“Forbiden places” in Central Asian khanates based on information of Russian travelers of the 19th c.

Main Article Content

R.Yu. Pochekaev Email: ropot@mail.ru

Abstract

This article devoted to legal status of “forbidden places” (quruqs) in Central Asian khanates of the 19th c. Quruq is an ancient Turkic-Mongol legal institution reflected specific status of landownership closed for all people excluding persons determined by creator pf quruq (khan as a rule). Despite 232  the ancient origination quruqs were actively used in Central Asian khanates even during the Modern Age, but researchers didn’t pay enough attention to its use and its correlation with Islamic law which was a basic element of Central Asian legal system this time. The article is an attempt to characterize practice of using quruqs in Central asian khanates of the 19th c. (Bukhara, Khiva, Khoqand) on a base of information of Russian travelers in Central Asia as it essentially supplements an information of official documents and Central Asian court historians.

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Article Details

How to Cite
Pochekaev, R. (1). “Forbiden places” in Central Asian khanates based on information of Russian travelers of the 19th c. NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 9(9), 222-223. Retrieved from http://journal.asu.ru/wv/article/view/2126
Section
ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ И СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Author Biography

R.Yu. Pochekaev, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории права и государства Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург

References

1. Абдураимов М.А. Очерк аграрных отношений в Бухарском ханстве в XVI -первой половине XIX в. Ташкент, 1970. Т. 2. 287 с.
Контекст: ...о ханы, как это было в прежние времена, но и члены ханского рода и влиятельные представители родоплеменной аристократии: имеются документы о продаже куруков ходжам Джуйбари представителями эмирских родов (Абдураимов М.А., 1970, с. 83, 86; Иванов П.П., 1954, с. 73, 75, 203, 323).

2. Арандаренко Г.А. Досуги в Туркестане. 1874-1889. СПб., 1889. 666 с.
3. Бартольд В. К вопросу о погребальных обрядах турков и монголов//Бартольд В.В. Сочинения. М., 1966. Т. IV. С. 377-396.
Контекст: ...В.В. Бартольд (1966, с. 383-384), считая, что термин «курук» имел уйгурское происхождение, включал в число таких куруков ханские кладбища, дворцы и гаремы.

4. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов: Монгольский кочевой феодализм. М.; Л., 1934. 223 с.
Контекст: ...Б.Я. Владимирцов (1934, с. 112) полагал, что любой аристократ-землевладелец мог внутри своих владений установить запретное место для семейного кладбища.

5. Дмитриев С.В. Среднеазиатские куруки в эпоху Шибанидов (по материалам XVI в.)//Тюркологический сборник. 2005: Тюркские народы России и Великой степи. М., 2006. С. 143-158.
6. Дневные записки плавания А.И. Бутакова по Аральскому морю в 1848-1849 гг. Ташкент, 1953. 58 с.
Контекст: ...При этом паломники имели право посещать могилу только после того, как сдавали ханским чиновникам определенное количество ягод «джиды» (Дневные записки, 1953, с. 39).

7. Дробышев Ю.И. К типологии средневековых заповедников Центральной и Средней Азии//Тюркологический сборник. 2003/2004: Тюркские народы в древности и средневековье. М., 2005. С. 30-47.
8. Дробышев Ю.И. Человек и природа в кочевых обществах Центральной Азии (III в. до н.э. -XVI в. н.э.). М., 2014. 608 с.
Контекст: ...ю власть не только над подданными, но и над природой, упорядочивая организацию не только социальной жизни, но и географического пространства в пределах своих владений (Дробышев Ю.И., 2005, с. 44; см. также: Дробышев Ю.И., 2014, с. 219).

9. Залесов Н. Письма из Хивы//Военный сборник. 1859. №1. С. 273-295.
Контекст: ...Своеобразной гарантией того, что ханские подданные не станут самовольно проникать в это «заповедное место», стало то, что, по сообщению Н. Залесова (1859, с. 275) (еще одного участника миссии полковника Игнатьева), все работники, обслуживавшие «сад» Гендумкан, являлись рабами-персами - таким образом, запрет хан- ским подданным (свободным) бывать в этом «заповедном месте» соблюдался буквально!

10. Залесов Н. Посольство в Хиву и Бухару полковника Игнатьева в 1858 г.//Русский вестник. 1871. Т. 92. С. 42-82.
Контекст: ...Важное значение «садов» нашло отражение и в том, что именно в таком «заповедном месте» была размещена и дипломатическая миссия полковника Игнатьева (Залесов Н., 1871, с. 64) - это прямо свидетельствует об использовании «садов» как мест для отдыха, что практиковалось еще со времен средневековья.

11. Записки о некоторых народах и землях средней части Азии Филиппа Назарова, Отдельного Сибирского Корпуса переводчика, посыланного в Коканд в 1813 и 1814 гог. СПб., 1821. 98 с.
Контекст: ...Так, Филипп Назаров, переводчик Сибирского корпуса, побывавший в Коканде в 1813-1814 гг., сообщает о том, что правивший тогда Омар-хан (ум. 1822) имел луга под Маргеланом, где развлекался охотой - в том числе тигровой и барсовой (Записки, 1821, с. 60).

12. Иванов П.П. «Удельные земли» Сейид-Мухаммед-хана хивинского (1856-1865)//Записки Института востоковедения АН СССР. 1937. Т. VI. С. 27-59.
Контекст: ...XIX в., не отличаются точностью в вопросе характеристики статуса земельных владений ханов, поэтому представляет большую сложность извлечь из них информацию именно о куру- ках - а не просто «удельных владениях», т.е. личном и семейном домене хивинских ханов (см.: Иванов П.П., 1937, с. 40).

