«Деревянный» огонь у чукчей

Main Article Content

Yu. I. Ozheredov Email: nohoister@gmail.com
A. A. Yarzutkina Email: jarzut@mail.ru

Abstract

The objective of the research is to understand the semantics of the Chukchi term "wooden", "living", or "pure" fire, which is kindled with a traditional tool from the Chukchi collection of sacred objects. The "firing board", a wooden fire starter in the form of an anthropomorphic figure, and a drill-equipped bow are the two main components of the tool. The rotation of the drill causes friction, which sets the fire. In archaic beliefs, the friction drilling method is viewed as a sacred intercourse. As such, the tool's details are personified as follows: a drill appears as a male phallus, and a "firing board" represents a woman giving birth. The ritual's culturological context can be found among the traditions of many different peoples and communities and can be explained in terms of human psychology. Sigmund Freud and Carl Jung examined the question of fire domestication from the perspective of psychoanalysis. The first concluded that in this matter, the cultural component of human nature triumphs over its instinctive part. The second believed that fire-making through drilling is a vestigial form of blood-mixing intercourse, where ritualistic unions are performed not by humans, but by symbols.

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Article Details

How to Cite
Ozheredov, Y. I., & Yarzutkina, A. A. (2023). «Деревянный» огонь у чукчей. NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 28(3), 151-183. https://doi.org/10.14258/nreur(2023)3-07
Section
ETHNOLOGY AND NATIONAL POLICY
Author Biographies

Yu. I. Ozheredov, Head of the Scientifc and Educational Center of the Chukotka Branch of the NorthEastern Federal University M. K. Ammosov

Candidate of historical sciences, researcher at the Chukotka Branch of the North-Eastern Federal University of M. K. Ammosov

A. A. Yarzutkina, Head of the Scientifc and Educational Center of the Chukotka Branch of the NorthEastern Federal University M. K. Ammosov

Кандидат исторических наук, начальник научно-образовательного центра Чукотского филиала Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова

References

Анучин Д. Н. Открытие огня и способы его добывания. М. ; Пг. : Госиздат, 1923. 40 с. Белова О. В., Петрухин В. Я. «Живой огонь» в свете сравнительной мифологии // «Кирпичики»: Фольклористика и культурная антропология сегодня. М. : РГГУ, 2008. С. 24-28.

Белова O. В., Узенёва E. C. Огонь // Славянские древности: этнолингвистический словарь. М. : Международные отношения, 2004. Т. 3. С. 513-519.

Богораз В. Г. Материалы по изучению чукотского языка и фольклору, собранные в Колымском округе. СПб. : Издание Имп. Академии наук, 1900. Вып. 1. 417 с.

Богораз В. Г. Материальная культура чукчей. М. : Наука, 1991. 224 с.

Богораз В. Г. Очерк материального быта оленных чукчей // Сборник Музея антропологии и этнографии. СПб. : Типография Императорской АН, 1901. Вып. II. 66 с.

Богораз В. Г. Чукчи: Религия. М. : ЛЕНАНД, 2016. 208 с.

Вдовин И. С. Природа и человек в религиозных представлениях чукчей // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX — начала XX в.). Л. : Наука, 1976. С. 217-253.

Вдовин И. С. Религиозные культы чукчей // Памятники народов Сибири и Севера (вторая половина XIX — начало XX в.). Л. : Наука, 1977. С. 117-171.

Воробей И. Е., Хаховская Л. Н., Митько О. А. Дополнительные сведения о комплексах ударной огнедобычи в погребальной практике коряков Северо-Эвенского района Магаданской области // Вестник Томского государственного университета. История. 2020. № 66. С. 164-171.

Горбачева В. В. Обряды и праздники коряков. СПб. : Наука, 2004. 152 с.

Гордон Ч. Прогресс и археология. М. : Иностр. лит., 1949. 94 с.

Дмитриева Т. Н., Щербакова Т. И. Животные в чукотских связках семейных охранителей (По материалам коллекции И. П. Лаврова). URL: https://docs.yandex.ru/docs/ view?tm =1639996622&tld=ru&lang=ru&name=978-5-88431-271-5_15. pdf&text=Т.%20 Н.% (дата обращения: 02.06.2023).

Есин Ю. Н, Магай Ж., Монна Ф., Ожередов Ю. И. Изображения верблюдов эпохи палеолита с реки Томь в Западной Сибири // Проблемы истории, филологии, культуры. 2019. № 2 (64). С. 43-69.

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М. : Наука, 1991. 511 с.

