Назорейский обряд на Енисее. Часть I
Основное содержание статьи
Аннотация
Исследуется одно из загадочных изображений, выгравированных на плоскостях Ошкольской писаницы. Объекты писаницы расположены в 270 км к северу от города Абакана, который находится на юге Сибири. Ошкольская писаница была открыта экспедицией доктора И. Р. Аспелина (1887). В степных ландшафтах двух рек Ах-Юс и Хара-Юс находилось государство средневековых кыргызов. Предлагаемый памятник из материалов Н. Рыбакова публикуется впервые, автор трактует его как визуальное воспроизведение обряда — назорейской клятвы. Ни в древних рукописях, ни в новозаветной литературе мы не находим подробных описаний или иконографических свидетельств этой клятвы. Наши сведения слишком скудны и ограничиваются отрывочными упоминаниями об этом обряде в религиозной истории древности. Однако одной из важных составляющих в облике енисейских персонажей является скрученная коса, которая свисает из-под тиары вдоль затылка до плеч. Этот фактор характерен для всех персонажей иноверцев без исключения и имеет сходство с нарядом секты назореев-гностиков II-III вв. Длинные волосы как этнографический акцент позволяют более успешно решать семантические задачи. Образ входит в группу персонажей священнослужителей в мантиях, которые являются фактом многослойного синкретизма — чужеродной проповеди в середине VIII в. Структурные сочетания обряда констатируют влияние раннехристианской религии Палестины, наслаивающейся на манихейство. Сектантские группировки в свое время продвинулись к средневековым кыргызам на Енисей.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Литература
Ал-Бируни А. Собрание сведений для познания драгоценностей. Минералогия / пер. А. М. Беленицкого. М. : АН СССР, 1963. 521 с.
Алексанян А. Г. Манихейство в Китае (опыт историко-философского исследования). М. : Институт Дальнего Востока РАН, 2008. 164 с.
Арсланов Ф. Х., Кляшторный С. Г. Руническая надпись на зеркале из верхнего Прииртышья // Тюркологический сборник 1972. М. : Наука, 1973. С. 306-315.
Бартольд В. В. Торговые сношения с Восточным Туркестаном и Согдианой (в эпоху чаа-тас) / Институт Востоковедения РАН. Л., 1963.
Берзин А. Историческое взаимодействие буддийской и исламской культур до возникновения Монгольской империи. 1996. URL: www.berzinarchives.com /web/x/nav/group. html_1232962266.html.
Берштам А. Н. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Па-миро-Алая // МИА 26 / Ин-т истории материальной культуры, Ленинградское отд. М. ; Л., 1952. 346 с.
Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена / Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М. ; Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1950. 354 с.
Бутанаев В. Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан : Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2003. 260 с.
Бутанаев В. Я., Худяков Ю. С. История енисейских кыргызов. Абакан : Изд-во Хакасского гос. ун-та им Н. Ф. Катанова, 2000. 372 с.
Вадецкая Э. Б. Атрибуты служителей культа по древним погребениям Енисея // Priesthood And Shamanism in the Scythian Period. The Materials of International conference. St.-Petersburg, 1996. Pp. 46-49.
Васильева Г. П. Магическая роль украшений и некоторых видов одежды в представлениях туркмен // Среднеазиатский этнографический сборник / Институт Миклухо-Маклая. РАН. Вып. 5. Новосибирск : Наука, 2006. С. 20-33.
Воробьева-Десятовская М. Н. Фрагменты тибетских рукописей на бересте из Тувы // Страны и народы Востока. Вып. 22. М., 1980. С. 124-131.
Голден П. Религия кыпчаков средневековой Евразии // Степи Европы в эпоху Средневековья. Т. 6: Золотоордынское время. Донецк : Донецкий национальный ун-т, 2008. 513 с.
Дашковский П. К. Кыргызы на Алтае в контексте этнокультурных процессов в Центральной Азии. Барнаул, 2015. 224 с.
Дашковский П. К. Мировоззрение кочевников Саяно-Алтая и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья (отечественная историография и современные исследования). Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2011. 244 с.
Дашковский П. К. Отечественная историческая наука о религиях и государственной религиозной политике у кочевых народов Саяно-Алтая и сопредельных регионов. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2019. 246 с.
Дашковский П. К. Распространение прозелитарных религий у тюркоязычных кочевников в Южной Сибири и Центральной Азии в эпоху средневековья // Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии: монография / под ред. П. К. Дашковского. Т. I: Поздняя древность — начало XX в. Барнаул, 2014. С. 37-46.
