Филология как социальная деятельность. Ч. 1: О профессии "Филолог"и высшем филологическом образовании в России
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению феномена «филология» как гуманитарной науки, рода социальной деятельности и элемента обыденного сознания. Названные компоненты составляют единство, которое мы обозначаем термином «современная ментально-языковая ситуация». В настоящем исследовании в ее центр ставится филология как социальная деятельность. Важнейшими институтами социализации и официализации филологической деятельности являются система школьного и вузовского образования (с официально декларируемыми целевыми установками и соответствующими документами) и право (трудовое законодательство, регулирующее профессиональную деятельность). Между названными институтами в СССР и РФ сложились сложные и противоречивые отношения, которые анализируются в статье. В этом социально-ментальном пространстве школьное образование образует функциональное единство с обыденным метаязыковым сознанием, вузовское образование тяготеет к единству с научным метаязыковым сознанием. Мы полагаем и доказываем далее, что образовательные структуры «в лице» высших и средних учебных заведений осуществляют несистемный отклик на социально-общественные запросы к филологии как науке и как практической деятельности. Основным предметом исследования выступают причины и следствия несистемной институализации филологической деятельности в вузовском и школьном филологическом образовании.
Скачивания
Metrics
Литература
Аникина А. В. Кем можно работать с дипломом филолога? URL:https://dzen.ru/a/YMDLs4ymO0-NfSU5
Аннушкин В. И. Основы русской филологии: курс лекций / В.В. Аннушкин. М, 2014.
Ахатова З. К. Профессионально важные личностные качества учителя филолога» // Вестник Башкирского университета». 2007. N/12. № 4.
Базылев В. Н. Новое в российской лингвистике (педагогическая лингвистика, антропоориентированная лингвистика, политическая коммуникативистика, теологическая лингвистика). Русский язык в школе. 2019. Т. 80. № 3.
Базылев В. Н. Новое в российской лингвистике (неопсихолингвистика, миграционная лингвистика, контактная лингвистика, компутационная лингвистика, коннективистика). Русский язык в школе. 2021. Т. 82. № 6.
Барашева А. В. Семантика ценностей профессиональной деятельности филолога в представлениях студентов-филологов // Культура. Духовность. Общество. 2015. № 20.
Барашева Д. Е. Идентификация профессии филолога как модератора дискурсивных практик // Традиции и инновации в изучении и преподавании филологических дисциплин в вузе и школ: колл. монография. М., 2016.
Беловолов В. А., Матвеев Д. Е., Султанбеков Т. И., Ильенко Е. В Образовательная среда вуза как социопедагогический, социокультурный феномен // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера: сб. материалов I Международной научно-практической конференции. 2019.
Больше, чем наука: книга о филологии и филологах Тюменского государственного университета.Тюмень, 2008.
Ветров А. А. Расчлененность формы как основное свойство понятия // Вопросы философии. 1958. № 1.
Волков В. В. Профессиографическая фасета языковой картины мира в контексте задач профессиональной диверсификации студентов-филологов // Вопросы современной филологии в контексте взаимодействия языков и культур. Материалы IV Международной научно-практической конференции / отв. за выпуск Е.А. Стуколова. Оренбург, 2021.
Гиндин С. И. Введение в общую филологию // Авторские учебные программы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам: психология, педагогика, лингвистика, литературоведение. М., 1998.
Голев Н. Д. Современная ментально-языковая ситуация в аспекте взаимоотношений ее лингвистического и лингводидактического аспектов // Естественная письменная русская речь. Ч. 2. Барнаул, 2003.
Голев Н. Д. К проблеме качества чтения как дидактической задачи // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Часть IV. Дискурсы и жанры письменной речи:сборник научных статей / под ред. Н. Б. Лебедевой. Кемерово, 2011.
Данюшина Ю. В. Бизнес-лингвистика – новое синергетическое направление прикладной лингвистики // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010.
Житнухина М. А. Филологическая терминология в метаязыковом сознании рядовых носителей языка разного возраста / М. А. Житнухина // Естественная письменная речь: исследовательский и образовательный аспекты. Ч. IV. Кемерово, 2011.
