Архетипы женского культа в традиционной культуре бурят Предбайкалья
Основное содержание статьи
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Николаева, Д. А. (1). Архетипы женского культа в традиционной культуре бурят Предбайкалья. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 3(3), 220-225. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2542
Выпуск
Раздел
СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Литература
1. Балдаев С.П. Бурятские свадебные обряды. Улан-Удэ, 1959. 179 с
Контекст: ...Когда создавалась свадьба,/ То основой ее служила золотая материнская утроба./ Когда создавалась наша река,/ То началом ее была роса;/ когда создавалась наша свадьба,/ То началом ее был отцовский серебряный столб» (Балдаев С.П., 1959, с. 147-148).
2. Батоева Д.Б. Обряд испрашивания сульдэ ребенка//Обряды в традиционной культуре бурят. М., 2002. С. 11-43
Контекст: ...ю (женскую), вместилищем ее в данном случае является камень, но при этом следует отметить, что пещера не содержит, а хранит этот свет, т.е. защищает его до тех пор, пока он не вместится в материнскую утробу» (Батоева Д.Б., 2002, с. 31).
3. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск, 1987. 154 с
Контекст: ...Как пишет Г.Р. Галданова (1987, с. 38), ламы объявили, пещеру шYдхэр эмын бэлэг - «половым органом самки шудхэр».
4. Гэсэр. Бурятский героический эпос: Пер. А. Уланова. Улан-Удэ, 1986. Т. I. 288 с
Контекст: ...В бурятском героическом эпосе «Гэсэр» (1986, с. 81, 174) стрелы героев вспыхивают огнем синего и красного цветов.
5. Дашиева Н.Б. Календарь в традиционной культуре бурят (опыт историко-этнографического и культурно-генетического исследования). Улан-Удэ, 2001. 299 с
Контекст: ...Постепенно на эту архаичную основу напластовались более поздние верования как культ духов-хозяев отдельных местностей, родовых гор, духов-предков рода» (Дашиева Н.Б., 2001, с. 20).
6. Николаева Д.А. Ёхор в бурятских обрядах//Обряды в традиционной культуре бурят. М., 2002. С. 157-204
Контекст: ...По нашему мнению, данный вид хоровода также является отражением, с одной стороны, древнего индоиранского солярного культа Солнца-Хороса (перс.: хоrsед - солнце), а с другой - его можно интерпретировать в качестве материнской утробы рода (Николаева Д.А., 2002. с. 158, 180).
7. Потапов Л.П. Умай -божество древних тюрков в свете этнографических данных//Тюркологический сборник, 1972. М., 1973. С. 265-286
Контекст: ...Стрелками протыкалась маленькая колыбель, которую подвешивали на стене (Потапов Л.П., 1972, с. 265-286).
8. Скрынникова Т.Д. Божества и исполнители обрядов у монгольских народов//Сибирь: этносы и культуры. Улан-Удэ, 1998. С. 106-161
Контекст: ..., обозначаемой как Великая степь (от Великой китайской стены до Балкан), где на протяжении не только веков, но и тысячелетий, наблюдались миграции, определившие и современную этнолингвистическую карту Евразии (Скрынникова Т.Д., 1998, с. 27).
9. Скрынникова Т.Д. Представления о сакральности и витальности монгольских народов//В мире традиционной культуры бурят. Улан-Удэ, 2006. С. 64-112
Контекст: ...Т.Д. Скрынникова (2006, с. 71-73), выявляя связь испрашивания души с сакральной субстанцией солнечной природы, определяет свет и сияние в качестве основного внутреннего свойства субстанции, обозначенной как «харизма».
10. Скрынникова Т.Д. Солнце и Земля в пантеоне народов Центральной и Восточной Азии//ALTAIKA VI. М., 2002. С. 114-142
11. Топоров В.Н. Пещеры//МНМ. М., 1982. Т. 2. С. 311-312
Контекст: ...Представление о происхождении предка из пещеры (в данном случае береговой расщелины) является вполне архетипичным явлением. «С образом пещеры во многих традициях связываются антропогонические мифы: первочеловек вылезает из подземного царства (иногда по дереву) через пещеру» (Топоров В.Н., 1982, с. 311).
