Конь в погребальном ритуале населения Предуралья в VI-IX вв.: восток или запад?

Основное содержание статьи

К. А. Руденко Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Руденко, К. А. (1). Конь в погребальном ритуале населения Предуралья в VI-IX вв.: восток или запад?. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 3(3), 124-135. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2531
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Литература

1. Айбабин А.И. Погребение хазарского воина//СА. 1985. №3. С. 191206
Контекст: ...Айбабина, основных вариантов здесь три: 1) отчлененная голова коня или символический конь находились на деревянном перекрытии над человеком; 2) человек и полная туша коня лежали в одной яме, закрытые шкурой животного; 3) человек находился в подбое, целая туша коня - на земляной ступеньке (Айбабин А.И., 1985, с. 201).

2. Багаутдинов Р.С. Праболгары на Средней Волге (У истоков истории татар Волго-Камья)/Р.С. Багаутдинов, А.В. Богачев, С.Э. Зубов. Самара, 1998. 286 с
Контекст: ...Это касается, например, ритуального разрушения костяков или курганов с каменной наброской с ровиками (Багаутдинов Р.С. и др., 1998; Матвеева Г.И., 1997).

3. Балинт Ч. Погребения с конями у венгров в IX-X вв.//Проблемы археологии и древней истории угров. М., 1972. С. 176-188
Контекст: ...Впрочем, свернутая шкура коня в несколько ином варианте встречается и в венгерских захоронениях IX-X вв. (Балинт Ч., 1972, с. 178-181).

4. Вайткунскене Л. К изучению культа коня в Литве V-VI вв.//Советская археология. 1986. №2. С. 100-109
Контекст: ...В целом этот элемент погребальной обрядности, по мнению исследователей, характеризует общие представления и культовую практику индоевропейцев (Вайткунскене Л., 1986, с. 106-107).

5. Васильев И.Б. Памятники потаповского типа в лесостепном Поволжье (Краткое изложение концепции)/И.Б. Васильев, П.Ф. Кузнецов, А.П. Семенова//Древние индоиранские культуры Волго-Уралья (II тыс. до н.э.). Самара, 1995. С. 5-36
Контекст: ...Зафиксированы такие случаи и на синхронных Синташте памятниках в лесостепном Поволжье (Васильев И.Б. и др., 1995, с. 5,11).

6. Васютин А.С. Кремированное погребение начала II тыс. н.э. с кузнечными инструментами и сопроводительным захоронением лошади на могильнике Порывайка/А.С. Васютин, Н.М. Зиняков, С.С. Онищенко//Алтае-Саянская горная страна и история освоения ее кочевниками. Барнаул, 2007. С. 49-53
7. Васютин А.С. Жертвоприношения лошадей в кургане №11 могильника Ваганово-I из Кузнецкой котловины (верхнеобская культура)/А.С. Васютин, С.С. Онищенко//Древние и средневековые кочевники Центральной Азии. Барнаул, 2008. С. 128-130
Контекст: ...В VIII-IX вв. эта тенденция сохранилась, приобретя определенные особенности (например, единовременное захоронение в одной яме нескольких конских голов и т.п.) (Васютин А.С., Онищенко С.С., 2008, с. 128-129).

8. Генинг В.Ф. Синташта. Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей: В 2-х ч./В.Ф. Генинг, Г.Б. Зданович, В.В. Генинг. Челябинск, 1992. Ч. 1. 408 с
Контекст: ...В Южном Предуралье, судя по материалам Синташтинского грунтового могильника (Генинг В.Ф. и др., 1992, с. 111-332) и близких им по времени памятников (Костюков В.П. и др., 1995, с. 157-170), уже в XVII-XVI вв. до н.э. лошади становятся важной частью погребального обряда.

9. Гришаков В.В. Андреевский курган в системе археологических культур раннего железного века Восточной Европы/В.В. Гришаков, С.Э. Зубов//Археология Евразийских степей. Казань, 2009. Вып. 7. 173 с
Контекст: ...Здесь встречены положенный в могилу (погр. 50-51) лошадиный череп и в двух случаях (погр. 25 и 3741) череп и остатки конечностей (Гришаков В.В., Зубов С.Э., 2009, с. 37, 78), как удачно охарактеризовала объект такого рода Л. Вайткунскене, -символического коня.

