Филология как социальная деятельность. Ч. 1: О профессии "Филолог"и высшем филологическом образовании в России

  • Николай Данилович Голев Кемеровский государственный университет Email: ngolevd@mail.ru
  • Наталья Борисовна Лебедева Кемеровский государственный университет Email: nlebedevab@yandex.ru
Ключевые слова: Филология, филолог, институализация, филология-деятельность, филолог-профессия, филология — учебная дисциплина, ментально-образовательная ситуация, социофилогический метод

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению феномена «филология» как гуманитарной науки, рода социальной деятельности и элемента обыденного сознания. Названные компоненты составляют единство, которое мы обозначаем термином «современная ментально-языковая ситуация». В настоящем исследовании в ее центр ставится филология как социальная деятельность.  Важнейшими институтами  социализации и официализации филологической деятельности  являются система школьного и вузовского образования (с официально декларируемыми целевыми установками и соответствующими документами)  и право (трудовое законодательство, регулирующее профессиональную деятельность). Между названными институтами в СССР и РФ сложились сложные и противоречивые отношения, которые анализируются в статье. В этом социально-ментальном пространстве школьное образование образует функциональное единство с обыденным метаязыковым сознанием, вузовское образование тяготеет к единству с научным метаязыковым сознанием.  Мы полагаем и доказываем далее, что образовательные структуры «в лице» высших и средних учебных заведений осуществляют несистемный отклик на социально-общественные запросы к филологии как науке и как практической деятельности. Основным предметом исследования выступают причины и следствия несистемной институализации филологической деятельности в вузовском и школьном филологическом образовании.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Николай Данилович Голев, Кемеровский государственный университет

доктор филологических наук, профессор Кемеровского государственного университета

Наталья Борисовна Лебедева, Кемеровский государственный университет

Доктор филологических наук, профессор

Литература

Аникина А. В. Кем можно работать с дипломом филолога? URL:https://dzen.ru/a/YMDLs4ymO0-NfSU5

Аннушкин В. И. Основы русской филологии: курс лекций / В.В. Аннушкин. М, 2014.

Ахатова З. К. Профессионально важные личностные качества учителя филолога» // Вестник Башкирского университета». 2007. N/12. № 4.

Базылев В. Н. Новое в российской лингвистике (педагогическая лингвистика, антропоориентированная лингвистика, политическая коммуникативистика, теологическая лингвистика). Русский язык в школе. 2019. Т. 80. № 3.

Базылев В. Н. Новое в российской лингвистике (неопсихолингвистика, миграционная лингвистика, контактная лингвистика, компутационная лингвистика, коннективистика). Русский язык в школе. 2021. Т. 82. № 6.

Барашева А. В. Семантика ценностей профессиональной деятельности филолога в представлениях студентов-филологов // Культура. Духовность. Общество. 2015. № 20.

Барашева Д. Е. Идентификация профессии филолога как модератора дискурсивных практик // Традиции и инновации в изучении и преподавании филологических дисциплин в вузе и школ: колл. монография. М., 2016.

Беловолов В. А., Матвеев Д. Е., Султанбеков Т. И., Ильенко Е. В Образовательная среда вуза как социопедагогический, социокультурный феномен // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера: сб. материалов I Международной научно-практической конференции. 2019.

Больше, чем наука: книга о филологии и филологах Тюменского государственного университета.Тюмень, 2008.

Ветров А. А. Расчлененность формы как основное свойство понятия // Вопросы философии. 1958. № 1.

Волков В. В. Профессиографическая фасета языковой картины мира в контексте задач профессиональной диверсификации студентов-филологов // Вопросы современной филологии в контексте взаимодействия языков и культур. Материалы IV Международной научно-практической конференции / отв. за выпуск Е.А. Стуколова. Оренбург, 2021.

Гиндин С. И. Введение в общую филологию // Авторские учебные программы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам: психология, педагогика, лингвистика, литературоведение. М., 1998.

Голев Н. Д. Современная ментально-языковая ситуация в аспекте взаимоотношений ее лингвистического и лингводидактического аспектов // Естественная письменная русская речь. Ч. 2. Барнаул, 2003.

Голев Н. Д. К проблеме качества чтения как дидактической задачи // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Часть IV. Дискурсы и жанры письменной речи:сборник научных статей / под ред. Н. Б. Лебедевой. Кемерово, 2011.

Данюшина Ю. В. Бизнес-лингвистика – новое синергетическое направление прикладной лингвистики // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010.

Житнухина М. А. Филологическая терминология в метаязыковом сознании рядовых носителей языка разного возраста / М. А. Житнухина // Естественная письменная речь: исследовательский и образовательный аспекты. Ч. IV. Кемерово, 2011.

