Референтные сферы неконвенциональных средств передачи времени в художественном тексте.
Аннотация
В статье проанализированы тексты художественных произведений, относящиеся к различным историческим периодам (эпос о Гильгамеше), жанрам (романы, рассказы, драматургические произведения), написанные на русском (А. П. Чехов, С. Довлатов, Г. Г. Демидов) и английском языках (У. Шекспир, Р. П. Уоррен, У. Фолкнер, К. Воннегут) и обнаружен общий принцип, присущий поэтике выбранных произведений. Для передачи времени в них были использованы как конвенциональные, так и неконвенциональные средства. Целью работы стало рассмотрение и распределение неконвенциональных средств, по референтным сферам и уяснение их функций в художественных текстах. Были выделены четыре основные группы, связанные с продуктами питания, физиологией человека, событиями или предметами в жизненном пространстве персонажей, а также природными процессами. Как показало исследование, неконвенциональные средства передачи времени в художественном тексте являются наиболее архаичными, тем не менее они продолжают широко использоваться как средство индивидуализации восприятия времени персонажами, подчеркивая его психологичность. Временной характер неконвенциональных средств почти всегда поддерживается наречиями, предлогами или грамматическими средствам выражения времени. В заключении сделан вывод о том, что векторный характер времени, его текучесть, неизбежность приближения к смерти заставляет авторов искать формы удержания времени, его опредмечивания, при воспроизведении которых оживает и само ушедшее время.
Скачивания
Metrics
Литература
Андреева В. Г. Художественное время в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2023. № 2.
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 2006.
Гумилев Л. Н. Этнос и категория времени // Доклады Георграфического общества СССР. Л., 1970. Вып. 15.
Дмитриев И. С., Щербак Н. Ф. Часы и категория времени в творчестве Уильяма Шекспира (к истории научной мысли в елизаветинскую эпоху) // Социология науки и технологий. DOI: 10.24412/2079-0910-2021-4-24-45
Жук М. И. Метафизика времени в романе У. Фолкнера «Шум и ярость» // Проблемы языкового образования и направления филологических исследований в высшей школе Дальнего Востока России. Владивосток, 2019.
Карпина Е. С. Художественное время в историческом романе XIX века (на материале «Вольтерьянца» Вс. С. Соловьева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennoe-vremya-v-istoricheskom-romane-xix-veka-na-materialevs-s-solovieva-volteryanets (дата обращения 25.07.2023).
Повалко П. Ю. Пространство и время как категории художественного текста // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2016. № 3. С. 106–112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvo-i-vremya-kak-kategorii-hudozhestvennogo-teksta (дата обращения: 25.07.2023).
Савина А. А. О неконвенциональных способах выражения художественного времени и пространства (на материале английского регионального романа) // Вестник ЧелГУ. 2009. № 17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekonventsionalnyh-sposobah-vyrazheniya-hudozhestvennogo-vremeni-i-prostranstva-na-materiale-angliyskogo-regionalnogo-romana (дата обращения: 24.07.2023).
Самойлова А. В., Шершнева Н. Б. Многоаспектность категории времени // Междисциплинарные аспекты лингвистических исследований. Краснодар, 2018. С. 77–82.
Спачиль О. В. Художественное время в композиционно-речевой структуре южного романа США: дисс. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Одесса, 1988.
Тураева Б. Б. Теоретические основы концепции художественного времени и художественного пространства // Ученый ХХI века. 2023. № 1 (92).
Шарафадина К. И. Селам, откройся! Флоропоэтика в образном языке русской и зарубежной литературы. СПб., 2018.
Шкловский В. Б. Конвенция времени // Вопросы литературы. 1969. № 3.
Штыкова Н. В. Лексический аспект темпоральной целостности текста // Номинация и коммуникация. Сб. науч. трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 250. М, 1985.
Юрина Е. А., Помаролли Дж. Библейская символика хлеба в образных средствах русского и итальянского языков // Язык и культура. 2017. №39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bibleyskaya-simvolika-hleba-v-obraznyh-sredstvah-russkogo-i-italyanskogo-yazykov (дата обращения: 11.10.2023).
Gonzalez Martin, Raquel. Time and Memory in Faulkner: a Critique of Modern Identity. Universidad Complutense de Madrid, 2021. Online edn. https://hdl.handle.net/20.500.14352/5398, (accessed 24 July 2023).
Hamblin, Robert W. (ed.), “Saying No to Death”: Toward Faulkner’s Theory of Fiction. In: Robert W. Hamblin (ed.), Critical Essays on William Faulkner (Jackson, MS, 2022; online edn, Mississippi Scholarship Online, 18 May 2023), https://doi.org/10.14325/mississippi/9781496841124.003.0002, (accessed 24 July 2023).
Haqshenas, Saleh. The Concept of Time; Henry Bergson, Sadeq Hedayat & William Faulkner. Saarbruken, Germany, 2016.
Huber, Loreta, Bulvyte, Giedre. Embodiment of the Concept of Time in William Faulkner’s “As I Lay Dying & Virginia Woolf’s “To the Lighthouse”. In: Respectus Philologicus. 2013. 23 (28). DOI:10.15388/RESPECTUS.2013.23.28.5
Jones, Maria. Ophelia’s Flowers // Maria Jones. Shakespeare’s Culture in Modern Performance. New York, 2003. DOI: 1057/9780230597167_4
Vining, Edward P. Time in the Play of Hamlet. Press of the New York Shakespeare Society, 1886. https://www.gutenberg.org/files/36002/36002-h/36002-h.htm (accessed 17 July 2023).
Список источников
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 4. М., 1995.
Демидов Г. Г. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. Чудная планета: рассказы. СПб., 2021.
Довлатов С. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1. СПб., 2014.
Чехов А. П. Полное собрание соч. и писем в 30 томах. М.: Наука, 1974–1983.
Шекспир У. Гамлет // Полное собрание сочинений в 8 томах. Т. 6. М., 1960.
Эпос о Гильгамеше («О все видавшем») / Перевод с аккадского И. М. Дьяконова. М.-Л., 1961.
Faulkner, W. Sartoris. New York, 1964.
The Oxford Shakespeare. Hamlet. New York, 2008.
Vonnegut, K. Cat’s Сradle. London, 2008.
Warren, R. P. Flood. A Romance of our Time, 1964.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.