Особенности формирования правовых воззрений кочевников Центральной Азии
Основное содержание статьи
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Почекаев, Р. Ю. (1). Особенности формирования правовых воззрений кочевников Центральной Азии. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 3(3), 298-309. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2554
Выпуск
Раздел
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА В ГОСУДАРСТВАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Литература
1. Абуль-Гази-Бахадур-хан. Родословное древо тюрков. Иоакинф. История первых четырех ханов дома Чингисова. Лэн-Пуль Стэнли. Мусульманские династии. М.; Т.; Б., 1996. С. 3-187
2. Бартольд В.В. К вопросу об уйгурской литературе и ее влиянии на монголов//Бартольд В.В. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М., 2002. С. 365-368
Контекст: ...Идеи, нашедшие воплощение в «Благодатном знании», оказали значительное влияние на правовые взгляды тюрок и монголов более поздних периодов (Бартольд В.В., 2002, с. 366).
3. «Белая история» -монгольский историко-правовой памятник XIII-XVI вв.: Пер. П.Б. Балданжапова и Ц.П. Ванниковой, иссл, коммент. Ц.П. Ванчиковой. Улан-Удэ, 2001. 200 с
4. Большой академический монгольско-русский словарь. М., 2001. Т. III. 440 с
Контекст: ...Любопытно, что термином «торе» средневековые тюрки и монголы обозначали не только «право, закон», но также и «власть, правление, правительство, порядок» (Хамфри К., 2004, с. 466; Большой словарь, 2001, с. 245).
5. Вернадский Г.В. О составе Великой Ясы Чингис-хана//Вернадский Г.В. История права. СПб., 1999. С. 112-148
Контекст: ...По мнению некоторых исследователей, источником правовых идей Чингисхана также могли служить китайские правовые памятники (Вернадский Г.В., 1999, с. 134).
6. Древнетюркский словарь. Л., 1969. 678 с
Контекст: ...Исследователи не случайно сравнивают торе с индуистской категорией «дхарма», которое также означало совокупность правил, соблюдение которых гарантировало сохранение равновесия в мире (Древнетюркский словарь, 1969, с. 581; Скрынникова Т.Д., 1997, с. 47, 55).
7. Жирмунский В. Огузский героический эпос «Книга Коркута»//Книга моего деда Коркута. М.; Л., 1962. С. 131-258
Контекст: ...Исследователи уже обратили внимание на это сочинение как источник о конкретных правовых нормах средневековых тюрков (Жирмунский В., 1962, с. 187), но в нем также содержатся и отдельные сведения об их правовых воззрениях.
8. «История Татар» Ц. де Бридиа: Пер. С.В. Аксенова и А.Г. Юрченко//Христианский мир и «Великая Монгольская империя». СПб., 2002. С. 75126
9. Каменные письмена: древнетюркская поэзия VI-XII вв./Сост., пер., лит. обраб. А.В. Преловского. М., 2005. 280 с
Контекст: ...VIII в.) сообщается: «Тогда-то мой отец стал возрождать народ: / Утративших закон - к законам приобщал.» (Каменные письмена, 2005, с. 105).
10. Кельзен Г. Динамический аспект права//Конституция и власть: сравнительно-исторические исследования. М., 1994. С. 144-164
Контекст: ...Подобное восприятие торе позволяет говорить о нем не как о системе непосредственно действующих правил поведения, а как о неких предустановленных нормах (Кельзен Г., 1994, с. 146, 151).
11. Кляшторный С.Г. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье/С.Г. Кляшторный, Т.И. Султанов. СПб., 2004. 368 с
Контекст: ...Воссев на царство, они учредили Эль (Государство) и установили Тёрю (Закон) народа тюрков.» (цит. по: Кляшторный С.Г., 2004, с. 85).
12. Книга моего деда Коркута. М.; Л., 1962. 299 с
Контекст: ...Право матери - право бога; не то я поднялся бы и встал со своего места, схватил бы тебя за ворот и горло, бросил бы тебя под мою сильную пяту, придавил бы твой белый лик к черной земле, заставил бы зажурчать кровь из твоих уст и носа, показал бы тебе сладость жизни!..» (Книга, 1962, с. 13, 27) .
