Религиозные процессы на территории Монголии (по результатам социологического исследования)
Основное содержание статьи
Аннотация
В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в рамках российско-монгольского проекта в 2020 г. на территории Монголии. В ходе исследования была сделана попытка оценить религиозную ситуацию на территории Монголии и выявить степень вовлеченности жителей страны в религиозную жизнь, а также восприятие ими государственной конфессиональной политики.
Выборка исследования — 362 человека. При этом в число опрошенных попало значительное количество респондентов, которые приехали на учебу или на работу из разных районов страны. 73% респондентов считают, что человеку необходимо быть верующим. Однако 46% опрошенных посещают культовые места очень редко, а 22% не соблюдают вообще никаких религиозных обрядов. Данный факт свидетельствует о достаточно слабой вовлеченности респондентов в религиозную жизнь, в том числе и буддийской сангхи. Исследвоания показали, что на территории Монголии преобладающей конфессией является буддизм, который рассматривается как часть национальной культуры монгольского народа. Со стороны государства предпринимаются меры по поддержке буддийского института как элемента национальной идентичности. Данные меры приводят к популяризации буддизма среди населения Монголии.
По мнению респондентов, важную роль в выстраивании межконфессионального диалога должно играть государство, задачей которого является контроль за деятельностью религиозных организаций. Установлено, что в монгольском обществе преобладают стереотипы, связанные с религиозными традициями. Так, большинство респондентов связывают ислам с проявлениями экстремизма. При этом следует отметить, что Монголия является страной с достаточно низким уровнем распространения экстремистского мировоззрения. Оценка развития межконфессиональной ситуации в Монголии требует дальнейшего наблюдения. Достаточно большой процент респондентов отметили, что межконфессиональная ситуация на территории Монголии не может считаться абсолютно стабильной. Усиление роли буддийской сангхи в политической и культурной жизни страны требует её оценки в выстраивании межконфессиональных отношений в регионе.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Литература
Гусев И., Терентьев В. И. Состояние религиозной жизни Улан-Батора (на примере района Баянзурх) // Православие и дипломатия в странах Азиатского-Тихоокеанского региона : материалы X Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 2020. С. 43-47.
Дашковский П. К., Кушнерик Р. А., Цэдэв Н. Этноконфессиональные процессы в Северо-Западной Монголии (по материалам полевых исследований 2008 г.) // Политологические и этноконфессиональные исследования в регионах. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2009. Т. II. С. 241-246.
Дашковский П. К., Цэдэв Н., Шершнева Е. А. Некоторые особенности этноконфессиональной ситуации в Баян-Ульгийском аймаке Монголии // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе : сборник статей. Барнаул : Азбука, 2010. Вып. IV. С. 180-186.
Дашковский П. К., Шершнева Е. А., Цедев Н. Влияние государственной политики на этнорелигиозные процессы в Монголии (по результатам социологических исследований) // Мир Большого Алтая. 2017. № 3. С. 414-427.
Дашковский П. К., Шершнева Е. А., Цэдэв Н. Этноконфессиональные исследования в Монголии в 2016 г. // Народы и религии Евразии. 2017. Вып. 1-2. С. 115-128.
Ермакова Т. В. Российские и монгольские ученые о современной Монголии // Новые исследования Тувы. 2015. № 3. С. 168-172.
Жуков А. В., Зимин О. И., Жукова А. А. Глобализация и возрождение буддизма в Монголии // Девятые Байкальские международные социально-гуманитарные чтения. Иркутск, 12-24 января 2015 г. Иркутск, 2016. С. 34-39.
Жулак Ли, Урангоо Хаш-Эрдэнэ Развитие национального потенциала для предотвращения терроризма (на примере Монголии) // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12, № 3. С. 444-453.
Михалев А. В. Религия как фактор внешней политики современной Монголии // Религиоведение. 2013. № 4. С. 70-77.
Рованова И. В., Зимин О. И., Жуков А. В., Жукова А. А. Религиозное мифотворчество в политической жизни современной Монголии // Вестник ЗабГУ 2015. № 4. С. 95-102.
Россия и Монголия: цивилизационные аспекты модернизации (сравнительный анализ) / отв. ред. А. С. Железняков, Т. Н. Литвинова. М. : Институт социологии РАН, 2016. 196 с.
Сабиров Р. Т. Буддизм в Монголии на рубеже XX-XXI вв. // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. № 3. С. 95-100.
Сабиров Р. Т. Буддийская сангха в Монголии: традиция и современность // Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2018. № 1. С. 40-55.
Сабиров Р. Т. Монгольский буддизм в XXI веке: в процессе конструирования // Государство. Религия. Церковь. 2020. № 1 (38). С. 86-105.
Цогзолмаа Н. Распространение новых религиозных течений и их влияние на систему образования Монголии // Народы и религии Евразии. 2018. № 1 (14). С. 117-124.
Цэдэв Х. Н. Некоторые проблемы изучения этноконфессиональной ситуации в Монголии // Народы и религии Евразии. 2017. Вып. 3-4 (12-13). С. 128-134.
Цымжит П. В., Самдангийн Ц. Религиозная ситуация в Монголии: 1990-2009 гг. // Гуманитарный вектор. 2014. № 3. С. 67-72.
Цэдэв Н. Х., Монхбат А. Д. Об этноконфессиональной ситуации в Монголии // Современные этнические процессы на территории центральной Азии: проблемы и перспективы. 2019. С. 112-115.
Четырова Л. Б. Роль буддизма в конструировании этничности калмыков и монголов // Четвертые востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга. Доклады, статьи, публикации документов / РАН, Ин-т восточных рукописей ; сост. М. И. Воробьева-Десятовская, Е. П. Островская ; ред. Т. В. Ермакова. СПб., 2011. С. 190-198.
Dashkovskiy P. Ethnic and Religious Processes in Western Mongolia (based on social research) // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. № 185: 109-116.
Dashkovskiy P. K., Shershneva E. A., Cedav N. Perception of ethnic and religious processes by Мongolia population (a sociological study) // Народы и религии. 2018. № 2. С. 119-132