Mountain petroglyphs Churtagh and its environs

Main Article Content

N.I. Rybakov Email: nikolayrybakov@yahoo.com

Abstract

Mountain Petroglyphs Churtagh (North Khakassia) documented by the author in 2003. They are iconic iconography foreign religious traditions and accompanying images are people in robes complex. Monument to the Discoveries Finnish expedition (I.R.Aspelin) in 1887. It is a symbolic art characterizes the religious syncretism of Buddhist-Manichaean relationship (8– 10 century) in the historical environment of the ancient Kyrgyz state. Some of this has petrografiki identity and similarity of petroglyphs on the trade routes of the North of Ladakh.

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Article Details

How to Cite
Rybakov, N. (1). Mountain petroglyphs Churtagh and its environs. NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 9(9), 108-121. Retrieved from http://journal.asu.ru/wv/article/view/2117
Section
RELIGIOUS FACTOR IN THE HISTORY OF ANCIENT AND MEDIUM PEOPLES OF EURASIA
Author Biography

N.I. Rybakov, Петровская академия наук и искусств

заслуженный художник Российской Федерации, Петровская академия наук и искусств (Сибирское подразделение)

References

1. Дьяконов М.М. Росписи Пенджикента и живопись Средней Азии//Живопись Древнего Пенджикента. М., 1954. С. 139.
Контекст: ...- кыргызская богиня с солнцем и луной Kun-Aj- Tengry, Барстаг, окрестности горы Чуртаг, по: (Рыбаков Н.И., 2011, с. 125); 5 - Пенджикент (по: Маршак Б.И. и др., рис. 70); 6 - Хорезм, деталь серебряной чаши (по: Дьяконов М.М., 1954, рис. 11); 7 - «Хорез- мийская Анахита» (по: Дьяконов М.М., Смирнова О.И., 1967, рис. 4); 8 - четырехрукая богиня Уструшана (по: Негматов Н.Н., 1964, рис. 1, с. 148) Рис. 3. 1 - третий ярус горы Чуртаг, м

2. Дьяконов М.М., Смирнова О.И. Эпиграфика Востока. М., Л., 1967.
Контекст: ...Барстаг, окрестности горы Чуртаг, по: (Рыбаков Н.И., 2011, с. 125); 5 - Пенджикент (по: Маршак Б.И. и др., рис. 70); 6 - Хорезм, деталь серебряной чаши (по: Дьяконов М.М., 1954, рис. 11); 7 - «Хорез- мийская Анахита» (по: Дьяконов М.М., Смирнова О.И., 1967, рис. 4); 8 - четырехрукая богиня Уструшана (по: Негматов Н.Н., 1964, рис. 1, с. 148) Рис. 3. 1 - третий ярус горы Чуртаг, местонахождение космических знаков (материалы автора); 2-6 - петроэпиграфическая астральная группа знаков; 7 - сцена с луной из турфанской коллекции (Кочо:

3. Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы, 2002. С. 248.
Контекст: ...Расхождение между четырехкратной (Зуев Ю.А., 2002, с. 248) и семикратной суточной молитвой (BeDuhn J.D., 2000, p. 149) указывает на практические нормы разных манихейских традиций.

4. Кызласов Л.Р. О датировке памятников енисейской письменности//СА. 1965. №3. С. 45.
Контекст: ...Крест с ромбовидной сердцевиной считается «тамгой древнетюрской знати» (Кызласов Л.Р., 1965, с. 45).

5. Маршак Б.И. Отчет о работах на объекте XII за 1955-1900 гг.//МИА. 1964. №124. С. 238-240.
6. Негматов Н.Н. Божественный и демонический пантеон Уструшаны и их индоиранские параллели//Древние культуры Средней Азии и Индии/под ред. Б.М. Массона. Л., 1984. С. 146-163.
7. Рыбаков Н.И. Изучение манихейской иконографии Июсских степей//Религия в истории народов России и Центральной Азии: мат. Всерос. с междунар. участием конф.; под ред. П.К. Дашковского. Барнаул, 2011. 257 с.
Контекст: ...Лунно-солнечное существо входит в группу женских божеств Центральной и Средней Азии, богинь на звере, держащих солнце и луну (рис. 2.-5-8) (Рыбаков Н.И. 2011, с. 125).

8. Рыбаков Н.И. Кыргызско-манихейский крест//Эпиграфика Востока. M., 2015. Вып. 31. 352 с.
Контекст: ...Крест является модифицированным символом кыргызско-манихейской составляющей в формате религиозно-исторических отношений центральноазиатских комплексов - уйгурского, согдийского, иранского и переднеазиатского (Рыбаков Н.И., 2015, с. 124).

9. Хуастуанифт/введение, текст, пер. Л.Н. Дмитриевой//Тюркологические исследования. М.; Л., 1963.
10. Benveniste E. Notes sogdiennes (IV)//BSOS, 9-3. 1938. P. 503-504.
Контекст: ...В конце XX в. развернулась полемика касательно петроглифов на периферии Тибета (Uraj G., 1983, p. 404; Klimkejt H.J., 1979a, p. 103; 1979b, p. 384; Franke A.H., 1925, p. 366-370, pl. 2; Benveniste E., 1938, p. 503-504; Dauvillier G., 1948, p. 143, 294).

