Siberian baroque arcitecture in European part of Ural region. incidental phenomenon or natural con- sequence of cultural wave “reverse motion” from the east to the west

Main Article Content

M.V. Goloviznin Email: mvasilef@mail.ru

Abstract

Siberian temple baroque architecture of XVII–XVIII centuries, which was originally developed on the basis of Moscow, Northern Russia and Ukrainian techniques finally was created as a style, being experienced the Eastern (Mongol and Chinese) influence. Due to the economic upturn of Siberia, caused by the development of border trade with China in the town of Kyakhta and due to the network of regional trade fairs in Yeniseysk, Irbit et al., the Asian (Chinese, Mongolian, Indian) products began to spread in Russia, forming the consumers’ tastes and aesthetic feeling of the population. Therefore such architectural styles as “Totma baroque” appeared in the XVIII century in the Russian North and the European part of Ural region, being similar to “Siberian baroque”, can be attributed to the in- volvement of these regions into unified system of international trade be- tween “East and West”.

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Article Details

How to Cite
Goloviznin, M. (1). Siberian baroque arcitecture in European part of Ural region. incidental phenomenon or natural con- sequence of cultural wave “reverse motion” from the east to the west. NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 9(9), 141-170. Retrieved from http://journal.asu.ru/wv/article/view/2120
Section
ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Author Biography

M.V. Goloviznin, Институт глобализации и социальных движений, Москва

кандидат исторических наук, научный сотрудник АНО Института глобализации и социальных движений, Москва

References

1. Болдырев-Казарин Д.А. Народное искусство Сибири//Сибирская живая сторона: этнографический сборник. Иркутск, 1924. Вып. 2. С. 5-20.
Контекст: ...Недаром Д.А. Болдырев-Казарин (1924, с. 18-19) отметил, что «барокко в своих крайних проявлениях, в рококо так хорошо вязался с рисунками китайских ваз, а при- хотливым изгибом архитектурных линий заставлял вспомнить свое- нравный и капризный бег линий на картинах ламайских «цзураши».

2. Вершинин Е.В. Ирбитская слобода в XVII в.//Очерки истории Урала. Вып. 20: Ирбитская ярмарка. Ирбитская слобода и Ирбитская ярмарка в XVII-XVIII вв. Екатеринбург, 2003. С. 5-36.
Контекст: ...Потребностями гужевого транспорта объяснялась и все возрастающая торговля лошадьми, которая происходила с юга от башкир и казахов (Вершинин Е.В., 2003, с. 22).

3. Выголов В.П. Архитектура барокко в Тотьме//Памятники русской архитектуры и монументального искусства: материалы и исследования, М., 1980. С. 103-125.
4. Головизнин М.В. «Православно-буддийский диалог» и его культурно-исторические последствия в Южной Сибири XVII-XVIII вв.//Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул, 2009. Вып. 3. С. 19-35.
Контекст: ...То есть храмовое барокко Тотьмы явилось результатом «реэкспорта» сибирского барокко в европейскую часть России (подробнее об этом см.: Головизнин М.В., 2009, с. 30-32; 2010, с. 106-110).

5. Головизнин М.В. «Диалог» барокко и классицизма в архитектуре как отражение социальной динамики «третьего сословия» Западной Сибири начала XIX в.//Труды Тобольской комплексной научной станции Уро РАН. Вып. 3: Исторические науки. Тобольск, 2013. С. 48-56.
Контекст: ...XIX в. в Южном и Западном Зауралье (Головизнин М.В., 2013, с. 50- 55).

6. Головизнин М.В. Сибирское барокко с буддийским оттенком // Восточная коллекция. 2010. №3 (42). С. 100-110. Денике Б.П. Выставка китайского искусства и новые археологические памятники Древнего Китая // Вестник древней истории. 1940. С. 172-178.
7. Згура В.В. Китайская архитектура и ее отражение в Западной Европе. М., 1929. 47 с.
Контекст: ...Его высокий купол с переломом скатов, фигурные фронтоны и главы, стоящие на разных уровнях, создают то впечатление дискретности, о котором говорил В.В. Згура (1929, с. 16-17), описывая китайскую архитектуру.

8. Каптиков А.Ю. Архитектурные формы храмов 1730-1770-х гг.//Энциклопедия земли вятской. Киров, 1996. Т. 5. С. 103-111.
9. Колесников П.А. Город Тотьма в XVII в. (к вопросу о социально-экономической истории русского поморского города)//Тотьма: краеведческий альманах. Вологда, 2001. Вып. 3. С. 180-277.
Контекст: ...Число дворовла- дельцев-ремесленников в Тотьме уменьшилось с 26,5% в 1625 г. до 4,7% в 1688 г. (Колесников П.А., 2001, с. 220, 232, 270). 60% от их общего числа в 1688 г. было причислено писцами к людям, занимающимся черной работой.