Касьянов В. В., Ковалев В. В., Самыгин С. И. Университетов не должно быть много: классический университет в структуре реформируемой системы высшего образования России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 2.

Ким И. Е. Игорь Ким о филологическом образовании в условиях реформ // Аккредитация в образовании. 2010. № 7 (42). URL: https://akvobr.ru/igor_kim_o_filologicheskom_obrazovanii_v_uslovijah_reform.html

Ким И. Е. Филологическое образование: перспективы // Аккредитация в образовании. 2020. №7 (123). URL: https://akvobr.ru/filologicheskoe_obrazovanie_perspektivy.html

Ковтун Е. Н. Филологическая магистратура в России: вчера и завтра. URL: www. slavcenteur.ru

Козырев Н. А., Козырева О. А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791

Кузьмина Н. В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. Л. 1970.

Лихачев Д. С. О филологии / Предисл. Л. А. Дмитриева. М., 1989.

Макарова, В. Ю. Развитие профессиональных компетенций студентов-филологов и повышение их мотивации к овладению профессией в ходе составления методического комментария к художественному тексту на практических занятиях по методике обучения русскому языку // Учитель для будущего: язык, культура, личность : к 200-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева / отв. ред. В.Д. Янченко; сост. и науч. ред. А.Д. Дейкина, А.Ю. Устинов, В.Д. Янченко. М, 2018.

Маликова, А. Б. Профессия филолога в сфере государственного и муниципального управления / А. Б. Маликова // Молодежь – Барнаулу: Материалы XXIII городской научно-практической конференции молодых ученых, Барнаул, 1–30 ноября 2021 года / гл. редактор В.В. Гудков. Барнаул, 2022.

Махмурян К. С. Содержание понятий "филология" и "филологическая компетенция" на современном этапе // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 3.

Мельничук О.А. Профессиональное гуманитарно-филологическое образование в современных условиях // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2013. Т. 10. № 2.

Миронова О. А. «Технологии и эффективные инструменты smm-продвижения (на примере Instagram ) // Журнал: Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2021.

Пешковский А. М. Школьная и научная грамматика: опыт применения науч.-граммат. принципов к шк. практике. 2-е изд., М. 1918. 125, [1] URL: http://elib.gnpbu.ru/text/peshkovsky_shkolnaya-nauchnaya-grammatika_1918/

Подгорная Е. А., Демиденко К. А. Лингвистические характеристики интернет-чатов как вида коммуникации // Концепт. 2014.

Попова Е. П., Бондаренко О. В. Значение филологических дисциплин в процессе подготовки специалистов лингвоинтенсивных профессий в вузе // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2017. № 1 (11).

Пореченкова Е. А. Задачи развития филологического образования на современном этапе // Вестник МГУ сер 19 Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 1.

Пузырева О.И. Содержание лингвистического образования в гуманитарных вузах России и США // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6.

Степанов Ю. С. Филология // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.

Тарланов З. К., Тарланов Е. З. Русская филология и российское общество // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2020. № 1 (26).

Тимирханов В. Р. Сопоставительная характеристика отечественных концепций филологии как познавательной сферы // Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22. № 3.

Федоров А. Несколько мыслей о филологическом университетском образовании и о культуре в новых условия. URL http://belsk.ruspole.info/node/2181

Фролова Т. И. Гуманитарная повестка СМИ и стратегии ее реализации // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2013. № 6.

Хрулев В. Филология как сфера миротворчества // Бельские просторы, 2018. № 2.

Чернышова Т. В. Аналитико-экспертная деятельность: аспекты подготовки филолога-практика // Н. В. Панченко, Т. В. Чернышова, А. А. Чувакин (ред.) // Коммуникативистика в современном мире: эффективность и оптимизация речевого взаимодействия в социуме: материалы Третьей международной научной конференции (Барнаул, 24–29 апреля 2012 г.). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012.

Чувакин А. А. Основы филологии: учебное пособие / под ред. А. И Куляпина, М., 2012.

Шаповалов В. А. Роль классических университетов в развитии образования и науки // Вестник Ставропольского государственного университета. 2004. Вып. 39.

Шевченко И. В. Философские понятия на уроках литературы (к проблеме формирования профессиональной компетенции студентов-филологов) // Преподаватель XXI век. 2007. № 3.

Опубликован
2023-11-30
Как цитировать
Голев Н. Д., Лебедева Н. Б. Филология как социальная деятельность. Ч. 1: О профессии "Филолог"и высшем филологическом образовании в России // Филология и человек, 2023, № 4 DOI: 10.14258/filichel(2023)4-01. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/13650.
Раздел
Статьи
Bookmark and Share