Дровер Е. С. Сокрытый Адам // Мандеи: история, литература, религия / пер. Н. Н. Каменской. СПб. : Летний сад, 2002. 398 с.
Дульзон А. П. Бывшие поселения кетов. По топонимическим данным // Вопросы географии. Вып. 58. М., 1962. С. 54.
Дульзон А. П. Очерки по грамматике кетского языка. Томск, 1964. 247с.
Караев О. Арабские и персидские источники IX-XII вв. о киргизах и Киргизии. Фрунзе, 1968. 102 с.
Катанов Н. Ф. Алфавитный указатель собственных имен, встречающихся в «Образцах народной литературы тюркских племен», собранных В. В. Радловым. СПб., 1888. 84 с.
Катанов Н. Ф. О погребальных обрядах у тюркских племен Центральной и Восточной Азии. Казань, 1894. 34 с.
Килуновская М. Е. Наскальные изображения как элемент религиозно-мифологических представлений ранних кочевников // Priesthood And Shamanism in the Scythian Period. The Materials of International conference. St.-Petersburg. 1996. Pp. 149-153.
Киселев С. В. Из истории торговли енисейских кыргызов // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. XVI. М. ; Л., 1947. С. 95-96.
Кляшторный С. Г. Историки-культурное значение Суджинской надписи // Проблемы востоковедения. Вып. 5. 1959. С. 162-169.
Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. СПб. : Филологический фак-т СПб ГУ, 2005. 346 с.
Кумеков Б. Е. Государство кимаков X-XI вв. по арабским источникам / АН КазССР, ИН-т истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова. Алма-Ата : Наука, 1972. С. 109-112.
Кызласов Л. Р. Новая датировка памятников енисейской письменности // Советская археология. 1960. № 3. С. 93-120.
Кызласов Л. Р. История Тувы в средние века. М. : Изд-во Московского ун-та, 1969. 212 с.
Кычанов Е. И. Сирийское несторианство в Китае и Центральной Азии // Филология и история. Л., 1978. С. 83.
Малов С. Е. Енисейская письменность тюрков. Тексты и переводы. М. ; Л., 1952. 116 с. Материалы по истории киргизов и Киргизии. М. : Наука: Восточная литература, 1973. Мокеев А. М. Этнокультурные связи кыргызов с карлуками в IX-X вв. Бишкек, 1991. 131 с.
Нечаева Л. Г. Погребения с трупосожжением могильника Тора-Тал-Арты // Труды Тувинской экспедиции АН. ТТКАЭЭ. М. ; Л., 1966. Т. II.
Никитин А. Б. Христианство в Центральной Азии (древность и средневековье) // Восточный Туркестан и Средняя Азия. История. Культура. Связи. М., 1984. С. 121-137.
Окладников А. П. Новые данные по истории Прибайкалья в тюркское время // История и культура Бурятии. Улан-Удэ, 1976. С. 36-43.
Проскуряков П. С. Отчет о предварительных исследованиях Июсских пещер // Известия ВСО РГО. Иркутск, 1889. Т. 20.
Рыбаков Н. И. Материалы чужеродной религиозной традиции в иконографии Июс-ских степей // HOMO EURASICUS у врат искусства : сб. научных трудов / отв. ред. Е. А. Окладникова. СПб. : Астерион, 2009. С. 355-366.
Рыбаков Н. И. Бодхисаттва Маудгальяяна в Июсских петроглифах // Древности Сибири и Центральной Азии: сб. научных трудов / под ред. В. И. Соенова. Вып. 5 (17). Горно-Алтайск : ГАГУ, 2013. С. 148-149.
Рыбаков Н. И. Ошкольское дерево и корень зла // Религии в истории народов России и Центральной Азии : материалы II Межд. конф. Барнаул, 2014а. С. 166-170.
Рыбаков Н. И. Мировое дерево и его варианты в Июсских петроглифах // Ancient Cultures of Mongolia and Baikalian Siberian. V International conference Kyzyl, 15-19 of September, 2014b, V. 2. С. 70-74.
Рыбаков Н. И. Кыргызско-манихейский крест // Эпиграфика Востока / Институт Востоковедения РАН. Т. XXXI. 2015. С. 121-128.
Смагина Е. Б. Евангелие египтян — памятник мифологического гностицизма: вступительная статья, перевод с коптского и комментарии // Вестник древней истории. 1995. № 4.
Худяков Ю. С. Шаманизм и мировые религии у кыргызов в эпоху средневековья // Традиционные верования и быт народов Сибири. XIX — начало XX вв. Новосибирск : Наука, 1987. С. 65-75.
