Проблема идентификации зооморфного образа в рельефе церкви Святого Феодора Анакопийской крепости (Абхазия)
Основное содержание статьи
Аннотация
Семантика раннехристианских образов представляет собой синкретический социокультурный феномен, состоящий из напластований различных мифологических паттернов и отдельных универсальных символов. Символический язык христианского искусства был способен транслировать основные идеи вероучения таким образом, что даже неграмотные адепты могли понимать их суть. Однако с течением времени этот язык стал частично забываться и превратился из символического кода в шифр. Данная работа посвящена проблеме идентификации образа зверя в рельефе храма Святого Феодора в Анакопийской крепости (Абхазия). Принимая во внимание многочисленные детали изображения, можно предположить, что изначальная и общепринятая в научной литературе идентификация зверя в качестве льва является весьма спорной. Многие элементы в композиции, такие как лапы, форма ушей и глаз, линия груди и копыта указывают на образ кабана. Изображение животного расположено между двумя солярными символами, и учитывая иконографические, стилистические и мифологические аналогии, относящиеся, в том числе, к дохристианским культам, автор предпринимает попытку раскрыть общий смысл композиции.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Литература
Бадак А. Н., Войнич И. Е., Волчек Н. М., Воротникова О. А., Глобус А., Кишкин А. С., Конев Е. Ф., Кочеткова П. В., Кудряшов В. Е., Нехай Д. М., Островцев А. А., Ревяко Т. И.,
Рябцев Г. И., Трус Н. В., Трушко А. И., Харевский С. А., Шайбак М. Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век. Мн. : Харвест ; М. : АСТ, 1999. 864 с.
Башкиров А. С. Археологические изыскания в Абхазии летом 1925 г. // Известия АбНО. Сухум, 1926. Вып. IV. С. 1-59.
Латышев В. В. К истории христианства на Кавказе. Греческие надписи из НовоАфонского монастыря // Сборник археологических статей, поднесенных графу А. А. Бо-бринскому. СПб., 1911. С. 169-198.
Пескова А. А., Строкова Л. В. Христианские древности Византии в «сирийской коллекции» Б. И. и В. Н. Ханенко. СПб. ; Киев, 2012. 225 с.
Рошаль В. М. Энциклопедия символов. М. : АСТ ; СПб. : Сова, 2005. 1007 с.
Руденко С. И. Горноалтайские находки и скифы. М. : Ленинград, 1952. 266 с.
Творение Святого Нисского. М., 1872. 524 с.
Трапш М. М. Археологические раскопки в Анакопии в 1957-1958 гг. // Труды АБИЯ-ЛИ. Сухуми, 1959. Т. 30. С. 121-158.
Штейн В. Ф. Золотые сибирские пластины с изображением «кабана», обвитого змеей // Сибирский археологический сборник. Новосибирск, 1966. С. 259-266.
Khalid Yahya Blankinship. The End of the Jihad State. The Reign of Hisham Ibn'Abd Al-Malik and the Collapse of the Umayyads. State University of New York, 1994. 403 p. (на англ. яз.)
E. A. Wallis Budge. Osiris and Egyptian Resurrection. London. New-York, 1909. 462 p. (на англ. яз.)
Manly P. Hall. The Secret Teaching of all Ages. An Encyclopedic Outline of Masonic, Hermetic, Qabbalistic and Rosicrucian Symbolical Philosophy. Being an Interpretation of the Secret Teachings concealed within the Rituals, Allegories, and Mysteries of all Ages. San Francisco, 1928. 597 p. (на англ. яз.)
Donald A. Mackenzie. Myths of Babylonia and Assyria. London : Gresham Publishing Company, 1915. 663 p. (на англ. яз.)
Kara Ann Morrow. "Ears and Eyes and Mouth and Heart... His Soul and His Senses": The Visual St. Stephen Narrative as the Essence of Ecclesiastical Authority. Florida State University, 2007. 245 p. (на англ. яз.)