11. Dauviller G. Les Provinces Chaldeennes “de I’ Exterier” au Moyen Age//Melanges offerts au R.P. Ferdinand Cavallera, a L’occasion de La guarantieme annee de son professorat a L’Institut Catholigue. Toulouse, 1948. P. 143, 294.
12. Taf. 8. Klimkejt H.J. Vairocana und das Lichtreus // Manichaische Elemente in der Kunst von Alchi (West-Tibet) // Zentrlasiatische Studien. V. 13. 1979b. P. 357-399.
13. Puech. H.-C. The Concept of Redemption in Manichaeism. In // The Mystic Vision // Еdited by v. Campbell. Princeton, 1968. P. 247-314.
Контекст: ...Энри Чарльс Пуеш представил образ перевернутого знака из состава турфанской коллекции на обсуждение - Париж (1953- 1954 гг.) (сообщение: BeDuhn D.J., 2000, p. 157) (Puech H.-C. 1968, p. 313-14).

14. Uray Geza Tibet's Connections with Nestorianism and Manicheism in the 8th-10th Centuries//Contributions on Tibetan Language, History and Cultury. Vol. 1. Wien, 1983.
Контекст: ...Рисунок 1.-6 - равно- конечный крест из тибетских материалов (Pelliot, Национальная библиотека Париж: Uray G., 1983, plate XVII).

15. Appelgren-Kivalo H. Alt-Altaische Kunstdenkmaeler. Helsingfors, 1931.
Контекст: ...Klimkejt H.J., 1982, plate XXV, f.45); 8-11 - персонажи в мантиях с эмблемой на лбу «круг в круге» (Барстаг, Подкамень) (материалы автора); 11 - персонаж с солярно-лунарной эмблемой на лбу, Подкамень (по: Appelgren-Kivalo H., 1931, abb. 98, p. 19) Четыре космических символа показывают состояние временных фаз восхода и захода луны и солнца в течение суток.

16. BeDuhn J. D. The Manichaean Body. In Discipline and Ritual. The Johns Hopkins Press. Baltimore; London, 2000. Plate 1, MIK III 4974 recto.
Контекст: ...Расхождение между четырехкратной (Зуев Ю.А., 2002, с. 248) и семикратной суточной молитвой (BeDuhn J.D., 2000, p. 149) указывает на практические нормы разных манихейских традиций.

17. Francke A. H. Antiguities of Indian Tibet//Archaeological Survey of Indian, New Imperial Series. Vol. XXXVIII. Part I, RAM NAGAR-NEW DELHI. 1978. P. 105. Plate XLIVb.
Контекст: ...с изображениями буддийской ступы и фигур в мантиях, Подкамень (хранение, Эрмитаж) (по: Appelgren- Kivalo H., 1931, abb. 99, p. 20); 8 - изображения буддийских ступ, Северный Ладакх (Dongga, Chiglit) (по: Francke A.H., 1978, p. 105, pl.

18. Francke A.H. Felseninschriften in Ladakh//SPAW. 1925. P. 366-370. Pl. II.
19. Klimkejt H.J. Manichaean Art and Calligraphy. Lejden, 1982. 43f.
Контекст: ...Рис. 1. 1 - равноконечные кресты и астральные знаки горы Чуртаг, первый ярус, первая плоскость (материалы автора); 2 - «солнце-луна» и равноконечный крест, вторая плоскость; 3 - три равноконечных креста, третья плоскость; 4 - равноконечный крест из турфанской коллекции (Кочо, VIII-IX вв.) (по: Klimkejt H.J.,1982, abb. 6. p.37); 5 - петрографический равноконечный крест (Drangtse, Ladakh: Uray G., 1983, plate XVIIa); 6 - равноконечный крест в тибетском тексте, сборы Пеллиота (по: Uray G., 1983, plate XVIIb) Рисунок 2.-1-3 - петроглифы горы

20. Klimkejt H.J. Das Kreuzessymbol in der zentralasiatischen Religion-sbegegnung//Zeitschrift fur Religions und Geistesgeschichte. V. 31. 1979a. P. 103.
Контекст: ...В конце XX в. развернулась полемика касательно петроглифов на периферии Тибета (Uraj G., 1983, p. 404; Klimkejt H.J., 1979a, p. 103; 1979b, p. 384; Franke A.H., 1925, p. 366-370, pl. 2; Benveniste E., 1938, p. 503-504; Dauvillier G., 1948, p. 143, 294).

21. Gulacsi Z. Mediaeval Manichaean Book Art//A Codicological Study of Iranian and Turkic Illuminated Book Fragments from 8th-11th Century East Central Asia. Brill; Leiden; Boston, 2005.
Контекст: ...Культовый символ «солнце/луна» принадлежит согдийско-турфанской традиции, корни которой - Месопотамия (Gulacsi Z., 2005, р. 109).

22. Klimkeit H.J. Die Begegnung von Christen tum, Gnosis und Buddhismus an der Seidenstrabe. Herstellung, 1987. P. 36.