Худяков Ю. С. Сведения о распространении мировых прозелитарных религий и традиционных верований и погребальных обрядов среди енисейских кыргызов и кышты-мов в период раннего и развитого Средневековья // Народы и религии Евразии. 2019. № 2 (19). С. 127-143.
Abu Abdullah al-Idrisi, 1970-1984. Kitäb Nuzhat al-Mustäq fi Ixtiräq al-Äfäq/ eds. A. Bombaci et al. Naples; Leiden; Rome. Pp. 718-719.
Ahmad Ibn 'Arabsäh, 1986. Ajä'ib al-Maqdur fi Nawä'ib Tlmür/ ed. A. F. Himsi. Beirut, 135 р.
Antigaities of Zhang Zhung: A Comprehensive Inventory of Pre-Buddhist Sites on the Tibetan Upland, Residential Monuments, vl. I. Miscella neous Series — 28. 2014. Pp. 304-308.
Alpengren-Kivalo, Alt-Altaische Kunstdenkmaeler — Helsingfors, 1931. P. 58, abb. 304-308.
Vadetskaia E. B. Atributy sluzhitelei kul'ta po drevnim pogrebeniiam Eniseia [Attributes of Ministers of worship on ancient burials of the Yenisei]. Priesthood And Shamanism in the Scythian Period [Priesthood And Shamanism in the Scythian Perio]. St.-Petersburg, 1996. Pp. 46-49.
Vasil'eva G. P. Magicheskaia rol ' ukrashenii i nekotorykh vidov odezhdy v predstavleniiakh turkmen [The Magical role of jewelry and some types of clothing in the representations of Turkmens] Sredneaziatskii etnograficheskii sbornik / Institut Miklukho-Maklaia. RAN [The Central Asian ethnographic collection of the Institute of Miklukho-Maclay. RAS]. Vyp. 5.
Novosibirsk: Nauka, 2006. S. 20-33.
Vorob'eva-Desiatovskaia M. N. Fragmenty tibetskikh rukopisei na bereste iz Tuvy [Fragments of Tibetan manuscripts on birch bark from Tuva]. Strany i narody Vostoka [Countries and peoples of the East]. Vyp. 22. M., 1980. S. 124-131.
Erdy M., Manichaens, nestorians or bird costumed humans in their relations tu hunnic type cauldrons in rock carvings of the Yenisei // Eurasia Studies Yearbook. 1996. Vol. 68.
Gabain von A. Buddhistische Turkenmission // Asiatica Festscrift Friedrich Weller, zum 65. Geburtstag. Leipzig, 1954. Pp. 166, 172.
Hamayon Roberte, Shamanism in Siberia: FromPartnership in Supernature to Counter Power in Society in Shamanism. History and the State. Paris, Gallimard.1994. Pp. 78-85.
Helwig Schmidt-Glintzer, Das buddhistisch Dewand des Manichaismus // Sinkretism — Bonn. 1983. P. 79.
Lieu S. N. C. Manichaeism in Central Asia and China // Naghammadi and Manichaean Studies // Brill — Leiden. Boston-Koln. 1998. P. 55.
Overmeyer D. L., Folk Buddhism Religions: Dissentine Sects in late Traditional China. London. Cambridge, 1976. 295 p.
Rybakov Nikolay. Materials of Yenisei Manicheism // CHRONICA XI. Fourth International Conference on Medieval history of the Eurasian steppe. (januar 25-30. 2010, Cairo). University of Szeged. Hungary, 2011. Pp. 50-61.
Rybakov Nikolay. Ikonographis documents of the syncretic religion on the Yniseu VIII-IX. // Manichaean Studies News 31. 2016/17. News Bulletin // IAMS ed. Gunner Mikkelsen. 2017. P. 32.
Rybakov Nikolay, The Map of the Manichean. Routes in Central Asia: South-Nort. // CHRONICA XVIII. Medieval Nomads — Sixth International Conference on The Medieval History of The Eurasian Steppe. (November 23-25. 2016). University of Szeged. Hungary. 1918. Pp. 241-253.
Schaff P., Hippolutus, Refutatio omnium haeresium. Ed. M. Markovich. Berlin: De Gruyter, 1986; P. Wondland (GCS 26), Leipzig, 1916.
Sharaf al-Zamän Tähir Marvazi on China, the Turks and India, 1942/ ed. and trans. by V. F. Minorsky. London.
Uray Geza, Tibet's Connections with Nestorianism and Manicheism in the 8th-10th Centuries // Contributions on Tibetan Language, History and Cultury. Vol.1. Wien: 1983. C. 400.
Zakariyä al-Qazwini,. Atär al-Biläd. Beirut, 1960. 515 p.