К вопросу о религиозной жизни города Кулан в VIII-IX вв. (по материалам исследований цитадели в 2017 г.)
Основное содержание статьи
Аннотация
Приводятся результаты исследований цитадели на городище Луговое, с которым сопоставляется средневековый город Кулан, расположенный к востоку от города Та-раз. Археологические раскопки, проводимые в 2017 г., являются продолжением изучения памятника, начатого в 2015 г. На цитадели были выявлены археологические слои тюргешского, карлукского, караханидского периодов. Комплексный анализ позволил установить, что владельцы дворца в разные периоды отдавали предпочтение разным религиозным течениям. В (VII) VIII-IX вв. функционировал центральный зал приемов (помещение 3), к которому с юго-западной и северо-восточной сторон примыкали культовые помещения 2 и 12. К тюргешскому периоду относится помещение 2, где ранее по декору и культовым элементам интерьера предполагалась связь с манихейством. В рассматриваемый период были вскрыты помещения дворца, относящиеся к карлук-скому периоду. Одним из основных являлось помещение 12, в центре которого находился алтарь огня в виде глиняного постамента нишеобразных очертаний. Это помещение рассматривается как адуриан — внутридворцовый храм огня, связанный с обрядовой практикой маздеизма. Прослеживаются аналогии с раннесредневековыми культовыми комплексами, открытыми в Юго-Западном Семиречье и на территории Средней Азии.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Литература
Альбаум Л. И. Балалык-тепе. К истории материальной культуры и искусства Тоха-ристана. Ташкент, 1960. 228 с.
Байпаков К. М. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья (VI — начала XIII в.). Алма-Ата, 1986. 256 с.
Байпаков К. М. К вопросу о локализации Джамуката // Маргулановские чтения. Алма-Ата, 1989. С. 25-30.
Байпаков К. М. Средневековые города Казахстана на Великом Шелковом пути. Ал-маты, 1998. 216 с.
Байпаков К. М. Городище Кулан // Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Жамбылская область. Алматы, 2001. С. 283-289.
Байпаков К. М., Горячева В. Д. Семиречье // Археология. Средняя Азия в раннем средневековье. М., 1999. С. 151-162, 341-352.
Байпаков К. М., Ерзакович Л. Б. Древние города Казахстана. Алма-Ата, 1971. 212 с.
Байпаков К. М., Подушкин А. Н. Памятники земледельческо-скотоводческой культуры Казахстана (I тыс. н. э.). Алма-Ата, 1989. 160 с.
Байпаков К. М., Терновая Г. А. Архитектурные особенности, декор и культовая принадлежность некоторых помещений дворцового комплекса средневекового города Джамукат // Известия МОН РК, НАН РК. Сер. общест. наук. Алматы. 2002. № 1 (236). С. 219-244.
Байпаков К. М., Терновая Г. А. Сведения о манихейском храме Каялыка // Культурное наследие Южного Казахстана. Шымкент, 2002а. С. 33-39.
Байпаков К. М., Терновая Г. А. Резная глина Жетысу. Алматы, 2004. 164 с.
Байпаков К. М., Терновая Г. А. Религии и культы средневекового Казахстана (по материалам городища Куйрыктобе). Алматы, 2005. 236 с.
Байпаков К. М., Терновая Г. А. Предисловие // Зороастризм и культы маздеисткого круга. Самарканд, 2017. Т. II. С. 4-7.
Байпаков К. М., Терновая Г. А. Казахстан // Зороастризм и культы маздеисткого круга. Т. II. Самарканд, 2017а. С. 8-75.
Байпаков К. М., Терновая Г. А. Манихейский комплекс во дворце средневекового города Кулан (VIII в.) // Народы и религии Евразии. Барнаул, 2018. № 3 (16). С. 111-129.
Байпаков К. М., Терновая Г. А. Гл. 3: Религиозные представления и культы мазде-издского круга в южных регионах Казахстана (УШ-ХИ вв.) // Байпаков К. М., Ерофеева И. В., Казизов Е. С., Терновая Г. А. История религий в Казахстане. Древность и средневековье. Алматы, 2018а. С. 106-167.