Иохельсон В. И. Юкагиры и юкагиризированные тунгусы. Новосибирск : Наука,

2005. 375 с.

Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов. Томск. Изд-во Том. ун-та, 1994. Т. 1. 152 с.

Клоков К. Б. Этнокультурный ландшафт чукчей села Мейныпильгыно // Сибирские исторические исследования. 2021. № 4. С. 37-54.

Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. М. : ОГИЗ. Гос. изд-во географ. лит., 1948. 292 с.

Кузнецова В. Г. Материалы по праздникам и обрядам амгуэмских чукчей // Сибирский этнографический сборник. М. ; Л. : Наука, 1957. Вып. 2. С. 243-325.

Леббок Дж. Начало цивилизации и первобытное состояние человека: Умственное и общественное состояние дикарей. М. : Кн. дом ЛИБРОКОМ, 2011. 384 с.

Липс Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества. М. : Изд-во иностр. лит., 1954. 488 с.

Ожередов Ю. И. Гравированный бивень мамонта из «Парусинки» // Археологическое наследие Сибири и Центральной Азии (проблемы интерпретации и сохранения). Кемерово, 2016. С. 182-192.

Ожередов Ю. И. К вопросу о позднеплейстоценовой фауне по материалам археологии // Эволюция жизни на земле: материалы I-го Международного симпозиума. Томск, 1997. С. 126-127.

Ожередов Ю. И., Ярзуткина А. А. Копья и стрелы в ритуалах чукчей // Народы и религии Евразии. 2021. № 1 (26). С. 111-139.

Плотникова Л. Л. Огонь «живой» // Славянские древности: этнолингвистический словарь. М. : Международные отношения, 2004. Т. 3. С. 519-521.

Токарев С. А. К вопросу о значении женских изображений эпохи палеолита // Советская археология. 1961. № 2. С. 12-20.

Токарев С. А. Символика огня в истории культуры // Природа. 1984. № 9. С. 75-79.

Токарев С. А. Символика огня в истории культуры // С. А. Токарев. Избранное. Теоретические и историографические статьи по этнографии и религиям народов мира. М. : Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. Т. 2. С. 185-194.

Тэйлор Э. Первобытная культура. М. : Гос. соц.-эконом. изд-во, 1939. 568 с.

Фрейд З. О добывании и покорении огня // Между Эдипом и Озирисом: Становление психоаналитической концепции мифа. Львов : Инициатива ; М. : Совершенство,

1998. С. 57-62.

Фрейд З. О добывании огня. СПб. : Азбука-классика, 2009. С. 23-31. Фробениус Л. Детство человечества. СПб. : Изд. книжн. магазина П. В. Луковнико-ва, 1914. 368 с.

Фролов Б. А. Открытие человека (к опыту новых исследований первобытного искусства) // Звери в камне. Новосибирск : Наука, 1987. С. 8-18.

Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М. : Изд-во полит. лит., 1983. 703 с.

Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Новые плоды (исследование магии и религии). М. : Академический проект, 2014. 407 с.

Харузина В. Н. К вопросу о почитании огня // Этнографическое обозрение. М., 1906. Вып. 3-4. С. 68-205.

Чукчи // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон,1890-1907. URL: ttp://niv.ru/doc/dictionary/ brockhaus-efron/articles/215/chukchi. htm (дата обращения: 24.05.2023).

Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии: Исследования, статьи, лекции. М. : Кн. дом ЛИБРОКОМ, 2012. 592 с.

Элиаде М. История веры и религиозных идей: От каменного века до элевсинских мистерий. М. : Академический Проект, 2008. 622 с.

Юнг К. Г. Перемещение либидо как возможный источник первобытного человеческого творчества // Между Эдипом и Озирисом: Становление психоаналитической концепции мифа. Львов : Инициатива; М. : Совершенство, 1998. С. 247-275.

Ярзуткина А. А. Полевые материалы автора — ПМА, Чукотский автономный округ (2003-2023 гг.).

Esin Y. N., Magail J., Monna F., Ozheredov Y. I. Images of camels on a mammoth tusk from West Siberia // Archaeological Research in Asia. 2020. Vol. 22 (100180). P. 1-13.

Lykkegard J. Feeding the gi'rgir at Kilvei: An exploration of human-reindeerancestor relations among the Siberian Chukchi // The Siberian world. New York, NY: Routledge, 2023. P. 488-500.

Vate V. Kilvei: The Chukchi Spring Festival in Urban and Rural Contexts // Rebuilding Identities. Pathways to Reform in Post-Soviet Siberia. Berlin, 2005. P. 39-62.