10. Дмитриев А.В. Погребения вСАдников и боевых коней в могильнике эпохи переселения народов на р. Дюрсо близ Новороссийска//СА. 1979. №4. С. 212-231
Контекст: ...Этот тезис интересен еще и тем, что почти одновременно, в IV-VI вв., в Причерноморье появляются погребения воинов-всадников и расположенные рядом захоронения взнузданных и оседланных коней (Дмитриев А.В., 1979, с. 212-231).

11. Зубов С.Э. Заселение кочевниками болгарами Среднего Поволжья в VII-VIII вв.: Автореф. дис.... канд. ист. наук. Казань, 2006. 20 с
Контекст: ...Истоки этого ритуала вряд ли можно напрямую связывать с «алтайскими захоронениями катандинского типа из Узунтальской долины» (Зубов С.Э., 2006, с. 14), как и в целом только с тюркским миром.

12. Казаков Е.П. Волжские болгары и кочевое население Урало-Поволжья VIII-X вв.: проблемы взаимодействия//Средневековая археология евразийских степей. Т. 1: Археология Евразийских степей. Казань, 2007. Вып. 1. С. 118-126
Контекст: ...К этому сюжету Е.П. Казаков (2007, с. 118) обратился в опубликованной недавно статье, где конские комплексы из черепа и костей ног в некрополях раннебулгарского времени рассматриваются им как заимствованные булгарами от «буртас», проживавших в

13. Казаков Е.П. Волжские болгары, угры и финны в IX-XIV вв.: проблемы взаимодействия. Казань, 2007а. 208 с
Контекст: ...К этому сюжету Е.П. Казаков (2007, с. 118) обратился в опубликованной недавно статье, где конские комплексы из черепа и костей ног в некрополях раннебулгарского времени рассматриваются им как заимствованные булгарами от «буртас», проживавших в

14. Казаков Е.П. Коминтерновский-II могильник в системе древностей Тюркских каганатов//Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. (вопросы хронологии). Самара, 1998. С. 97-150
Контекст: ...В погребениях Коминтерновского могильника, исследованного Е.П. Казаковым (1998, рис. 7.-6, 9; 13.-5-7; 14.-8-9 и сл.), встречены многочисленные янтарные ожерелья из крупных бус.

15. Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Болгарии (этапы этнокультурной истории). М., 1992
Контекст: ...Она получила в литературе наименование раннеболгарской, охватывая период с середины VIII - до третьей четверти Х в. (Казаков Е.П., 1992).

16. Казаков Е.П. О культе коня в средневековых памятниках Евразии//Западная Сибирь в эпоху средневековья. Томск, 1984. С. 99-110
Контекст: ...Кушнарен-ковского могильника в Башкирии, хотя их расположение в захоронении несколько иное (Казаков Е.П., 1984, с. 100).

17. Комар А.В. К вопросу о дате и этнокультурной принадлежности шиловских курганов//Степи Европы в эпоху средневековья. Т. 2: Хазарское время. Донецк, 2001. С. 11-44
Контекст: ...Остатки почти полного скелета коня зафиксированы только в Шиловских курганах (1 захоронение), датированных первой четвертью VIII в. н.э. (Комар Е.В., 2001, с. 30).

18. Костюков В.П. Новый памятник средней бронзы в Южном Зауралье/В.П. Костюков, А.В. Епимахов, Д.В. Нелин//Древние индоиранские культуры Волго-Уралья (II тыс. до н.э.). Самара, 1995. С. 156-207
Контекст: ...В Южном Предуралье, судя по материалам Синташтинского грунтового могильника (Генинг В.Ф. и др., 1992, с. 111-332) и близких им по времени памятников (Костюков В.П. и др., 1995, с. 157-170), уже в XVII-XVI вв. до н.э. лошади становятся важной частью погребального обряда.

19. Круглов Е.В. Погребальный обряд огузов Северного Прикаспия 2-й половины IX -1-й половины XI в.//Степи Европы в эпоху средневековья. Т. 2: Хазарское время. Донецк, 2001. С. 395-446
Контекст: ...Однако если сравнить формально одинаковые обозначения этого состояния остатков лошади в захоронении, например, с синхронными захоронениями огузо-печенежского круга степей Восточной Европы (Цыбин М.В., 1986, с. 259260, рис. 2; Круглов Е.В., 2001, рис. 7-11) то отличия будут весьма существенными.

