Особенности формирования правовых воззрений кочевников Центральной Азии

Основное содержание статьи

Р. Ю. Почекаев Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Почекаев, Р. Ю. (1). Особенности формирования правовых воззрений кочевников Центральной Азии. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 3(3), 298-309. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2554
Раздел
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА В ГОСУДАРСТВАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Литература

1. Абуль-Гази-Бахадур-хан. Родословное древо тюрков. Иоакинф. История первых четырех ханов дома Чингисова. Лэн-Пуль Стэнли. Мусульманские династии. М.; Т.; Б., 1996. С. 3-187
2. Бартольд В.В. К вопросу об уйгурской литературе и ее влиянии на монголов//Бартольд В.В. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М., 2002. С. 365-368
Контекст: ...Идеи, нашедшие воплощение в «Благодатном знании», оказали значительное влияние на правовые взгляды тюрок и монголов более поздних периодов (Бартольд В.В., 2002, с. 366).

3. «Белая история» -монгольский историко-правовой памятник XIII-XVI вв.: Пер. П.Б. Балданжапова и Ц.П. Ванниковой, иссл, коммент. Ц.П. Ванчиковой. Улан-Удэ, 2001. 200 с
4. Большой академический монгольско-русский словарь. М., 2001. Т. III. 440 с
Контекст: ...Любопытно, что термином «торе» средневековые тюрки и монголы обозначали не только «право, закон», но также и «власть, правление, правительство, порядок» (Хамфри К., 2004, с. 466; Большой словарь, 2001, с. 245).

5. Вернадский Г.В. О составе Великой Ясы Чингис-хана//Вернадский Г.В. История права. СПб., 1999. С. 112-148
Контекст: ...По мнению некоторых исследователей, источником правовых идей Чингисхана также могли служить китайские правовые памятники (Вернадский Г.В., 1999, с. 134).

6. Древнетюркский словарь. Л., 1969. 678 с
Контекст: ...Исследователи не случайно сравнивают торе с индуистской категорией «дхарма», которое также означало совокупность правил, соблюдение которых гарантировало сохранение равновесия в мире (Древнетюркский словарь, 1969, с. 581; Скрынникова Т.Д., 1997, с. 47, 55).

7. Жирмунский В. Огузский героический эпос «Книга Коркута»//Книга моего деда Коркута. М.; Л., 1962. С. 131-258
Контекст: ...Исследователи уже обратили внимание на это сочинение как источник о конкретных правовых нормах средневековых тюрков (Жирмунский В., 1962, с. 187), но в нем также содержатся и отдельные сведения об их правовых воззрениях.

8. «История Татар» Ц. де Бридиа: Пер. С.В. Аксенова и А.Г. Юрченко//Христианский мир и «Великая Монгольская империя». СПб., 2002. С. 75126
9. Каменные письмена: древнетюркская поэзия VI-XII вв./Сост., пер., лит. обраб. А.В. Преловского. М., 2005. 280 с
Контекст: ...VIII в.) сообщается: «Тогда-то мой отец стал возрождать народ: / Утративших закон - к законам приобщал.» (Каменные письмена, 2005, с. 105).

10. Кельзен Г. Динамический аспект права//Конституция и власть: сравнительно-исторические исследования. М., 1994. С. 144-164
Контекст: ...Подобное восприятие торе позволяет говорить о нем не как о системе непосредственно действующих правил поведения, а как о неких предустановленных нормах (Кельзен Г., 1994, с. 146, 151).

11. Кляшторный С.Г. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье/С.Г. Кляшторный, Т.И. Султанов. СПб., 2004. 368 с
Контекст: ...Воссев на царство, они учредили Эль (Государство) и установили Тёрю (Закон) народа тюрков.» (цит. по: Кляшторный С.Г., 2004, с. 85).

12. Книга моего деда Коркута. М.; Л., 1962. 299 с
Контекст: ...Право матери - право бога; не то я поднялся бы и встал со своего места, схватил бы тебя за ворот и горло, бросил бы тебя под мою сильную пяту, придавил бы твой белый лик к черной земле, заставил бы зажурчать кровь из твоих уст и носа, показал бы тебе сладость жизни!..» (Книга, 1962, с. 13, 27) .

13. Козин С.А. Сокровенное сказание. Юань чао би ши. М.; Л., 1941. 620 с
Контекст: ...Правде существует у нас обычай возведения в нойонский сан - беки», или: «Но раз вы уверяете, что не посмели причинить зла своему хану, то это значит, что вы памятовали о Законе, о Великой Правде, Еке-Торе» (Козин С.А., 1941, §216, 220).

14. Материалы по истории киргизов и Киргизии. М., 1973. Т. 1. 315 с
Контекст: ...Батыя, правителя Золотой Орды (Материалы, 1973, с. 128).

15. Монтескье Ш.-Л. О духе законов. М., 1999. 672 с
Контекст: ...Подобное представление складывалось еще в XVIII в., в частности, Ш.-Л. Монтескье (1999, с. 386-387) сводил все «международное право татар» к завоеванию слабых народов и присоединению к сильным, а «гражданское» - к наследованию имущества отца младшим из сыновей.

16. Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. СПб., 2001. 642 с
Контекст: ...Их применение приводит к складыванию особого «восточного» правосознания и к тому, что правовое поведение («реальное право») нередко существенно отличается от права писаного («формального») (Поляков А.В., 2001, с. 284-285).