13. Козин С.А. Сокровенное сказание. Юань чао би ши. М.; Л., 1941. 620 с
Контекст: ...Правде существует у нас обычай возведения в нойонский сан - беки», или: «Но раз вы уверяете, что не посмели причинить зла своему хану, то это значит, что вы памятовали о Законе, о Великой Правде, Еке-Торе» (Козин С.А., 1941, §216, 220).
14. Материалы по истории киргизов и Киргизии. М., 1973. Т. 1. 315 с
Контекст: ...Батыя, правителя Золотой Орды (Материалы, 1973, с. 128).
15. Монтескье Ш.-Л. О духе законов. М., 1999. 672 с
Контекст: ...Подобное представление складывалось еще в XVIII в., в частности, Ш.-Л. Монтескье (1999, с. 386-387) сводил все «международное право татар» к завоеванию слабых народов и присоединению к сильным, а «гражданское» - к наследованию имущества отца младшим из сыновей.
16. Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. СПб., 2001. 642 с
Контекст: ...Их применение приводит к складыванию особого «восточного» правосознания и к тому, что правовое поведение («реальное право») нередко существенно отличается от права писаного («формального») (Поляков А.В., 2001, с. 284-285).
17. Почекаев Р.Ю. Эволюция торе в системе монгольского средневекового права//Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ, 2004. С. 530543
Контекст: ...На основании «Сокровенного сказания» можно сделать вывод, что даже сам Чингисхан до того, как его власть достаточно окрепла, вынужден был считаться с толкованием права, которое осуществляли племенные старейшины, носившие титул «беки» (Почекаев Р.Ю., 2004, с. 536-537).
18. Рашид ад-Дин. Сборник летописей: Пер. с перс. О.И. Смирновой. Прим. Б.И. Панкратова и О.И Смирновой; Под ред. А.А. Семенова. М.; Л., 1952. Т. I, ч. 2. 316 с
Контекст: ...Господь вселенной взыщет их [своими] милостями, а жители мира будут за них молиться, они будут долговечными и будут наслаждаться благами [жизни] (Рашид ад-Дин, 1952, с. 259-260).
19. Рашид ад-дин. Сборник летописей: Пер. с перс. Ю.П. Верховского, прим. Ю.П. Верховского и Б.И. Панкратова; Под ред. И.П. Петрушевского. М.; Л., 1960. Т. II. 254 с
Контекст: ...Все единогласно провозгласили, что Тимур-каан лучше знает и красивее излагает [билики] и что венца и престола заслуживает он» (Рашид ад-Дин, 1960, с. 206; Кляштор-ный С.Г., 2004, с. 191).
20. Родословная туркмен. Сочинение Абул-гази, хана хивинского. М., 1958. 193 с
Контекст: ...Он установил многие обычаи, [бытующие] среди тюрок» (Родословная, 1958, с. 37, 39).
21. Садри Максуди Арсал. Тюркская история и право. Казань, 2002. 412 с
Контекст: ...Это влияние объяснялось, по мнению Арсала, постоянным взаимодействием между средневековыми уйгурами и Китаем (Садри Максуди, 2002, с. 115-116).
22. Скрынникова Т.Д. Представления о харизме и культ Чингисхана у монголов//Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. СПб., 1995. Вып. 15. С. 142-159
Контекст: ...Этим обоснованием стали некие сверхъестественные способности Чингисхана и его потомков, которые средневековые монголы называли suu jali, а современные исследователи удачно переводят как «харизма» (Скрынникова Т.Д., 1995, с. 143).
23. Скрынникова Т.Д. Сакральное право средневековых монголов//Россия и Монголия в свете диалога евразийских цивилизаций. М., 2002. С. 143-146
Контекст: ...Торе было Высшим законом, который даровался народу Небом, и его соблюдение гарантировало сохранение существующего миропорядка и благоденствие народа (Скрынникова Т.Д., 2002, с. 144).
24. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. М., 1997. 216 с
Контекст: ...Исследователи не случайно сравнивают торе с индуистской категорией «дхарма», которое также означало совокупность правил, соблюдение которых гарантировало сохранение равновесия в мире (Древнетюркский словарь, 1969, с. 581; Скрынникова Т.Д., 1997, с. 47, 55).
25. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986. 256 с
Контекст: ...Правители же тюрко-монгольских государств активно занимались правотворчеством (Сюкияйнен Л.Р., 1986, с. 74).
26. Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. (проблема исторической преемственности). М., 1993. 168 с
Контекст: ...Так, одни полагают, что ее смысл заключается в непреходящем значении Высшего закона, его преемственности от государства к государству (Трепавлов В.В., 1993, с. 41).
27. Фазлаллах Рашид ад-Дин. Огуз-наме. Баку, 1987. 127 с
Контекст: ...Шах-Мёлик наказан за свои гнусные деяния и понес ответственность за свои грязные проступки и преступления!»» (Фазлаллах Рашид ад-Дин, 1987, с. 92).
28. Хамфри К. Значение термина torn в монгольской истории/К. Хамфри, А. Хурэлбатор//Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ, 2004. С. 464-482
Контекст: ...Любопытно, что термином «торе» средневековые тюрки и монголы обозначали не только «право, закон», но также и «власть, правление, правительство, порядок» (Хамфри К., 2004, с. 466; Большой словарь, 2001, с. 245).
29. Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие//На стыке континентов и цивилизаций: Из опыта образования и распада империй XXVI вв. М., 1996. С. 73-274
Контекст: ...Саган-Сэцэн пишет: «Чингис-хан принялся учреждать порядок и законы для своего огромного народа, на твердые столбы ставил царство и державу» (Хара-Даван Э., 1996, с. 128).
30. Эгль Д. Великая Яса Чингис-хана, Монгольская империя, культура и шариат//Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ, 2004. С. 491530
Контекст: ...Именно поэтому, не желая допустить тяжких последствий, тюрки и монголы стремились сурово наказать нарушителя сами, пока Небо не обрушило свое наказание также и на невиновных (Эгль Д., 2004, с. 506).
31. Юсуф Баласагуни. Благодатное знание: Пер., иссл., коммент. С.Н. Иванова. Л., 1990. 560 с
Контекст: ...Эти представления нашли отражение в поэме «Кудатгу билик»: «Где властен закон, там безбеден народ, / И в славе времен его имя живет» (Юсуф Баласагуни, 1990, с. 87).
32. Doerfer G. Turkische und Mongolische Elemente im Neupersischen. Band I. Wiesbaden, 1963. 560 s
Контекст: ...При этом понятия «право» и «закон» в представлении тюрко-монгольских народов были идентичны, почему мы и говорим о праве, указывая в скобках «закон» (Doerfer G., 1963, s. 264).
2. Бартольд В.В. К вопросу об уйгурской литературе и ее влиянии на монголов//Бартольд В.В. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М., 2002. С. 365-368
Контекст: ...Идеи, нашедшие воплощение в «Благодатном знании», оказали значительное влияние на правовые взгляды тюрок и монголов более поздних периодов (Бартольд В.В., 2002, с. 366).
3. «Белая история» -монгольский историко-правовой памятник XIII-XVI вв.: Пер. П.Б. Балданжапова и Ц.П. Ванниковой, иссл, коммент. Ц.П. Ванчиковой. Улан-Удэ, 2001. 200 с
4. Большой академический монгольско-русский словарь. М., 2001. Т. III. 440 с
Контекст: ...Любопытно, что термином «торе» средневековые тюрки и монголы обозначали не только «право, закон», но также и «власть, правление, правительство, порядок» (Хамфри К., 2004, с. 466; Большой словарь, 2001, с. 245).
5. Вернадский Г.В. О составе Великой Ясы Чингис-хана//Вернадский Г.В. История права. СПб., 1999. С. 112-148
Контекст: ...По мнению некоторых исследователей, источником правовых идей Чингисхана также могли служить китайские правовые памятники (Вернадский Г.В., 1999, с. 134).
6. Древнетюркский словарь. Л., 1969. 678 с
Контекст: ...Исследователи не случайно сравнивают торе с индуистской категорией «дхарма», которое также означало совокупность правил, соблюдение которых гарантировало сохранение равновесия в мире (Древнетюркский словарь, 1969, с. 581; Скрынникова Т.Д., 1997, с. 47, 55).
7. Жирмунский В. Огузский героический эпос «Книга Коркута»//Книга моего деда Коркута. М.; Л., 1962. С. 131-258
Контекст: ...Исследователи уже обратили внимание на это сочинение как источник о конкретных правовых нормах средневековых тюрков (Жирмунский В., 1962, с. 187), но в нем также содержатся и отдельные сведения об их правовых воззрениях.