10. Корепанов Н.С. Ирбит и Ирбитская ярмарка в XVIII в.//Очерки истории Урала. Вып. 20: Ирбитская ярмарка. Ирбитская слобода и Ирбитская ярмарка в XVII-XVIII вв. Екатеринбург, 2003. С. 37-83.
Контекст: ...О размере притока купцов в Ирбитскую слобо- ду на время ярмарки позволяют судить такие данные: с 18 по 26 января в 1734 г. здесь побывали купцы из 26 европейских и уральских городов и 8 сибирских (Корепанов Н.С., 2003, с. 50-51).

11. Масиель-Санчес Л. Православные каменные храмы Западного Забайкалья XVIII -первой половины XIX в. История региональной традиции//Памятники русской архитектуры и русского монументального искусства XVI-XX вв. М., 2005. Вып. 7. С. 178-207.
12. Масиель-Санчес Л.К. Четыре сибирских храма 1770-х гг.: с Байкала на Енисей//Архитектурное наследство. 2015. Вып. 62. С. 118-127.
Контекст: ...Иркутскими мастерами была построена Троицкая церковь в Енисейске, которая стала образцом для местного барокко (Масиель-Санчес Л.К., 2015, с. 122).

13. Наумова О.А. Тотемское купечество в XVIII-XIX вв., его состав и регионы предпринимательской деятельности: (обзор документов Государственного архива Вологодской области)//Тотьма: историко-литературный альманах. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 306-314.
Контекст: ...Из списка купцов Тотьмы по состоянию на 1820 г. все купцы 1-й и 2-й гильдии и подавляющее большинство купцов третьей гильдии вели свои дела в Сибири, в основном в Иркутской губернии и на Кяхтинской таможне (Наумова О.А., 1995, с. 308-310).

14. Оглы Б.И. Архитектурные памятники Иркутска XVIII -начала XIX в.//Архитектурное наследство. 1979. Вып. 27. С. 161-169.
Контекст: ...В связи с этим следует подчеркнуть факт, что новообращенные буряты участвовали в постройке православных храмов (Оглы Б.И., 1979, с. 167).

15. Проскурякова Т.С. Особенности сибирского барокко//Архитектурное наследство. 1979. Вып. 27. С. 147-160.
Контекст: ...Так, Т.С. Проскурякова (1979, с. 148), автор многочисленных статей о «сибирском барокко» и соавтор фундаментальной монографии, посвященной архитектуре Индокитая, вслед за Д.А. Болдыревым-Казариным выделяет в истории сибирского барокко сходные периоды развития - 20-30-е гг.

16. Проскурякова Т.С., Жуковская Н.П. Енисейск в XVII-XVIII вв.//Архитектурное наследство. 1984. Вып. 32. С. 80-89.
Контекст: ...Другой бароч- ный храм Енисейска - Спасский собор, подобно иркутским храмам, имеет длинные горизонтальные карнизные пояса, идущие по периметру восьме- рика собора и восьмигранника колокольни, состоящие из ромбо-квадратных элементов декора, имеющих связь с алтайским и тунгусским декором (Проскурякова Т.С., Жуковская Н.П., 1984, с. 86) (рис. 14).

17. Силин Е.П. Кяхта в XVIII в. Из истории русско-китайской торговли. Иркутск, 1947. 204 с.
Контекст: ...Фото М.В. Головизнина В 1721 г. из Китая на русскую территорию перебежал некий человек, способный писать по-китайски и по-маньчжурски, который остался в Троице-Селенгинском монастыре и принял крещение (Силин Е.П., 1947, с. 116).

18. Слащев К.Р. Демографическая ситуация в Тотьме в конце XVIII в.//Тотьма: краеведческий альманах. Вологда, 2001. Вып. 3. С. 143-150.
Контекст: ...Демографическая ситуация в Тотьме, согласно данным церковного учета, стала меняться к лучшему лишь в самом конце XVIII в., когда население города увеличилось за счет естественного прироста, а рождаемость превысила смертность (Слащев К.Р., 2001, с. 148).

19. Тельтевский П.А. Памятники архитектуры XVIII в. в Тотьме//Архитектурное наследство. 1962. Вып. 14. С. 203-210.
Контекст: ...Уже первые научные публикации о тотемской архитектуре (Тельтевский П.А., 1962, с. 203-210) позволяют предположить, что аналоги «выстроенных безвестными мастерами» храмов следует искать к востоку от Тотьмы.

20. Хохряков А.Н. Православные храмы села Шестаково и предания, связанные с ними//Слободской и слобожане: сб. мат. II науч.-практ. конф. Слободской, 1997. С. 28-31.
Контекст: ...Исторические источники о постройке Благовещенской церкви, к сожалению, крайне скудны и не сохранили сведений о строительной артели, воздвигавшей храм, а свидетельства старожилов Шестакова весьма разнятся, сообщая, что родиной строителей храма является либо Москва, либо Великий Устюг, либо Тотьма (Хохряков А.Н., 1997, с. 28-31).Однако, по мнению авторитетного исследователя архитектуры Урала и Сибири А.Ю. Кап- тикова (1996, с.105), архитектурные формы Благовещенской церкви Шестакова имеют наибольшее сходство с сибирским, точнее тоболь- ским, храмовым барокко.