13. Иванов П.П. Хозяйство джуйбарских шейхов. М.; Л., 1954. 400 с.
Контекст: ...е времена, но и члены ханского рода и влиятельные представители родоплеменной аристократии: имеются документы о продаже куруков ходжам Джуйбари представителями эмирских родов (Абдураимов М.А., 1970, с. 83, 86; Иванов П.П., 1954, с. 73, 75, 203, 323).

14. Килевейн Е.Б. Отрывок из путешествия в Хиву и некоторые подробности о ханстве во время правления Сеид-Мохаммед Хана, 1856-1860//Записки Императорского Русского географического общества. 1861. Кн. 1. Отд. II. С. 95-108.
Контекст: ...По его сведениям, ханские земли и сады сдаются частным лицам в аренду, за что те отдают хану треть своего урожая или иного дохода (Килевейн Е.Б., 1861, с. 108).

15. Кун А. Очерк Кокандского ханства. СПб., 1876. 12 с.
Контекст: ...А.А. Кун (1876, с. 6-7) еще более жестко оценивает налоговую политику хана Худояра, в том числе и налоги и сборы за пользование ханскими куруками: «Брали подать за хворост, камыш, колючку и т.п., которые бедные люди собирали с полей на продажу.

16. Набиев Р.Н. Из истории Кокандского ханства (феодальное хозяйство Худояр-хана). Ташкент, 1973. 388 с.
Контекст: ...я учреждения «заповедного места» стало нахождение здесь могилы мусульманского святого! Гораздо больше сведений имеется о куруках в Кокандском ханстве, которым посвящены специальный раздел монографии Р.Н. Набиева (1973, с. 133-162) о феодальном хозяйстве хана Худояра и вышеупомянутая обширная статья А.Л. Троицкой.

17. Наливкин В. Краткая история Кокандского ханства. Казань, 1886. 215 с. Обозрение Кокандского ханства в нынешнем его состоянии//Записки Русского географического общества. 1849. Кн. III. С. 176-216.
18. Пантусов Н.Н. Сборы и пошлины в бывшем Кокандском ханстве//Туркестанские ведомости. 1876. №17. Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819 и 1820 гг. гвардейского генерального штаба капитана Николая Муравьева, посланного в сии страны для переговоров. М., 1822. Ч. II. 144 с.
Контекст: ...Только за пользование куруками в округе одного лишь Коканда этот сбор составлял 4 000 тенге (Пантусов Н.Н., 1876). А.А. Кун (1876, с. 6-7) еще более жестко оценивает налоговую политику хана Худояра, в том числе и налоги и сборы за пользование ханскими куруками: «Брали подать за хворост, камыш, колючку и т.п., которые бедные люди собирали с полей на продажу.

19. Самаркандские документы XV-XVI вв. (О владениях Ходжи Ахрара в Средней Азии и Афганистане). М., 1974. 631 с.
Контекст: ...Впервые такая практика стала применяться еще при последних Тимуридах, - в частности, уже под 1490 г. упоминается о куруке, составлявшем часть вакуфных владения медресе Султан-Шахида (Самаркандские документы, 1974, с. 273).

20. Семенов А.А. Очерк поземельно-податного и налогового устройства б. Бухарского ханства (Труды Средне-Азиатского государственного университета. Сер. II: Orientalia. Вып. 1). Ташкент, 1929. 54 с.
Контекст: ...Согласно шариату, контроль над этими землями осуществлял монарх, однако любое лицо имело право (с разрешения монарха) взяться за их обработку и, «оживив», имело право пробрести такие земли в собственность (Семенов А.А., 1929, с. 40-41).

21. Тихонов Д.И. Хозяйство и общественный строй Уйгурского государства X-XIV вв. М.; Л., 1966. 288 с.
Контекст: ...Юань уйгурскому идикуту первой половины XIV в., в котором хан предписывает своему вассалу охранять куруки - земельные угодья и водные источники - и не позволять местному населению пользоваться ими без разрешения (Тихонов Д., 1966, с. 128).

22. Троицкая А.Л. «Заповедники»-курук кокандского хана Худояра//Сборник Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1955. Т. III. С. 122-156.
Контекст: ...Более того, А.Л. Троицкая (1955) на основе анализа архивных материалов опубликовала обширную статью о куруках Худояра - предпоследнего правителя Кокандского ханства.

23. Троицкая А.Л. Материалы по истории Кокандского ханства XIX в. по документам архива кокандских ханов. М., 1969. 156 с.
Контекст: ...Его сведения совпадают и с сообщениями кокандского историка Ходжи Мухаммада Хаким-хана-торе, который также описывает охотничьи угодья Омар-хана вокруг озера с полями, поместьем, садом, цветни- ками и пр. (см.: Троицкая А.Л., 1969, с. 6).

24. Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир. Алматы, 2002. 604 с.
Контекст: ...Если же он вводил постоянные запреты на доступ к соответствующим территориям, то он, по мнению исследователя, злоупотреблял своими властными полномочиями (Хазанов А.М., 2002, с. 224-225).

25. Хорошхин А.П. Очерки Коканда//Хорошхин А.П. Сборник статей, касающихся до Туркестанского края. СПб., 1876. С. 39-52.
Контекст: ...Еще один российский военный чиновник А.П. Хорошхин (1876, с. 47), побывавший в Коканде под конец правления Худояра, даже приводит своеобразное «объяснение» причин такой деятельности хана: Худояр очень любил соколиную охоту и поэтому, совершая поездки по стране, п