., 1985.
Контекст: ...Но еще больше поражает прямой параллелизм указанного мотива и ирландского эпического сюжета о первом подвиге Кухулина, где гнев его гасится посредством погружения его в три чана с ледяной водой, причем вода в них вскипает от температуры тела героя (Похищение Быка, 1985).
18. Радин П. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К.Г. Юнга и К.К. Кереньи. СПб., 1999.
Контекст: ...И сюжетообразующая, и ритуальная роль трикстера в культурном наследии многих народов несомненна, что к настоящему времени подтверждено весьма внушительным количеством исследований (Дюмезиль Ж., 1976; Леви-Строс К., 2000; Мелетинский Е.М., 1979; Радин П., 1999).
19. Сыркин А.Я. О снятии противопоставления «живое» -«неживое»//Семиотика: Тез. докл. 3-летней школы по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1968.
Контекст: ...По мнению А.Я. Сыркина (1968) в символике скелета, широко используемой в шаманских традициях всего мира, можно видеть снятие противоположностей живое-неживое.
20. Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения. Киев; М., 2002.
Контекст: ...Как пишет М. Элиаде (2002, с. 12-13), «под инициацией понимают совокупность обрядов и устных наставлений, цель которых - радикальное изменение религиозного и социального статуса посвящаемого.
21. Элиаде М. Шаманизм и архаические техники экстаза. Киев, 2000.
Контекст: ...М. Элиаде (2000, с. 156) отмечает: «Животные и люди возрождаются, начиная с кости; некоторое время они пребывают в плотском существовании, и, когда они умирают, их «жизнь» концентрируется в скелете, на основе которого они возрождаются».
22. Элиаде. М. Йога: бессмертие и свобода. М., 1999.
Контекст: ...Так, школа канпхата почитает в качестве своего основателя великого мудреца Горакхнатха, который передал свои знания ученикам через инициацию, в ходе которой он их убил, вычистил внутренности, а кожу повесил сушиться на дерево (Элиаде М., 1999, с. 360).
23. Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980.
Контекст: ...Тапас в ведах связан с солнцем и огнем (Эрман В.Г., 1980, с. 102), из него идет дым и т.д.
24. Balazs J. The Hungarian Shaman's Technnigue of Trance Induction//Popular Beliefs and Folklore Tradition in Siberia. Budapest, 1968.
Контекст: ...Шаман, впадая в экстаз, чувствует некоторый вид жара в голове и теле (Balazs J., 1968, p. 53).
25. Eliade M. Myths, dreams & mysteries. L., 1976.
Контекст: ...Созерцая себя как скелета, шаман выходит из времени и приобщается к вечному источнику жизни (Eliade M., 1976, p. 83).