Стихотворение как текст и как песня (на материале лирики И. Бродского 70-х и 80-х годов)
Аннотация
В статье рассматривается концепция поэзии, представленная в лирике И. Бродского 70-х и 80-х годов. Выстраивается смысловая оппозиция двух форм презентации поэтического произведения: письменной и устной. В основе этой оппозиции лежит, во-первых, противопоставление языковой и эмпирической реальностей, при этом высшее, определяющее значение приобретает именно сфера языка. В процессе письма поэт создаёт второе Я, проецирует себя в область текста и таким образом получает доступ в особое текстовое пространство, которое становится для него своеобразным убежищем от материального мира. Воспроизведение же стихотворения в устной форме коррелирует с образом живого мира и осуществляется в эмпирической действительности. В этой связи романтический конфликт поэта и толпы, свойственный ранней лирике Бродского, сохраняется в его творчестве 70-х и 80-х годов лишь в том случае, когда стихотворение реализуется в устной форме и адресовано современникам поэта. Взаимодействие поэта и аудитории в плоскости письменного текста представлено как общение между абстрактными адресантом и адресатом. Отсутствие у участников коммуникации конкретных биографических черт снимает возможность возникновения конфликта между ними. Во-вторых, оппозиция устной и письменной форм поэтической речи основывается на противопоставлении звучания и молчания, в онтологической модели Бродского соответствующих бытию и небытию. Ситуация письма, характеризующаяся беззвучием, отсылает поэта к образу небытия и помогает занять позицию мужественного принятия мысли о смерти. Само пространство текста уподобляется небытию, поэтому при жизни поэт имеет к нему лишь частичный доступ. Ситуация говорения представляет собой распространение голоса поэта в живом мире.
Скачивания
Metrics
Литература
Ахапкин Д. «Филологическая метафора» в поэтике Иосифа Бродского // Русская филология: Сборник научных работ молодых филологов. Тарту, 1998. Вып. 9.
Баландина И.А. Орнитологические образы Иосифа Бродского // Уральский филологический вестник. 2021. №1.
Верхейл К. Кальвинизм, поэзия и живопись: об одном стихотворении И. Бродского // И. Бродский: творчество, личность, судьба. Итоги трех конференций. СПб., 1998.
Горелов О.С. Сюрреализация звука: музыкальность. Аудиальная культура и саунд в новейшей русской поэзии (В. Банников, В. Бородин. Н. Сафонов) // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т.26. №3.
Зельцер Э. К вопросу о героическом модусе художественности в лирике И. Бродского // И. Бродский: стратегии чтения. Материалы международной научной конференции. М., 2005.
Келебай Е. Поэт в доме ребенка: пролегомены к философии творчества И. Бродского. М., 2000.
Корчинский А. «Событие письма» и становление нарратива в лирике Бродского // Критика и семиотика. Новосибирск, 2003. Вып. 6.
Крепс М. О поэзии И. Бродского, 1984. URL: http://lib.ru/BRODSKIJ/kreps.tx
Липовецкий М. Критерий пустоты // Урал. 2001. №7.
Мелетинский Е.М. Возникновение и ранние формы словесного искусства // История всемирной литературы: в 8 тт. Т 1. М., 1983.
Ранчин А.М. «На пиру Мнемозины»: интертексты И. Бродского. М., 2001. Шмакотина А.С. Тема поэта и поэзии в ранней лирике И.Бродского. Проблема романтического кода // Новый филологический вестник. 2021. № 3.
Список источников
Бродский И. Избранные стихотворения. М., 1994.
Бродский И. Пейзаж с наводнением. СПб., 2008.
Бродский И. Письма римскому другу. СПб., 2003.
Бродский И. Разговор с небожителем. СПб., 2005.
Сочинения И. Бродского: в 4тт. Т.4. СПб., 1998.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.