Байпаков К. М., Терновая Г. А. Гл. 4: Манихейство (УШ-ХШ вв.) // Байпаков К. М., Ерофеева И. В., Казизов Е. С., Терновая Г. А. История религий в Казахстане. Древность и средневековье. Алматы, 2018б. С. 168-200.
Байпаков К. М., Терновая Г. А. Сравнительный анализ резного глиняного декора на памятниках Юго-Западного Семиречья УШ-Х вв. // Центральная Азия на Великом
Шелковом пути: диалог культур и конфессий от древности до современности: материалы Международной научно-практической конференции. Алматы, 2018 в. С. 321-341.
Бартольд В. В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью 1893-1894 гг. // Соч. Т. IV. С. 21-94. М., 1966.
Бурнашева Р. З., Юсупова С. М. Торговые связи г. Джамуката (городище Костобе) по монетным данным // Взаимодействие кочевых и оседлых культур на Великом шелковом пути: тезисы докладов международного семинара ЮНЕСКО. Алма-Ата, 1991. С. 60-62.
Буряков Ю. Ф., Филанович М. И. Чач и Илак // Археология. Средняя Азия в раннем средневековье. М., 1999. С. 78-92.
Вишневская О. А., Итина М. А. Ранние саки Приаралья // Проблемы скифской археологии // Материалы и исследования по археологии СССР. № 177. М., 1971. С. 197-207.
Гуревич Л. В. К интерпретации пенджикентских «капелл» // Культурные связи народов Средней Азии и Кавказа. Древность и средневековье. М., 1990. С. 67-89.
Зеймаль Т. И., Ртвеладзе Э. В. Северный Тохаристан // Археология. Средняя Азия в раннем средневековье. М., 1999. С. 131-143.
Зуев Ю. А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы, 2002. 338 с.
Зуев Ю. А. Манихейское святилище под Таразом // Известия НАН РК. Серия общественная. 2004. № 4. С. 26-28.
Кляшторный С. Г. Манихейские обители в стране Аргу // Известия НАН РК. Серия обществ. наук. 2006. № 1 (252). С. 121-124.
Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992. 375 с.
Кызласов И. Л. Таласские наскальные надписи // Российская археология. 2005. № 2. С. 46-55.
Кызласов И. Л. Прочтение наскальных рунических надписей Кыргызстана // Материалы и исследования по археологии Кыргызстана. Вып. 1. Бишкек, 2005а. С. 54-67.
Кызласов И. Л. Прочтение рунической надписи урочища Актерек // Роль номадов в формировании культурного наследия Казахстана. Алматы, 2010. С. 345-346.
Кызласов Л. Р. Символ креста у манихеев и сакральное пространство города Суя-ба на реке Чу // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2006. № 2. С. 138-150.
Левина Л. М. К истории исследований Хорезмской археолого-этнографической экспедиции в Восточном Приаралье // Приаралье в древности и средневековье. М., 1998. С. 42-59.
Литвинский Б. А. Архитектура и строительное дело // Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Архитектура. Искусство. Костюм. М., 2000. С. 13-217.
Лурье П. Б. О следах манихеизма в Средней Азии // Согдийцы, их предшественники, современники и наследники. СПб., 2013. С. 219-251.
Лурье П. Б. Новые данные о следах манихейства в Семиречье // Центральная Азия на Великом Шелковом пути: диалог культур и конфессий от древности до современности : материалы Международной научно-практической конференции. Алматы, 2018. С. 109-166.
Маршак Б. И., Распопова В. И. Согдийцы в Семиречье // Древний и средневековый Кыргызстан. Бишкек, 1996. С. 124-135.
Мерщиев М. С. Городище Актобе 1 (IV — начало XIII в.) // Максимова А. Г., Мерщи-ев М. С., Вайнберг Б. И., Левина Л. М. Древности Чардары. Алма-Ата, 1968. С. 120-173.