8. «История Татар» Ц. де Бридиа: Пер. С.В. Аксенова и А.Г. Юрченко//Христианский мир и «Великая Монгольская империя». СПб., 2002. С. 75126
9. Каменные письмена: древнетюркская поэзия VI-XII вв./Сост., пер., лит. обраб. А.В. Преловского. М., 2005. 280 с
Контекст: ...VIII в.) сообщается: «Тогда-то мой отец стал возрождать народ: / Утративших закон - к законам приобщал.» (Каменные письмена, 2005, с. 105).
10. Кельзен Г. Динамический аспект права//Конституция и власть: сравнительно-исторические исследования. М., 1994. С. 144-164
Контекст: ...Подобное восприятие торе позволяет говорить о нем не как о системе непосредственно действующих правил поведения, а как о неких предустановленных нормах (Кельзен Г., 1994, с. 146, 151).
11. Кляшторный С.Г. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье/С.Г. Кляшторный, Т.И. Султанов. СПб., 2004. 368 с
Контекст: ...Воссев на царство, они учредили Эль (Государство) и установили Тёрю (Закон) народа тюрков.» (цит. по: Кляшторный С.Г., 2004, с. 85).
12. Книга моего деда Коркута. М.; Л., 1962. 299 с
Контекст: ...Право матери - право бога; не то я поднялся бы и встал со своего места, схватил бы тебя за ворот и горло, бросил бы тебя под мою сильную пяту, придавил бы твой белый лик к черной земле, заставил бы зажурчать кровь из твоих уст и носа, показал бы тебе сладость жизни!..» (Книга, 1962, с. 13, 27) .
13. Козин С.А. Сокровенное сказание. Юань чао би ши. М.; Л., 1941. 620 с
Контекст: ...Правде существует у нас обычай возведения в нойонский сан - беки», или: «Но раз вы уверяете, что не посмели причинить зла своему хану, то это значит, что вы памятовали о Законе, о Великой Правде, Еке-Торе» (Козин С.А., 1941, §216, 220).
14. Материалы по истории киргизов и Киргизии. М., 1973. Т. 1. 315 с
Контекст: ...Батыя, правителя Золотой Орды (Материалы, 1973, с. 128).
15. Монтескье Ш.-Л. О духе законов. М., 1999. 672 с
Контекст: ...Подобное представление складывалось еще в XVIII в., в частности, Ш.-Л. Монтескье (1999, с. 386-387) сводил все «международное право татар» к завоеванию слабых народов и присоединению к сильным, а «гражданское» - к наследованию имущества отца младшим из сыновей.
16. Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. СПб., 2001. 642 с
Контекст: ...Их применение приводит к складыванию особого «восточного» правосознания и к тому, что правовое поведение («реальное право») нередко существенно отличается от права писаного («формального») (Поляков А.В., 2001, с. 284-285).
17. Почекаев Р.Ю. Эволюция торе в системе монгольского средневекового права//Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ, 2004. С. 530543
Контекст: ...На основании «Сокровенного сказания» можно сделать вывод, что даже сам Чингисхан до того, как его власть достаточно окрепла, вынужден был считаться с толкованием права, которое осуществляли племенные старейшины, носившие титул «беки» (Почекаев Р.Ю., 2004, с. 536-537).
18. Рашид ад-Дин. Сборник летописей: Пер. с перс. О.И. Смирновой. Прим. Б.И. Панкратова и О.И Смирновой; Под ред. А.А. Семенова. М.; Л., 1952. Т. I, ч. 2. 316 с
Контекст: ...Господь вселенной взыщет их [своими] милостями, а жители мира будут за них молиться, они будут долговечными и будут наслаждаться благами [жизни] (Рашид ад-Дин, 1952, с. 259-260).
19. Рашид ад-дин. Сборник летописей: Пер. с перс. Ю.П. Верховского, прим. Ю.П. Верховского и Б.И. Панкратова; Под ред. И.П. Петрушевского. М.; Л., 1960. Т. II. 254 с
Контекст: ...Все единогласно провозгласили, что Тимур-каан лучше знает и красивее излагает [билики] и что венца и престола заслуживает он» (Рашид ад-Дин, 1960, с. 206; Кляштор-ный С.Г., 2004, с. 191).