20. Кубарев Г.В. Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников). Новосибирск, 2005. 400 с
Контекст: ...Причем, как считает исследователь, на сопредельных с Алтаем территориях этот обряд становится не столь выдержанным: здесь встречаются тюркские погребения без коня (Кубарев Г.В., 2005, с. 17-19).

21. Кулаков В.И. Древности пруссов VI-ХШ вв.//САИ. М., 1990. Вып. Г1-9. 168 с
Контекст: ...Датируются эти процессы с VIII в. (Кулаков В.И., 1990, с. 39).

22. Кулаков В.И. Пруссы (V-XIII вв.). М., 1994. 208 с
Контекст: ...Захоронения с конем также известны у пруссов и жемайтов (Кулаков В.И., 1994, с. 37).

23. Куликаускене Р.К. Погребения с конями у древних литовцев//СА. 1953. №XVII. С. 211-222
Контекст: ...Если обращаться к западным территориям, то у литовских племен сопровождение в захоронении человека конем прослеживается с III-IV вв. н.э., а самые ранние следы этого обряда можно датировать II-I вв. до н.э. (Куликаускене Р.К., 1953, с. 212).

24. Матвеева Г.И. Могильники ранних болгар на Самарской Луке. Самара, 1997. 226 с
Контекст: ...Это касается, например, ритуального разрушения костяков или курганов с каменной наброской с ровиками (Багаутдинов Р.С. и др., 1998; Матвеева Г.И., 1997).

25. Матвеева Г.И. Поселения VIII-IX вв. в Среднем Поволжье/Г.И. Матвеева, Ю.А. Семыкин//Средневековая археология евразийских степей. Т. 1: Археология Евразийских степей. Казань, 2007. Вып. 1. С. 127-135
Контекст: ...Поэтому говорить непосредственно о тесной связи именьковского населения с новинковским, резко отличающимся по хозяйственнокультурному типу, сложно, хотя полностью отвергать возможность контакта также будет не верно (Матвеева Г.И., Семыкин Ю.А., 2007, с. 127-135).

26. Петренко А.Г. Результаты определения костных останков лошадей из кургана у с. Андреевка Большеигнатовского района Мордовской АССР//Степанов П.Д. Андреевский курган. К истории мордовских племен на рубеже нашей эры. Саранск, 1980
Контекст: ...Показателен в этом отношении Ан-дреевский-I курган в Мордовии, исследованный П.Д. Степановым (Степанов П.Д., 1980; Петренко А.Г., 1980, с. 107).

27. Петренко А.Г. Следы ритуальных животных в могильниках древнего и средневекового населения Среднего Поволжья и Предуралья. Казань, 2000. 156 с
Контекст: ...Выделяется шесть ритуальных групп коня (по: Петренко А.Г., 2000, с. 55-59): 1) имитация туши коня (захоронение коня в шкуре): бедренная кость лошади, голова, иногда с первым шейным позвонком, четыре ноги, представленные от запястья, заплюсны и ниже, иногда присутствие о

28. Плетнева С.А. На славяно-хазарском пограничье. Дмитриевский археологический комплекс. М., 1989. 288 с
Контекст: ...Погребения IX в. салтовского Дмитриевского могильника содержат захоронения целых туш коня в «жертвенной позе»: на брюхе, с поджатыми или сильно подогнутыми ногами, вытянутой шеей; череп на левом боку, которые находились в дромосе погребальной катакомбы (Плетнева С.А., 1989, с. 206 223, рис. 103.-II, III; 107.-II; 111.-II; 112.-III).