Ольховский В. С. Первый Разменный курган у станицы Костромской // Историко-археологический альманах. Армавир, 1995. С. 85-98.
Павчинская Л. В. Оссуарий из Муллакургана // ОНУ. 1983. № 3. С. 46-49.
Распопова В. И., Шишкина Г. В. Согд // Археология. Средняя Азия в раннем средневековье. М., 1999. С. 50-77.
Ремпель Л. И. Архитектурный орнамент Узбекистана. История развития и история построения. Ташкент, 1961.
Сенигова Т. Н. Вопросы идеологии культов Семиречья (VI-VIII вв.) // Новое в археологии Казахстана. Алма-Ата, 1968. С. 51-67.
Сулейманов Р. Х. Древний Нахшаб. Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н. э. VII в. н.э. Самарканд ; Ташкент, 2000. 342 с.
Таласская долина ТСАЭ 1936-1938 гг. Материалы и исследования по археологии Казахской ССР / под ред. А. Н. Бернштама. Алма-Ата, 1949. Т. I.
Терновая Г. А. Керамика Таласской долины // Известия НАН РК. Серия общественных наук. № 5 (191). Алматы, 1993. С. 137-144.
Терновая Г. А. Функциональное использование ритуальной керамики с зоо- и антропоморфными признаками // Известия МН — АН РК. Серия общественных наук. № 1 (209). Алматы, 1997. С. 60-69.
Терновая Г. А. Образы искусства как источник по мировоззрению городского населения Южного Казахстана и Семиречья VI-XII вв. (по материалам археологии) : авто-реф. дис. ... канд. ист. наук. Алматы, 1998. 26 с.
Терновая Г. А. О культовом значении построек с крестовидной планировкой в районе среднего течения Сырдарьи I-VI вв. // Известия НАН РК. Серия общественных наук. № 1 (254). Алматы, 2008. С. 218-238.
Терновая Г. Храмы, обряды и праздники Южного Казахстана и Семиречья (I-XII вв.). Saarbrücken (Germany), 2014. 164 c.
Терновая Г. А. Образный мир манихеев в Семиречье VIII-XIII вв. // Религии Казахстана и Центральной Азии на Великом шелковом пути: материалы Международной научно-практической конференции. Алматы, 2017. С. 273-297.
Филанович М. И. К типологии раннесредневековых святилищ огня Согда и Чача // Городская культура Бактрии-Тохаристана и Согда (античность, раннее средневековье) : материалы советско-французского коллоквиума (Самарканд, 1986). Ташкент, 1987. С. 148-157.
Фролов Я. В., Шамшин А. Б. Курганный могильник Михайловский VI на юге Кулун-ды и некоторые вопросы, связанные с интерпретацией курганов скифского времени с шатровыми деревянными конструкциями под насыпью // Михайловский район: очерки истории и культуры. Барнаул, 1999. С. 42-50.
Хижняк О. С. Архаичные истоки символики буддийской ступы (историографический анализ) // Шестая буддологическая конференция. СПб., 1999. С. 57-61.
Шефер Э. Х. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан. М., 1981. 606 с. (Культура народов Востока, Материалы и исследования). Шишкин В. А. Варахша. М., 1963. 250 с. Якубов Ю. Религия древнего Согда. Душанбе, 1996. 198 с.
Bajpakov K. M., Ternovaja G. A. Tönerne Architekturornamentik aus Zetysu // BAND 372005. Archäologische Mitteilungen aus Iran und Turan. Deutsches Archäologisches Institut. Eurasien-Abteilung Außenstelle Teheran. Berlin, 2005. S. 377-421.
Klyashtornyj S. G. Manichaean Monasteries in the Land of Arghu // Studia Manichaica, IV /ed. R. E. Emmerick, W. Sundermann, P. Zieme. Intern. Kongr. zum Manichäismus. Berlin, 14-18. Juli 1997. Berlin, 2000. S. 374-379.