17. Почекаев Р.Ю. Эволюция торе в системе монгольского средневекового права//Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ, 2004. С. 530543
Контекст: ...На основании «Сокровенного сказания» можно сделать вывод, что даже сам Чингисхан до того, как его власть достаточно окрепла, вынужден был считаться с толкованием права, которое осуществляли племенные старейшины, носившие титул «беки» (Почекаев Р.Ю., 2004, с. 536-537).

18. Рашид ад-Дин. Сборник летописей: Пер. с перс. О.И. Смирновой. Прим. Б.И. Панкратова и О.И Смирновой; Под ред. А.А. Семенова. М.; Л., 1952. Т. I, ч. 2. 316 с
Контекст: ...Господь вселенной взыщет их [своими] милостями, а жители мира будут за них молиться, они будут долговечными и будут наслаждаться благами [жизни] (Рашид ад-Дин, 1952, с. 259-260).

19. Рашид ад-дин. Сборник летописей: Пер. с перс. Ю.П. Верховского, прим. Ю.П. Верховского и Б.И. Панкратова; Под ред. И.П. Петрушевского. М.; Л., 1960. Т. II. 254 с
Контекст: ...Все единогласно провозгласили, что Тимур-каан лучше знает и красивее излагает [билики] и что венца и престола заслуживает он» (Рашид ад-Дин, 1960, с. 206; Кляштор-ный С.Г., 2004, с. 191).

20. Родословная туркмен. Сочинение Абул-гази, хана хивинского. М., 1958. 193 с
Контекст: ...Он установил многие обычаи, [бытующие] среди тюрок» (Родословная, 1958, с. 37, 39).

21. Садри Максуди Арсал. Тюркская история и право. Казань, 2002. 412 с
Контекст: ...Это влияние объяснялось, по мнению Арсала, постоянным взаимодействием между средневековыми уйгурами и Китаем (Садри Максуди, 2002, с. 115-116).

22. Скрынникова Т.Д. Представления о харизме и культ Чингисхана у монголов//Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. СПб., 1995. Вып. 15. С. 142-159
Контекст: ...Этим обоснованием стали некие сверхъестественные способности Чингисхана и его потомков, которые средневековые монголы называли suu jali, а современные исследователи удачно переводят как «харизма» (Скрынникова Т.Д., 1995, с. 143).

23. Скрынникова Т.Д. Сакральное право средневековых монголов//Россия и Монголия в свете диалога евразийских цивилизаций. М., 2002. С. 143-146
Контекст: ...Торе было Высшим законом, который даровался народу Небом, и его соблюдение гарантировало сохранение существующего миропорядка и благоденствие народа (Скрынникова Т.Д., 2002, с. 144).

24. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. М., 1997. 216 с
Контекст: ...Исследователи не случайно сравнивают торе с индуистской категорией «дхарма», которое также означало совокупность правил, соблюдение которых гарантировало сохранение равновесия в мире (Древнетюркский словарь, 1969, с. 581; Скрынникова Т.Д., 1997, с. 47, 55).

25. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986. 256 с
Контекст: ...Правители же тюрко-монгольских государств активно занимались правотворчеством (Сюкияйнен Л.Р., 1986, с. 74).

26. Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. (проблема исторической преемственности). М., 1993. 168 с
Контекст: ...Так, одни полагают, что ее смысл заключается в непреходящем значении Высшего закона, его преемственности от государства к государству (Трепавлов В.В., 1993, с. 41).

27. Фазлаллах Рашид ад-Дин. Огуз-наме. Баку, 1987. 127 с
Контекст: ...Шах-Мёлик наказан за свои гнусные деяния и понес ответственность за свои грязные проступки и преступления!»» (Фазлаллах Рашид ад-Дин, 1987, с. 92).

28. Хамфри К. Значение термина torn в монгольской истории/К. Хамфри, А. Хурэлбатор//Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ, 2004. С. 464-482
Контекст: ...Любопытно, что термином «торе» средневековые тюрки и монголы обозначали не только «право, закон», но также и «власть, правление, правительство, порядок» (Хамфри К., 2004, с. 466; Большой словарь, 2001, с. 245).

29. Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие//На стыке континентов и цивилизаций: Из опыта образования и распада империй XXVI вв. М., 1996. С. 73-274
Контекст: ...Саган-Сэцэн пишет: «Чингис-хан принялся учреждать порядок и законы для своего огромного народа, на твердые столбы ставил царство и державу» (Хара-Даван Э., 1996, с. 128).

30. Эгль Д. Великая Яса Чингис-хана, Монгольская империя, культура и шариат//Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ, 2004. С. 491530
Контекст: ...Именно поэтому, не желая допустить тяжких последствий, тюрки и монголы стремились сурово наказать нарушителя сами, пока Небо не обрушило свое наказание также и на невиновных (Эгль Д., 2004, с. 506).

31. Юсуф Баласагуни. Благодатное знание: Пер., иссл., коммент. С.Н. Иванова. Л., 1990. 560 с
Контекст: ...Эти представления нашли отражение в поэме «Кудатгу билик»: «Где властен закон, там безбеден народ, / И в славе времен его имя живет» (Юсуф Баласагуни, 1990, с. 87).

32. Doerfer G. Turkische und Mongolische Elemente im Neupersischen. Band I. Wiesbaden, 1963. 560 s
Контекст: ...При этом понятия «право» и «закон» в представлении тюрко-монгольских народов были идентичны, почему мы и говорим о праве, указывая в скобках «закон» (Doerfer G., 1963, s. 264).