Генеалогические предания как отражение исторической памяти древних огузов
Основное содержание статьи
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы отражения в генеалогических преданиях исторического сознания древних огузов, одной из главных ветвей тюркских народов. Как известно, в духовной жизни кочевых народов исключительное место занимает знание о собственной родословной, о славных деяниях предков, поскольку именно эта информация, часто сакрализованная, являлась «идейной» основой спаянности рода или племени, обеспечивала единство и солидарность этнического сообщества. У тюркских народов эта информация находила отражение, как правило, в так называемых шеджере или шежире (дословно — генеалогических древах). В средневековых исторических источниках зафиксирован значительный пласт генеалогических преданий огузов, получивших известность большей частью под названием «Огуз-наме». Изучение подобного рода материала позволяет судить об уровне развития исторического сознания древних огузов, об их представлениях о собственном прошлом, происхождении и ранней истории своего народа, обычаях и верованиях предков и т. д.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Литература
Алексеев И. Л., Сырейщикова А. А. Некоторые тенденции изучения наследия Ибн Халдуна в современной историографии // Вестник Российского государственного гуманитарного университета (История. Филология. Культурология. Востоковедение). 2009. № 13. С. 195-218.
Асадов Ф. М. Ранние арабские источники о тюрках. Баку : Элм, 1993. 204 с.
Бартольд В. В. Аристов Н. А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности / Бартольд В. В. Сочинения. Т. V. М. : Наука, 1968. С. 266-279.
Башкирские шежере / Составление, перевод текстов, введение и комментарии Р. Г. Кузеева. Уфа : Башкирское кн. изд-во, 1960. 304 с.
Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. Л. : Наука. Ленинградское отд-ние, 1974. 727 с.
Короглы Х. Г., Набиев А. М. Азербайджанский героический эпос. Баку : Язычы, 1996. 308 с.
Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1951. 452 с.
Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию / Пер. с нем. А. М. Лобягина. Смоленск : Русич, 2003. 528 с.
Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 1. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1952. 222 с.
Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 2. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1952. 320 с.
Тулбасиева С. Генеалогические предания как культурное и духовное наследие казахов // The Journal of Siberian Studies (SAD) 2013, Cilt 1, Sayi 2. Vol 1. Number 2. S. 41-50.
Bayatli Mahmud oglu Hasan. Cam-i Cem-ayin. Sadelestiren Kirzioglu Fahrettin // Osmanli Tarihleri. Istanbul: Türkiye Yаymevi, 1949. S. 373-408 (на турец. яз.).
Histoire des Seldjoucides d'Asie Mineure d'apres Ibn-Bibi. Texte Turc. Publie d'apres les Mss. De Leide et de Paris par M. Th. Houtsma. Vol. III. Leiden, E. J. Brill. 1902. 408 p. (на франц. и турец. яз).
Binbas I. E. Oguz Khan narratives // Encyclopaedia Iranica. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.iranicaonline.org/articles/oguz-khan-narratives. (Дата обращения: 16.12.2020) (на турец. яз).
Mehmed Nesri. Kitab-i Cihan-nüma. Nesri Tarihi. I cilt. Yayinlayanlar F. R. Unat ve Dr. M. A. Köymen. Ankara: Türk Tarih Kurumu Basimevi, 1949. 419 s. (на турец. яз).
Minorsky V. The Qara-qoyunlu and the Qutb-shahs (Turkmenica, 10) // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. Vol. 17, No. 1, 1955. P. 50-73 (на англ. яз.).
Osman Tevârih-i Cedîd-i Mir'at-i Cihan. Düzenleyen: Atsiz. Istanbul: Kücükaydin Matbaasi, 1961. 28 s. (на турец. яз.).
Şükrullah. Behcetüttevarih. Türkceye çeviren Çiftçioglu N. Atsiz // Osmanli Tarihleri. Istanbul: Türkiye Yiyinevi, 1949. P. 39-76 (на турец. яз.).
Yazicioglu Ali. Oguzname yahud Selçukname. Nasiri Necib Asim. Istanbul: Bahriye Matbaasi (на турец. яз.).