Касьянов В. В., Ковалев В. В., Самыгин С. И. Университетов не должно быть много: классический университет в структуре реформируемой системы высшего образования России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 2.
Ким И. Е. Игорь Ким о филологическом образовании в условиях реформ // Аккредитация в образовании. 2010. № 7 (42). URL: https://akvobr.ru/igor_kim_o_filologicheskom_obrazovanii_v_uslovijah_reform.html
Ким И. Е. Филологическое образование: перспективы // Аккредитация в образовании. 2020. №7 (123). URL: https://akvobr.ru/filologicheskoe_obrazovanie_perspektivy.html
Ковтун Е. Н. Филологическая магистратура в России: вчера и завтра. URL: www. slavcenteur.ru
Козырев Н. А., Козырева О. А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
Кузьмина Н. В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. Л. 1970.
Лихачев Д. С. О филологии / Предисл. Л. А. Дмитриева. М., 1989.
Макарова, В. Ю. Развитие профессиональных компетенций студентов-филологов и повышение их мотивации к овладению профессией в ходе составления методического комментария к художественному тексту на практических занятиях по методике обучения русскому языку // Учитель для будущего: язык, культура, личность : к 200-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева / отв. ред. В.Д. Янченко; сост. и науч. ред. А.Д. Дейкина, А.Ю. Устинов, В.Д. Янченко. М, 2018.
Маликова, А. Б. Профессия филолога в сфере государственного и муниципального управления / А. Б. Маликова // Молодежь – Барнаулу: Материалы XXIII городской научно-практической конференции молодых ученых, Барнаул, 1–30 ноября 2021 года / гл. редактор В.В. Гудков. Барнаул, 2022.
Махмурян К. С. Содержание понятий "филология" и "филологическая компетенция" на современном этапе // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 3.
Мельничук О.А. Профессиональное гуманитарно-филологическое образование в современных условиях // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2013. Т. 10. № 2.
Миронова О. А. «Технологии и эффективные инструменты smm-продвижения (на примере Instagram ) // Журнал: Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2021.
Пешковский А. М. Школьная и научная грамматика: опыт применения науч.-граммат. принципов к шк. практике. 2-е изд., М. 1918. 125, [1] URL: http://elib.gnpbu.ru/text/peshkovsky_shkolnaya-nauchnaya-grammatika_1918/
Подгорная Е. А., Демиденко К. А. Лингвистические характеристики интернет-чатов как вида коммуникации // Концепт. 2014.
Попова Е. П., Бондаренко О. В. Значение филологических дисциплин в процессе подготовки специалистов лингвоинтенсивных профессий в вузе // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2017. № 1 (11).
Пореченкова Е. А. Задачи развития филологического образования на современном этапе // Вестник МГУ сер 19 Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 1.
Пузырева О.И. Содержание лингвистического образования в гуманитарных вузах России и США // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6.
Степанов Ю. С. Филология // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.
Тарланов З. К., Тарланов Е. З. Русская филология и российское общество // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2020. № 1 (26).
Тимирханов В. Р. Сопоставительная характеристика отечественных концепций филологии как познавательной сферы // Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22. № 3.
Федоров А. Несколько мыслей о филологическом университетском образовании и о культуре в новых условия. URL http://belsk.ruspole.info/node/2181
Фролова Т. И. Гуманитарная повестка СМИ и стратегии ее реализации // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2013. № 6.
Хрулев В. Филология как сфера миротворчества // Бельские просторы, 2018. № 2.
Чернышова Т. В. Аналитико-экспертная деятельность: аспекты подготовки филолога-практика // Н. В. Панченко, Т. В. Чернышова, А. А. Чувакин (ред.) // Коммуникативистика в современном мире: эффективность и оптимизация речевого взаимодействия в социуме: материалы Третьей международной научной конференции (Барнаул, 24–29 апреля 2012 г.). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012.
Чувакин А. А. Основы филологии: учебное пособие / под ред. А. И Куляпина, М., 2012.
Шаповалов В. А. Роль классических университетов в развитии образования и науки // Вестник Ставропольского государственного университета. 2004. Вып. 39.
Шевченко И. В. Философские понятия на уроках литературы (к проблеме формирования профессиональной компетенции студентов-филологов) // Преподаватель XXI век. 2007. № 3.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.