Обычай давра в похоронной обрядности казахского народа
Основное содержание статьи
Аннотация
В данной статье содержится анализ обычая давра (каз. «дэуре», «gayip»), столетие назад входившего в состав похоронно-поминального обрядового цикла казахского народа. Этот обряд был достаточно хорошо описан во второй половине XIX в. в изданиях царских чиновников, считался в казахской среде исконным обрядом мусульман. В XX в., уже в советский период, выходит ряд научных исследований, в которых указывается о вероятном доисламском происхождении этого ритуала и о степени его исламизированности.
Цель данного исследования заключалась в том, чтобы определить действительно ли проведение обычая давра у казахского народа было связано с домусульманскими верованиями, при подтверждении данного тезиса — установить в какой степени был исламизирован этот обряд. Источниковую базу исследования составили работы дореволюционных этнографов, среди которых издания Ы. Алтынсарина, Ш. М. Ибрагимова, Н. И. Гродекова. При описании современного состояния этого обряда использовались интернет-источники, поскольку проведение ритуала, несмотря на признаки его «возрождения», является все же редким событием. Новизна исследования заключается в применении нового ракурса анализа обрядов и религиозных воззрений казахского народа с точки зрения соотношения в них исламских и доисламских элементов. Автор статьи предлагает отнести данный обряд к варианту синтеза доисламских воззрений и исламских предписаний.
Суть обряда заключается в «передаче» или «переносе» «грехов» покойного на других людей, животных или объекты материального мира. Результатами исследования стали сведения о том, что концепт обряда сформировался в доисламскую эпоху, а позднее подвергся значительным изменениям и в народном мировоззрении стал считаться исламским обычаем. Так, данный обряд включил исламские элементы — концепт «искупления грехов» за нарушение канонов исламского вероучения, участие муллы, чтение молитвы из Корана.
В целом, исследования в данном направлении раскрывают отличительные черты традиционного и современного религиозного мировоззрения казахского народа. В структурном отношении статья состоит из введения, описания методов, результатов и выводов исследования.
Скачивания
Metrics
Детали статьи

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Литература
Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М. : Высшая школа, 1990. 351 с.
Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. М. : Ансар, 2007. 400 с.
Алтынсарин И. Этнографические очерки и образцы устного творчества. Астана: Алтын кгтап, 2007. 166 с.
Арын Е. М., Исмагулов О. И., Ажигали С. Е., Шалекенов У. Х., Толеубаев А. Т., Артык-баев Ж. О. Религиозные верования и обряды казахов. Астана: Алтын-кгтап, 2007. 320 с.
Басилов В. Н., Винкельман И. Свод этнографических понятий и терминов. Религиозные верования. Вып. 5. М. : Наука, 1993. 240 с.
Басилов В. Н., Кармышева Дж. Х. Ислам у казахов: до 1917 г. М. : ИАЭ РАН, 1997. 161 с.
Бибикова О. П. Арабы. Историко-этнографические очерки. М. : АСТ, 2008. 444 с.
Борисов В. М. Русско-арабский словарь. М. : Сам Интернешнл, 1993. 1108 с.
Гродеков Н. И. Этнография казахов и кыргызов Сырдарьинской области. Астана : Алтын-кгтап, 2007. 380 с.
Ибрагимов Ш. М. Очерки быта казахов. Астана : Алтын кгтап, 2007. 146 с.
Кастанье И. Из области киргизских верований // Вестник Оренбургского учебного округа. 1912. № 3. С. 72-94.
Малиновский Б. Научная теория культуры. М. : ОГИ, 2005. 184 с.
Смаилов А. А. Аналитический отчет. Итоги Национальной переписи населения Республики Казахстан 2009 года. Астана : Агентство Республики Казахстан по статистике, 2011. 65 с.
Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М. : Наука, 1969. 338 с.
Степанова О. Б. Традиционное мировоззрение селькупов: представления о круговороте жизни и душе. СПб. : Петербургское Востоковедение, 2008. 304 с.
Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М. : Социально-экономическое издательство, 1939. 602 с.
Толеубаев А. Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (XIX — начало XX в.). Алма-Ата : Гылым, 1991. 211 с.
Чвырь Л. А. Обряды и верования уйгуров в XIX-XX вв. М. : Восточная литература, 2006. 288 с.
Survivals. Encyclopaedia Britannica. URL: https://www. britannica.com/topic/survivals (дата обращения: 17.02.2024).
АрFынбаев Х. А. Казак отбасы: (казак отбасыньщ кешеНа мен 6YriHrici жайындаFы FbiAbiMu зерттеу енбек) [Казахская семья: (научно-исследовательская работа о прошлом и настоящем казахской семьи)]. Алматы : Кайнар, 1996. 288 с. (на каз. яз).
Куанышбаев А. Дэуре айналдыру дурыс па? [Можно ли ездить на велосипеде?] URL: https://www.youtube.com/watch?v=MNkZT-3eLyM (дата обращения: 17.02.2024) (на каз. яз.).
UZEN ISLAM studio. Дэуiр айналдыру деген дурыс па? [Правильно ли говорить «перевести стрелки часов»?] // Исрафил устаз [Учитель Исрафил]. URL: https://www. youtube.com /watch?v=rL5FltkmsnY (дата обращения: 17.02.2024) (на каз. яз.).