Архетипы женского культа в традиционной культуре бурят Предбайкалья

Основное содержание статьи

Д. А. Николаева

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Николаева, Д. А. (1). Архетипы женского культа в традиционной культуре бурят Предбайкалья. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 3(3), 220-225. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2542
Раздел
СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Литература

1. Балдаев С.П. Бурятские свадебные обряды. Улан-Удэ, 1959. 179 с
Контекст: ...Когда создавалась свадьба,/ То основой ее служила золотая материнская утроба./ Когда создавалась наша река,/ То началом ее была роса;/ когда создавалась наша свадьба,/ То началом ее был отцовский серебряный столб» (Балдаев С.П., 1959, с. 147-148).

2. Батоева Д.Б. Обряд испрашивания сульдэ ребенка//Обряды в традиционной культуре бурят. М., 2002. С. 11-43
Контекст: ...ю (женскую), вместилищем ее в данном случае является камень, но при этом следует отметить, что пещера не содержит, а хранит этот свет, т.е. защищает его до тех пор, пока он не вместится в материнскую утробу» (Батоева Д.Б., 2002, с. 31).

3. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск, 1987. 154 с
Контекст: ...Как пишет Г.Р. Галданова (1987, с. 38), ламы объявили, пещеру шYдхэр эмын бэлэг - «половым органом самки шудхэр».

4. Гэсэр. Бурятский героический эпос: Пер. А. Уланова. Улан-Удэ, 1986. Т. I. 288 с
Контекст: ...В бурятском героическом эпосе «Гэсэр» (1986, с. 81, 174) стрелы героев вспыхивают огнем синего и красного цветов.

5. Дашиева Н.Б. Календарь в традиционной культуре бурят (опыт историко-этнографического и культурно-генетического исследования). Улан-Удэ, 2001. 299 с
Контекст: ...Постепенно на эту архаичную основу напластовались более поздние верования как культ духов-хозяев отдельных местностей, родовых гор, духов-предков рода» (Дашиева Н.Б., 2001, с. 20).

6. Николаева Д.А. Ёхор в бурятских обрядах//Обряды в традиционной культуре бурят. М., 2002. С. 157-204
Контекст: ...По нашему мнению, данный вид хоровода также является отражением, с одной стороны, древнего индоиранского солярного культа Солнца-Хороса (перс.: хоrsед - солнце), а с другой - его можно интерпретировать в качестве материнской утробы рода (Николаева Д.А., 2002. с. 158, 180).

7. Потапов Л.П. Умай -божество древних тюрков в свете этнографических данных//Тюркологический сборник, 1972. М., 1973. С. 265-286
Контекст: ...Стрелками протыкалась маленькая колыбель, которую подвешивали на стене (Потапов Л.П., 1972, с. 265-286).

8. Скрынникова Т.Д. Божества и исполнители обрядов у монгольских народов//Сибирь: этносы и культуры. Улан-Удэ, 1998. С. 106-161
Контекст: ..., обозначаемой как Великая степь (от Великой китайской стены до Балкан), где на протяжении не только веков, но и тысячелетий, наблюдались миграции, определившие и современную этнолингвистическую карту Евразии (Скрынникова Т.Д., 1998, с. 27).

9. Скрынникова Т.Д. Представления о сакральности и витальности монгольских народов//В мире традиционной культуры бурят. Улан-Удэ, 2006. С. 64-112
Контекст: ...Т.Д. Скрынникова (2006, с. 71-73), выявляя связь испрашивания души с сакральной субстанцией солнечной природы, определяет свет и сияние в качестве основного внутреннего свойства субстанции, обозначенной как «харизма».

10. Скрынникова Т.Д. Солнце и Земля в пантеоне народов Центральной и Восточной Азии//ALTAIKA VI. М., 2002. С. 114-142
11. Топоров В.Н. Пещеры//МНМ. М., 1982. Т. 2. С. 311-312
Контекст: ...Представление о происхождении предка из пещеры (в данном случае береговой расщелины) является вполне архетипичным явлением. «С образом пещеры во многих традициях связываются антропогонические мифы: первочеловек вылезает из подземного царства (иногда по дереву) через пещеру» (Топоров В.Н., 1982, с. 311).