Контекст: ...Когда создавалась свадьба,/ То основой ее служила золотая материнская утроба./ Когда создавалась наша река,/ То началом ее была роса;/ когда создавалась наша свадьба,/ То началом ее был отцовский серебряный столб» (Балдаев С.П., 1959, с. 147-148).
2. Батоева Д.Б. Обряд испрашивания сульдэ ребенка//Обряды в традиционной культуре бурят. М., 2002. С. 11-43
Контекст: ...ю (женскую), вместилищем ее в данном случае является камень, но при этом следует отметить, что пещера не содержит, а хранит этот свет, т.е. защищает его до тех пор, пока он не вместится в материнскую утробу» (Батоева Д.Б., 2002, с. 31).
3. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск, 1987. 154 с
Контекст: ...Как пишет Г.Р. Галданова (1987, с. 38), ламы объявили, пещеру шYдхэр эмын бэлэг - «половым органом самки шудхэр».
4. Гэсэр. Бурятский героический эпос: Пер. А. Уланова. Улан-Удэ, 1986. Т. I. 288 с
Контекст: ...В бурятском героическом эпосе «Гэсэр» (1986, с. 81, 174) стрелы героев вспыхивают огнем синего и красного цветов.
5. Дашиева Н.Б. Календарь в традиционной культуре бурят (опыт историко-этнографического и культурно-генетического исследования). Улан-Удэ, 2001. 299 с
Контекст: ...Постепенно на эту архаичную основу напластовались более поздние верования как культ духов-хозяев отдельных местностей, родовых гор, духов-предков рода» (Дашиева Н.Б., 2001, с. 20).
6. Николаева Д.А. Ёхор в бурятских обрядах//Обряды в традиционной культуре бурят. М., 2002. С. 157-204
Контекст: ...По нашему мнению, данный вид хоровода также является отражением, с одной стороны, древнего индоиранского солярного культа Солнца-Хороса (перс.: хоrsед - солнце), а с другой - его можно интерпретировать в качестве материнской утробы рода (Николаева Д.А., 2002. с. 158, 180).
7. Потапов Л.П. Умай -божество древних тюрков в свете этнографических данных//Тюркологический сборник, 1972. М., 1973. С. 265-286
Контекст: ...Стрелками протыкалась маленькая колыбель, которую подвешивали на стене (Потапов Л.П., 1972, с. 265-286).
8. Скрынникова Т.Д. Божества и исполнители обрядов у монгольских народов//Сибирь: этносы и культуры. Улан-Удэ, 1998. С. 106-161
Контекст: ..., обозначаемой как Великая степь (от Великой китайской стены до Балкан), где на протяжении не только веков, но и тысячелетий, наблюдались миграции, определившие и современную этнолингвистическую карту Евразии (Скрынникова Т.Д., 1998, с. 27).
9. Скрынникова Т.Д. Представления о сакральности и витальности монгольских народов//В мире традиционной культуры бурят. Улан-Удэ, 2006. С. 64-112
Контекст: ...Т.Д. Скрынникова (2006, с. 71-73), выявляя связь испрашивания души с сакральной субстанцией солнечной природы, определяет свет и сияние в качестве основного внутреннего свойства субстанции, обозначенной как «харизма».
10. Скрынникова Т.Д. Солнце и Земля в пантеоне народов Центральной и Восточной Азии//ALTAIKA VI. М., 2002. С. 114-142
11. Топоров В.Н. Пещеры//МНМ. М., 1982. Т. 2. С. 311-312
Контекст: ...Представление о происхождении предка из пещеры (в данном случае береговой расщелины) является вполне архетипичным явлением. «С образом пещеры во многих традициях связываются антропогонические мифы: первочеловек вылезает из подземного царства (иногда по дереву) через пещеру» (Топоров В.Н., 1982, с. 311).