20. Родословная туркмен. Сочинение Абул-гази, хана хивинского. М., 1958. 193 с
Контекст: ...Он установил многие обычаи, [бытующие] среди тюрок» (Родословная, 1958, с. 37, 39).
21. Садри Максуди Арсал. Тюркская история и право. Казань, 2002. 412 с
Контекст: ...Это влияние объяснялось, по мнению Арсала, постоянным взаимодействием между средневековыми уйгурами и Китаем (Садри Максуди, 2002, с. 115-116).
22. Скрынникова Т.Д. Представления о харизме и культ Чингисхана у монголов//Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. СПб., 1995. Вып. 15. С. 142-159
Контекст: ...Этим обоснованием стали некие сверхъестественные способности Чингисхана и его потомков, которые средневековые монголы называли suu jali, а современные исследователи удачно переводят как «харизма» (Скрынникова Т.Д., 1995, с. 143).
23. Скрынникова Т.Д. Сакральное право средневековых монголов//Россия и Монголия в свете диалога евразийских цивилизаций. М., 2002. С. 143-146
Контекст: ...Торе было Высшим законом, который даровался народу Небом, и его соблюдение гарантировало сохранение существующего миропорядка и благоденствие народа (Скрынникова Т.Д., 2002, с. 144).
24. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. М., 1997. 216 с
Контекст: ...Исследователи не случайно сравнивают торе с индуистской категорией «дхарма», которое также означало совокупность правил, соблюдение которых гарантировало сохранение равновесия в мире (Древнетюркский словарь, 1969, с. 581; Скрынникова Т.Д., 1997, с. 47, 55).
25. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986. 256 с
Контекст: ...Правители же тюрко-монгольских государств активно занимались правотворчеством (Сюкияйнен Л.Р., 1986, с. 74).
26. Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. (проблема исторической преемственности). М., 1993. 168 с
Контекст: ...Так, одни полагают, что ее смысл заключается в непреходящем значении Высшего закона, его преемственности от государства к государству (Трепавлов В.В., 1993, с. 41).
27. Фазлаллах Рашид ад-Дин. Огуз-наме. Баку, 1987. 127 с
Контекст: ...Шах-Мёлик наказан за свои гнусные деяния и понес ответственность за свои грязные проступки и преступления!»» (Фазлаллах Рашид ад-Дин, 1987, с. 92).
28. Хамфри К. Значение термина torn в монгольской истории/К. Хамфри, А. Хурэлбатор//Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ, 2004. С. 464-482
Контекст: ...Любопытно, что термином «торе» средневековые тюрки и монголы обозначали не только «право, закон», но также и «власть, правление, правительство, порядок» (Хамфри К., 2004, с. 466; Большой словарь, 2001, с. 245).
29. Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие//На стыке континентов и цивилизаций: Из опыта образования и распада империй XXVI вв. М., 1996. С. 73-274
Контекст: ...Саган-Сэцэн пишет: «Чингис-хан принялся учреждать порядок и законы для своего огромного народа, на твердые столбы ставил царство и державу» (Хара-Даван Э., 1996, с. 128).
30. Эгль Д. Великая Яса Чингис-хана, Монгольская империя, культура и шариат//Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ, 2004. С. 491530
Контекст: ...Именно поэтому, не желая допустить тяжких последствий, тюрки и монголы стремились сурово наказать нарушителя сами, пока Небо не обрушило свое наказание также и на невиновных (Эгль Д., 2004, с. 506).
31. Юсуф Баласагуни. Благодатное знание: Пер., иссл., коммент. С.Н. Иванова. Л., 1990. 560 с
Контекст: ...Эти представления нашли отражение в поэме «Кудатгу билик»: «Где властен закон, там безбеден народ, / И в славе времен его имя живет» (Юсуф Баласагуни, 1990, с. 87).
32. Doerfer G. Turkische und Mongolische Elemente im Neupersischen. Band I. Wiesbaden, 1963. 560 s
Контекст: ...При этом понятия «право» и «закон» в представлении тюрко-монгольских народов были идентичны, почему мы и говорим о праве, указывая в скобках «закон» (Doerfer G., 1963, s. 264).