29. Плетнева С.А. Печенеги и гузы на Нижнем Дону: (По материалам кочевнического могильника у Саркела-Белой Вежи). М., 1990. 104 с
30. Руденко К.А. Материалы к археологической карте Менделеевского района Татарстана//Менделеевский музейный вестник. Менделеевск, 2002. Вып. 1. С. 20-24
31. Сарианиди В.И. Лошадь в Центральной Азии у земледельцев эпохи бронзы: новые находки на Гонур-депе (Туркменистан)/В.И. Сарианиди, Н.А. Дубова//Этноистория и археология Северной Евразии: теория, методология и практика исследования. Иркутск, 2007. С. 224-233
32. Станчев С.Р. Новый памятник ранней болгарской культуры (к вопросу о праболгарах)//Советская археология. 1957. №XXVII. С. 107-132
33. Сташенков Д.А. Оседлое население Самарского лесостепного Поволжья в I-Увв. н.э.//Раннеславянский мир. Археология славян и их соседей. М., 2005. Вып. 7. 150 с
Контекст: ...И торговые, и миграционные потоки населения с запада, в том числе и сарматов в I-IV вв. н.э., что доказано материалами памятников Самарского Поволжья, исследованных Д.А. Сташенковым (2005, с. 24-48), стали проводником многих культурных инноваций в этом регионе.

34. Степанов П.Д. Андреевский курган. К истории мордовских племен на рубеже нашей эры. Саранск, 1980. 108 с
Контекст: ...Показателен в этом отношении Ан-дреевский-I курган в Мордовии, исследованный П.Д. Степановым (Степанов П.Д., 1980; Петренко А.Г., 1980, с. 107).

35. Сунгатов Ф.А. Бронзовая фигурка всадника с Южного Урала/Ф.А. Сунгатов, Р.М. Юсупов//Южный Урал и сопредельные территории в скифо-сарматское время. Уфа, 2006. С. 246-256
Контекст: ...Скорее всего аналогичная ситуация была и в Предуралье, хотя особенное отношение к коню и всаднику здесь прослеживается в некоторых погребальных культовых предметах (Сунгатов Ф.А, Юсупов Р.М., 2006, с. 254).

36. Флерова В.Е. Подкурганные погребения Восточноевропейских степей и пути сложения культуры Хазарии//Степи Европы в эпоху средневековья. Т. 2: Хазарское время. Донецк, 2001. С. 163-190
Контекст: ...Вместе с тем общее число погребений с остатками коня в новинков-ских могильниках незначительно - около 7% (Флерова В.Е., 2001, с. 177).

37. Халиков А.Х. Об этнокультурной ситуации в Среднем Поволжье и Приуралье в I тыс. н.э.//Культуры Восточной Европы I тысячелетия. Куйбышев, 1986. С. 73-89
Контекст: ...А.Х. Халиковым (1986, с. 75).

38. Халикова Е.А. Погребальный обряд Танкеевского могильника и его венгерские параллели//Проблемы археологии и древней истории угров. М., 1972. С. 145-160
Контекст: ...Отметим, что поминальные комплексы могут содержать несколько черепов только коней или коней и коров (Халикова Е.А., 1972, с. 147).

39. Худяков Ю.С. Древние тюрки на Енисее. Новосибирск, 2004. 152 с
Контекст: ...Без сомнения, преобладающим элементом погребального обряда тюркских народов Сибири конца I - начала II тыс. н.э. были сопогребения человека и целого коня в разных вариантах (ориентировка человека и конской туши; их взаиморасположение и т.п.) (Худяков Ю.С., 2004, с. 49-51).

40. Цыбин М.В. Погребения средневековых кочевников Х-XIV вв. в Среднем Подонье//СА. 1986. №3. С. 257-266
Контекст: ...Однако если сравнить формально одинаковые обозначения этого состояния остатков лошади в захоронении, например, с синхронными захоронениями огузо-печенежского круга степей Восточной Европы (Цыбин М.В., 1986, с. 259260, рис. 2; Круглов Е.В., 2001, рис. 7-11) то отличия будут весьма существенными.

41. Шелепова Е.В. Некоторые аспекты изучения тюркских ритуальных комплексов Алтая//Древние и средневековые кочевники Центральной Азии. Барнаул, 2008. С. 111-115
Контекст: ...В собственно тюркских погребениях VI-VII вв. захоронения коней имели иной характер в отношении к погребенному человеку, чем в могильниках новинковского типа, и зачастую выступали как самостоятельный элемент ритуала (Шелепова Е.В., 2008, с. 114).